• Приглашаем посетить наш сайт
    Высоцкий (vysotskiy-lit.ru)
  • Летопись жизни и творчества М. В. Ломоносова.
    Введение

    ВВЕДЕНИЕ

    Жизнь и творчество основоположника русской науки Михаила Васильевича Ломоносова, двухсотпятидесятилетие со дня рождения которого отмечается в этом году, давно привлекает к себе внимание самых широких кругов мировой общественности.

    За двести лет со времени смерти Ломоносова в нашей стране опубликовано свыше трех тысяч книг и статей, освещающих либо весь жизненный путь ученого, либо отдельные стороны его научной деятельности.1 Творчество Ломоносова в свое время привлекло внимание таких деятелей русской общественной мысли, науки, литературы и искусства, как Г. Р. Державин, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев, Н. М. Карамзин, А. С. Пушкин, В. Г. Белинский, Н. В. Гоголь, К. Н. Батюшков, Н. А. Добролюбов, А. И. Герцен, Д. И. Писарев, Н. А. Некрасов, Н. Г. Чернышевский, Д. И. Менделеев, Г. В. Плеханов, К. А. Тимирязев и многие другие.

    В течение этих лет десять раз издавалось Собрание сочинений Ломоносова и сотни раз в различных изданиях публиковались отдельные его произведения.2

    Большой вклад в изучение жизни и творческого наследия Ломоносова внесла Академия наук. Ученые Академии написали лучшие в дореволюционной ломоносовской литературе исследования, посвященные его жизни и трудам. Когда отмечалось столетие со дня смерти Ломоносова в 1865 г.3 и двухсотлетие со дня рождения в 1911 г.4, появилось много академических изданий о Ломоносове.

    Достоинством большинства этих работ было обилие в них фактического материала о жизни и творчестве ученого. Многие документы были впервые извлечены авторами из различных государственных и частных архивов.

    Недостатком этих работ являлось отсутствие критической оценки сообщаемых фактов. Наряду с достоверными имелись факты, неверно освещавшие жизнь и творчество Ломоносова, исходившие от врагов ученого, как он их называл сам, «недоброхотов наук российских», с которыми он на протяжении всей своей жизни вел непримиримую борьбу. Только этим некритическим подходом многих дореволюционных исследователей творчества Ломоносова и можно объяснить, например, то обстоятельство, что в их работах почти всегда его научное творчество замалчивалось, а поэтическое чрезмерно преувеличивалось, причем излагалось неправильно.

    Большинство поэтических произведений Ломоносова, как известно, составляли так называемые «похвальные оды», которые он посвящал императрице Елизавете Петровне. Внешне как бы продолжавшие установившуюся в дворянской поэзии еще задолго до Ломоносова традицию придворного панегирика, в действительности эти оды были посвящены восхвалению великой и необъятной матери-родины с ее трудолюбивым, смелым и мужественным народом. Во многих из своих од он также страстно славил науку и просвещение и их преобразующую роль в жизни русского народа. Точно такой же характер носили те многочисленные надписи к иллюминациям Ломоносова, которыми он вынужден был заниматься в первые годы своего пребывания в Петербургской Академии наук.

    Не замечая главного содержания ломоносовской поэзии, а сосредоточивая внимание лишь на ее форме, дореволюционные исследователи, хотели они того или нет, представляли его как поэта, воспевавшего монархов, тогда как в действительности он таковым никогда не был.

    Ошибочные суждения имелись и о других сторонах творчества Ломоносова.

    Много ценных замечаний о творчестве Ломоносова принадлежит Г. Р. Державину, Н. И. Новикову, А. Н. Радищеву, Н. М. Карамзину, А. С. Пушкину, В. Г. Белинскому и другим деятелям русской науки и искусства.

    Новый этап в изучении жизни и творчества Ломоносова наступил в нашей стране после Великой Октябрьской социалистической революции. Советские историографы, вооруженнные марксистским материалистическим методом, сумели восстановить подлинный облик Ломоносова как выдающегося естествоиспытателя, основоположника материалистической философии в России, страстного борца за развитие отечественной науки, культуры и просвещения. Учитывая пробел, который имелся в прошлом в изучении творчества Ломоносова как естествоиспытателя, советские историки науки обратили свое внимание прежде всего на его труды в области физики и химии, астрономии и географии, геологии и минералогии. Изучение этих работ позволило выяснить, что в лице Ломоносова наука XVIII века имела выдающегося творца нового естествознания, которое послужило фундаментом для всей современной нам науки и техники.

    Благодаря работам советских исследователей жизни и творчества Ломоносова по-иному стало оцениваться его научное наследие и в зарубежной литературе. Если в прошлом, следуя русским дореволюционным биографам, зарубежные ученые смотрели на него главным образом как на поэта, то теперь гораздо чаще его имя ставится в один ряд с именами Леонардо да Винчи, Коперника, Кеплера, Галилея, Декарта, Лейбница, Гука, Вольтера, Даламбера, Лагранжа, Фарадея и других выдающихся творцов науки.

    Научно обоснованно была отвергнута советскими учеными и та неверная оценка Ломоносова как поэта, которая имела широкое распространение в русской дореволюционной литературе.5

    Как и в дореволюционное время, центром изучения жизни и творчества Ломоносова в нашей стране остается Академия наук СССР. За годы Советской власти в Архиве АН СССР было собрано, научно обработано и описано все сохранившееся рукописное наследие Ломоносова;6 в 1947 г. был основан Музей Ломоносова, собирающий и изучающий вещественные памятники, относящиеся к жизни и творчеству ученого; в 1934—1948 гг. были изданы три последних тома начатого в 1891 г. восьмитомного Собрания сочинений ученого;7 в 1950—1959 гг. напечатано новое, наиболее полное и снабженное обстоятельными комментариями Собрание сочинений М. В. Ломоносова в десяти томах.8 С 1940 г. Академия наук СССР издает непериодические сборники статей и материалов «Ломоносов», в которых публикуются исследования советских ученых о Ломоносове и новые архивные документы, в той или иной мере пополняющие наши знания об ученом.9 За последние десятилетия Академией наук СССР издано также большое число монографических исследований, посвященных отдельным сторонам деятельности Ломоносова.

    Много места в своей творческой работе уделили Ломоносову в советское время академики В. А. Стеклов, Л. С. Берг, С. И. Вавилов. А. Е. Арбузов, В. В. Виноградов, А. В. Топчиев; члены-корреспонденты АН СССР Б. Н. Меншуткин, П. Н. Берков, Т. П. Кравец, А. Ф. Капустинский, Б. М. Кедров, С. Г. Бархударов и др.

    посвященные жизни и творчеству ученого.10

    Несмотря на столь большое внимание, уделявшееся изучению жизни и деятельности Ломоносова в нашей стране как в дореволюционное, так и в советское время, в его жизни остается еще много не выясненного и не изученного. В первую очередь это относится к вопросу хронологии всех связанных с его жизнью и творчеством событий. Из-за отсутствия такого хронологического перечня до сих пор остается не написанной полная научная биография М. В. Ломоносова.

    Попытки изложить жизнь и творчество Ломоносова в хронологической последовательности предпринимались уже неоднократно; так, составляя «Материалы для биографии Ломоносова», П. С. Билярский располагал публикуемые в них документы в строго хронологическом порядке и выносил на поля каждой полосы их даты; в хронологическом порядке расположены опубликованные документы в «Сборнике материалов для истории Академии наук в XVIII веке» А. А. Куника; довольно строго придерживался хронологического принципа в своем изложении жизни Ломоносова и П. П. Пекарский. Однако ни одна из работ не дает полной хронологии событий жизни и творчества Ломоносова. Особенно ясно стала видна неполнота всех работ о жизни и творчестве Ломоносова после того, как советским историкам науки, широко использующим в своих исследованиях архивные материалы, удалось найти множество новых, остававшихся ранее неизвестными фактов из жизни ученого.

    Большое число разысканных в наше время документов, относящихся к жизни и творчеству Ломоносова, было включено в последнее, десятитомное собрание его сочинений. Но все это не давало полной и отчетливой хронологической последовательности событий и фактов, связанных с жизнью и творчеством Ломоносова. Подготовленная Институтом истории естествознания и техники Академии наук СССР «Летопись жизни и творчества М. В. Ломоносова» и представляет собой такую работу.

