• Приглашаем посетить наш сайт
    Мамин-Сибиряк (mamin-sibiryak.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлова начинающиеся на букву "О"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  

    Показаны лучшие 100 слов (из 2927).
    Чтобы посмотреть все варианты, нажмите

     Кол-во Слово (варианты)
    244ОБЛАКО (ОБЛАКОВ, ОБЛАКА, ОБЛАКАМИ, ОБЛАКАХ)
    567ОБЛАСТЬ (ОБЛАСТЯХ, ОБЛАСТЕЙ, ОБЛАСТИ, ОБЛАСТЯМ)
    272ОБОРОТ (ОБОРОТЕ, ОБОРОТЫ, ОБОРОТОВ, ОБОРОТА)
    1339ОБРАЗ (ОБРАЗОМ, ОБРАЗОВ, ОБРАЗА, ОБРАЗЫ)
    310ОБРАЗЕЦ (ОБРАЗЦОВ, ОБРАЗЦОМ, ОБРАЗЦА, ОБРАЗЦЫ)
    576ОБРАЗОВАНИЕ (ОБРАЗОВАНИИ, ОБРАЗОВАНИЮ, ОБРАЗОВАНИЯ, ОБРАЗОВАНИЕМ)
    245ОБРАЗОВАТЬ (ОБРАЗУЕТ, ОБРАЗУЮТ, ОБРАЗОВАЛА, ОБРАЗУЯ)
    450ОБРАТИТЬ (ОБРАТИМ, ОБРАТИЛА, ОБРАТИЛ, ОБРАТИЛИ)
    344ОБРАЩАТЬ (ОБРАЩАЯ, ОБРАЩАЛ, ОБРАЩАЕТ, ОБРАЩАЮТ)
    212ОБРАЩЕНИЕ (ОБРАЩЕНИЯ, ОБРАЩЕНИИ, ОБРАЩЕНИЕМ, ОБРАЩЕНИЮ)
    305ОБСЕРВАТОРИЯ (ОБСЕРВАТОРИИ, ОБСЕРВАТОРИЮ, ОБСЕРВАТОРИЯХ, ОБСЕРВАТОРИЕЙ)
    205ОБСЕРВАТОРЫ (ОБСЕРВАТОРОВ, ОБСЕРВАТОРАМ, ОБСЕРВАТОРУ, ОБСЕРВАТОРА)
    469ОБСТОЯТЕЛЬСТВО (ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ, ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ, ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ)
    314ОБУЧАТЬ (ОБУЧАЛИ, ОБУЧАЛ, ОБУЧАЯ, ОБУЧАЮТ)
    465ОБУЧЕНИЕ (ОБУЧЕНИЯ, ОБУЧЕНИИ, ОБУЧЕНИЮ, ОБУЧЕНИЕМ)
    517ОБЩЕСТВЕННЫЙ (ОБЩЕСТВЕННОЙ, ОБЩЕСТВЕННАЯ, ОБЩЕСТВЕННОГО, ОБЩЕСТВЕННЫХ, ОБЩЕСТВЕННО)
    570ОБЩЕСТВО (ОБЩЕСТВА, ОБЩЕСТВЕ, ОБЩЕСТВУ, ОБЩЕСТВОМ)
    1195ОБЩИЙ (ОБЩИМ, ОБЩЕГО, ОБЩЕЙ, ОБЩЕЕ, ОБЩИЕ)
    194ОБЪЕМ (ОБЪЕМУ, ОБЪЕМА, ОБЪЕМЕ, ОБЪЕМОМ)
    230ОБЪЯВИТЬ (ОБЪЯВЛЕНО, ОБЪЯВИЛ, ОБЪЯВЛЕН, ОБЪЯВИЛИ)
    324ОБЪЯСНЕНИЕ (ОБЪЯСНЕНИЯ, ОБЪЯСНЕНИЙ, ОБЪЯСНЕНИИ, ОБЪЯСНЕНИЮ)
    209ОБЪЯСНИТЬ (ОБЪЯСНИЛ, ОБЪЯСНЕНА, ОБЪЯСНЕНЫ, ОБЪЯСНЕНО)
    209ОБЪЯСНЯТЬ (ОБЪЯСНЯЛ, ОБЪЯСНЯЕТ, ОБЪЯСНЯЛО, ОБЪЯСНЯЮТ)
    329ОБЫКНОВЕННЫЙ (ОБЫКНОВЕННО, ОБЫКНОВЕННЫЕ, ОБЫКНОВЕННЫХ, ОБЫКНОВЕННОЙ)
    241ОБЫЧНЫЙ (ОБЫЧНО, ОБЫЧНЫМ, ОБЫЧНОЙ, ОБЫЧНЫХ, ОБЫЧНОГО)
    224ОБЯЗАННОСТЬ (ОБЯЗАННОСТИ, ОБЯЗАННОСТЯХ, ОБЯЗАННОСТЕЙ, ОБЯЗАННОСТЬЮ)
    755ОГОНЬ (ОГНЯ, ОГНЕМ, ОГНЕ, ОГНЮ)
    249ОГРОМНЫЙ (ОГРОМНУЮ, ОГРОМНОЙ, ОГРОМНОЕ, ОГРОМНЫЕ)
    2594ОДА (ОДЫ, ОД, ОДЕ, ОДУ)
    2222ОДИН
    179ОДИНАКОВОЕ (ОДИНАКОВО, ОДИНАКОВОЙ, ОДИНАКОВЫ, ОДИНАКОВЫЕ)
    212ОДИЧЕСКИЙ (ОДИЧЕСКОЙ, ОДИЧЕСКОГО, ОДИЧЕСКИЕ, ОДИЧЕСКАЯ)
    244ОДНОВРЕМЕННЫЙ (ОДНОВРЕМЕННО, ОДНОВРЕМЕННЫМ, ОДНОВРЕМЕННОЙ, ОДНОВРЕМЕННОГО, ОДНОВРЕМЕННОЕ)
    382ОКАЗАТЬ (ОКАЗАЛИ, ОКАЗАЛО, ОКАЗАЛА, ОКАЖЕТ, ОКАЗАЛ)
    246ОКАЗЫВАТЬ (ОКАЗЫВАЮТ, ОКАЗЫВАЕТ, ОКАЗЫВАЛ, ОКАЗЫВАЛИ)
    464ОКЕАН (ОКЕАНОМ, ОКЕАНЕ, ОКЕАНА, ОКЕАНУ)
    489ОКО (ОКУ, ОКА, ОКЕ, ОКОМ)
    455ОКОНЧАНИЕ (ОКОНЧАНИИ, ОКОНЧАНИЯ, ОКОНЧАНИЮ, ОКОНЧАНИЯХ)
    993ОКТЯБРЬ (ОКТЯБРЕ, ОКТЯБРЯ, ОКТЯБРЮ, ОКТЯБРЕМ)
    182ОПЕРАЦИЯ (ОПЕРАЦИИ, ОПЕРАЦИЙ, ОПЕРАЦИЮ, ОПЕРАЦИЯХ)
    885ОПИСАНИЕ (ОПИСАНИИ, ОПИСАНИЮ, ОПИСАНИЯ, ОПИСАНИЕМ)
    689ОПРЕДЕЛЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИИ, ОПРЕДЕЛЕНИЮ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОПРЕДЕЛЕНИЕМ)
    320ОПРЕДЕЛЕННЫЙ (ОПРЕДЕЛЕННЫЕ, ОПРЕДЕЛЕННОЕ, ОПРЕДЕЛЕННОЙ, ОПРЕДЕЛЕННОГО)
    389ОПРЕДЕЛИТЬ (ОПРЕДЕЛИЛА, ОПРЕДЕЛЕНО, ОПРЕДЕЛИЛ, ОПРЕДЕЛЕН)
    247ОПРЕДЕЛЯТЬ (ОПРЕДЕЛЯЕТ, ОПРЕДЕЛЯЛ, ОПРЕДЕЛЯЮТ, ОПРЕДЕЛЯЛО)
    211ОПТИКА, ОПТИК (ОПТИКИ, ОПТИКЕ, ОПТИКУ)
    335ОПТИЧЕСКИЙ (ОПТИЧЕСКИХ, ОПТИЧЕСКИЕ, ОПТИЧЕСКОГО, ОПТИЧЕСКОЙ)
    292ОПУБЛИКОВАТЬ (ОПУБЛИКОВАН, ОПУБЛИКОВАНЫ, ОПУБЛИКОВАНО, ОПУБЛИКОВАНА, ОПУБЛИКОВАЛ)
    1181ОПЫТ (ОПЫТАХ, ОПЫТА, ОПЫТЫ, ОПЫТОВ)
    188ОРАТОРСКИЙ (ОРАТОРСКОЙ, ОРАТОРСКОГО, ОРАТОРСКИЕ, ОРАТОРСКОЕ)
    214ОРГАНИЗАЦИЯ (ОРГАНИЗАЦИИ, ОРГАНИЗАЦИЮ, ОРГАНИЗАЦИЕЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ)
    418ОРДЕР (ОРДЕРОМ, ОРДЕРУ, ОРДЕРА, ОРДЕРЕ)
    221ОРЕЛ (ОРЛОВ, ОРЛА, ОРЛЫ, ОРЛУ)
    212ОРИГИНАЛ (ОРИГИНАЛА, ОРИГИНАЛЕ, ОРИГИНАЛЫ, ОРИГИНАЛОМ)
    657ОРЛОВА (ОРЛОВОЙ, ОРЛОВЫМ, ОРЛОВ, ОРЛОВУ)
    200ОСЕНЬ (ОСЕНЬЮ, ОСЕНИ)
    517ОСНОВА (ОСНОВУ, ОСНОВЕ, ОСНОВЫ, ОСНОВ, ОСНОВОЙ)
    622ОСНОВАНИЕ (ОСНОВАНИЙ, ОСНОВАНИЕМ, ОСНОВАНИЯ, ОСНОВАНИИ)
    469ОСНОВНАЯ, ОСНОВНЫЙ (ОСНОВНОЕ, ОСНОВНЫЕ, ОСНОВНЫХ, ОСНОВНОМ, ОСНОВНОЙ)
    352ОСОБЕННОСТЬ (ОСОБЕННОСТЕЙ, ОСОБЕННОСТИ, ОСОБЕННОСТЬЮ, ОСОБЕННОСТЯМИ)
    530ОСОБЕННЫЙ (ОСОБЕННО, ОСОБЕННОЕ, ОСОБЕННОЙ, ОСОБЕННЫХ)
    660ОСОБЛИВЫЙ (ОСОБЛИВОЕ, ОСОБЛИВЫЕ, ОСОБЛИВО, ОСОБЛИВОГО, ОСОБЛИВУЮ)
    418ОСОБЫЙ (ОСОБОЙ, ОСОБОЕ, ОСОБО, ОСОБЫ)
    318ОСТАВАТЬСЯ (ОСТАЕТСЯ, ОСТАЮТСЯ, ОСТАВАЛОСЬ, ОСТАВАЛСЯ)
    336ОСТАВИТЬ (ОСТАВИВ, ОСТАВИЛ, ОСТАВИЛИ, ОСТАВЛЕН)
    183ОСТАЛЬНАЯ (ОСТАЛЬНЫЕ, ОСТАЛЬНЫХ, ОСТАЛЬНОЕ, ОСТАЛЬНЫМИ, ОСТАЛЬНОЙ)
    305ОСТАТЬСЯ (ОСТАЛОСЬ, ОСТАЛИСЬ, ОСТАЛСЯ, ОСТАЛАСЬ)
    543ОСТРОВ (ОСТРОВА, ОСТРОВЕ, ОСТРОВОВ, ОСТРОВАМИ)
    248ОСЬ (ОСИ, ОСЯХ, ОСЬЮ, ОСЕЙ)
    189ОТВЕРСТИЕ (ОТВЕРСТИЯ, ОТВЕРСТИЕМ, ОТВЕРСТИЮ, ОТВЕРСТИИ)
    471ОТВЕТ (ОТВЕТЫ, ОТВЕТА, ОТВЕТОВ, ОТВЕТЕ)
    211ОТВЛЕЧЕННЫЙ (ОТВЛЕЧЕННО, ОТВЛЕЧЕННОЕ, ОТВЛЕЧЕННЫХ, ОТВЛЕЧЕННЫЕ, ОТВЛЕЧЕННЫМ)
    198ОТДАТЬ (ОТДАЛ, ОТДАНЫ, ОТДАНО, ОТДАН)
    402ОТДЕЛЬНЫЙ (ОТДЕЛЬНОЙ, ОТДЕЛЬНЫМ, ОТДЕЛЬНЫЕ, ОТДЕЛЬНО, ОТДЕЛЬНЫХ)
    653ОТЕЦ (ОТЦА, ОТЦУ, ОТЦОМ, ОТЦОВ)
    311ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ (ОТЕЧЕСТВЕННОГО, ОТЕЧЕСТВЕННОЙ, ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ, ОТЕЧЕСТВЕННЫХ, ОТЕЧЕСТВЕННЫМ)
    423ОТЕЧЕСТВО (ОТЕЧЕСТВА, ОТЕЧЕСТВЕ, ОТЕЧЕСТВУ, ОТЕЧЕСТВОМ)
    350ОТЗЫВ (ОТЗЫВЫ, ОТЗЫВЕ, ОТЗЫВА, ОТЗЫВОМ)
    387ОТКРЫТИЕ (ОТКРЫТИЯ, ОТКРЫТИЙ, ОТКРЫТИИ, ОТКРЫТИЯМИ)
    219ОТКРЫТЫЙ (ОТКРЫТО, ОТКРЫТЫ, ОТКРЫТ, ОТКРЫТА)
    310ОТКРЫТЬ (ОТКРЫТО, ОТКРЫЛ, ОТКРЫЛА, ОТКРЫТЫ)
    230ОТЛИЧАТЬ (ОТЛИЧАЛ, ОТЛИЧАЛИ, ОТЛИЧАЕТ, ОТЛИЧАЮТ, ОТЛИЧАЛА)
    210ОТЛИЧИЕ (ОТЛИЧИЯМИ, ОТЛИЧИЯ, ОТЛИЧИЕМ, ОТЛИЧИЙ)
    336ОТМЕТИТЬ (ОТМЕТИЛ, ОТМЕЧЕНО, ОТМЕТИМ, ОТМЕЧЕНЫ)
    289ОТМЕЧАТЬ (ОТМЕЧАЯ, ОТМЕЧАЛ, ОТМЕЧАЛИ, ОТМЕЧАЕТ, ОТМЕЧАЛО)
    199ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ (ОТНОСИТЕЛЬНО, ОТНОСИТЕЛЬНЫХ, ОТНОСИТЕЛЬНОЕ, ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ)
    335ОТНОСИТЬ (ОТНОСИТ, ОТНОСИЛ, ОТНОСЯТ, ОТНОСИЛИ)
    794ОТНОШЕНИЕ (ОТНОШЕНИЯХ, ОТНОШЕНИЯ, ОТНОШЕНИЮ, ОТНОШЕНИИ)
    268ОТПРАВИТЬ (ОТПРАВИЛ, ОТПРАВЛЕН, ОТПРАВЛЕНЫ, ОТПРАВЛЕНО)
    191ОТРИЦАНИЕ (ОТРИЦАНИЯ, ОТРИЦАНИЮ, ОТРИЦАНИИ, ОТРИЦАНИЕМ)
    282ОТРЫВОК (ОТРЫВКИ, ОТРЫВКА, ОТРЫВКЕ, ОТРЫВКОМ)
    205ОТСУТСТВИЕ (ОТСУТСТВИИ, ОТСУТСТВИЯ, ОТСУТСТВИЕМ, ОТСУТСТВИЮ)
    216ОТСУТСТВОВАТЬ (ОТСУТСТВУЮТ, ОТСУТСТВУЕТ, ОТСУТСТВОВАЛ, ОТСУТСТВОВАЛИ)
    273ОТЧЕТ (ОТЧЕТЕ, ОТЧЕТОМ, ОТЧЕТА, ОТЧЕТЫ)
    196ОФИЦИАЛЬНЫЙ (ОФИЦИАЛЬНО, ОФИЦИАЛЬНЫХ, ОФИЦИАЛЬНОЙ, ОФИЦИАЛЬНОГО, ОФИЦИАЛЬНЫЕ)
    233ОЦЕНКА (ОЦЕНКЕ, ОЦЕНКИ, ОЦЕНКУ, ОЦЕНКАХ)
    368ОЧЕВИДНЫЙ (ОЧЕВИДНО, ОЧЕВИДНА, ОЧЕВИДНЫМ, ОЧЕВИДНЫХ, ОЧЕВИДНОЕ)
    220ОЧЕРК (ОЧЕРКИ, ОЧЕРКОВ, ОЧЕРКАХ, ОЧЕРКА)
    212ОЧИ (ОЧЕЙ, ОЧАМИ, ОЧАХ, ОЧАМ)
    344ОШИБКА (ОШИБОК, ОШИБКИ, ОШИБКУ, ОШИБКОЙ)

    Несколько случайно найденных страниц

    по слову ОБЩЕЖИТИЕ (ОБЩЕЖИТИИ, ОБЩЕЖИТИЯ, ОБЩЕЖИТИЯХ, ОБЩЕЖИТИЙ)

    1. Буторина Т. С.: Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века. X. М. В. Ломоносов о педагогической этике
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    Часть текста: в отношениях: "Учитель должен не токмо словами учение, но и поступками добрый пример показывать учащимся. Что здесь вообще предписано учителям, то надлежит наблюдать и самому ректору, поелику он есть учитель" [I, т. 9, с. 515-516]. Поскольку педагог воспитывает прежде всего "добрым примером", то он должен быть нравственно чистым. М. В. Ломоносов осуждал чрезмерную горячность, вспыльчивость, грубость учителей: "Учитель может наказывать словами и достаточно убедительно ставить на вид ученикам их ошибки и плохое поведение, но не должен пускать в ход постыдные или непристойные слова" [1, т. 9, с. 517]. Особое значение М. В. Ломоносов придавал общению педагогов с воспитанниками. Он указывал на необходимость как непосредственного, так и опосредованного общения с молодыми людьми, считая это одним из условий успешной совместной деятельности. Полагая, что общение влияет на нравственное становление личности, он заботился об окружении молодежи положительными людьми. Видя неблагополучность в семьях, M. В. Ломоносов рекомендовал ученикам и студентам жить в общежитии. Ломоносовские регламенты показывают, как он пытался изменить характер общения между воспитателями и воспитанниками, стремился сосредоточить внимание на формировании общей культуры. М. В. Ломоносов считал, что прежде чем требовать дисциплину и порядок от учащихся, педагог сам должен быть организован. По его мнению, учителям следует приходить на занятия "вовремя и в начале каждого урока спрашивать гимназистов, знают ли они заданное, принесли ли с собой заданные уроки и наказывать приватно тех, кто не выполнил положенного ему. Если в классе так много гимназистов, что спрашивать уроки у всех отняло бы слишком много времени, то учитель может вызвать кого-нибудь одного по своему выбору, причем каждый должен быть готов к тому, что его неожиданно спросят и ему нужно будет...
    2. Лебедев Е.: Ломоносов. Часть четвертая. "Я не тужу о смерти". Глава III
    Входимость: 1. Размер: 161кб.
    Часть текста: не абстрактным, не "риторским" бессмертием, а осязательно живым (не важно, идет ли речь о прошлом, настоящем или будущем). Русский народ для Ломоносова - это прежде всего и в конце концов живые русские люди из мяса и костей, с горячей кровью и бьющимся сердцем, идущие из тьмы веков но предначертанному пути, теряя и восстанавливая силы. И вот их бессмертие-то и является, по существу, самой главной личной заботой Ломоносова. Странно выговорить, но есть что-то отцовское в этой заботе. Ни у кого впоследствии (за исключением, быть может, Д. И. Менделеева) это качество в отношениях к народу не проявлялось. Сыновние или братские чувства испытывали, культуртрегерские эмоции были, не говоря уже о философских и социально-политических раздумьях, а вот чтобы по-отцовски озаботиться продолжением русского рода... Нет, такого не было. Причем забота его в основе своей носила какой-то патриархально-конкретный характер. Он размышлял о механике физического бессмертия русского народа - о том, что его количество должно не только восстанавливаться, но и возрастать от поколения к поколению, что для этого крестьяне должны быть благополучны, купцы - предприимчивы и нестесняемы в их предприимчивости, духовенство - опрятно и уважаемо, дворяне - просвещенны и ответственны, государи, как он сам писал, - "бодры", а огромные пространства России - изучены и приспособлены к производству ресурсов бессмертия.  1 1 ноября 1761 года Ломоносов писал И. И. Шувалову: "Разбирая свои сочинения, нашел я старые записки моих мыслей, простирающихся к приращению общей пользы. По рассмотрении рассудилось мне за благо пространнее и обстоятельнее сообщить их вашему высокопревосходительству яко истинному рачителю о всяком добре любезного отечества в уповании, может быть, найдется в них что-нибудь, к действительному поправлению российского света служащее..." Старые записки, о которых говорит здесь Ломоносов, уместились на одном...
    3. Организация учебного дела. Служебные документы, 1742—1765 гг.
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    Часть текста: АН об успехах студентов, занимавшихся под руководством Ломоносова поэзией и химией. 1753 февраля 5 (№ 287) Проект регламента московских гимназий. 1755 января 12 — апреля 26 (№ 288) Выписка из журнала Канцелярии АН о представлении К. -Ф. Модерахом сведений о Состоянии Гимназии. 1757 марта 3 (№ 289) Определение Канцелярии АН о наблюдении за своевременным приходом и уходом учителей Гимназий. 1757 марта 6 (№ 290) Записка в Канцелярию АН о командированных в Академию "учениках" Московского университета. 1757 марта 19 (№ 291) Выписка из журнала Канцелярии АН об опросе студентов, "кто к каким лекциям склонность имеет". 1757 марта 20 (№ 292) Репорт Канцелярии АН президенту АН о каталоге университетских лекций. 1757 марта 20 (№ 293) Определение Канцелярии АН о порядке чтения университетских лекций. 1757 мая 1 (№ 294) Выписка из журнала Канцелярии АН о награждении некоторых студентов шпагами. 1757 мая 27 (№ 295) Выписка из журнала Канцелярии АН о посещении студентами лекций. 1757 июля 2 (№ 296) Определение Канцелярии АН об уклонении некоторых профессоров от чтения лекций. 1757 сентября 22 (№ 297) Выписка из журнала Канцелярии АН об устранении "непорядков" в студенческом общежитии. 1757 октября 8 (№ 298) Выписка из журнала Канцелярии АН о производстве экзамена студентам. 1757 октября 9 (№ 299) Выписка из журнала Канцелярии АН о составлении для Гимназии лексикона первообразных немецких слов. 1757 ноября 17 (№ 300) Определение Канцелярии АН о прибавке жалованья гимназисту И. Лепехину. 1758 февраля 18 (№ 301) Определение Канцелярии АН о неудовлетворительности аттестатов о выдержанных студентами экзаменах. 1758 марта 12 (№...
    4. Помета на журнале Канцелярии АН по поводу резолюции о составлении сметы на обмундирование студентов и гимназистов. 1762 не ранее ноября 27 (№ 347)
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    Часть текста: СТУДЕНТОВ И ГИМНАЗИСТОВ Сей журнал по третьему артикулу к исполнению не следует, затем что он противен определению его сиятельства г. президента. И сверх того никоею мерою число обуви и всего прочего на студентов и гимназистов определить никак нельзя, затем что неравно все платье носят и обувь. За чудо бы почесть должно, если бы у 50-ти человек вдруг башмаки истоптались. Сверх того г. Гимназии инспектор в расходной книге подает в Канцелярию счет, где видно, куда что издержано. Примечания Печатается по собственноручному подлиннику (ААН, ф. 3, оп. 1, № 532, л. 258). Публикуется впервые. Датируется предположительно по журналу Канцелярии АН от 27 ноября 1762 г., на котором сделана Ломоносовым публикуемая помета. 1762 год подходил к концу, а Ломоносов все еще болел и не выходил из дому. С. К. Котельникову нужны были деньги на содержание студентов и гимназистов. Из сметных сумм, ассигнованных на эту надобность, оставалось в наличии на студентов 450 руб., а на гимназистов 2 руб. (ААН, ф. 3, оп. 1,...
    5. Буторина Т. С.: Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века. VII. Теория и практика воспитания в трудах М. В. Ломоносова
    Входимость: 3. Размер: 40кб.
    Часть текста: [1, т. 7, с. 288]. М. В. Ломоносов считал, что существуют "природные дарования душевные" (речь, мышление, память и др.) и "телесные" (физические способности). Он показал, что природные умственные задатки являются доброй землей "к посеянию чистого семени, ибо как семя на неплодной земли, так и учение в худой голове тщетно есть и бесполезно..." [1, т. 7, с. 93]. М. В. Ломоносов был сторонником того, чтобы "неспособных" выявлять в начале учения. Принцип природосообразности характерен для всей педагогической деятельности великого ученого. Он был убежден в том, что надо внимательно относиться к каждому ученику. Если был такой, который "по известным причинам, например, из-за длительной болезни или по недостатку способностей, долго пробыл в Гимназии и уже не так юн, однако же неизменно проявлял посильное прилежание и хорошо себя вел, то его следует отпустить с рекомендательным свидетельством, соответствующим его заслугам, в другое ведомство, или же, если есть вакансия, назначить учителем в низшие классы" [1, т. 9, с. 502-503]. Если были ученики, которые учились на свой счет и оказались способными, то "следует применить все надлежащие меры к тому, чтобы склонить и их и родителей к дальнейшему усовершенствованию их в науках". Учет природных особенностей детей М. В. Ломоносов отмечал как необходимое условие воспитания: "Нравы человеческие коль различны и коль отменно людей состояние, того и сказать невозможно". Надо знать детский "возраст, ибо малые дети на приятные и нежные вещи обращаются и склоннее к радости, милосердию, боязни и к стыду, взрослые способнее приведены быть могут на радость и на гнев, старые перед прочими страстьми склоннее к ненависти, к любочестию и к зависти, страсти в них возбудить и утолить труднее, нежели в молодых" [1, т. 7, с. 168]. Поэтому М. В. Ломоносов был сторонником осуществления ...