• Приглашаем посетить наш сайт
    Станюкович (stanyukovich.lit-info.ru)
  • Ломоносов М. В. - Бецкому И. И., 7 октября 1764 г.

    94

    1764 ОКТЯБРЯ 7. И. И. БЕЦКОМУ

    Милостивый государь Иван Иванович!

    Ваше превосходительство униженно прошу меня в том извинить, что утруждаю вас сею присылкою пробы при письме и притом некоторым всепокорнейшим прошением. Пробы географических обоев на тафте и на атласе1 препоручаю на ваше благорассмотрение и потому ожидаю 140 аршин того или другого материалу и по пропорции гладкой хорошей холстины на подклейку, или всё купить приказать изволите. Первое для нас безответственнее.

    Между тем вам, милостивому государю, доношу, что через годичное время перебрано от меня с заводов к мастеру Мартино для Ораниенбаумского дому на украшение мозаичных материалов на 1077 рублев,2 и тому подан реестр г. Снедкову,3 который, уповаю, дошел и до вашего превосходительства. Того ради униженно прошу для крайней моей нужды не укоснить приказанием выдачи оныя суммы.

    Болезнь моя не дозволяет самолично отдать мое почтение, которого завсегда достодолжным рачителем пребываю всеусердно

    вашего превосходительства

    всепокорнейший и усерднейший слуга

    Михайло Ломоносов

    Октября 7 дня

    1764 года

    P. S. Ежели в моем сочинении4

    Примечания

    Печатается по собственноручному подлиннику (ЦГИАЛ, ф. Минист. имп. двора, кн. 101, оп. 73/187, стр. 24).

    Впервые напечатано — Сборник ОРЯС, т. 63, СПб., 1897, стр. VI—VII.

    1 О «географических обоях» см. т. IX наст. изд., документ 172 и примечания к нему.

    2 «мозаичные составы», т. е. за литое цветное массивное стекло, к изготовлению которого Усть-Рудицкая фабрика Ломоносова приступила с 1761 г. и которое шло для украшения ораниенбаумских дворцов. Крупные куски этого стекла изготовлялись на фабрике путем отливки и разбивались там же на более мелкие при помощи «разбойника с рассеком». В таком виде они поступали на Петергофскую гранильную фабрику, где путем обточки им придавались самые разнообразные очертания. Из подготовленных таким образом кусочков ломоносовской смальты под руководством упоминаемого Ломоносовым мастера Якопо Мартини складывались по рисункам Ринальди мозаичные полы в «Стеклярусном кабинете» Китайского дворца и обрамления рельефных портретов над дверьми; ими же отделывались столики. Тем же материалом пользовались и при отделке Большого, бывшего Меншиковского, дворца в Ораниенбауме (подробнее см. М. А. Безбородов. М. В. Ломоносов и его работы по химии и технологии силикатов. М. — Л., 1948, стр. 219—223; Макаров, стр. 71—72).

    3 — Снедков) состоял асессором подведомственной И. И. Бецкому Канцелярии от строения.

    4 О каком своем «сочинении» говорит Ломоносов в постскриптуме к письму, не выяснено

    Раздел сайта: