• Приглашаем посетить наш сайт
    Львов Н.А. (lvov.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "CHEMISTRY"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Погодин С. А.: Диссертации М. В. Ломоносова и И. Г. Пича о селитре
    Входимость: 4. Размер: 92кб.
    2. Ланжевен Люс: М. В. Ломоносов и Р. Бойль - корпускулярная теория материи и механистическая, концепция мира
    Входимость: 4. Размер: 110кб.
    3. Погодин С. А., Раскин Н. М.: М. В. Ломоносов и Г. Бургаве
    Входимость: 2. Размер: 37кб.
    4. Имаи Ёсио: М. В. Ломоносов в японской литературе
    Входимость: 2. Размер: 39кб.
    5. Радовский М. И.: М. В. Ломоносов и Петербургская академия наук. Глава I. На пути к профессорскому званию
    Входимость: 1. Размер: 148кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Погодин С. А.: Диссертации М. В. Ломоносова и И. Г. Пича о селитре
    Входимость: 4. Размер: 92кб.
    Часть текста: селитры и вывести ее состав из ее истинных начал, доказывая опытами все утверждаемое». 1 В конкурсе, срок которого истекал 1 апреля 1749 г., принял участие Ломоносов; его работа поступила 29 марта 1749 г. Через три месяца с небольшим, 3 июля 1749 г., Берлинская Академия объявила о присуждении премии доктору медицины И. Г. Пичу за «Диссертацию о производстве селитры». Вскоре эта работа была опубликована на немецком 2 и французском 3 языках. Диссертация же Ломоносова, не удостоенная премии, увидела свет только в 1904 г., когда Б. Н. Меншуткин 4 напечатал ее сокращенный перевод с латинского языка на русский. Полный латинский текст диссертации Ломоносова 5 появился в печати только в 1934 г., а ее полный русский перевод, сделанный Меншуткиным, 6 — в 1936 г. Наконец, в 1951 г. вышел в свет полный латинский текст этой работы Ломоносова 7 вместе с ее русским переводом. Судьба обеих диссертаций оказалась глубоко различной. Диссертация Ломоносова, пролежавшая свыше 150 лет в архивах Петербургской и Берлинской Академий наук,...
    2. Ланжевен Люс: М. В. Ломоносов и Р. Бойль - корпускулярная теория материи и механистическая, концепция мира
    Входимость: 4. Размер: 110кб.
    Часть текста: мира, а с другой стороны, показать значительный шаг вперед, который представляет собой теория материи Ломоносова по сравнению с взглядами как Бойля, так и всех ученых XVIII в. При чтении работ Ломоносова легко убедиться в том, что уже в начале своей научной деятельности он усвоил самое важное из современной ему науки, в частности из трудов Бойля. Прекрасно зная латинский язык, молодой русский студент мог читать объемистые труды Бойля в латинских переводах, которые быстро следовали за изданиями на английском языке. Это чтение произвело на Ломоносова очень глубокое впечатление, о чем свидетельствует одна из его заметок 1756 г.: «С тех пор как я прочитал Бойля, овладело страстное желание исследовать мельчайшие частицы. О них я размышлял 18 лет». 1 Многие крупные работы Бойля были хорошо известны Ломоносову и неоднократно цитировались им по латинским переводам. 2 Назовем, в частности, «Происхождение форм и качеств в соответствии с корпускулярной философией», 3 «Новые физико-механические опыты над упругостью воздуха» и их «Продолжение», которые Ломоносов изучал, особенно в связи со своими работами над упругостью воздуха. 4 Многократно упоминаются также книги Бойля «Очерки об удивительной тонкости, большой силе и определенной природе испарений» 5 и «Новые опыты для установления стойкости и весомости огня и пламени». Последняя работа Бойля, содержащая его знаменитые опыты по обжиганию металлов в запаянных сосудах, явилась предметом важных возражений Ломоносова. 6 Книга Бойля «Рассуждение об абсолютном покое тел» является также предметом...
    3. Погодин С. А., Раскин Н. М.: М. В. Ломоносов и Г. Бургаве
    Входимость: 2. Размер: 37кб.
    Часть текста: 2 Он родился 31 декабря 1668 г. в деревне Форхаут (ныне предместье Лейдена), где его отец был пастором. После смерти отца юному Герману пришлось зарабатывать на жизнь уроками и одновременно учиться, готовясь, по желанию отца, к духовному званию. В 1684 г. он начал слушать в Лейденском университете лекции по философии, риторике, латинскому, греческому, древнееврейскому и другим языкам, а также по естественной истории, математике и физике. В 1690 г. Бургаве получил степень доктора философии и приступил к изучению богословских предметов и, сверх того, медицины и химии. Однако духовная карьера Бургаве не состоялась. Очевидно, занятия математикой и естествознанием развили в нем способность критически мыслить, совершенно несовместимую с богословским догматизмом. В 1693 г. он получил степень доктора медицины и, занявшись врачебной практикой, быстро приобрел известность как искусный терапевт. В 1701 г. Лейденский университет поручил Бургаве чтение лекций по медицине. В 1709 г. он получил звание профессора медицины и ботаники, с 1718 г. по 1728 г. читал химию. В 1715 г. Парижская Академия наук избрала Бургаве своим членом-корреспондентом, а в 1731 г. — действительным членом. 3 В 1730 г. он был избран членом Лондонского Королевского общества. Скончался Бургаве в Лейдене 23 сентября 1738 г. Как врач Бургаве пользовался мировой славой; его медицинские сочинения раскупались нарасхват. По-видимому, ему принадлежит честь введения термометра в клиническую практику. 4 Однако Бургаве вошел в историю науки как химик. Он начал изучать химию у Давида Стама, лейденского ...
    4. Имаи Ёсио: М. В. Ломоносов в японской литературе
    Входимость: 2. Размер: 39кб.
    Часть текста: рукописные книги о России, такие как «Хокуса Монряку» (1794) и «Канкай Ибун» (1807). Интерес к России и ее культуре в Японии с конца прошлого века стал заметно возрастать. И, вероятно, мало найдется стран, где произведения русских писателей были бы столь популярны, как в Японии первой четверти нынешнего столетия. Естественно, что исследователи русской литературы в Японии познакомили своих читателей и с Ломоносовым. Успехи советской науки последних десятилетий постоянно привлекают внимание широкой японской общественности. Это сказалось на ее стремлении изучать труды корифеев русской науки. Многие японские исследователи хотели бы получить объективную информацию о различных аспектах современной жизни и развитии науки в СССР. Автор надеется, что эта небольшая работа обзорного характера сыграет определенную роль в расширении обмена научной информацией между Японией и Советским Союзом. Изложение построено по хронологическому признаку — времени появления работ о Ломоносове или упоминания о нем в японоязычной научной литературе: I раздел — 1906—1944 гг., II раздел — 1945—1976 гг. I. 1906—1944 гг. О широкой научной деятельности Ломоносова было рассказано в Японии в 1906 г. проф. Ясуги Садатоси, который в предисловии к своей работе «Пушкин — великий поэт», 2 представляющем собой краткий очерк истории русской...
    5. Радовский М. И.: М. В. Ломоносов и Петербургская академия наук. Глава I. На пути к профессорскому званию
    Входимость: 1. Размер: 148кб.
    Часть текста: иметь в стране собственных специалистов была ясна передовым русским государственным деятелям давно, и уже в начале XVII в. были приняты действенные шаги в этом направлении. При Борисе Годунове правительство намеревалось даже создать для подготовки русских специалистов высшее учебное заведение и для начала послать несколько молодых людей учиться в заграничных университетах. Эта попытка успеха не имела. Развернувшиеся события, связанные с польско-шведской интервенцией, привели к тому, что о посланных за границу (в английские университеты) юношах забыли, а когда — уже в царствование Михаила Федоровича — о них вспомнили, то их следы совершенно затерялись. 3 Тем не менее попытки московских царей посылать молодых людей учиться за границу не прекращались. Наибольший размах они приняли в конце XVII — начале XVIII в. Петр I, как выразился Ломоносов в одном из своих публичных выступлений, «во все европейские государства и городы, академиями (университетами, — М. Р. ), гимназиями, военными училищами и художников искусством славные, избранных юношей пчелам подобное множество рассыпал». 4 Однако эти меры общую проблему подготовки специалистов не разрешали, что прекрасно понимали передовые люди не только внутри страны, но и за границей. Лейбниц, например, в своих многочисленных проектах распространения просвещения, поданных Петру I и его ближайшим помощникам, неоднократно указывал на необходимость организовать в России сеть...