• Приглашаем посетить наш сайт
    Львов Н.А. (lvov.lit-info.ru)
  • Модзалевский Л. Б.: Рисунки М. В. Ломоносова

    РИСУНКИ М. В. ЛОМОНОСОВА

    О художественных способностях Ломоносова можно судить, конечно, прежде всего по дошедшим до нас его известным мозаичным портретам и картинам, являющимся непревзойденными образцами русского мозаичного искусства XVIII в.1, но о Ломоносове как рисовальщике можно иметь представление лишь по немногочисленным рисункам, сохранившимся среди его рукописей. Известно, что Ломоносов начал систематически брать уроки рисования в Германии, в 1736—1738 гг. Еще в инструкции, данной Ломоносову и двум другим студентам, отправленным Академией Наук в Марбург 18 августа 1736 г., говорится, что они были обязаны, помимо изучения русского, латинского и иностранных языков и физико-математических наук, „учиться прилежно рисованию“.2 Через год, 4(15) сентября 1737 г., учитель Ломоносова Христиан Вольф в письме своем к президенту Академии Наук барону И. А. Корфу сообщал, что „стали они также учиться рисованию, которое им пригодится в механике и естественной истории“.3 Таким образом, уроки рисования в данном случае преследовали цель как общеобразовательную, так и прикладную для привития студентам навыков изображения предметов при изучении других наук. К сожалению, в известных документах о пребывании студентов в Германии нет сведений о том, кто давал им уроки рисования, но к сентябрю 1737 г. Ломоносов за год прошел уже некоторую школу рисования и как образчик своих успехов в учении прислал в Академию Наук свой первый опыт — рисунок сепией, изображающий „Каина“, с подписью на обороте: „M. Lomonosoff“.4 В первом же присланном в Академию счете, относящемся к тому же

    Модзалевский Л. Б.: Рисунки М. В. Ломоносова

    Гравюра из „Руководства“ И. Д. Прейслера 1734 г., ч. III, л. 1

    Модзалевский Л. Б.: Рисунки М. В. Ломоносова

    Рисунок М. В. Ломоносова 1737 г.

    (С гравюры из „Руководства“ И. Д. Прейслера 1734 г.)

    времени, Ломоносов указал, что учителю рисования он уплатил 4 талера.5 Из рапорта студентов Райзера, Виноградова и Ломоносова из Марбурга 14(25) марта 1738 г. видно, что каждый из них „держал себе учителя французского языка и учителя рисования“.6 В приложенном к этому рапорту счете Ломоносова указано, что им было вновь уплачено учителю рисования 6 талеров.7 Наконец, в рапорте в Академию Наук 4(15) октября того же года из Марбурга Ломоносов писал, что „до сих пор я по утрам от 10 до 11 часов упражнялся также в рисовании“, и в приложенном счете израсходованных денег указал, что уплатил „учителю рисования за 6 месяцев“ еще 6 талеров.8 Повидимому, на этом занятия по рисованию прекратились, так как в конце июля 1739 г. студенты были отправлены во Фрейберг к И. Генкелю. Следовательно, если считать, что Ломоносов начал брать уроки рисования, и притом систематически, сразу же по приезде в Марбург в 1736 г., то он за два года обучения получил хорошую подготовку, заложившую основу дальнейшему развитию его рисовального и вообще изобразительного искусства.

    1

    Если до сих пор остается неизвестным имя учителя Ломоносова, то есть возможность определить, по крайней мере, руководство, служившее пособием при уроках Ломоносова, и одновременно вскрыть источник происхождения его рисунка, присланного им в Академию Наук. Руководство это было издано Академией Наук в 1734 г. с параллельными текстами на немецком и русском языках. Автором его был немецкий художник Иоганн Даниил Прейслер (род. 1666, ум. 1737), отец известных граверов, президент рисовальной школы в Нюрнберге, основанной в 1718 г.

    Руководство Прейслера имеет следующий титульный лист: „Gründlichverfasste Reguln oder kurtze Anleitung zu der Zeichen-Kunst. Erster Theil. Herausgegeben von Johann Daniel Preisler. Der Nürnbergischen Kunst-Mahler-Academie Director. Основательные правила или краткое руководство к рисовальному художеству. Часть первая, изданная от Иоанна Даниила Прейслера. Управителя Нюрнбергской Академии Наук“. St. Petersburg, gedruckt bey der Kayserl. Academie der Wissenschafften. 1734. То же, часть II и часть III.

    Книга эта в целом ставит своей целью в последовательном порядке научить рисованию с натуры. Она разделена на части, которые соответствуют определенным ступеням рисовальной школы. Первая часть посвящена предварительным правилам и рисунку отдельных деталей человеческого тела или „представляет отдельные человеческие члены“ и состоит из следующих разделов: „Любительным учения отрокам потребное увещание, принадлежащее до первого листа“ и „Краткое объяснение всех следующих листов“ (I. О глазах. II. О ушах. III. О нижней части лица. IV. О головах, в сторону смотрящих. V. О прямо смотрящих головах. VI. О движении головы. VII. О руках. VIII. О ступнях. IX. О целых руках. X. О ногах. XI. О телах). После текста приложено 18 таблиц образцов-гравюр. Вторая часть трактует о пропорциях тела в целом и о рисунке законченного изображения фигур, или „имеет показывать, как в первом изображении и в обрисовании поступать надлежит, ежели кто оные в исправной пропорции вместе составить похочет“. Эта часть книги состоит из следующих разделов: „Потребное известие и учение о находящихся здесь фигурах“; „О пропорции“, „О первом или простом изображении“; „Изъяснение следующих 8 фигур“; „О прочих фигурах“; „О украшении обрисования“. К ней также приложено 18 таблиц образцов-гравюр. Третья часть касается высшей степени рисовального искусства; она должна „подать руководство, по которому не токмо довершение, то есть тень и свет, но и платье сделано быть может“. Она содержит следующие разделы: „Потребное известие и учение о пользе сея последния части“; „О тени и свете“; „О одежде“. В приложении также дано 18 таблиц образцов-гравюр.9

    Именно в этой последней, третьей части и находится интересующая нас гравюра, с которой делал свой рисунок Ломоносов в 1737 г. Гравюра эта помещена на таблице 1 и имеет в углу слева сигнатуру „P. III. 1“, т. е. „Pars III, гравюра 1“ . Руководство И. Д. Прейслера имело в России большое распространение, так как отвечало запросам и преподавателей, и учащихся. Об этом можно судить по тому, что оно выдержало пять изданий: в 1734, 1749, 1754, 1781 и в 1810 гг.10

    Необходимо отметить, что Ломоносов, естественно, имел именно первое издание этой книги, 1734 г., которое как новейшее по тому времени руководство, выпущенное Академией Наук, и было дано ему при отъезде его за границу как пособие при уроках рисования, предусмотренных в инструкции 1736 г. Оно не значится среди книг, приобретенных им уже в Германии.11

    руководства и, во-вторых, не передал в своем рисунке всех деталей оригинала, главным образом не воспроизвел фона и перспективы лежащей фигуры. Она оказалась как бы висящей в воздухе. Тем самым Ломоносов выполнил лишь самый предварительный опыт, вернее эскиз, для того чтобы дать в Петербурге хоть некоторое понятие о том, как продвигаются его успехи в рисовании. Несомненно, что еще через год, к концу своих занятий по рисованию, Ломоносов значительно должен был усовершенствоваться в рисовальном искусстве, но, к сожалению, об этом можно лишь догадываться, так как рисунков, относящихся к 1738 г. и последующим ближайшим годам, до нас не дошло.

