• Приглашаем посетить наш сайт
    Гончаров (goncharov.lit-info.ru)
  • Справка о плате за работу над мозаичной картиной "Полтавская баталия". 1763 не позднее июня 15 (№ 99)

    1763 НЕ ПОЗДНЕЕ ИЮНЯ 15. СПРАВКА О ПЛАТЕ ЗА РАБОТУ
    НАД МОЗАИЧНОЙ КАРТИНОЙ „ПОЛТАВСКАЯ БАТАЛИЯ“

    Маия с 1-го числа сего 1763 года получать имеют жалованья в год:

         
     

    Руб.  

    Матвей Васильев

    150

    Ефим Мельников

    120

    Яков Шалауров

    60

    Михайло Мешков

    54

    Филип Нестеров

    48

    48

    Семен Романов

    18

    Фома Рогожин

    18

     

    Сверх жалованья квадратных денег: 1

       

    Квадратный

    1.

    Воздух, дым, грунд, крупные места на платье, на лошадях, где мало перемены в тени и свете

    50 коп.

    2.

    У платья, где фалды, обшлага, пуговицы, шляпы, башмаки, лошадиные головы, хвосты, седла, простой горизонт

    1 руб.

    3.

    4.

    Головы, руки и волосы простые

    3 „  

    5.

    Лагерь, Полтава, дерево

    „  

    6.

    Мелкие фигуры, сражения, полки

    5 „  

    7.

    Лица портретные

    6 „  

    8.

    2

    особливо по
    рассмотрению

    NB. Ежели к 15 числу июня сего 1763 года картина поспеет набором, то выдано всем будет жалованья не в зачет и кроме истраченных денег за два месяца.

    Примечания

     34, л. 66).

    Впервые напечатано — Макаренко, стр. 179.

    Датируется предположительно по начальным словам публикуемого документа.

    По сообщению Ломоносова, „с 1762 г., майя с последних чисел, началось действительное мозаикою ставление [т. е. мозаичный набор] первой картины — Полтавская победа“ („Красный архив“, 1940, № 100, стр. 186). Возбуждая в начале 1763 г. ходатайство перед Сенатом о выдаче 13460 руб. „для приведения к совершенному окончанию мозаичной великой картины Полтавская баталия и к продолжению следующих, также и на строение к оной картине позолоченных рам“, Ломоносов выражал надежду, что к 27 июня 1763 г., т. е. ко дню годовщины Полтавской победы, работа над картиной будет закончена („Ломоносов“, I, стр. 158).

    Чтобы побудить своих мозаичистов к скорейшему выполнению работы, Ломоносов повысил оплату их труда, о чем известил их публикуемым документом. В чтении документа расписался на нем же за себя и за всех товарищей М. Васильев.

    — голову Петра Великого и портреты Я. В. Брюса, Б. П. Шереметева и М. М. Голицына — набирали мастера мозаичного дела М. Васильев и Е. Мельников. Это были ко времени работы над „Полтавской баталией“ уже вполне зрелые художники мозаичной живописи, владеющие различными приемами набора. Другие набирать могли все, „кроме лиц“. Это были уже ученики учеников Ломоносова (подробнее о них см. Макаров, стр. 91—93). Работали над „Полтавской баталией“ и пять крестьян, обученных в Усть-Рудицах мозаичному искусству. Имена трех из них известны: Игнат Петров, Андрей Никитин и Федор Петров.

    Несмотря на повышенную оплату, картина не была окончена к намеченному сроку. 9 мая 1764 г. Ломоносов писал М. И. Воронцову: „Мозаичное изображение Полтавской победы уже в марте месяце составлением окончено и теперь на месте отшлифовывается“ (т. X наст. изд., письмо 90). К январю 1765 г. картина была отшлифована, отполирована и вставлена в медную золоченую раму („Красный архив“, 1940, № 100, стр. 186).

    1 „квадратные деньги“ следует понимать сдельную плату за один квадратный фут мозаичного набора.

    2 „Лицо самой главной особы“ — это лицо Петра I, чей „облик“, по словам Ломоносова, был „нарисован с гипсовой головы, отлитой с формы, снятой с самого лица блаженныя памяти великого государя, каков есть восковой портрет в Кунсткамере, а красками писан с лучших портретов, каковы нашлись в Санкт-Петербурге, по выбору“ (Макаренко, стр. 114).

    Раздел сайта: