• Приглашаем посетить наш сайт
    Брюсов (bryusov.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "WORLD"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Морозов А. А.: М. В. Ломоносов и телеология Христиана Вольфа
    Входимость: 2. Размер: 101кб.
    2. Радовский М. И.: М. В. Ломоносов и Петербургская академия наук. Глава I. На пути к профессорскому званию
    Входимость: 2. Размер: 148кб.
    3. Радовский М. И.: М. В. Ломоносов и Петербургская академия наук. Глава VIII. Советник академической канцелярии
    Входимость: 1. Размер: 125кб.
    4. Испытание причины северного сияния и других подобных явлений
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    5. Радовский М. И.: М. В. Ломоносов и Петербургская академия наук. Глава III. Историческое собрание
    Входимость: 1. Размер: 94кб.
    6. Серман И. З.: Поэтический стиль Ломоносова. Глава II. Философия созидания
    Входимость: 1. Размер: 99кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Морозов А. А.: М. В. Ломоносов и телеология Христиана Вольфа
    Входимость: 2. Размер: 101кб.
    Часть текста: почти всегда без учета особой роли, которую играли «элементы вольфианства» в культурно-исторической жизни России и в развитии русской философской и естественнонаучной мысли. А иногда развитие мировоззрения Ломоносова рассматривалось через призму «вольфианства», представления о котором, вдобавок, были весьма неточными. 3 Представляется необходимым выяснить не только то, что сближало Ломоносова и Вольфа, но и то, что их разделяло и отличало. В настоящей статье мы и предпринимаем попытку показать это на примере телеологических высказываний Ломоносова и Вольфа. II Целью Вольфа, задачей его жизни было не развитие естественных наук, а философское обоснование религии и морали. Эти усилия Вольфа имели свою традицию в протестантском рационализме. Он лишь продолжал то, что отчасти пытался осуществить еще в 1653 г. Эрхард Вейгель в Иене, 4 о чем раздумывал Пуффендорф и что прямо требовал учитель Вольфа в Бреславле, Каспар Нейман, выдвигавший мысль, что богословы могут и должны применять методы математики и вообще естественных наук в богословии, и даже предлагавший создать своего рода экспериментальное богословие. «Я сожалею о том, — писал в конце 1689 г. Нейман Лейбницу, — что в то время, когда почти весь ученый свет в regno naturae основывается на экспериментах и пишет observationes, ни один человек в regno gratiae или теологии не подумает о том, что и в этой области, подвластной богу, ежели только пожелать обратить внимание на творение его рук, то каждый миг предоставит нам возможность воскликнуть вместе с апостолом Петром: „Ну, теперь я познал истину!“ — и таким образом поставить все наше христианство на чисто экспериментальный путь». Этот старомодный протестантский рационалист занялся математической обработкой статистики смертности, пока в очень ограниченном масштабе, однако в полном убеждении, что со временем, когда будет собрано больше аналогичных наблюдений, «можно...
    2. Радовский М. И.: М. В. Ломоносов и Петербургская академия наук. Глава I. На пути к профессорскому званию
    Входимость: 2. Размер: 148кб.
    Часть текста: была ясна передовым русским государственным деятелям давно, и уже в начале XVII в. были приняты действенные шаги в этом направлении. При Борисе Годунове правительство намеревалось даже создать для подготовки русских специалистов высшее учебное заведение и для начала послать несколько молодых людей учиться в заграничных университетах. Эта попытка успеха не имела. Развернувшиеся события, связанные с польско-шведской интервенцией, привели к тому, что о посланных за границу (в английские университеты) юношах забыли, а когда — уже в царствование Михаила Федоровича — о них вспомнили, то их следы совершенно затерялись. 3 Тем не менее попытки московских царей посылать молодых людей учиться за границу не прекращались. Наибольший размах они приняли в конце XVII — начале XVIII в. Петр I, как выразился Ломоносов в одном из своих публичных выступлений, «во все европейские государства и городы, академиями (университетами, — М. Р. ), гимназиями, военными училищами и художников искусством славные, избранных юношей пчелам подобное множество рассыпал». 4 Однако эти меры общую проблему подготовки...
    3. Радовский М. И.: М. В. Ломоносов и Петербургская академия наук. Глава VIII. Советник академической канцелярии
    Входимость: 1. Размер: 125кб.
    Часть текста: М. И.: М. В. Ломоносов и Петербургская академия наук Глава VIII. Советник академической канцелярии Глава VIII СОВЕТНИК АКАДЕМИЧЕСКОЙ КАНЦЕЛЯРИИ 1 марта 1757 г. в Канцелярии Академии наук был получен «ордер» Разумовского, который вносил заметные изменения в управление высшим научным учреждением страны. Согласно распоряжению президента, Канцелярию возглавлял уже не один Шумахер, а целая коллегия: кроме Шумахера, советниками были назначены Ломоносов и Тауберт, а затем и Штелин. Внешне все выглядело так, как будто ничего особенного не случилось. Разумовский опять на неопределенное время уезжал на Украину исполнять обязанности гетмана, и по заведенному порядку во время отсутствия президента в Академии всем распоряжался Шумахер. Теперь ему было уже под 70 лет, и он явно дряхлел. Поэтому президент и решил, что одному Шумахеру не под силу справиться со всеми делами, и вместо одного он назначил трех советников Канцелярии. Вот что было написано в «ордере» президента: «По именному е. и. в. указу отправляюсь я в Малороссию, где нынешние обстоятельства требуют моего присутствия, и потому принужден от академиского корпуса на некоторое время отлучиться; а дабы в отсутствии моем в случае иногда болезни г. статского советника Шумахера или иного приключения,...
    4. Испытание причины северного сияния и других подобных явлений
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    Часть текста: — 5. О цветных северных сияниях. Заключение . 1. Просмотреть старые нотаты. 2. Когда бы атмосферы не было, видны бы были перемены в Млечном Пути и беспрестанное строение новых миров. 3. Сделать общее рассуждение перемен, начиная с малых на земли и почти с нечувствительных и, наконец, до великих, до разрушения и создания миров бесперерывного. 4. Пламень зажженной водки при солнце не виден. 5. Понтоппиданус. 2 Северныя Америки путешествия и описания. 7. Словесныя известия от сибиряков. От Амоса из Колы. 3 8. Шведской Академии записки. 4 9. В парижских и в лондонских делах академических. 5 10. В Унив. лекс. Nord Schein. 6 11. Меран о солнечной атмосфере. 7 12. Гевелий Кометология. 8 13. Равновесие электризованных тел исследовать. 4* 14. Дать студентам просмотреть в сибирских наблюдениях северные сияния. Записать и привести в систему. ИСПЫТАНИЯ ПРИЧИН СЕВЕРНОГО СИЯНИЯ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ , СОДЕРЖАЩАЯ В СЕБЕ НАБЛЮДЕНИЯ —— Глава I О СОБСТВЕННЫХ НАБЛЮДЕНИЯХ § 1 Родившись и жив до возраста в таких местах, где северные сияния часто случаются, не без сожаления воспоминаю, что не мог пользоваться внимательным наблюдением разных перемен и обстоятельств, бывающих при таковых явлениях. Причина тому первая, что ради привычки частое и почти повседневное их оказание редко возбуждает в тамошних жителях внимание; вторая, что незнание наук не приводит их к любопытству. Итак, сколько могу себе представить, заподлинно уверяю, что в оном климате около 64 градусов северные сияния больше бывают непорядочные, и не могу вспомнить, чтобы когда я видел хотя мало регуларную дугу на севере или на полудне; но по большей части бывают всполохи наподобие зарницы или столбов и лучей весьма переменных; второе, хотя всполохи бывают по всему небу, однако больше на севере; третье, случалось видеть зимою местами небо...
    5. Радовский М. И.: М. В. Ломоносов и Петербургская академия наук. Глава III. Историческое собрание
    Входимость: 1. Размер: 94кб.
    Часть текста: в стороне от общественных наук. Парижская Академия наук, насчитывающая теперь одиннадцать отделений, 1 отличалась от Королевского общества только тем, что в ней разрабатывались, кроме того, и некоторые научно-прикладные вопросы 2 более широкого профиля. В 1730 г. Петербургская Академия насчитывала всего пятнадцать членов (девять профессоров и шесть адъюнктов), 3 четверо из них занимали кафедры гуманитарных наук. На развитие этих наук оказали влияние труды Ломоносова и Тредиаковского по филологии и Миллера по истории и этнографии Сибири. Работы Миллера, не лишенные многих недостатков (о некоторых из них речь будет ниже), в целом получили высокую оценку как дореволюционных русских, так и советских историков. 4 Миллер, участник Камчатской экспедиции, 5 в течение десяти лет собрал огромный материал, составивший десятки фолиантов, хранящихся в Центральном государственном архиве древних актов (ЦГАДА) в Москве и в Архиве АН СССР («портфели Миллера»). В обязанности Г. -Ф. Миллера входило не только изучение и анализ собранных им материалов — ему было поручено также заниматься историей России вообще. По заключенному с ним в 1747 г. контракту на него возлагались почетные...
    6. Серман И. З.: Поэтический стиль Ломоносова. Глава II. Философия созидания
    Входимость: 1. Размер: 99кб.
    Часть текста: II. Философия созидания Глава II ФИЛОСОФИЯ СОЗИДАНИЯ Стихи Ломоносова на материале библейской поэзии считались и в XVIII, и в XIX в. высшим его поэтическим достижением. О них с уважением и восхищением писал Пушкин, вообще строго судивший Ломоносова-поэта. Советская наука много сделала для того, чтобы выделить из «духовных» од Ломоносова их рационально-научное, прогрессивное «содержание». При этом получился крен в другую сторону: образ бога в ломоносовской поэзии стали относить целиком за счет поэтической условности, имеющей только эмблематическое значение, сопоставимое с ролью мифологического антуража — Марса, Венеры и других богов античного Олимпа. Таким образом, если традиция академической науки и школьной практики XIX в. приучила историков литературы видеть в «Оде, выбранной из Иова», например, наиболее явное выражение ломоносовского деизма, даже с некоторым оттенком веры в личного бога, то советские исследователи, которым не хотелось «уступать» Ломоносова религии, усматривали противоречие между содержанием всей оды и ее заключительными строками («И без роптания проси»), намекая при этом на вынужденность этой концовки, ее неорганичность всему стихотворению. Можно ли...