    Мысль о создании подобной работы возникла в стенах Академии наук полвека тому назад. Еще 29 апреля 1910 г. на заседании созданной незадолго до этого при Академии наук Комиссии по вопросу празднования двухсотлетнего юбилея со дня рождения Ломоносова непременный секретарь Академии наук акад. С. Ф. Ольденбург внес на обсуждение предложение о необходимости создания специальной книги «Труды и дни Ломоносова», которая представляла бы собой хронологическую канву его жизни и деятельности. Присутствовавшие на заседании Комиссии одобрили предложение С. Ф. Ольденбурга и решили вынести вопрос о составлении предлагаемой книги на обсуждение Отделения русского языка и словесности.11 Дальнейшая судьба этого предложения неизвестна, однако такая книга не была составлена. Создать такую книгу представилось возможным только после большой и кропотливой работы советских ученых по изучению творческого наследия Ломоносова.

    Приступая к написанию «Летописи жизни и творчества М. В. Ломоносова», составители прежде всего выяснили, какие из существующих источников могут быть для этого использованы. Наличие большого числа публикаций рукописей Ломоносова и документов о нем вызвало необходимость пересмотреть все эти публикации, сличить сообщаемые в них факты с фактами, содержащимися в дошедших до нас архивных документах, с тем чтобы определить, какие из этих публикаций могут считаться достоверными и какие следует считать сомнительными.

    В результате этой большой и весьма кропотливой работы была пересмотрена не только вся известная литература о Ломоносове, но и документы о нем, хранящиеся в Архиве Академии наук СССР, Центральном государственном архиве древних актов в Москве, Центральном историческом архиве в Ленинграде, Центральном государственном архиве Военно-Морского флота в Ленинграде, Центральном государственном литературном архиве в Москве, Государственном историческом музее в Москве, Артиллерийском историческом музее в Ленинграде, Библиотеке Союза ССР им. В. И. Ленина в Москве, Государственной Публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде, а также в некоторых архивах Германской Демократической Республики и Федеративной Республики Германии. Удалось установить круг тех основных источников, которые можно было использовать при написании работы.

    Вполне надежными, свободными от серьезных погрешностей оказались публикации рукописей Ломоносова и документов о нем, вышедшие в советское время. К их числу в первую очередь следует отнести новые документы в десятитомном Полном собрании сочинений М. В. Ломоносова, в восьмитомном Собрании сочинений ученого, начатом еще до революции и завершенном лишь в наше время, а также в сборниках «Ломоносов» (тт. I—IV), в «Красном архиве» и в других журналах нашего времени, в монографиях советских авторов о творчестве Ломоносова. Все эти публикации рукописей Ломоносова и документов о нем были отнесены к числу основных источников для составления «Летописи».

    В достаточной мере точными, а поэтому также пригодными для включения их в число источников, на основании которых создавалась работа, оказались и некоторые дореволюционные публикации ломоносовских рукописей и документов о нем, в частности «Материалы для истории императорской Академии наук», изданные в 1865—1866 гг. А. А. Куником; «Материалы для истории императорской Академии наук» в десяти томах, изданные в 1885—1900 гг. М. И. Сухомлиновым; «Протоколы заседаний Конференции императорской Академии наук с 1725 по 1803 год» в четырех томах, изданные в 1897—1911 гг. Академией наук, и некоторые другие работы.

    В число основных литературных источников составителями включены также выходившие при жизни Ломоносова русские и иностранные периодические издания (газеты и журналы), в которых публиковались либо его работы, либо отзывы о них, либо сообщения о его тех или иных исследованиях, публичных выступлениях и т. д. Сведения о жизни Ломоносова, выявленные непосредственно в архивах, а в литературе не освещенные, были внесены в «Летопись» на основании этих архивных документов.

    Подобно многим другим изданиям справочного характера, «Летопись жизни и творчества М. В. Ломоносова» построена несколько отлично от обычных монографических работ, имеет ряд особенностей, требующих некоторых пояснений, облегчающих пользование этой работой.

    В работе в хронологической последовательности излагаются все события, связанные с жизнью, творчеством и общественной деятельностью Ломоносова, сведения о которых дошли до нас в письменных или в составленных на основании не дошедших до нас архивных материалов печатных изданиях.

    Основной составной частью всей работы является начальная запись, излагающая каждое отдельное событие в жизни ученого (проведение опыта, написание научной работы, художественного произведения, письма; начало какой-либо работы, если она продолжалась во времени больше одного дня, важнейшие этапы этой работы, окончание работы; участие в собраниях и заседаниях, посещение различных учреждений; встреча с каким-либо лицом; перемещение из одного географического пункта в другой и разные события, относящиеся как к научной работе ученого, так и к его жизни).

    Каждая начальная запись состоит из трех элементов: даты, собственно записи и указания на источник, на основании которого сделана эта запись. Отдельные записи имеют четвертый элемент — ссылку на одну из предшествующих записей.

    Все даты в «Летописи» даны по существовавшему в России в XVIII в. юлианскому календарю. Даты, извлекаемые из источников западноевропейского происхождения, где использовался грегорианский календарь, приведены также с пересчетом их на старый стиль.

    проверка всех указываемых документами дат и ставилась более достоверная. Если время происходившего события нельзя было определить точнее месяца или года, то оно датировалось лишь месяцем либо только годом. Если время происходившего события оставалось неизвестным, а было лишь установлено, что оно могло произойти только после такого-то определенного числа или до такого-то определеннного числа, то запись о нем внесена с датой «после» или «до» такого числа; например: февраля, после 3; августа, после 16; января, до 12; октября, до 8.

    Наиболее часто подобные датировки читатель встретит в записях, рассказывающих о времени написания ученым той или иной работы. Большинство работ Ломоносова было написано в течение более или менее продолжительного времени — от нескольких дней до нескольких месяцев, а иногда и лет, причем точное время начала и окончания работы над ними неизвестно, а известно лишь время тех событий, которые послужили поводом к написанию работы и которые следовали непосредственно после завершения работы. Во всех подобных случаях датировка начала и окончания работы производилась так: до или после такого-то известного события. Дата записи определяет место последней среди других записей. Все записи, имеющие в дате месяц и число, располагаются в пределах этого месяца хронологически. Если в пределах одного дня имеется несколько записей, то и здесь они в пределах возможного располагаются хронологически: если событие происходило утром, запись в пределах дня дана первой, если вечером — последней. Когда такой очередности записей в пределах дня установить не удавалось, первоначально вписывались записи, рассказывающие о действиях самого Ломоносова, а затем уже о действиях других лиц, связанных с Ломоносовым. Записи, датированные только месяцем, включены в этот месяц перед записями, имеющими числа, т. е. до 1 числа. Записи, датированные только годом, внесены в этом же году до января, т. е. сразу же после обозначения года.

    Каждая отдельная запись вслед за датой с возможно допустимой краткостью рассказывает о событии, происходившем либо непосредственно в жизни Ломоносова, либо о других событиях, имевших прямое отношение к его жизни и творчеству.

    Ряд мелких фактов из жизни ученого, не имеющих совершенно никакого значения ни для изучения его биографии, ни для анализа его творческого пути, составители сочли возможным в «Летопись» не включать, дабы не увеличивать без нужды ее объем.

    Присутствие Ломоносова в годы его работы в стенах Петербургской Академии наук в Академическом и Историческом собраниях и в Академической канцелярии отмечается записями двух типов — краткой и распространенной. Если во время его пребывания в Академическом и Историческом собраниях и Академической канцелярии на заседаниях не рассматривалось каких-либо вопросов, относящихся непосредственно к нему, запись дается краткой: «Присутствовал в Историческом собрании», «Присутствовал в Канцелярии». В случае, если читателя заинтересует, какие именно вопросы рассматривались на этих заседаниях в присутствии Ломоносова, он сможет найти об этом сведения в тех источниках, на основании которых сделана запись. Если на этих заседаниях в присутствии Ломоносова рассматривались те или иные вопросы, относящиеся непосредственно к нему, запись дается распространенной: «Присутствовал в Академическом собрании, где происходило то-то и то-то».

    «Протоколах» и «Журналах» Канцелярии), это время указывается. Обычно он приходил в Канцелярию, начиная с 13 февраля 1757 г., когда был назначен ее советником, «в восьмом», «в девятом», «в десятом часу» и уходил почти всегда «во втором часу», проводя, таким образом, здесь нередко до шести часов.

    Каждая запись, где только это возможно, составлена так, что главным действующим лицом в ней является сам Ломоносов. Если рассматривать такую запись как предложение, то слово «Ломоносов» всегда остается в ней подлежащим. Во всех тех случаях, когда в записи говорится о прямом действии Ломоносова, содержащие его имя предложения строятся в безличной форме. Вместо «Ломоносов написал», «Ломоносов получил», «Ломоносов присутствовал» говорится: «написал», «получил», «присутствовал» и т. д.

    В записях, где рассказать о действиях Ломоносова в безличной форме не представляется возможным, его имя во всех падежах обозначается буквой Л. Все другие сокращения, встречающиеся в тексте записи, даются в списке условных сокращений, публикуемом после «Введения».

    рапортов и писем, дополняющие запись и дающие наиболее яркую характеристику или самому описываемому событию, или отношению Ломоносова к данному событию, точные названия и выходные данные той или иной из книг Ломоносова или книг других авторов, рецензировавшихся, читавшихся или приобретавшихся им, сведения о первых публикациях отдельных работ Ломоносова, при его жизни из печати не выходивших.

    Полные титульные названия публиковавшихся при жизни Ломоносова надписей к иллюминациям и некоторых других произведений в подстрочных примечаниях не приводятся, а даются ссылки на десятитомное «Полное собрание сочинений», где указаны все эти названия.

    пользуясь «Летописью», будет заниматься дальнейшей разработкой творческого наследия Ломоносова, так как он сможет сам найти в архивах и литературе материалы по интересующему его вопросу. Многие записи снабжены ссылками на предшествующие записи (даны в круглых скобках), имеющие прямую связь с данной записью. Введение этих ссылок дает читателю возможность легко находить те связи, которые имеет то или иное описываемое в записи событие с предшествующим.

    Безусловно, в такой большой работе, основанной на многих источниках, возможны пропуски и неточности, которые могут рано или поздно обнаружиться. Составители и редакторы будут признательны за сообщение новых источников и исправление неточностей.

    Летопись составлена Г. А. Андреевой (за 1711—1744 гг.), Г. Е. Павловой (за 1745—1756 гг.) и Н. В. Соколовой (за 1757—1765 гг.).

    В просмотре архивных материалов и литературных источников для «Летописи», кроме составителей, принимали участие: Г. П. Блок, Г. И. Бурьян, А. И. Доватур, А. Н. Егунов, Т. Н. Кладо, Г. М. Коровин, Е. С. Кулябко, Т. В. Лобанова, Т. А. Лукина, М. Г. Новлянская, В. А. Суслов и Е. Н. Суслова.

    Руководство работой по выявлению источников и по составлению «Летописи» осуществлялось В. Л. Ченакалом.

    Ряд ценных советов и замечаний составители и редакторы получили от А. И. Андреева, Г. П. Блока, Г. С. Васецкого, А. В. Кольцова, Г. М. Коровина, А. А. Морозова и А. В. Предтеченского.

    Примечания

    1 Библиографию о Ломоносове на русском языке (до 1911 г.) издал в 1915 г. А. Г. Фомин (Опыт библиографического указателя литературы о М. В. Ломоносове. В кн.: Выставка «Ломоносов и Елизаветинское время», т. VII, Пгр., Изд. Акад. наук, 1915, стр. 1—120); литературу, изданную с 1911 по 1916 г., описала Е. Б. Рысс (Библиография основной литературы о М. В. Ломоносове за 1911—1916 гг. В кн.: Ломоносов. Сборник статей и материалов, т. III, Изд. АН СССР. М. — Л., 1951, стр. 587—606); литературу, изданную с 1917 по 1955 г., — Е. Б. Рысс и Г. М. Коровин (Библиография сочинений М. В. Ломоносова и литература о нем за 1917—1950 гг. В кн.: Ломоносов. Сборник статей и материалов, т. III, Изд. АН СССР, М. — Л., 1951, стр. 501—568, 608—615; Библиография сочинений М. В. Ломоносова и литература о нем за 1951—1955 гг. В кн.: Ломоносов. Сборник статей и материалов, т. IV, Изд. АН СССР, М. — Л., 1960, стр. 401—442. Библиография за 1956—1960 гг. печатается в сб. «Ломоносов», т. V).

    2 Обзор всех издававшихся собраний сочинений Ломоносова опубликован Г. А. Андреевой (Издания собраний сочинений М. В. Ломоносова в XVIII—XX вв. Сб. «Книга. Исследования и материалы», т. 3, Изд. Всесоюзн. книжн. палаты, М., 1960, стр. 203—229). Библиография сочинений Ломоносова, изданных на русском языке до начала XX в., опубликована в 1918 г. Г. З. Кунцевичем (Библиография издания сочинений М. В. Ломоносова на русском языке. В кн.: Выставка «Ломоносов и Елизаветинское время», т. VI, Изд. АН, Пгр., 1918); с 1917 по 1955 г. — в работах Е. Б. Рысс и Г. М. Коровина.

    3 1865; П. П. Пекарский. Дополнительные известия для биографии Ломоносова. СПб., 1865; Я. К. Грот. Очерк академической деятельности Ломоносова, читанный в торжественном собрании Академии наук. СПб., 1865; А. А. Куник. Сборник материалов для истории имп. Академии наук в XVIII веке, чч. 1—2. СПб., 1865—1866; А. С. Будилович. Ломоносов как писатель. Сборник материалов для рассмотрения авторской деятельности Ломоносова, СПб., 1871; П. П. Пекарский. Жизнеописание Михайла Васильевича Ломоносова. В кн.: История императорской Академии наук в Петербурге, т. II, СПб., 1873, стр. 259—263, и др.

    4 В период этого юбилея Академией наук были изданы работы: Б. Н. Меншуткин. М. В. Ломоносов. Жизнеописание. СПб., 1911; Ломоносовский сборник, СПб., 1911; Труды Ломоносова в области естественноисторических наук. СПб., 1911; П. И. Вальден. Ломоносов как химик. СПб., 1911; В. В. Сиповский. Литературная деятельность Ломоносова. СПб., 1911; А. И. Соболевский. Ломоносов в истории русского языка. СПб., 1911, и др.

    5 Наиболее обстоятельный анализ поэтического творчества Ломоносова, выполненный в наше время, см. у Д. Д. Благого в «Истории русской литературы XVIII века» (Учпедгиз, М., 1951, стр. 173—225), в редакционной статье и примечаниях к 8-му тому ПСС, а также в статьях сборников «XVIII век» (тт. 3 и 4, Изд. АН СССР, М. — Л., 1958—1959).

    6 Л. Б. Модзалевский— М., 1937.

    7 Сочинения М. В. Ломоносова, Изд. АН СССР, т. VI, Л., 1934; т. VII, Л., 1934; т. VIII, М. — Л., 1948.

    8 М. В. Ломоносов. Полное собрание сочинений, Изд. АН СССР, М. — Л., т. 1, 1950; т. 2, 1951; т. 3, 1952; т. 4, 1955; т. 5, 1954; т. 6, 1952; т. 7, 1952; т. 8, 1959; т. 9, 1955; т. 10, 1957.

    9 — Л., т. I, 1940; т. II, 1946; т. III, 1951; т. IV, 1960.

    10 Обзор этих докладов см.: Г. А. Андреева. Изучение научного наследия М. В. Ломоносова. Вестник истории мировой культуры, 1957, № 6, стр. 151—161; Г. Е. Павлова. Ломоносовские заседания Академии наук СССР в Ленинграде. «Ломоносов». Сборник статей и материалов, т. IV, Изд. АН СССР, М. — Л., 1960, стр. 377—398.

    11  1, л. 131 об.

    Разделы сайта: