Поиск по творчеству и критике
Cлово "1940"
Входимость: 8. Размер: 46кб.
Входимость: 7. Размер: 137кб.
Входимость: 5. Размер: 5кб.
Входимость: 5. Размер: 115кб.
Входимость: 5. Размер: 69кб.
Входимость: 4. Размер: 17кб.
Входимость: 3. Размер: 11кб.
Входимость: 3. Размер: 40кб.
Входимость: 3. Размер: 82кб.
Входимость: 3. Размер: 3кб.
Входимость: 3. Размер: 52кб.
Входимость: 3. Размер: 63кб.
Входимость: 3. Размер: 68кб.
Входимость: 3. Размер: 99кб.
Входимость: 3. Размер: 51кб.
Входимость: 2. Размер: 9кб.
Входимость: 2. Размер: 29кб.
Входимость: 2. Размер: 46кб.
Входимость: 2. Размер: 4кб.
Входимость: 2. Размер: 2кб.
Входимость: 2. Размер: 73кб.
Входимость: 2. Размер: 88кб.
Входимость: 2. Размер: 148кб.
Входимость: 2. Размер: 63кб.
Входимость: 2. Размер: 220кб.
Входимость: 2. Размер: 115кб.
Входимость: 2. Размер: 8кб.
Входимость: 2. Размер: 5кб.
Входимость: 2. Размер: 75кб.
Входимость: 2. Размер: 81кб.
Входимость: 2. Размер: 6кб.
Входимость: 2. Размер: 63кб.
Входимость: 2. Размер: 5кб.
Входимость: 2. Размер: 137кб.
Входимость: 2. Размер: 18кб.
Входимость: 2. Размер: 28кб.
Входимость: 2. Размер: 6кб.
Входимость: 2. Размер: 10кб.
Входимость: 2. Размер: 98кб.
Входимость: 2. Размер: 31кб.
Входимость: 2. Размер: 59кб.
Входимость: 1. Размер: 22кб.
Входимость: 1. Размер: 51кб.
Входимость: 1. Размер: 7кб.
Входимость: 1. Размер: 18кб.
Входимость: 1. Размер: 19кб.
Входимость: 1. Размер: 22кб.
Входимость: 1. Размер: 8кб.
Входимость: 1. Размер: 96кб.
Входимость: 1. Размер: 21кб.
Примерный текст на первых найденных страницах
Входимость: 8. Размер: 46кб.
Часть текста: мере способствовали те новые издания сочинений Ломоносова и материалов о нем, которые вышли в эти годы; следует упомянуть в этой связи о появлении в 1934 г. шестого и седьмого томов академического издания „Сочинений М. В. Ломоносова“ и ценного пособия для всех занимающихся Ломоносовым — научного описания его автографов, хранящихся в Архиве Академии Наук, составленного Л. Б. Модзалевским и вышедшего в 1937 г. 1 Неутомимый исследователь трудов Ломоносова в области физики, химии и других естественных наук, Б. Н. Меншуткин продолжал до последних дней своей жизни трудиться над научным наследием Ломоносова и издал незадолго до своей безвременной кончины новое исследование — „Труды Ломоносова по физике и химии“ (1936) и новое „Жизнеописание Михаила Васильевича Ломоносова“ (1937), а из оставшегося литературного наследства Б. Н. Меншуткина исследователи будут черпать еще долго полезные и необходимые материалы при дальнейшем изучении трудов Ломоносова. Вместе с тем появилось довольно много журнальных статей, посвященных разным сторонам многогранной деятельности Ломоносова, главным образом в области тех же наук — физики и химии, и лишь отчасти касающихся его трудов по литературе, географии, истории и т. п. Следует отметить также, что в 1935 г. был сделан опыт издания стихотворений Ломоносова для широких читательских кругов. 2 Все отмеченное говорит о том, что в советские годы немало сделано для ознакомления с литературным и научным наследством Ломоносова. Наиболее яркие факты наших дней в тех областях науки, которыми занимался Ломоносов, нередко вызывали воспоминания о нем, в особенности когда речь шла о таких славных событиях, как исследование и основание Северного морского пути, изучение Северного Ледовитого океана и т. п. Но, записывая все сказанное об изучении Ломоносова в последние годы в число несомненных достижений науки о нем,...
Входимость: 7. Размер: 137кб.
Часть текста: его избрания в Петербургскую Академию. Но Леклерк известен не только как медик, хотя до переезда в Россию у себя на родине во Франции он проявил себя лишь как врач в военном ведомстве. 2 Попав в нашу страну, Леклерк заинтересовался историей и культурой России и не мало сделал для популяризации их на французском языке. Правда, не будучи профессиональным историком и не имея глубоких знаний по истории прошлого новой для него страны, он допустил в своих трудах, особенно в главном из них — шеститомной «Истории физической, нравственной и политической древней и новой России», 3 не мало грубых ошибок, вызвавших тогда же резкую критику. 4 Однако автор искренно стремился ознакомить французских читателей с достоинствами русского народа. Не лишенный литературного дарования, он перевел на французский язык некоторые выдающиеся произведения русских писателей, в том числе поэму Ломоносова «Петр Великий». 5 За четыре дня до выступления Леклерк был избран в Академию, 6 и он начал свою речь с благодарности за оказанную ему честь. Замечательная характеристика Ломоносова и оценка значения его в истории русской культуры, данные Леклерком, были совершенно справедливы. Речь эта была им заранее написана, и Собрание приняло решение хранить копию ее в Архиве Академии; 7 решение, однако, не было выполнено по причинам, о которых речь будет ниже. Лишь через сто лет текст этой речи удалось найти в Архиве Министерства иностранных дел, и П. П. Пекарский опубликовал ее. 8 Из выступления Леклерка приведем лишь следующие строки: «Но я слишком...
Входимость: 5. Размер: 5кб.
Часть текста: картина Ломоносова. Исторический вестник, 1886, стр. 655. Вельтман А. Портфель служебной деятельности Ломоносова. «Очерки России», изд. Вадимом Пассеком, 1840. Веретенников В. И. М. В. Ломоносов — творец русской мозаики. Архитектура Ленинграда, 1940, № 2(19), март—апрель. Грабарь И. Э. Новые материалы о М. В. Ломоносове. Красный архив, 1940, № 3/100, стр. 158—194. ДанилевскийВ. В. и Тихонов Н. П. Реставрация мозаики Ломоносова. «Полтавская баталия». Проблемы истории докапиталистического общества. Журнал ГАИМК, V, 1935, № 9. Ежемесячные сочинения и известия о ученых делах, Академия Наук, 1764, май, 467 стр. [Перевод флорентийской статьи о мозаиках Ломоносова — корреспонденция из Петербурга]. Злотников М. Ф. Материалы о фабрике Ломоносова в Усть-Рудицах. Сб. «Ломоносов», изд. АН СССР, 1940. И. И. О мозаике. Вестник Европы, изд. Михаилом Каченовским, 1806, XXVIII. Князев Г. А. Мозаика М. В. Ломоносова «Полтавская баталия», (открытие после войны). Ленинградская правда, 1941, № 261, октябрь. Ливотов Е. В. Вклад гр. Шуваловых в Николо-Малицкий монастырь. Тверь, 1907....
Входимость: 5. Размер: 115кб.
Часть текста: химии и технологии силикатов Глава пятая. Фабрика в Усть-Рудицах ГЛАВА ПЯТАЯ ФАБРИКА В УСТЬ-РУДИЦАХ Фабрика моя делания разноцветных стекол и из них разных вещей состоит в Коважской мызе в деревне Уcтьрудицах. М. В. ЛОМОНОСОВ (1760г.). По заказу И. И. Шувалова в 1757 г. французский художник Этьен Фессар сделал портрет Ломоносова. Московский университет подготовлял в это время «Собрание сочинений» его, для чего в первую очередь и был изготовлен этот портрет. Пробные оттиски гравюры на меди, размером 14.5—18.5 см, были показаны Ломоносову 23 ноября 1757 г.Ломоносов изображен за столом, сочиняющим оду «ея императорскому величеству». На столе лежат циркуль, транспортир, стоит глобус, на стенных полках размещена химическая, лабораторная посуда, здесь находятся также и книги. На зеднем плане художник показал через окно море о двумя корабликами, над которым разразилась гроза, сверкает молния. Общая мысль автора портрета заключалась в том, чтобы показать Ломоносова в образе поэта — придворного одописпа. Увидев такой портрет с поэтическим пейзажем на заднем плане,Ломоносов заявил категорический протест против подобного своего изображения, которое могло бы только усилить разговоры окружавших его людей о том, что он превратился в придворного поэта. [Д. С. Бабкин. Образ Ломоносова в портретах XVIII в. Сб. «Ломоносов», т. I, М.—Л., 1940, стр. 302—317.] Это было далеко от правды: стихотворство было его утехой, а главные интересы его были сосредоточены на науке и на любимом детище его — устьрудицкой стеклянной фабрике.Ломоносов пригласил к себе академического художника X. Вортмана и просил его переделать портрет,...
Входимость: 5. Размер: 69кб.
Часть текста: презирающим препятствия трудом, безошибочным художественным чутьем. Семь веков отделяют ломоносовскую мастерскую от мозаик Киева. В этот долгий период времени наша страна не знала мозаичного искусства. Забыла его. Ломоносов создал в России искусство технически сложное, требующее больших знаний и художественных сил, назначенное служить, по его словам, для убранства «огромных публичных строений». Изготовление основного материала для мозаик, цветных стеклянных сплавов — смальт, — мастерство древнее. Некоторые античные цветные стекла не имеют себе равных по красоте. В новые века для копирования мозаикой алтарных картин в соборе Петра в Риме «химики папской мозаичной фабрики предоставили мастерам-мозаичистам смальтовую палитру в несколько тысяч красок. Но способы получения этих красок в стекле были окружены тайной. Ломоносов не мог иметь готовых рецептов. Он создал для своих мозаичных работ собственные смальты, и эти смальты красочнее итальянских. Набор в мозаиках Ломоносова производился ускоренным способом, им изобретенным. Во все подробности мозаичной техники Ломоносов внес усовершенствования, был свободен от стесняющих традиций, опережал свое время. Таков он был во всех областях своей разнообразной стремительной деятельности — в науках, в поэзии, в мозаичной живописи. В научных и художественных делах Ломоносов хотел показать и личным примером доказал, что Россия имеет все данные занять свое, выдающееся положение среди европейских стран. Ломоносов страстно враждовал с теми, кто ценил Запад больше, чем тот заслуживал. «За то терплю, — писал он в конце своей жизни, — что стараюсь защитить дело Петра Великого, чтобы выучились...
Входимость: 4. Размер: 17кб.
Часть текста: 1795-1868 & 1834 Екатерина Петровна Киндякова 1812-1839 3.2.1.1. Александра Александровна Раевская 1839-1863 & 1861 Иван Григорьевич, граф Ностиц 1824-1905 3.2.1.1.1. Григорий Иванович, граф Ностиц 1862-1915 3.2.2. Екатерина Николаевна Раевская, фрейлина 1797-1885 & 1821 Михаил Федорович Орлов, генерал-майор 1788-1842 3.2.2.1. Николай Михайлович Орлов 1821-1886 & 1857 Ольга Павловна Кривцова 1838-1926 3.2.2.1.1. Елизавета Орлова 1859-1860 3.2.2.1.2. Елизавета Николаевна Орлова 1861-1940 3.2.2.1.3. Михаил Николаевич Орлов 1866-1907 3.2.2.1.4. Екатерина Николаевна Орлова 1869-1957 & 1898 Сергей Андреевич Котляревский 1873-1939 3.2.2.2. Анна Михайловна Орлова 1826-1887 & Владимир Владимирович, князь Яшвиль 1815-1864 3.2.2.2.1. Мария Владимировна, княжна Яшвиль 1852-1927 3.2.2.2.2. София Владимировна, княжна Яшвиль 1854 & Сергей Аполлонович Уваров, гофмейстер 1847-1900 3.2.2.2.2.1. Анна Сергеевна Уварова ca 1878-1899 3.2.2.2.2.2. Михаил Сергеевич Уваров 1880 & Аполлинария Петровна N & Вера Васильевна N 3.2.2.2.2.3. Владимир Сергеевич Уваров 1883 3.2.2.2.2.4. Сергей Сергеевич Уваров 1885-1932 & Наталья Федоровна Терещенко 1889 & Софья Михайловна Алфераки 1893-1953...
Входимость: 3. Размер: 11кб.
Часть текста: 1711, д. Денисовка Архангелогородской губ. — 4 (15) апреля 1765, Санкт-Петербург Российский учёный-естествоиспытатель, поэт, филолог, художник, историк, организатор науки, просветитель. Родился в семье крестьянина-помора, учился грамоте у приходского дьячка. Стремясь получить образование, в 1730 отправился в Москву, поступил в Славяно-греко-латинскую академию, в 1734 краткое время учился в Киево-Могилянской академии. В 1735 в числе наиболее отличившихся учеников был направлен в Петербург в Академический университет, а в 1736 командирован для продолжения образования в Германию, где учился горному делу и химии сначала в Марбургском университете (под руководством Х. Вольфа), а затем в университете Фрайбурга. После возвращения в Петербург (1741) был назначен адъюнктом Академии наук по физическому классу, в 1745 стал первым русским, избранным на должность профессора (академика). В течение первых 10 лет после приезда в Петербург занимался в основном исследованиями в области естественных наук, особенно химии, физики, металлургии, физической географии. С 1753 и до конца жизни работал в самых различных областях естественных и прикладных наук, занимался наряду с этим литературным творчеством, опубликовал несколько од и трагедий, а также ряд фундаментальных филологических трудов. Член Академии художеств (1763), почётный член Шведской (1760) и Болонской (1764) академий наук. Был инициатором разнообразных научных, технических и культурных начинаний. Видя прогресс общества, прежде всего, в развитии наук и просвещения,...
Входимость: 3. Размер: 40кб.
Часть текста: науки упорно клеветали на Ломоносова. «Великого мужа, вышедшего из среды народной» (Радищев), они изображали всего лишь автором торжественных од, певцом царей земных и небесных, далеким от народа. Материалиста Ломоносова, страстного борца против средневековой религиозной схоластики, они превращали в сторонника союза науки с религией и даже, более того, в сторонника подчинения науки религии. Под их пером Ломоносов превращался в человека, которого осыпали непрерывными почестями и наградами Елизавета, Екатерина II и их приближенные. Эта фальсификация образа и деятельности Ломоносова была начата еще графом А. П. Шуваловым, напечатавшим в 1765 году на французском языке краткую биографию Ломоносова. «Все наши государи последовательно покровительствовали и одобряли этого великого человека... Императрица Елизавета сделала его профессором химии в императорской Санктпетербургской Академии Наук и осыпала его благодеяниями. Царствующая сейчас императрица делала тоже еще в большем размере» 1 , — писал Шувалов. Как это ни странно, но даже новейшие исследователи порой изображают А. Шувалова горячим поклонником и единомышленником Ломоносова, не замечая злостной фальсификации деятельности великого ученого 2 . Под пером дворянских и буржуазных исследователей борьба Ломоносова «с неприятелями наук Российских» превращалась в цепь случайных столкновений и скандалов. Его гениальные открытия замалчивались и приписывались другим, а его самого превращали в...
Входимость: 3. Размер: 82кб.
Часть текста: по фарфору ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА ПО ФАРФОРУ Изыскал фарфоровые cоставы М. В. ЛОМОНОСОВ (1763 г.). В «Краткой истории о поведении Академической Канцелярии», составленной в 1764 г., Ломоносов писал: «Под смотрением и по расположению Ломоносова построена химическая лаборатория, в которой он, трудясь многими опытами, кроме других исследований, изобрел фарфоровую массу». [П. Билярский, ук. соч.. стр. 065.] Для суждения о работах Ломоносова по технологии фарфора сохранились весьма ограниченные материалы, еще более скудные, чем по химии и технологии стекла. В них записаны рецепты его фарфоровых масс и качество получавшегося фарфора после обжига. Часть этих рецептов находится среди его «Лабораторных записей» в разделе под заглавием: «фарфорные пробы»; другая — в его «Лабораторном журнале», упоминавшемся неоднократно ранее. [«Ломоносов». Сб. АН СССР, т. 1. М. -Л., 1940, стр. 51-56.] В приложении I даны полностью все архивные материалы Ломоносова, в которых отражены его работы по фарфору. По всей вероятности, фарфором Ломоносов занимался менее продолжительное время, чем стеклом. Однако и в области технологии фарфора его работы так же вполне оригинальны, как и в области стеклоделия. Объясняется это не только ...
Входимость: 3. Размер: 3кб.
Часть текста: его «Лабораторный журнал» и «Лабораторные записи», данные в приложении I. Об этом «Лабораторном журнале», хранящемся в архиве Академии Наук СССР [Архив Академии Наук СССР, ф. 20, опись 1, №3, л. 215-226 об. ч П. Билярский, ук. соч., стр. 162.] и написанном на 12 листах, Ломоносов упоминает в своем отчете о своих трудах в 1751 г.: «В химии: 1) Произведены многие опыты химические, по большей части огнем, для исследования натуры цветов, что значит того ж году журнал Лаборатории на 12 листах и другие записки». 3 П. Пекарский пишет, что опыты Ломоносова, содержащиеся в его «Лабораторном журнале» на 12 листах, были произведены им в 1751 г., так как в октябре того же года к Ломоносову уже обращались по поводу обучения Конерова. [П. Пекарский. История императорской Академии Наук, т. )], стр. 170.]. К этому же мнению присоединяется и Б. Н. Меншуткин в его статье, посвященной «Лабораторному журналу». [«Б. Н. Меншуткин. Лабораторный журнал и лабораторные записи М. В. Ломоносова. Сб. «Ломоносов», т. 1, 1940, стр. 9-18.] «Лабораторные записи», находящиеся также в приложении I, представляют собой разрозненные листки опытов, относящихся к тому же 1751 г. и частично к 1752 г. «Лабораторный журнал» и «Лабораторные закиси» Ломоносов вел преимущественно на латинском языке в сочетании с химической символикой того времени. Лишь отдельные записи сделаны на русском языке (например: «Фарфорные пробы»). В некоторых местах встречаются русские, немецкие, итальянские и греческие слова. В оригинальном изложении эти документы, подготовленные Б. Н. Меншуткиным, были впервые опубликованы в 1940 г. [Сб. «Ломоносов», т. I, 1940, стр. 19-37.]. Тогда же последний дал и полный русский перевод ломоносовского текста. В приложении I нами дана лишь часть русского перевода «Лабораторного журнала» и...