    2

    Второй рисунок Ломоносова представляет план местности, лежащей на Северной Двине с ее притоками и многочисленными островами. План этот сохранился среди рукописей Ломоносова в Архиве Академии Наук СССР и до сих пор не был объяснен (Фонд 20, оп. 1, № 2, л. 204 об.). Он занимает нижнюю часть листа с черновыми заметками Ломоносова, касающимися экспедиции, снаряжавшейся в Северный океан.12 Заметки эти относятся к 1764 г.; к этому же году относится и самый план, рисованный Ломоносовым. Что этот план изображает именно родину Ломоносова, показывает сличение его с „Планом мест, прилежащих к Куростровской волости, где родился г. Ломоносов“, приложенным к книге „Путешествие академика Ивана Лепехина, ч. IV. В 1772 году“ (СПб., 1805). Он относится, как помечено на гравюре, к 1788 г., и, таким образом, его отделяет от рисунка Ломоносова 24 года. Следует иметь в виду, что рисунок Ломоносова сделан, конечно, по памяти, для себя, а потому и нельзя требовать от него большой точности. Тем не менее Ломоносов в основном правильно изобразил главные контурные линии. В рисунке Ломоносова можно указать большие острова: Нальестров, Нижнюю Юрмолу с родиной Ломоносова — Куростровской волостью, Ухтостров и др., а также расположенный на Двине-Холмогорке город Холмогоры с его церквами, условно обозначенными Ломоносовым крестами. Отметил он также хорошо ему известную Вавчужскую верфь с церковью (справа на плане) и Спасский монастырь на Анновой горе (крест в кружке на верхней части плана, слева). В родной Куростровской волости Ломоносов изобразил контуры волостной границы. Рядом с ней Ломоносов указал и Ровдогонскую волость с четырьмя церквами, и небольшой островок Боженской, который у Ломоносова оказался сдвинутым несколько влево по сравнению с гравюрой.

    План Ломоносова имеет большое значение не только как образец его предварительной картографической манеры, но и как свидетельство его интереса к родным, дорогим ему местам, к которым он мысленно обращался незадолго до своей смерти.

    Модзалевский Л. Б.: Рисунки М. В. Ломоносова

    План мест (1788 г.), прилежащих к Куростровской волости, где родился М. В. Ломоносов

    Модзалевский Л. Б.: Рисунки М. В. Ломоносова

    Примечания

    1 Н. Макаренко. Мозаичные работы Ломоносова. Выставка „Ломоносов и Елизаветинское время“, т. VIII, П., 1917.

    2 Куник

    3 Там же, стр. 258.

    4 При письме к бар. И. А. Корфу из Марбурга 4(15) сентября 1737 г.; см. Л. Б. Модзалевский. Рукописи Ломоносова в Академии Наук СССР. Научное описание. Труды Архива, вып. 3, Л., 1937, стр. 89, № 194; там же воспроизведен впервые и самый рисунок, между стр. 90—91.

    5 Куник. Назв. соч., ч. I, стр. 116, и ч. II, стр. 261.

    6 Там же, ч. I, стр. 122, и ч. II, стр. 267.

    7 Там же, ч. II, стр. 268.

    8 Там же, ч. I, стр. 130, и ч. II, стр. 278.

    9 Академии Наук СССР, в особом фонде XVIII в., под шифром 1734/11. Экземпляр на веленевой (любской) бумаге в академическом переплете середины XVIII в. Пользуюсь случаем выразить благодарность С. М. Данини, предоставившей мне этот экземпляр для ознакомления.

    10 В. С. Сопиков. Опыт российской библиографии. Изд. В. Н. Рогожина, ч. IV, СПб., 1905, №№ 8828—8831; Г. Н. Геннади— Р, с предисловием А. Титова, М., 1906, стр. 192. Описание книги дано у Н. В. Губерти, Материалы для русской библиографии, вып. III, М., 1891, стр. 92—95, № 22, и Г. Н. Геннади. Книжные редкости, № 227 (об издании 1754 г.). Издание это переведено было на русский язык И. И. Таубертом (П. П. . История Имп. Академии Наук в Петербурге, т. I, СПб., 1870, стр. 643; ср. „Материалы для истории Имп. Академии Наук“, т. II, СПб., 1886, стр. 568—569; т. VIII, СПб., 1895, стр. 509—510). Четвертая часть руководства появилась в 1749 г. под заглавием „Анатомия рисовальная“.

    Здесь, кстати, можно отметить, что медные доски для гравюр всех трех частей издания 1734 г. (по 18 для каждой части) находились до 1780 г. в Академии Наук см. Д. А. Ровинский. Подробный словарь русских граверов XVI—XIX вв., СПб., 1895, стлб. 218, № 28 в „Историческом обзоре гравирования“. Оттиски со всех этих медных досок хранятся в переплетенном еще в XVIII в. альбоме в Архиве Академии Наук СССР (Р. XII, оп. 2, № 1, лл. 75—128).

    11 Куника, ч. I, стр. 130—132.

    12 „Рукописи Ломоносова“, № 695. О заметках см. П. Пекарский—837.

    Раздел сайта: