• Приглашаем посетить наш сайт
    Толстой А.К. (tolstoy-a-k.lit-info.ru)
  • Проект прошения в Сенат о лицах, которым может быть доверено мозаичное дело после смерти Ломоносова. 1765 марта 7 — апреля 4 (№ 105)

    1765 МАРТА 7 — АПРЕЛЯ 4. ПРОЕКТ ПРОШЕНИЯ В СЕНАТ
    О ЛИЦАХ, КОТОРЫМ МОЖЕТ БЫТЬ ДОВЕРЕНО МОЗАИЧНОЕ
    ДЕЛО ПОСЛЕ СМЕРТИ ЛОМОНОСОВА

    В Правительствующий Сенат
    все[нижайшее] прошение

    1

    Ежели божескою судьбою от настоящей болезни жизнь моя пресечется, то приношу оному высокому Сенату всени[жайшее] пр[ошение] о нижеследующем:

    2

    Понеже производимое мною великое1* мозаичное дело в самом своем лучшем течении каким образом2* производится,3* и Пр[авительствующий] Сенат в сомнении состоять будет, продолжать ли оное или нет, на то оному следующее представляю.

    3

    Делание мозаичных составов не может отнюд быть остановкою долговременным искусством.4*

    4

    Шурин мой, регистратор Ив[ан] Цилих, дошел в сем искусстве толь довольного совершенства, что никто в Европе лучших успехов показать не может, имеет учеников, уже далече знающих, и еще большее число придано быть может. Сие приуготовление инструменты и другие надобности изготовлены и5* к тому работники. Все цветы без меня произведены быть могут, ибо уже года с три в составления оных мозаичных цветов я головою не вступался, а производил все оный мой шурин Ц[ильх].

    56*

    С другой стороны ставление мозаичных картин по добрым оригиналам, шкицам и рисункам в состоянии производить под смотрением доброго живописца обученные мною мастера и ученики и несомненно производить такие ж картины, какая ныне окончена. Что ж надлежит до больших сковород, до их укрепления и расположения, движения, шлифования и до прочего, как привести в совершенство и в отделку картину, то все совершенно произведет старший мозаичный мастер Матвей В[асильев], который с самого начала мозаичного дела упражнялся со мною в сей практике, и можно положить на него благонадежно произведение такого дела.

    Примечания

    Печатается по черновику, писанному неизвестной рукой (ААН, ф. 20, оп. 1, № 2, лл. 339—341).

    Впервые напечатано (неполно, без п. 5) — ОР, кн. II, стр. 68—69. Пункт 5 впервые напечатан — Пекарский, II, стр. 856—857.

    Датируется предположительно по содержанию документа.

    Слова „такие же картины, какая ныне окончена“, не оставляют сомнения в том, что под оконченной картиной Ломоносов разумел в данном случае „Полтавскую баталию“, которая была „окончена набором, шлифовкой и полированием“ в декабре 1764 г. („Красный архив“, 1940, № 100, стр. 186). Из текста публикуемого документа явствует, что он написан во время одного из приступов предсмертной болезни Ломоносова. Судя по журналам Академической канцелярии, такие приступы были в первых и последних числах декабря 1764 г.: с 1 по 9 и с 30 (ААН, ф. 3, оп. 1, № 534, лл. 234—239 и 247). Начавшийся в конце декабря приступ продолжался до 20 чисел января 1765 г. (там же, № 535, лл. 26—42). И, наконец, последний приступ, от которого Ломоносов уже не оправился, начался около 7 марта 1765 г. (там же, лл. 60 об. — 72). В один из этих трех периодов, вероятнее всего, в третий, и был написан публикуемый документ.

    Вскоре после его смерти проект о „монументе“ в Петропавловском соборе был отвергнут. Относительно предназначенных для этого монумента мозаических картин было признано, что им „в том соборе быть неприлично“. И. И. Бецкой, которому было поручено „ведать мозаику“, передал мозаичное дело „в команду“ Комиссии от строений. В конце 1768 г. Усть-Рудицкая фабрика была закрыта. „Полтавскую баталию“ убрали в какой-то амбар. Мозаичисты, ученики Ломоносова, выполнив в 1769 г. последнюю мозаику, оказались обречены после этого на „долговременное непроизводство“ и умерли один за другим, не передав никому своего мастерства. В 1781 г. Бецкой официально одобрил предложение Конторы строений о том, чтобы передать мастеров мозаичного художества „в другое правление“. Сенат ничего на это не ответил, а когда пять лет спустя, в 1786 г., Контора вновь возбудила тот же вопрос, то оказалось, что переводить было уж некого: из всех выращенных Ломоносовым специалистов в живых оставался один одряхлевший Иван Цильх.

    Так, в обстановке бюрократического равнодушия захирело, а потом и вовсе заглохло замечательное художественное предприятие Ломоносова, поглотившее так много творческой его энергии (подробнее см. Макаров, стр. 98—122).

    1* Великое вместо зачеркнутого вели[кое] славное.

    2* остановится.

    3* Производится подчеркнуто.

    4* Так в подлиннике.

    5*

    6* Зачеркнуто С другой стороны ставление мозаичных картин по добрым шкицам и рисункам в совершенном состоянии произвести, как бы дело огромно не было.

    Раздел сайта: