• Приглашаем посетить наш сайт
    Тургенев (turgenev-lit.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "ERA"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Берков П. Н.: Ломоносов и фольклор
    Входимость: 1. Размер: 73кб.
    2. Макаров В.К.: Художественное наследие М. В. Ломоносова. Мозаики. Очерк деятельности М. В. Ломоносова в области мозаичного искусства. Глава II. Страница 3
    Входимость: 1. Размер: 63кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Берков П. Н.: Ломоносов и фольклор
    Входимость: 1. Размер: 73кб.
    Часть текста: народных масс, любовь к героическому прошлому русского народа, к его поэзии, неразрывная с любовью к родине, открыли перед Ломоносовым, как впоследствии перед Пушкиным, источники подлинно народной и поэтому подлинно великой литературы“. Но именно вопрос об отношении Ломоносова к народной поэзии, народному творчеству абсолютно не был затронут во всей громадной литературе о великом ученом и поэте. Даже А. Н. Пыпин в своей „Истории русской этнографии“, многократно упоминая о Ломоносове, ни слова не сказал по данному вопросу. Обошел молчанием эту тему и Ю. М. Соколов в историографической части своего учебника. Нельзя, однако, сказать, чтобы материалов об отношениях Ломоносова к народной словесности не было. Они существуют, но не привлекали до сих пор должного внимания. Можно даже сказать больше: дошедшие до нас материалы имеют значение более широкое, — они по-новому освещают ряд вопросов, связанных с изучением фольклора в XVIII в. I. Ломоносов и народная песня Знал ли Ломоносов народную поэзию? Уже одно то, что он происходил из Архангельщины, края сказок и былин, края сказителей и народных художников, заставляет предполагать это знакомство. Но есть и непосредственные факты, подтверждающие широкую осведомленность Ломоносова в области народной поэзии. При этом данные, которыми мы располагаем, идут из очень ранних лет его литературно-научной деятельности и характеризуют его знание различных жанров народной словесности и отношение к последним. В самом начале 1736 г., в первый месяц своего пребывания в Петербурге, Ломоносов приобрел незадолго до того вышедший „Новый и краткий способ к сложению российских стихов“ Тредиаковского. Книгу эту Ломоносов...
    2. Макаров В.К.: Художественное наследие М. В. Ломоносова. Мозаики. Очерк деятельности М. В. Ломоносова в области мозаичного искусства. Глава II. Страница 3
    Входимость: 1. Размер: 63кб.
    Часть текста: дома на Мойке, из-за болезни ног. Штелин рассказывает, что Ломоносова, «у которого были распухшие ноги», принесли в кресле из дома в здание, где стояла оконченная «Полтавская баталия», когда он хотел показать ее австрийскому послу сам. 148 Вельтман в «Очерках России» (1840) опубликовал набросок обращения в Сенат, которое Ломоносов готовил (1764). Это было своего рода завещание мозаичного дела Сенату. «Ежели божескою судьбою, — писал Ломоносов, — от настоящей болезни жизнь моя пресечется, то приношу оному высокому Сенату. . . прошение о нижеследующем: Понеже производимое мною великое мозаичное дело в самом своем лучшем течении и Сенат в сомнении состоять будет продолжать ли оное или нет... то оному следующее представляю». Переходя к вопросу о смальтах, Ломоносов писал, что «делание мозаичных составов не может быть остановлено.. . «Шурин мой... Ив. Цилих дошел в сем искусстве толь довольного совершенства, что никто в Европе лучших успехов показать не может, имеет учеников уже далече знающих. Еще большее число придано быть может. Сие приуготовление, инструменты и другие надобности изготовлены и к тому работники, все цвета без меня произведены быть могут, ибо уже года с три в составлении оных мозаичных цветов я головой не вступался, а производил все оный мой шурин Ц.». 149 Вельтман не знал конца этого документа; полностью документ стал известен Пекарскому в 70гх годах. Конец нашелся в собрании рукописей Ломоносова у Н. М. Орлова: «Составление мозаичных картин по добрым оригиналам, шкицам и рисункам в состоянии производить под смотрением доброго живописца обученные мною...