• Приглашаем посетить наш сайт
    Куприн (kuprin-lit.ru)
  • Буторина Т. С.: Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века
    VII. Теория и практика воспитания в трудах М. В. Ломоносова

    VII. Теория и практика воспитания в трудах М. В. Ломоносова

    Естествено-научные исследования М. В. Ломоносова, идеи народной педагогики оказали влияние на понимание им сущности воспитания. Следуя традициям, руководствуясь принципом природосообразности, он обратился к решению проблемы факторов развития человека.

    М. В. Ломоносов прежде всего указал на значение наследственности, природных способностей в развитии и формировании личности. В "Кратком руководстве к красноречию" он писал, что "чаще природное дарование без науки, нежели наука без природного дарования к похвале и добродетели способствовали" [1, т. 7, с. 288]. М. В. Ломоносов считал, что существуют "природные дарования душевные" (речь, мышление, память и др.) и "телесные" (физические способности). Он показал, что природные умственные задатки являются доброй землей "к посеянию чистого семени, ибо как семя на неплодной земли, так и учение в худой голове тщетно есть и бесполезно..." [1, т. 7, с. 93].

    М. В. Ломоносов был сторонником того, чтобы "неспособных" выявлять в начале учения. Принцип природосообразности характерен для всей педагогической деятельности великого ученого. Он был убежден в том, что надо внимательно относиться к каждому ученику. Если был такой, который "по известным причинам, например, из-за длительной болезни или по недостатку способностей, долго пробыл в Гимназии и уже не так юн, однако же неизменно проявлял посильное прилежание и хорошо себя вел, то его следует отпустить с рекомендательным свидетельством, соответствующим его заслугам, в другое ведомство, или же, если есть вакансия, назначить учителем в низшие классы" [1, т. 9, с. 502-503]. Если были ученики, которые учились на свой счет и оказались способными, то "следует применить все надлежащие меры к тому, чтобы склонить и их и родителей к дальнейшему усовершенствованию их в науках".

    Учет природных особенностей детей М. В. Ломоносов отмечал как необходимое условие воспитания: "Нравы человеческие коль различны и коль отменно людей состояние, того и сказать невозможно". Надо знать детский "возраст, ибо малые дети на приятные и нежные вещи обращаются и склоннее к радости, милосердию, боязни и к стыду, взрослые способнее приведены быть могут на радость и на гнев, старые перед прочими страстьми склоннее к ненависти, к любочестию и к зависти, страсти в них возбудить и утолить труднее, нежели в молодых" [1, т. 7, с. 168]. Поэтому М. В. Ломоносов был сторонником осуществления индивидуального подхода к детям, рекомендовал педагогам строить воспитание с учетом их природных особенностей, склонностей.

    Среда, по мнению М. В. Ломоносова, оказывает огромное влияние на становление человека. Он приводил в качестве примера воспитание в Спарте и Афинах: "... спартанского жителя в поте и в пыли воспитанного, трудно принудить, чтобы он сидел дома за книгами; напротив того афинеанина едва вызовешь ли от учения в поле..."

    Естественно-научный подход к пониманию человеческой природы позволил ученому определить воспитание основным фактором развития: "... Молодых людей нежные нравы, во все стороны гибкие страсти и мягкие их и воску подобные мысли добрым воспитанием управляются" [1, т. 7, с. 121]. Целью воспитания он считал формирование человека-патриота, стержневыми качествами которого М. В. Ломоносов называл высокую нравственность, любовь к науке, знаниям, трудолюбие, бескорыстное служение на благо Родине. М. В. Ломоносов предостерегал от ошибок в воспитании, так как они приводят "на неправый путь юношество, приступающее к наукам, в нежных умах вкореняют ложные понятия, которые после истребить трудно или и вовсе невозможно" [1, т. 7, с. 582].

    Воспитание он понимал в широком смысле, включая в него и образование. Поэтому М. В. Ломоносов писал, что если "к изрядному и превосходному природному дарованию" молодого человека дать "наставление в науках, то происходит из того нечто преизящное и особливое" [1, т. 7, с. 288]. Он отмечал воспитывающий характер обучения, раскрывал тесную взаимосвязь образования и воспитания. Обучение и образование юношества воспринимались М. В. Ломоносовым как важный фактор развития и воспитания: "Толь великую приносит учение пользу, толь светлыми лучами просвещает человеческий разум, толь приятно есть красоты его наслаждение!" [1, т. 2, с. 351]. М. В. Ломоносов поставил проблему методов воспитания на научную основу, исходя из психологического понимания сущности человека. Для успешного воспитания молодежи он предложил использовать прежде всего поощрения и наказания: "Школьной награды для поощрения юношества можно считать достаточным: 1) похвальный отзыв; 2) более высокое по сравнению с другими место за столом; 3) другие в наказание должны ему кланяться; 4) гравюры и книги" [1, т. 9, с. 503-504]. Особо отличившихся награждали золотыми и серебряными медалями, книгами, математическими приборами "в присутствии всей Гимназии". В качестве наказания М. В. Ломоносов предлагал выговоры, угрозы; кланяться тем, кто хорошо ведет себя; стояние на коленях перед классом; сечение розгами. За "постыдные шалости" наказание осуществлялось перед всей гимназией: 1) их отлучают от общего стола прочих гимназистов, и сажают за другой стол на хлеб и воду; 2) их одевают в плохое рваное платье и выставляют напоказ при выходе всех гимназистов из Гимназии; 3) сажают на некоторое время в карцер, где им приходится сидеть и лежать на голом полу и получать только хлеб и воду; 4) их каждое утро секут розгами" [1, т. 9, с. 504-505]. Телесные наказания были распространены в школах, поэтому М. В. Ломоносов прибегал к ним, как к традиционным методам воспитания. Однако он рекомендовал применять их как исключительную меру, в отдельных случаях, не причиняя этим вреда здоровью детей. При этом отмечалось, что особо следует наказывать за тяжелые преступления против религии, держать за это "взаперти в карцере", а после исключать из гимназии и отсылать в суд. "А кто из них провинился так, что действительно на теле наказан быть должен, тому учинить школьное наказание лозами через сторожа по инспекторскому и ректорскому рассмотрению. А самому учителю на теле наказывать умеренно, а особливо не бить по лицу и по голове и не драть за волосы и за уши. Сие все для того запрещается, что запальчивые учители по горячности легко переходят границы и могут причинить вред здоровью юноши" [1, т. 9, с. 517]. В этом на М. В. Ломоносова оказала влияние педагогическая традиция XVIII века. Он не отрицал полностью принуждение в воспитании, советовал родителям отдавать детей "под неволю", в гимназию с ее режимом и дисциплиной. Этой "неволею" они "приобрящут свободу". Без принуждения молодые люди "свободою впадут в рабство", т. е. могут попасть под вредное влияние, подчиниться неразумным требованиям.

    Обращает на себя внимание тот факт, что М. В. Ломоносов стремился создавать общественное мнение по поводу оценки поступков детей. Для этого он предлагал вводить "публичные" и "приватные" поощрения и наказания: "Приватно наказывается тот, кто в классе не выполнил того, что ему полагалось, или вел себя неподобающим образом в школе и дома; публично наказываются за постыдные шалости или проступки против религии" [1, т. 9, с. 503]. Все поощрения и наказания, "получаемые учащимися, должны были записываться инспектором в специальную книгу "с указанием, какова была награда, а также и те, кто был наказан, с указанием, каково было наказание". Вместе с тем публичное наказание, особенно исключение из гимназии и предание суду, не могло быть наложено без ведома президента или Канцелярии.

    Предлагая поощрение и наказание в качестве ведущих методов воспитания, М. В. Ломоносов стремился создавать определенный эмоциональный настрой молодых людей, стимулирующий к "добрым поступкам".

    Не менее важным в воспитании М. В. Ломоносов считал методы убеждения и примера: "Учитель может наказывать словами и достаточно убедительно ставить на вид ученикам их ошибки и плохое поведение, но не должен пускать в ход постыдные или непристойные слова" [1, т. 9, с. 517], "Добрые" и "приличные" поступки взрослых (ректора, инспекторов, учителей) являются необходимыми в воспитании. М. В. Ломоносов отмечал, что состояние гимназистов во многом зависит от состояния при Гимназии надзирателей, а потому и ректор, и даже инспектор должны наблюдать за их поведением, не предаются ли они пьянству или другим порокам, и если такое за ними замечается, немедленно докладывать Канцелярии, которая их удалит, дабы они не соблазняли юношей" [1, т. 9, с. 518-519].

    Как метод и как условие воспитания М. В. Ломоносов расценивал порядок и дисциплину. Соблюдение гимназистами и студентами прочного распорядка дня, чистоты в учебных помещениях и общежитиях, правил поведения способствует воспитанию "нравов". Большое значение он придавал приучению молодых людей к чистоте "при столе, в содержании книг, постели и платья". Например, при посещении студенческого общежития 8 октября 1757 г. М. В. Ломоносов не обнаружил чистоты в помещениях, многие студенты были неопрятны. Возмущенный увиденным, он приказал Модераху, который жил в этом доме и должен был наблюдать за молодыми людьми, навести должный порядок в общежитии. М. В. Ломоносов предъявлял высокие требования к внешности человека, к соблюдению им элементарных гигиенических правил. В этом он видел основу дисциплины. М. В. Ломоносов рекомендовал не мешать другим "в ученьи криком, играньем, стуком, шумом или каким другим образом, чем рассуждение и память в беспорядок приведены быть могут" [1, т. 9, с. 507]. Для соблюдения порядка и дисциплины М. В. Ломоносов считал необходимым каждого молодого человека знакомить с правилами поведения: "Каждому гимназисту при поступлении в Гимназию должен быть вручен напечатанный лист, где изложены гимназические узаконения; такой же лист должен иметься в каждом классе для общего сведения, а также должен быть вывешен на стене в каждой комнате гимназистов и в зале, чтобы они не могли отговариваться неведением" [1, т. 9, с. 505-506].

    Большое внимание М. В. Ломоносов уделял нравственному воспитанию молодежи. На понимание его сущности оказали влияние идеи выдающихся мыслителей античности и эпохи Возрождения. Мысль о гармонии всех сторон личности человека волновала М. В. Ломоносова.

    Самобытность его трактовки содержания нравственности выразилась в подходе к этой проблеме с позиций народности. Под нравственным идеалом он понимал патриота-гражданина, честного труженика, живущего для блага народа и Родины. Основой нравственности М. В. Ломоносов считал патриотизм, воспитание потребности жить "для пользы Отечества". В "Узаконениях для гимназистов" он писал о том, что молодым людям следует избегать различных ссор, драк, злобствования, издевательства над природными недостатками человека. Нельзя вносить смуту в отношения между товарищами. М. В. Ломоносов был сторонником воспитания таких нравственных качеств, как скромность, вежливость, учтивость, уважение к старшим, друг другу, честность, дружелюбие. Особое внимание он уделял формированию трудолюбия, прилежания, упорства, целенаправленности. М. В. Ломоносов призывал остерегаться хамства, "самохвальства", мстительности: "Когда кто другого изобидит и за то наказан будет, а после снова тому же сделает обиду, показав знак неправедного мстительства, тот двойному наказанию подвержен" [1, т. 9, с. 508]. Самыми плохими чертами он считал ложь, "которая часто служит к закрытию злых дел", и леность, которая "всего вреднее учащимся; того ради всячески должно преодолевать оную послушанием, воздержанием, бдением, терпением" [1, т. 9, с. 512].

    Источниками нравственных знаний М. В. Ломоносов называл общение детей друг с другом, со взрослыми, "добрый пример" учителей. Вместе с тем он рекомендовал ограждать молодежь от людей с нравственными пороками, от которых "учтивым" поступкам нельзя научиться: "Весьма должно блюстись лакомства и гулянья и больше удаляться от неприличного и худого сообщества, которое подать скоро может повод к бездельному и праздному житию, прогуливать школы, не исправлять заданного уроку..." [1, т. 9, с. 512].

    М. В. Ломоносов полагал, что знание моральных норм поведения еще не гарантирует высокую нравственность. Необходимым условием для этого он считал упражнения детей в выполнении правил, выработку положительных привычек. Нарушение моральных норм воспитателям следует предупреждать. Закреплению положительных нравственных действий способствует постоянный контроль со стороны взрослых и действенный анализ поступков учащихся. "Великий гуманист отмечал, что процесс нравственного воспитания должен протекать в атмосфере высокой требовательности к детям, но в то же время он выступал против подавления личности ребенка волей воспитателя и родителей, считал необходимым сочетать требовательность к детям со справедливым и чутким отношением к ним" [6].

    Нравственное воспитание, по мнению ученого, наиболее полно возможно в условиях школы. Там молодые люди приучаются "к правильному образу мышления и добрым нравам". "Правила и примеры прилежания, постоянства и честности" также необходимы гимназии, как и "ежедневная пища".

    По мнению М. В. Ломоносова, нравственное воспитание детей должно начинаться с самого малого возраста, поскольку в этот период они наиболее отзывчивы к воздействию взрослых и их развитие может эффективно управляться "добрым воспитанием".

    Следует отметить своеобразный подход М. В. Ломоносова к рассмотрению вопросов нравственности. Стремление бороться за сохранение и размножение российского народа побудило его проследить генезис формирования национального характера русского народа. Отличие ломоносовского подхода к данной проблеме заключается в постановке им вопроса о воспитании как нации в целом, так и отдельного гражданина ради славы отечества. В этом ярко выражена социальная направленность педагогических новаций ученого.

    В формировании нравственности М. В. Ломоносов большую роль отводил науке. Первой заповедью гимназистов он считал стремление "к наукам простирать крайнее прилежание и никакой другой склонности не внимать и не дать в уме так усилиться, чтобы рачение к учению урон или малое ослабление потерпело" [1, т. 9, с. 506]. Ученый обращался к молодежи с советом не терять "золотое младых лет время без приобретения той пользы, которая зрелым и престарелым летам большую приятность и веселие принести может чрез науки, нежели в юношестве игры и праздность" [1, т. 9, с. 512].

    "толь светлыми лучами" просвещающего человеческий разум, дающего наслаждение. Он призывал молодежь с помощью науки и учения познавать окружающий мир, добиваться установления межнаучных связей, отходить от бесплодных умозаключений. Занятия наукой, по его мнению, способствуют очищению личности от нравственных изъянов, делают ее благороднее, способствуют формированию патриотических чувств.

    17 октября 1745 г. указом Сената, одновременно с разрешением печатать перевод "Волфианской экспериментальной физики", было предложено "профессору Ломоносову на русском диалекте читать лекции" (П. С. Билярский). Этому событию ученый придавал большое значение. Чтение курса он решил связать не только с обучением, но и воспитанием национальных кадров. Под этим углом зрения М. В. Ломоносов подготовил "Программу", в которой показал великую роль науки и значение человеческого познания в развитии общества. Занятия наукой, по его мнению, "приятны, вожделенны, полезны и святы".

    Во многих одах М. В. Ломоносов пишет о пользе науки, ее просветительских задачах:

    Механика

    Наполни воды кораблями, 
    Моря соедини реками
    И рвами блата осуши…

    Химия

    В земное недро ты, Химия,
    Проникни взоры остротой
    И, что содержит в нем Россия,
    Драги сокровища открой,
    Отечеству умножить славу
    И вящще укрепить державу
    Спеши за хитрым естеством,

    И что прекрасно токмо летом,
    Ты сделай вечно мастерством.

    Астрономия

    В небесны, Урания, круги

    Картография и география


    Собрав на малы чертежи,
    И грады, оною спасены,

    География, покажи.

    Метеорология и синоптика

    Наука легких метеоров,
    Промены неба предвещай

    Чрез верны знаки предъявляй,
    Чтоб земледелец выбрал время,
    Когда земле поверить семя
    И дать когда покой браздам. . . .

    Занятия наукой не являются легкими. Широко известна "Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея величества Государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 г.", в которой он говорил о необходимости изучения различных наук, о любви к тяжелому научному поиску, о воспитании собственных российских ученых со всемирно известными именами.

    Эти слова великого академика стали заветом молодежи:

    О вы, которых ожидает
    Отечество от недр своих

    О ваши дни благословенны
    Дерзайте ныне ободрены.

    Что может собственных Платонов

    Российская земля раждатъ

    1, т. 8, с. 206.

    Просвещение и наука способствуют патриотическому воспитанию молодых людей. Так, "Древняя Российская история" самого М. В. Ломоносова есть пример беззаветного служения Родине. Он провел колоссальную подготовительную двухлетнюю работу по сбору исторического материала, проанализировал греко-римские, славянские, византийские источники, документы по истории готов, вендов, аланов. М. В. Ломоносов призывал молодежь изучать прошлое Родины ради будущего, беречь исторические знания, объективно оценивать их. Назначение этой работы он видел в воспитании национальной гордости русских на примере отечественной истории, в обращении просвещенного юношества к опыту прошлых поколений.

    Среди наук, которые активно воздействуют на формирование нравственности и патриотизма, М. В. Ломоносов особо выделял "словесные" дисциплины: грамматику, риторику, поэтику. По его мнению, "хотя природное знание языка много может, однако грамматика показывает путь доброй натуре" [1, т. 7, с. 436], т. е. воспитывает молодого человека. М. В. Ломоносов стремился мобилизовать живые национальные силы русского литературного языка на сопротивление чужеродным влияниям, сделать научную и литературную речь общепонятной, обеспечить внедрение науки и литературы в национальный быт. Он осуждал тех, кто искажал русский язык, был небрежен в обращении с ним, этим самым, "подав худые примеры своих незрелых сочинений, приводят на неправый путь юношество, приступающее к наукам, в нежных умах вкореняют ложные понятия, которые после истребить трудно или и вовсе невозможно" [1, т. 7, с. 582]. М. В. Ломоносов, воспевая русский язык, показал его межнациональное значение, величие, раскрыл роль в духовном становлении личности.

    из сохранившихся писем М. В. Ломоносова [1, т. 10, с. 598-599] к родственникам написано, что молодой человек "через учение счастлив будет", через приобщение к наукам.

    В тесной связи с нравственностью М. В. Ломоносов рассматривал вопрос о трудовом воспитании молодежи: "Рассуждая о благополучии жития человеческого, слушатели, не нахожу того совершеннее, как ежели кто приятными и беспорочными трудами пользу приносит" [1, т. 2, с. 349]. Он считал безделье и праздность самыми страшными изъянами: "Роскошь и праздность, как два сосца всех пороков, вливают под видом сладости бедственную язву в душу и тело, наносят несносные оскорбления, бедность и смертоносные болезни" [1, т. 7, с. 121].

    М. В. Ломоносов мерой труда и отношением к нему человека определял его значение и ценность. Труд должен быть направлен на пользу общества. По его мнению, он способствует формированию таких нравственных качеств, как честь и уважение: "Или трудом бессмертную славу приобретать, либо, препровождая жизнь свою в роскоши и нерадении, бесславного конца ожидать должно. Но приобретать должно трудом бессмертную славу. Следовательно, не должно, препровождая жизнь свою в роскоши и нерадении, ожидать бесславного конца" [1, т. 7, с. 156-157].

    Идеи М. В. Ломоносова об общественной направленности труда имеют большое педагогическое значение. Он призывал творчески относиться к труду.

    Главным видом труда молодых людей М. В. Ломоносов считал учение, постижение наук. Поэтому он и советовал "не терять золотое младых лет время", а тратить его на воспитание прилежания, трудолюбия, поскольку "... ленивый человек в бесчестном покое сходен с неподвижною болотною водой, которая, кроме смраду и презренных гадин, ничего не производит". Привычка трудиться должна формироваться с самых ранних лет жизни ребенка, тогда ему "легки и сносны труды бывают" [1, т. 7, с. 326].

    того или иного дела, обоснование цели работы, планирование ее хода, подбор необходимых инструментов, анализ результатов. М. В. Ломоносов призывал работать с желанием, прилежанием, искусно, "со всяким рачением и верностию исправлять подлежащую... должность". Трудовые операции должны быть продуманы и расположены в определенной последовательности. При этом он рекомендовал опираться на имеющийся опыт и научные достижения. Важным в педагогическом отношении явилось требование М. В. Ломоносова все изготовленные вещи хранить "в обособливом покое, каждая обособливо под нумерами", а за труд "выдавать заслуженное... жалованье все сполна".

    Данные педагогические условия организации трудовой дисциплины применимы к любому виду труда как умственному, так и физическому.

    Большое внимание М. В. Ломоносов уделил вопросам эстетического воспитания молодежи. Будучи поэтом, художником, он видел прекрасное во всем, что его окружало. Глубока была связь ученого с общерусской культурой. Он понимал, что источником общности всех видов русского народного творчества является единство их материальной основы, органическая связь с бытом и трудом.

    М. В. Ломоносов считал, что основной путь формирования культуры народа таков: человек – природа – духовная культура. Поэтому в эстетическом воспитании молодежи особая роль принадлежит природе. "Величие и красота ее, многообразие ритмов и форм, богатство цветовых отношений находят свое отражение в росписях и вышивке, характере народного костюма и в резьбе по дереву. Ломоносов учит потомков видеть неброскую красоту родной северной природы, делать ее предметом искусства. С точки зрения М. В. Ломоносова, "еще любезней красота, когда в ней светит простота" [3, с. 48].

    Первым из русских просветителей он объявил критерием эстетического творчества "народную пользу", а для этого рекомендовал изучать русские летописи, фольклор, народное творчество.

    традиций. В этом отношении, по мнению М. В. Ломоносова, необходимо широко использовать для воспитания гармонии души русский язык и памятники устного народного творчества. Они отражают национальное самосознание народа, его национальную психологию и характер: "Я не могу довольно о том нарадоваться, что российский наш язык, не токмо бодростию и героическим звоном греческому, латинскому и немецкому не уступает, но и подобную оным, а себе купно природную и свойственную версификацию иметь может". Красота слова, изящество изложения, по мнению ученого, способствуют развитию эстетических чувств. Это влияет на "человеческое сердце".

    Эстетическое воспитание должно быть направлено на человека, который, по мнению М. В. Ломоносова, является высшей ценностью. Эта установка проявилась в художественных работах самого ученого, в которых он создал яркие образы людей большого общественного звучания. "Картины на темы из русской истории приобретают в это время большую популярность, однако у художников 60-х годов XVIII века поначалу не было источника, откуда они могли бы черпать сюжеты для них. Поэтому когда в 1763 г. Екатерина II решила украсить несколько залов в Зимнем дворце картинами на сюжеты русской истории, то подобрать их было поручено Ломоносову... Всего учёным было предложено 25 тем, отражающих события русской истории допетровского времени... Темы эти связаны, с одной стороны, с героизмом отдельной личности, а с другой - выражают идею служения Отечеству. Созданные Ломоносовым темы в течение десятилетий пользовались в Академии художеств большой популярностью и явились источником патриотического воспитания студентов" [3, с. 49-50].

    М. В. Ломоносов с естественно-научных позиций подошел к вопросу соотношения природы и общества, что определило сущность его эстетических взглядов: их общественную направленность, нравственную и патриотическую содержательность, народную основу. Утверждая высокое назначение эстетического воспитания, "М. В. Ломоносов считал, что содержание его должно отражать самое значительное в окружающем мире, то, что направлено на общественную пользу и характеризует дух эпохи. При этом он предъявлял высокие требования к создателям художественных ценностей, считая, что взгляды поэта должны быть смыслообразующей основой его жизни. Они влияют на содержание творчества, формируя его направленность и идейное значение" [3, с. 46].

    С педагогических позиций M. В. Ломоносов раскрыл значение физического воспитания в формировании личности, основой которого является физическое здоровье ребёнка. Поэтому он уделил большое внимание разъяснению значения здоровья детей для их будущей жизни: "Проходя болезненный путь в прискорбный и суетный свет, коль часто нежный человек претерпевает великие повреждения, а особливо в голове, тем, что в само свое рождение лишается едва начаться жизни и впервые почерпнутый дух в последнее испускает, либо несколько часов или дней только лишь с настоящею смертию борется. Сие первое страдание, которым нередко из рожденных живых на весь век здравие повреждается" [1, т. 6, с. 46]. Большой вред здоровью наносят "повреждения, от суеверия и грубого упрямства происходящие", особенно купание младенцев в ледяной воде во время их крещения. М. В. Ломоносов был сторонником разумного подхода к закаливанию детей.

    национальное начало ("лапта", "салки", "жмурки", "бабки" и др.). По свидетельству археолога Б. А. Колчина, на территории Древнего Новгорода (X – XIII вв.) было обнаружено большое количество разных по размеру и форме мячей, лук, стрел, кукол, вертушек.

    "Волки и овцы", "Гуси-лебеди", "Лиса и куры" и др.) Многие из них отражали семейно-бытовые, социальные отношения ("Невеста", "Война", "Казаки-разбойники" и др.). Некоторые в условной игровой форме раскрывали трудовую деятельность взрослых ("Уж мы просо сеяли...", "Лен", "Мак", "Капуста" и др.) На физическую закалку, силу, на подготовку будущих воинов были направлены такие игры, как "Палочные бои", "Стенка на стенку", "Бабки", "Городки", "Горелки" [7]. Оcобое внимание уделялось развитию борьбы. Сам М. В. Ломоносов в детстве часто занимался ею и, судя по его воспоминаниям, выходил в этих схватках победителем.

    Часть игр была связана с языческими календарными и семейно-бытовыми обрядами и праздниками, например, "Кулачные бои", "Взятие снежного городка" и др.

    М. В. Ломоносов ценил игру за то, что она вырабатывала нравственные черты личности, чувство "локтя", товарищества, взаимопомощи. Игры способствовали появлению в детях решительности, инициативы. М. В. Ломоносов не признавал пустых и вредных "забав" детей, считая, что они отрицательно влияют на формирование их личности.

    В своих сочинениях он отмечал значение организации и проведения "Олимпийских игр". В них М. В. Ломоносов видел важную форму пропаганды физического воспитания.

    Основы воспитания, по мнению М. В. Ломоносова, закладываются в семье. Он был озабочен состоянием семьи в русском обществе. В работе "О сохранении и размножении российского народа" ученый выражал категорическое несогласие по поводу формирования семьи: "В обычай вошло во многих российских пределах, а особливо по деревням, что малых ребят, к супружеской должности неспособных, женят на девках взрослых, и часто жена могла бы быть по летам матерью своего мужа. Сему, с натурою спорному поведению следуют худые обстоятельства: слезные приключения и рода человеческого приращению вредные душегубства. Первые после женитьбы лета проходят бесплодны, следовательно, такое супружество – не супружество и сверх того вредно размножению народа..." [1, т. 6, с. 384]. Довольно много и таких примеров, пишет М. В. Ломоносов, когда, "гнушаясь малым и глупым мужичком, спознавается жена с другим и, чтоб за него выйти, мужа своего отравливает или инако убивает". Он осуждал и такие браки, когда старый мужчина женится на очень молодой девушке, поскольку позднее это "недружелюбия, подозрения, беспокойства и тяжеб в наследстве и больших злоключений причиною бывает" [1, т. 6, с. 385].

    "Сие для того, что женщины скорее старятся, нежели мужчины, а особливо от частой беременности. Женщины родят едва долее 45 лет, а мужчины часто и до 60 лет к плодородию способны" [1, т. 6, с. 385].

    Такое супружество, во многом насильственное, неравное, без любви, было очень ненадежным. Поэтому в семьях возникали несогласия, споры, драки, которые вредили прежде всего детям: "Следуют сему младенческие болезни, изнуряющие и в смертные челюсти подвергающие начинающуюся жизнь человеческую, из которых первое и всех лютейшее мучение есть самое рождение" [1, т. 6, с. 388].

    Особенно ярко М. В. Ломоносов описал церковные праздники, во время которых обнажались пороки жизни семьи: "... Житейскими желаниями и самые малейшие скважины все наполнены. Как с привязу спущенные собаки, как накопленная вода с отворенной плотины, как из облака прорывающиеся вихри, рвут, ломят, валят, опровергают, терзают. Там разбросаны разных мяс раздробленные части, разбитая посуда, текут пролитые напитки, там лежат без памяти отягченные объедением и пьянством, там валяются обнаженные и блудом утомленные недавние строгие постники" [1, т. 6, с. 392].

    Его беспокоили отношения между родителями и детьми. Он был сторонником уважения старших. М. В. Ломоносов считал, что многие семейные проблемы происходят из-за невежества людей, отсутствия у них определенных знаний. Например, заботясь о здоровье малолетних детей, он писал о том, что взрослым следует знать детские болезни, способы их лечения: "Потом следует болезнь при выходе зубов, младенцам часто смертоносная, когда особливо падучую болезнь с собою приносит. Также грыжи, оспа, сухотка, черви в животе и другие смерти детской причины, все требуют знания, как лечить нежных тел болезни" [1, т. 6, с. 389]. Для избежания подобных ситуаций М. В. Ломоносов предложил выбрать самую хорошую книжку о повивальном искусстве и перевести ее на русский, либо "сочинить наставление на русском языке", используя для этого "добрые приемы российских повивальных искусных бабок". За основу книги он советовал взять работу врача Гофмана "О излечении младенческих болезней", по которым сам два раза свою дочь от смерти "избавил". Рекомендованные к использованию те или иные лекарства должны быть в достаточном объеме везде, чтобы их можно было найти в России, "затем что у нас аптеками так скудно, что не только в каждом городе, но и в знатных великих городах поныне не устроены, о чем давно бы должно было иметь попечение..." [1, т. 6, с. 389]. Книгу о здоровье детей М. В. Ломоносов предложил напечатать в большом количестве, "распродать во все государство по всем церквам, чтобы священники и грамотные люди читая могли сами знать и других наставлением пользовать".

    М. В. Ломоносова беспокоила судьба детей, которые появлялись вне брака. Очень часто, отмечал он, "непозволенным сластолюбием или и насильством обремененная женщина, не хотя быть обесславлена, не искала бы способов утаить своего беззакония и несчастия отчего иногда в отчаянии матери детей своих убивают" [1, т. 6, с. 388]. Для избежания этого и для сохранения жизни младенцам М. В. Ломоносов предложил одним из первых в России открывать воспитательные дома, или, как он их называл, ''нарочные богаделенные домы для невозбранного зазорных детей приему". В них "богаделенные старушки" могли бы ухаживать и воспитывать детей, вместо матерей и бабушек. Он предполагал написать об этом более подробно в письме о исправлении и размножении ремесленных дел и художеств. Содержание же детей в воспитательном доме является, по мнению Ломоносова, залогом того, что они превратятся для общества в "сокровище бесценно". Этим Ломоносов подчеркивал значение воспитания детей за счет общества… Воспитание должно выработать у них хорошую нравственность и вместе "с нравами похвальны ремесла", т. е. знание различных ремесел, что позволит детям в будущем принести пользу своему отечеству. Система воспитания и обучения в воспитательных домах, как говорил Ломоносов, выводит детей обездоленных "из тяжкого для Общества числа" на путь полезного труда и обеспеченной жизни" [4, с. 53].

    "Похвально дело есть убогих призирать,
    Сугуба похвала для пользы воспитать"

    [1; т. 8, с. 784]

    Этим он хотел обратить внимание российских аристократов на необходимость оказания помощи сиротам. Некоторым представлялось, что ученый всего лишь развивал идеи петровского законодательства. В действительности его предложения отличались от указов Петра I. "Во-первых, ученый не предусматривал использование богаделен общего типа, где, кроме детей, могли находиться и взрослые, требующие призрения, а ставил вопрос о создании специальных ("нарочных") детских учреждений. Во-вторых, воспитательные дома должны были служить для безотказного ("невозбранного") приема младенцев, следовательно, планировалось небывало широкое казенное строительство этих заведений, с одной стороны, и устранялись возможные сословные и иные ограничения при наборе питомцев, с другой стороны. В-третьих, при решении вопроса о будущей специальной и профессиональной принадлежности воспитанников Ломоносов принимал во внимание не потребности феодальных вотчин в крепостных, дворцового хозяйства – в рабочей силе, государственного аппарата – в кадрах служилых людей, а интересы развития промышленности, техники и искусства" [5, с. 218 – 219]. В определенной мере его идеи воплотились в работе И. И. Бецкого по созданию Московского воспитательного дома.

    что молодое поколение необходимо воспитывать на прогрессивных традициях. По его мнению, для формирования "чувства памяти" следует отбирать в культуре прошлого самое ценное, что накоплено народным опытом, народной мудростью.

    ПРИМЕЧАНИЯ

    1. Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений: В 11 т. / Гл. ред.

    С. И. Вавилов. - М.; Л.: АН СССР, 1950 - 1959, 1983.

    2. Дикарева А. В. Развитие прогрессивных идей нравственного воспитания в русской педагогике второй половины XVIII века: Автореф. дис.... канд. пед. наук. - Минск, 1983.

    4. Перевалова Л. А. Педагогические взгляды М. В. Ломоносова / Под ред. и с предисл. М. Ф. Шабаевой. – М.: Просвещение, 1964.

    5. Лысцов В. П. М. В. Ломоносов о социально-экономическом развитии России. - Воронеж: ВГУ, 1969.

    6. Егоров С. Ф. Основные принципы дидактики в России конца XIXнач. XX в. – Автореф. дис. … д-ра пед. н. – М., 1982.

    7. Игры и занятия в комнате. - М., 1909. - Кн. 1-2. Игры народов СССР / Сост. Л. В. Былеева, В. М. Григорьева. - М.: Физ-ра и спорт,1985.