• Приглашаем посетить наш сайт
    Герцен (gertsen.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "CARITA"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Макаров В.К.: Художественное наследие М. В. Ломоносова. Мозаики. Приложение 3. Записка Я. Штелина о "Мозаике"
    Входимость: 3. Размер: 38кб.
    2. Макаров В.К.: Художественное наследие М. В. Ломоносова. Мозаики. Каталог-исследование
    Входимость: 3. Размер: 110кб.
    3. Макаров В.К.: Художественное наследие М. В. Ломоносова. Мозаики. Приложение 2. Дело "О мозаичном художестве"
    Входимость: 1. Размер: 105кб.
    4. Об усовершенствовании зрительных труб
    Входимость: 1. Размер: 51кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Макаров В.К.: Художественное наследие М. В. Ломоносова. Мозаики. Приложение 3. Записка Я. Штелина о "Мозаике"
    Входимость: 3. Размер: 38кб.
    Часть текста: работающему в этой области известно, как много фактов сохранено от забвения Яковом Яковлевичем Штелином, академиком, современником Ломоносова. 1 Штелин, но служебному положению в Академии Наук 2 и по личным склонностям, много знал и писал о русских художественных делах. Архив его, содержащий тысячи документов, хранится в настоящее время в Государственной Публичной библиотеке 3 и в Архиве Академии Наук. 4 О русском изобразительном искусстве на русском языке Штелин не напечатал пи одной строки. Но Нестор Кукольник в («Художественной газете» за 1838 г.) написал свой «Опыт истории начертательных художеств в России» по Фиорилло, 5 а Фиорилло исполь зова л конспект Штелина в искусствоведческих сборниках Мёйзеля, 6 выходивших в Эрфурте в 80-х годах XVIII в. Бумагами Штелина во второй половине XIX в. пользовались. Д. А. Ровинский, П. Н. Петров, И. Божерянов и Н. П. Собко. Записка «О мозаике» этими авторами не использована. Не имел ее в руках и немецкий историк Карл Штелин, подробно изучивший архив своего однофамильца в России в 1910 г. и опубликовавший результат своей работы в 1926 г. 7 Архив Я. Штелина приобрел для своего «Древлехранилища» М. П. Погодин в 1844 г. Его рассказ об этом приведен Н. П. Барсуковым в «Жизни и трудах Погодина»: «Ф. И. Отт. . . , 8 познакомясь со мною, сказал мне однажды в разговоре, что у него есть два сундука бумаг, оставшихся после Штелина. Примечательного в них ничего нет, и не может быть, потому что Штелин, как известно по преданию в его роде,...
    2. Макаров В.К.: Художественное наследие М. В. Ломоносова. Мозаики. Каталог-исследование
    Входимость: 3. Размер: 110кб.
    Часть текста: испытания, касающиеся учения о цветах. И труд мой оказался не бесплодным, так как, кроме результатов, полученных мною при различных растворениях и осаждениях минералов, почти три тысячи опытов, сделанных для воспроизведения разных цветов в стеклах", дали не только огромный материал для истинной теории цветов, но и привели к тому, что я принялся за изготовление мозаик. Сделанный мною образчик, а именно образ божьей матери, я поднес государыне, когда в 1752 г. праздновалось торжество ее тезоименитства». 2 24 сентября 1752 г. Канцелярия Академии Наук отметила: «Сегом-ца 15 числа советник и профессор Ломоносов рапортом Канцелярии представил, что он имел высочайшую милость сего сентября 4 дня поднести е. и. в. составленный им мозаичный образ богоматери. Составлен де упомянутый образ с ори гинала славного римского живописца Солимена, всех составных кусков поставлено больше 4000, все ево руками, а для изготовления составов делано 2184 опыта в стеклянной печи». 3 В отчетах о своих занятиях за январскую треть 1752 г....
    3. Макаров В.К.: Художественное наследие М. В. Ломоносова. Мозаики. Приложение 2. Дело "О мозаичном художестве"
    Входимость: 1. Размер: 105кб.
    Часть текста: где бы мог дым и жар выходить, а как видно, что стеклянному заводу на месте оном впредь быть не уповательно, 1 того для переделать печь с каленицами на означенных заводах составлять материю впредь не надежно, но, избегая в переделке печи с каленицами излишнего убыткаг о сем Канцелярии строения покорнейше представляю. Первое, где производится мозаическая работа, надлежит быть и лаблатории поблизности оной, особливо для составления в горшках из цветов по пробам разных микстур, а из горшков микстурные материи тянуть там способнее можно, о чем доказывает мастер Матвей Васильев, что угольем при работе трата завсегда де меньше будет. Ежели благоволит Канцелярия строения указать построить лаблаторию вновь, то для оной признается самое удобное место, которое при самой воде, а от жилого строения кругом в даль ном расстоянии, а именно, остров праздной находится против училища в Рожественских слободах между прудом Лиговским каналом и бассейном, которому месту приложенной и план -значит, 3 також де прилагаются планы как построить лаблато- рию и что потребно внутри оной по приказанию составления мозаической материи мастера регистратора Цилха, в том же месте может мозаическую материю составлять мастер Прохор Кириллов, да в той же лаблатории просит подмастерья Гаврила Нефедьев 4 особливую печку сделать, в которой ему без помешательства, особливо касающиеся работы производить будет способно, а мозаическая лаблатория в стеклянном заводе никакой нужды не имеет, составлению мозаической материи мастера во всем особливое знание имеют. Того ради к рассмотрению Канцелярии строения покорнейше о предписанном представляю для лутчей пользы впредь производимых работ на показанном месте лаблатории быть весьма удобно поблизости мастерских, потому что мастерские к произведению мозаической работы и впредь способны, а материю...
    4. Об усовершенствовании зрительных труб
    Входимость: 1. Размер: 51кб.
    Часть текста: maxime omnium allicere, verum etiam plebis incultae mentes in stuporem rapere solent. Hinc mirum non est ab omni hominum memoria viros praecellenti ingenii dote praeditos exstitisse, qui non tantum, ut videtur, lucri desiderio, quantum animi cupidinem satiandi jucunditate rei ducti omnem suam aetatem in astronomiae studium impendissent. Quid opera eorum atque indefessus labor, pepererit, fatetur eruditus hodie orbis, optima eorum haereditate felix; ipse quoque majorum solertiae et beneficii memor pari conatu desudat, posteros ditiores redditurus successores; quorum futura grati animi significatio jam oculis observari videtur. Non hic commemoro in pervestiganda animo, et quasi quodam athletico impetu percurrenda hac rerum universitate heroes, quorum pars vastitatem coeli cogitatione peragrando, ea posteris vaticinati sunt, quae hodie observatis astris deprehendimus, pars felicissimo successu excogitatis, constructis et in usum sedulo vocatis machinis majora detexerunt, quam quae illi sperare potuissent. Unde nemo sibi persuasum habeat scientiam aut artem aliquam ad eum gradum perfectionis pertigisse, ut nulli amplius meliores successuri sperari...