Поиск по творчеству и критике
Cлово "1780"
Входимость: 7. Размер: 66кб.
Входимость: 7. Размер: 80кб.
Входимость: 6. Размер: 34кб.
Входимость: 5. Размер: 55кб.
Входимость: 5. Размер: 61кб.
Входимость: 4. Размер: 26кб.
Входимость: 4. Размер: 21кб.
Входимость: 4. Размер: 25кб.
Входимость: 3. Размер: 69кб.
Входимость: 3. Размер: 71кб.
Входимость: 3. Размер: 28кб.
Входимость: 3. Размер: 18кб.
Входимость: 3. Размер: 80кб.
Входимость: 3. Размер: 45кб.
Входимость: 3. Размер: 46кб.
Входимость: 2. Размер: 3кб.
Входимость: 2. Размер: 130кб.
Входимость: 2. Размер: 130кб.
Входимость: 2. Размер: 44кб.
Входимость: 2. Размер: 147кб.
Входимость: 2. Размер: 110кб.
Входимость: 2. Размер: 7кб.
Входимость: 2. Размер: 35кб.
Входимость: 2. Размер: 60кб.
Входимость: 1. Размер: 92кб.
Входимость: 1. Размер: 87кб.
Входимость: 1. Размер: 87кб.
Входимость: 1. Размер: 68кб.
Входимость: 1. Размер: 2кб.
Входимость: 1. Размер: 58кб.
Входимость: 1. Размер: 85кб.
Входимость: 1. Размер: 10кб.
Входимость: 1. Размер: 87кб.
Входимость: 1. Размер: 138кб.
Входимость: 1. Размер: 97кб.
Входимость: 1. Размер: 94кб.
Входимость: 1. Размер: 76кб.
Входимость: 1. Размер: 93кб.
Входимость: 1. Размер: 87кб.
Входимость: 1. Размер: 87кб.
Входимость: 1. Размер: 79кб.
Входимость: 1. Размер: 94кб.
Входимость: 1. Размер: 14кб.
Входимость: 1. Размер: 45кб.
Входимость: 1. Размер: 94кб.
Входимость: 1. Размер: 50кб.
Входимость: 1. Размер: 62кб.
Входимость: 1. Размер: 58кб.
Входимость: 1. Размер: 15кб.
Входимость: 1. Размер: 92кб.
Примерный текст на первых найденных страницах
Входимость: 7. Размер: 66кб.
Часть текста: переходного периода и форма словесного творчества Характерной чертой литературного процесса 1770-1780-х гг. стало возникновение большого количества жанров-контаминаций, соединяющих и перекрещивающих в себе устойчивые формальные признаки высоких и низких жанров. К 1770-1780 гг. процесс взаимоадаптации высоких и низких жанров приобрел универсальный характер, захватив в свою орбиту публицистическую и художественную прозу (сатирические журналы, демократический роман, проза А. Н. Радищева), драматургию (высокая прозаическая и стихотворная комедия Фонвизина, Княжнина), лирику (Державин), эпическую поэзию (лиро-эпическая поэма 1770-1780-х гг.), ораторскую прозу (ложный панегирик). В результате взаимопроникновения высокого и низкого мирообразов начали видоизменяться традиционные жанры классицистической иерархии. Сохраняя свою видимую связь с основополагающими догмами классицистической эстетики, эти жанры внутренне перестраиваются, обретают большую емкость и расширяют поле охвата явлений действительности. Именно это происходит в 1770-х гг. с русским стихотворным эпосом, причем характерно, что по времени возникновения в русской литературе пародийной, бурлескной разновидности стихотворного эпоса – ирои-комической поэмы, в России не существовало оригинального образца жанра героической поэмы: опыты Кантемира, Ломоносова, Сумарокова в жанре эпопеи остались на стадии планов и первых песен поэмы. Первая оригинальная эпическая поэма – «Россиада» М. М. Хераскова – появилась в 1779 г. Но до этого русская литература обогатилась двумя образцами бурлескной ирои-комической поэмы – «Елисей, или раздраженный...
Входимость: 7. Размер: 80кб.
Часть текста: История русской литературы XVIII века Жанрово-стилевое своеобразие лирики Г. Р. Державина (1743-1816) Жанрово-стилевое своеобразие лирики Г. Р. Державина (1743-1816) Определяя место Державина в русской поэзии, Белинский совершенно точно соотнес с его творчеством тот момент развития русской поэзии XVIII в., когда окончательно и бесповоротно прекратилась эстетическая актуальность ломоносовско-сумароковской поэтической школы, и тот перелом эстетических критериев литературного творчества, который уже дал знать о себе в публицистической прозе, стихотворном и прозаическом эпосе и драматургии, распространился на область лирической поэзии: «Поэзия не родится вдруг, но, как все живое, развивается исторически; Державин был первым живым глаголом юной поэзии русской»; «С Державина начинается новый период русской поэзии, и как Ломоносов был первым ее именем, так Державин был вторым. ‹…› Державин ‹…› чисто художническая натура, поэт по призванию; произведения его преисполнены элементов поэзии как искусства» [150] . Именно в творчестве Державина лирика обрела, наконец, свободу от посторонних...
Входимость: 6. Размер: 34кб.
Часть текста: треть XVIII в. к ранним этапам отечественной истории следует считать издание Н. И. Новиковым «Древней Российской Вивлиофики» в 10 томах, выходившей с 1773 по 1775 г. Издание Новикова было по-своему подготовлено целой серией капитальных исследований по русской истории 1760–1770-х гг., принадлежавших М. В. Ломоносову, В. Н. Татищеву, М. М. Щербатову и А. Манкиеву. [1007] В 1760-е гг. начались работы по подготовке научного издания русских летописей. Позднее, в 1780–1790-е гг., благодаря усилиям И. Н. Болтина и А. И. Мусина-Пушкина становятся достоянием науки такие выдающиеся памятники истории Древней Руси, как «Русская правда» Ярослава, «Завещание Владимира Мономаха», древнейший список Лаврентьевской летописи. Внимание к вопросам национальной истории не было новостью в русской литературе XVIII в. Историческими разысканиями помимо Ломоносова занимались и Сумароков, и Барков, и Херасков. Попытки внести свой вклад в распространение интереса к истории наблюдаются в творчестве М. И. Веревкина, Ф. А. Эмина, И. Ф. Богдановича. Острый интерес к вопросам истории проявлял постоянно А. Н. Радищев. В главе «Новгород» своего знаменитого «Путешествия» автор демонстрирует глубокую осведомленность в источниках по древней отечественной истории, видя в исконности для Древней Руси «вечевого принципа» своеобразное подтверждение договорной теории общественного устройства, развивавшейся просветителями. [1008] Научная ценность этих разысканий у разных авторов неравнозначна. Но важно отметить другое. Обостренный интерес к проблемам национальной истории был для деятелей русской культуры XVIII в. далеко не случайным явлением. История, подобно журналистике, подобно сатире являлась полем идеологической борьбы. Именно этим можно объяснить и тот факт, что увлечение русских авторов вопросами истории не прошло незамеченным для Екатерины II. В 1783 г. на страницах «Собеседника любителей...
Входимость: 5. Размер: 55кб.
Часть текста: Пугачевское восстание, война за независимость в Америке, Великая французская революция — все это способствовало формированию мировоззрения Радищева, глубоко осмыслившего современные ему события. Обобщив их опыт, Радищев творчески воспринял, во многом по-своему переоценив, идеи крупнейших европейских философов и писателей XVIII в.: Ж. -Ж. Руссо, Г. Б. де Мабли, Г. Т. Ф. Рейналя, Д. Дидро, П. Гольбаха, К. -А. Гельвеция, И. Г. Гердера и др. Сложны и многосторонни связи, существующие между творчеством Радищева и его русскими предшественниками, начиная с авторов житий, Тредиаковского и Ломоносова и кончая Новиковым и Фонвизиным. Идеалы, вдохновлявшие писателей русского Просвещения, были близки Радищеву своим гуманистическим пафосом. Человек, его общественные отношения, его творческие возможности, его нравственное достоинство — вот что остается в центре внимания автора «Путешествия из Петербурга в Москву» на протяжении всей его жизни. Но, обращаясь к тем же вопросам, которые волновали русских просветителей, Радищев нередко полемизировал с ними. Он решал эти вопросы по-своему, в соответствии с той системой, которая складывалась в сознании писателя на основе усвоения опыта предшественников и его критического переосмысления. Эволюция общественно-политических взглядов Радищева, [1038] обусловленная прежде всего событиями французской революции, нашла отражение в творчестве писателя. Каждое произведение, написанное Радищевым до «Путешествия», одновременно с ним или после...
Входимость: 5. Размер: 61кб.
Часть текста: идее внесословной ценности человека; напротив, эта идея приобретала все более богатое содержание. Герой сентименталистов, «чувствительный человек», воплощал в себе гуманистический идеал своей эпохи; это человек, живущий сложной внутренней жизнью, замечательный не воинскими подвигами или государственными делами, а своими душевными качествами, умением «чувствовать». Достоинства личности обнаруживались в новой сфере — сфере чувств, и утверждение новых этических принципов в жизни и в литературе противостояло официозной государственности. Сентиментализм отразил новое мироощущение людей «осмнадцатого века», людей, познакомившихся с философскими идеями не только Р. Декарта, но и В. Д. Локка и Ж. -Ж. Руссо. Отношения между человеком и окружающим его миром стали представляться более сложными, противоречивыми и — что особенно важно — более изменчивыми. Идеи Гердера, преодолевшего метафизический подход к истории, нашли живой отклик в русской литературе конца XVIII в., у русских писателей-сентименталистов. У них пробуждается уже интерес к культурам разных народов...
Входимость: 4. Размер: 26кб.
Часть текста: русского Просвещения XVIII в., с художественными достижениями Новикова, Фонвизина, Державина, Радищева. [1021] Едва ли можно переоценить роль творческого общения Крылова с такими его современниками, как И. Г. Рахманинов, известный издатель Вольтера; актер и писатель И. А. Дмитревский, «товарищи» по типографии и общим интересам П. А. Плавильщиков и А. И. Клушин. Для Крылова характерна необычайная активность восприятия современной ему литературной жизни: по-своему он откликается почти на все основные животрепещущие проблемы века, используя художественный опыт не только своих единомышленников, но и литературных противников: Н. М. Карамзина и И. И. Дмитриева. Самобытный талант Крылова вырастает на основе усвоения традиций русской просветительской сатиры, прежде всего сатиры Новикова и Фонвизина. Литературная жизнь Твери, где прошли детские и отроческие годы Крылова, в 1770-е гг. представляла собой явление далеко не заурядное, и здесь были уже заложены некоторые предпосылки дальнейшего творческого развития писателя. [1022] О знакомстве с современной русской сатирической литературой свидетельствует и первый дошедший до нас драматургический опыт Крылова — комическая опера «Кофейница» (1784). Исследователи давно уже обратили внимание на сюжетное сходство оперы с одной из статей новиковского «Живописца»: в обоих случаях речь идет о кофегадательнице, несправедливо обвинявшей слугу в краже господской ложки. Черты фонвизинской Простаковой нетрудно заметить в жестокой помещице Новомодовой, которая, обнаружив покражу, грозит «ни на одной бестии живого места не оставить». [1023] В...
Входимость: 4. Размер: 21кб.
Часть текста: водительством Пугачева. Тот процесс демократизации литературного сознания, который наметился во второй половине XVIII в., теперь сказывается почти во всех областях литературной жизни. Это находит свое проявление и в поисках новых форм утверждения национального самосознания, и в том внимании, которое начинает уделяться в литературе крестьянской теме, отразившейся непосредственно в творчестве таких выдающихся писателей, как Фонвизин и Радищев. Общественно-литературное движение последней четверти XVIII в. протекает под знаком активного переосмысления многих представлений, какими жила национальная культура предшествующих десятилетий. Прежде всего, наблюдается своеобразная переориентация в системе жанровой иерархии, сложившейся со времени перенесения Сумароковым на русскую почву теоретических постулатов классицизма. Так, конец 1770-х — начало 1780-х гг. отмечены вспышкой повышенного интереса к жанру комической оперы. Этот жанр на какой-то момент становится предметом острой литературной полемики. Утрачивают свой былой приоритет жанры торжественной оды и трагедии. Державин смело ломает структурный канон оды, сливая ее с интимным дружеским посланием и превращая оду в некое подобие медитативных лирических стансов. Личность автора формирует у него всю систему мировосприятия в оде, накладывая печать индивидуальной неповторимости и на структурные свойства жанра. Так, горацианская в своей основе тема — противопоставление безыскусственной деревенской жизни пышной роскоши городской суеты («Приглашение к обеду», «Похвала сельской жизни») — переосмысляется в ее русском преломлении. Обращение к этой теме становится поводом для воспевания национального жизненного уклада. Такие произведения как...
Входимость: 4. Размер: 25кб.
Часть текста: историко-культурные события, 2) литературный процесс в России; 3) западноевропейский литературный процесс. В таблицу введены сведения о наиболее важных как литературных, так и исторических событиях. Из западноевропейских историко-литературных текстов взяты лишь те, которые имели общеевропейский резонанс. Помимо собственно литературных фактов, о которых говорится в учебнике, в таблице обозначены важнейшие исторические и культурные события, упоминающиеся в учебнике: народные восстания, войны, правление императоров, открытия университетов, академий, театров и т. п. Цель таблицы — помочь студентам соотнести исторические и литературные факты. Годы жизни писателей и политических деятелей указываются лишь при первом упоминании. Историко-культурные события Литературный процесс в России Литературный процесс в Западной Европе Правление Петра I — 1682-1725 Мирный договор с Турцией — 1700 Основание Берлинской Академии наук — 1700 Северная война — 1700-1721 Основание Петербурга — 1703 Выход первой русской печатной газеты «Ведомости» — 1702 Крестьянская война под водительством К. Булавина — 1707-1708 Полтавская битва — 1709...
Входимость: 3. Размер: 69кб.
Часть текста: в 1740—1741 гг. правительница России 151. Анна Петровна (1708—1728), цесаревна, дочь Петра I 65, 258, 269, 283. Аристотель (384—322 до н. э.), древнегреческий философ 29. Арнкил Трогиллус (Arnkill Trogillus, ум. в 1713 г.), немецкий историк 228. Арнольд Иоганн Христиан (Arnold Johann Christian, 1724—1765), немецкий физик 241. Арнольд Любекский (Arnold von Lübeck, ум. в 1212 г.), немецкий хронист 173. Аш Фридрих (Asch Friedrich, 1690—1771), петербургский почт-директор 133, 137, 138. Б анев Иван, односельчанин Ломоносова 22. Баранов Михаил, ученик Академической гимназии 356. Барклай см. Барклей . Барклей Джон (Barclay John, 1582—1621), английский поэт 157, 158, 167, 168, 175, 176, 384. Барков Иван Семенович (1732—1768), копиист и переводчик Академии наук, поэт 119, 245, 251, 256, 306. Барсов Алексей Степанович (ум. в 1763 г.), ученик Славяно-греко-латинской академии, затем корректор Академической типографии 30, 95, 153, 192. Бату см. Батый . Батый (ум. в 1255 г.), хан Золотой орды, внук Чингиз-хана 189. Бейер (Beier), маркшейдер во Фрейберге 53. Беллегард Жан Батист Марван, де (Bellegarde Jean Baptiste Morvan de,...
Входимость: 3. Размер: 71кб.
Часть текста: о необходимости диалектического рассмотрения связи петровской эпохи с предшествовавшими этапами русской истории. При всей громадности сделанного в первые десятилетия XVIII в. и поразительном рывке вперед, из эпохи экономической, военной и культурной отсталости, сама возможность беспримерно быстрого развития и осуществления обширных преобразований, определявшихся энергией и волей императора Петра I, была подготовлена прошлым. Европеизация начала XVIII в. не могла быть причиной перерыва единого процесса исторического развития. Россия уже давно шла общеевропейским путем. Петровские реформы были красноречивым проявлением общей закономерности. Одним из первых именно так поставил вопрос Г. А. Гуковский еще в 1927 г. Рассматривая конкретно-исторически развитие литературы, опираясь на подлинные факты, ученый указывал, что литература нового века «попадала в сферу действия старых традиций, переданных современникам Тредиаковского и Ломоносова еще XVII веком и петровской эпохой». [808] Итогом этого процесса и была литература нового века — «своеобразная», «оригинально-русская». В наше время в ряде работ Д. С. Лихачева наглядно показано, как органически на протяжении веков шел процесс «европеизации», освоения культурных и эстетических ценностей Запада и формирования самобытной литературы, обусловленный своеобразием исторического пути России. Исследователь ставит вопрос о преемственности между «древней» и «новой» русской литературой теоретически, выдвигая фундаментальные идеи. В свете этих идей оказывается возможным увидеть и понять значение и роль некоторых важных и устойчивых традиций русской литературы для нового XVIII в., когда в ответ на...