Поиск по творчеству и критике
Cлово "1770"
Входимость: 21. Размер: 52кб.
Входимость: 11. Размер: 66кб.
Входимость: 10. Размер: 63кб.
Входимость: 9. Размер: 84кб.
Входимость: 8. Размер: 25кб.
Входимость: 8. Размер: 106кб.
Входимость: 7. Размер: 61кб.
Входимость: 7. Размер: 87кб.
Входимость: 7. Размер: 45кб.
Входимость: 7. Размер: 95кб.
Входимость: 7. Размер: 110кб.
Входимость: 7. Размер: 87кб.
Входимость: 7. Размер: 87кб.
Входимость: 7. Размер: 87кб.
Входимость: 7. Размер: 87кб.
Входимость: 7. Размер: 69кб.
Входимость: 7. Размер: 87кб.
Входимость: 6. Размер: 93кб.
Входимость: 6. Размер: 94кб.
Входимость: 6. Размер: 94кб.
Входимость: 6. Размер: 93кб.
Входимость: 6. Размер: 94кб.
Входимость: 5. Размер: 45кб.
Входимость: 5. Размер: 147кб.
Входимость: 5. Размер: 130кб.
Входимость: 5. Размер: 80кб.
Входимость: 5. Размер: 130кб.
Входимость: 4. Размер: 46кб.
Входимость: 4. Размер: 55кб.
Входимость: 4. Размер: 34кб.
Входимость: 4. Размер: 105кб.
Входимость: 4. Размер: 92кб.
Входимость: 4. Размер: 71кб.
Входимость: 3. Размер: 60кб.
Входимость: 3. Размер: 143кб.
Входимость: 3. Размер: 38кб.
Входимость: 3. Размер: 69кб.
Входимость: 3. Размер: 49кб.
Входимость: 3. Размер: 58кб.
Входимость: 2. Размер: 21кб.
Входимость: 2. Размер: 22кб.
Входимость: 2. Размер: 3кб.
Входимость: 2. Размер: 32кб.
Входимость: 2. Размер: 138кб.
Входимость: 2. Размер: 121кб.
Входимость: 2. Размер: 21кб.
Входимость: 2. Размер: 30кб.
Входимость: 2. Размер: 137кб.
Входимость: 2. Размер: 18кб.
Входимость: 2. Размер: 52кб.
Примерный текст на первых найденных страницах
Входимость: 21. Размер: 52кб.
Часть текста: Для литературы это же самое двадцатилетие было не менее насыщенным. При жизни основоположников новой русской литературы, Тредиаковского, Ломоносова, Сумарокова происходит переоценка эстетических ценностей, проявление скрытых тенденций национального литературного развития, кризис господствующего литературного направления – классицизма. И все эти литературные события сконцентрированы в центральном факторе русского литературного процесса 1760-1770-х гг.: на авансцену русской литературы выходит проза: сатирическая публицистика периодических изданий и оригинальная русская беллетристика, культивирующая повествовательные жанры и, главным образом, роман. Пути развития русской художественной прозы Художественная проза – оригинальная беллетристика, первые опыты русского романа 1760-1770-х гг. – это в эстетическом отношении совершенно новаторское явление, хотя и здесь тоже присутствует непрерывная цепь традиционной литературной преемственности. В повествовательной прозе 1760-1770-х гг. воскресают и традиции литературы русского средневековья, почти исключительно прозаической и повествовательной, и традиции немногих образцов оригинальной и переводной повествовательной прозы XVIII в. – от безавторских гисторий до переводных романов Таллемана и Фенелона. Развитие разных жанров в русской литературе XVIII в. не было синхронным. На протяжении всей первой половины...
Входимость: 11. Размер: 66кб.
Часть текста: в., суть которого заключалась в том, что классицизм начинал утрачивать свои ведущие позиции, отступая под натиском новых эстетических представлений о сущности литературы, ее отношениях с жизнью, ее роли и назначении в духовной жизни человека и общества. Переломность этой литературной эпохи сказалась в ряде факторов, обусловивших протекание литературного процесса 1770-1780 гг. Прежде всего это время возникновения новых, не входящих в классицистическую иерархию, жанров и форм литературного творчества: зародившиеся на волне демократизации национального эстетического сознания и литературного творчества сатирическая публицистика и романная проза порождены иным типом мировосприятия и предлагают иные, не свойственные классицизму, способы миромоделирования. Бурлеск как эстетическая категория литературы переходного периода и форма словесного творчества Характерной чертой литературного процесса 1770-1780-х гг. стало возникновение большого количества жанров-контаминаций, соединяющих и перекрещивающих в себе устойчивые формальные признаки высоких и низких жанров. К 1770-1780 гг. процесс взаимоадаптации высоких и низких жанров приобрел универсальный характер, захватив в свою орбиту публицистическую и художественную прозу (сатирические журналы, демократический роман, проза А. Н. Радищева), драматургию (высокая прозаическая и стихотворная комедия Фонвизина, Княжнина), лирику (Державин), эпическую поэзию (лиро-эпическая поэма 1770-1780-х гг.), ораторскую прозу (ложный панегирик). В результате взаимопроникновения высокого и низкого мирообразов начали видоизменяться традиционные жанры классицистической иерархии. Сохраняя свою...
Входимость: 10. Размер: 63кб.
Часть текста: в «Очерках России» (1840) опубликовал набросок обращения в Сенат, которое Ломоносов готовил (1764). Это было своего рода завещание мозаичного дела Сенату. «Ежели божескою судьбою, — писал Ломоносов, — от настоящей болезни жизнь моя пресечется, то приношу оному высокому Сенату. . . прошение о нижеследующем: Понеже производимое мною великое мозаичное дело в самом своем лучшем течении и Сенат в сомнении состоять будет продолжать ли оное или нет... то оному следующее представляю». Переходя к вопросу о смальтах, Ломоносов писал, что «делание мозаичных составов не может быть остановлено.. . «Шурин мой... Ив. Цилих дошел в сем искусстве толь довольного совершенства, что никто в Европе лучших успехов показать не может, имеет учеников уже далече знающих. Еще большее число придано быть может. Сие приуготовление, инструменты и другие надобности изготовлены и к тому работники, все цвета без меня произведены быть могут, ибо уже года с три в составлении оных мозаичных цветов я головой не вступался, а производил все оный мой шурин Ц.». 149 Вельтман не знал конца этого документа; полностью документ стал известен Пекарскому в 70гх годах. Конец нашелся в собрании рукописей Ломоносова у Н. М. Орлова: «Составление мозаичных картин по добрым оригиналам, шкицам и рисункам в состоянии производить под смотрением доброго живописца обученные мною мастера и ученики и несомненно производить такие же картины, какая ныне окончена («Полтавская баталия», — В. М.). Что ж надлежит до больших сковород, до их укрепления, расположения, движения, шлифования и до прочего, как привести в совершенство и в отделку картину, то все совершенно произведет старший мастер Матвей В., который с самого начала мозаичного дела упражнялся в сей практике и можно положиться на него благонадежно. . .». 150...
Входимость: 9. Размер: 84кб.
Часть текста: гармонировали с ведущими тенденциями культурно-идеологического строительства тех лет. Сумароков был полон уверенности в достижимости поставленных целей: Все хвально: Драма ли, Еклога или Ода — Слагай, к чему тебя влечет твоя природа; Лишь просвещение писатель дай уму: Прекрасный на язык способен ко всему. [897] Но каким бы подробным и увлекательным ни было изложение теоретических постулатов классицизма, сами наставления не могли заменить живой литературной практики. Нужны были национальные образцы, на которые русские начинающие авторы могли бы ориентироваться. Новую литературу нужно было создавать. И Сумароков берет на себя выполнение этой задачи. Практически не было такого литературного жанра классицизма, в котором Сумароков не испробовал бы своих сил. Фанатически преданный театру, Сумароков заложил основы национального репертуара русской сцены XVIII в. Именно ему принадлежит заслуга создания первых национальных образцов ведущих жанров драматургии классицизма — трагедии, комедии, оперы. Не случайно он явился и первым директором основанного в 1756 г. первого публичного русского театра. Русская элегия, стихотворная сатира и русская басня особенностями своей поэтической структуры также обязаны Сумарокову. Он перенес на национальную почву, создав и здесь определенную традицию, жанры эклоги и идиллии, эпиграммы и станса. Разрабатывая формы анакреонтической лирики и жанр горацианской оды, Сумароков по-своему подготавливал достижения в этой области Державина. Наконец, им был создан своеобразный жанр песни-романса, стоявший у...
Входимость: 8. Размер: 25кб.
Часть текста: XVIII в. СИНХРОНИСТИКА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII В. Данная историко-хронологическая канва систематизирует факты литературно-общественной жизни XVIII в. Обзор представлен в трех рубриках: 1) историко-культурные события, 2) литературный процесс в России; 3) западноевропейский литературный процесс. В таблицу введены сведения о наиболее важных как литературных, так и исторических событиях. Из западноевропейских историко-литературных текстов взяты лишь те, которые имели общеевропейский резонанс. Помимо собственно литературных фактов, о которых говорится в учебнике, в таблице обозначены важнейшие исторические и культурные события, упоминающиеся в учебнике: народные восстания, войны, правление императоров, открытия университетов, академий, театров и т. п. Цель таблицы — помочь студентам соотнести исторические и литературные факты. Годы жизни писателей и политических деятелей указываются лишь при первом упоминании. Историко-культурные события Литературный процесс в России Литературный процесс в Западной Европе Правление Петра I — 1682-1725 Мирный договор с Турцией — 1700 Основание Берлинской Академии наук — 1700 Северная война — 1700-1721 Основание Петербурга — 1703 Выход первой русской печатной газеты «Ведомости» — 1702 Крестьянская война под водительством К. Булавина — 1707-1708 Полтавская битва — 1709 «Трактат о вечном мире» (Сен-Пьер) 1714 Смерть Людовика XIV — 1715 Период регентства во Франции — 1715-1723 Петр I — император — 1721 «Табель о рангах» — 1722 Смерть Петра I — 1725 Феофан Прокопович (1681-1736), «Владимир» (1705), «Поэтика» (1705, изд. 1786), «Риторика» (1706-1707, изд. 1982), «Епиникион» (1709), «Слово о власти и чести царской» (1718), «Похвальное слово о флоте...
Входимость: 8. Размер: 106кб.
Часть текста: атрибутика, пространственная организация текста – Типология художественной образности, природа конфликта, жанровое своеобразие трагедии – Поэтика жанра комедии в его генетических связях с сатирой и трагедией – Каламбурное слово и функция двоящихся понятий в комедийном конфликте – Типология художественной образности: люди – вещи и люди – идеи – Типология развязки как показатель жанрового синкретизма комедий Сумарокова – Жанровый состав лирики Сумарокова. Поэтика жанра песни: песня и трагедия – Поэтика жанра басни: басня и комедия – Место литературной пародии в творчестве Сумарокова и в русском литературном процессе Время жизни и творчества Александра Петровича Сумарокова охватывает почти все крупные события в истории России XVIII в. Сумароков родился за 8 лет до смерти Петра I, а умер через 2 года после подавления крестьянского восстания под предводительством Емельяна Пугачева. Таким образом, А. П. Сумароков стал очевидцем и современником практически всех царствований XVIII в.; на его жизнь пришлись все дворцовые перевороты, узурпации, крупные военные мероприятия и культурные события этой русской исторической эпохи, драматизм которой, остро ощущаемый ее современниками, сделал Сумарокова «отцом русского театра», создателем национального театрального репертуара. Однако при несомненном преобладании драматургических жанров в творческом наследии Сумарокова смысл его литературной позиции гораздо шире. Как ни один из его старших современников-литераторов Сумароков универсален в своем творчестве, и в этом отношении как писатель он, несомненно, является одной из ключевых фигур русского литературного процесса в...
Входимость: 7. Размер: 61кб.
Часть текста: рамки русского сентиментализма, как и всякого другого направления, определяются более или менее приблизительно. Если его расцвет можно с уверенностью отнести к 1790-м гг. (период создания наиболее ярких и характерных произведений русского сентиментализма), то датировка начального и завершающего этапов колеблется от 1760–1770-х до 1810-х гг. Углубленное изучение проблем Просвещения помогает понять, что сентиментализм был тесно связан с просветительской идеологией. Культ чувства, провозглашенный сторонниками нового направления, не противоречил просветительской идее внесословной ценности человека; напротив, эта идея приобретала все более богатое содержание. Герой сентименталистов, «чувствительный человек», воплощал в себе гуманистический идеал своей эпохи; это человек, живущий сложной внутренней жизнью, замечательный не воинскими подвигами или государственными делами, а своими душевными качествами, умением «чувствовать». Достоинства личности обнаруживались в новой сфере — сфере чувств, и утверждение новых этических принципов в жизни и в литературе противостояло официозной государственности. Сентиментализм отразил новое мироощущение людей «осмнадцатого века», людей, познакомившихся с философскими идеями не только Р. Декарта, но и В. Д. Локка и Ж. -Ж. Руссо. Отношения между человеком и окружающим его миром стали представляться более сложными, противоречивыми и — что особенно важно — более изменчивыми. Идеи Гердера, преодолевшего метафизический...
Входимость: 7. Размер: 87кб.
Часть текста: 879 . Андреев , Александр Игнатьевич, доктор исторических наук; Жизнь и научные труды С. П. Крашенинникова — 952 . Андреев , Петр, гончар Усть-Рудицкой фабрики — 107, 115. Анна Петровна (1708—1728), великая княгиня, дочь Петра I — 112, 696 . Антинг , Фридрих (Anthing, Friedrich, ум. 1805), адъютант и биограф А. В. Суворова, силуэтист — 575. Антонов , Семен, ученик Географического департамента АН — 587. Апраксин , Федор Матвеевич (1661—1728), генерал-адмирал — 172. Аргамаков , Алексей Михайлович (ум. 1757), первый директор Московского университета — 853, 858 . Аринкин , Федор, геодезист — 721 . / Афанасьев / — см. Афонасьев . Афонасьев /Афанасьев/, Алексей, тередорщик типографии АН, повар Академической гимназии (с 1758) — 531—533. Баженов , Василий Иванович (1737—1799), ученик Московского университета, впоследствии знаменитый русский зодчий — 858 . Байер /Бейер/, Готлиб-Зигфрид-Теофил (Bayer, Gottlieb Siegfried Theophil, 1694—1738), академик, историк — 831, 887 . Бакмейстер , Гартвиг-Людвиг-Христиан (Backmeister, Hartwig Ludwig Christian, 1730—1806), инспектор Академической гимназии, переводчик — 772 . Баранов , Николай, ученик Академической гимназии — 578, 911 . / Барклай / — см. Барклей. Барклей...
Входимость: 7. Размер: 45кб.
Часть текста: обличительной литературы. Традиционные для жанровой системы классицизма формы сатиры: восходящее к античным образцам стихотворное сатирическое послание, басня, бурлескная поэма — уступают теперь место прозаическим жанровым формам. В своей функции выразителя общественного мнения русская сатира на данном этапе демонстрирует явное тяготение к демократизации своей социально-идеологической платформы. Издания сатирических журналов 1769–1772 гг., ориентированные на восприятие традиций европейской просветительской журналистики, явились прямым отражением этой тенденции. Другой вопрос, в какой мере социальные условия в самой России могли способствовать органичному восприятию подобных традиций и какую трансформацию они на русской почве претерпевали. Примечательно, что в России инициатива выпуска сатирических журналов исходила от высшей власти в лице русской императрицы. Это был еще один из характерных для Екатерины II тактических шагов в ее постоянных заигрываниях с передовым общественным мнением Европы, и в частности с просветителями....
Входимость: 7. Размер: 95кб.
Часть текста: — 952 . Андреев , Петр, гончар Усть-Рудицкой фабрики — 107, 115. Анна Петровна (1708—1728), великая княгиня, дочь Петра I — 112, 696 . Антинг , Фридрих (Anthing, Friedrich, ум. 1805), адъютант и биограф А. В. Суворова, силуэтист — 575. Антонов , Семен, ученик Географического департамента АН — 587. Апраксин , Федор Матвеевич (1661—1728), генерал-адмирал — 172. Аргамаков , Алексей Михайлович (ум. 1757), первый директор Московского университета — 853, 858 . Аринкин , Федор, геодезист — 721 . / Афанасьев / — см. Афонасьев . Афонасьев /Афанасьев/, Алексей, тередорщик типографии АН, повар Академической гимназии (с 1758) — 531—533. Баженов , Василий Иванович (1737—1799), ученик Московского университета, впоследствии знаменитый русский зодчий — 858 . Байер /Бейер/, Готлиб-Зигфрид-Теофил (Bayer, Gottlieb Siegfried Theophil, 1694—1738), академик, историк — 831, 887 . Бакмейстер , Гартвиг-Людвиг-Христиан (Backmeister, Hartwig Ludwig Christian, 1730—1806), инспектор Академической гимназии, переводчик — 772 . Баранов , Николай, ученик Академической гимназии — 578, 911 . / Барклай / — см. Барклей. Барклей /Барклай/, Джон (Barclay, John, 1582—1621), английский поэт; Аргенида — 632, 949, 950 . Барков /Борков/, Иван Семенович (1732—1768), студент Академического университета, переводчик, поэт — 110, 141, 440, 850, 866 . Барсов , Алексей Степанович (ум. 1763), корректор Академической типографии, переводчик — 404, 405, 819, 848 . Барсов , Антон Алексеевич (1730—1791), студент Академического университета, магистр переводчик при Ведомостной экспедиции АН, впоследствии профессор математики и красноречия Московского университета — 849 . Батони ,...