• Приглашаем посетить наш сайт
    Андреев (andreev.lit-info.ru)
  • Ломоносов М. В. - Шувалову И. И., 1 ноября 1761 г. (Старая орфография)

    Письмо М. В. Ломоносова къ Ив. Ив. Шувалову. 1 ноября 1761 года

     

    Милостивый Государь

    Иванъ Ивановичъ1!

    Разбирая свои сочиненiя, нашелъ я старыя записки моихъ мыслей, простирающихся къ приращенiю общей пользы. По разсмотренiи, разсудилось мне за благо пространнее и обстоятельнее сообщить ихъ Вашему Высокопревосходительству, яко истинному рачителю о всякомъ добре любезнаго отечества, въ упованiи, что, можетъ-быть, найдется въ нихъ что-нибудь къ действительному поправленiю россiйскаго света служащее, что вашимъ проницательствомъ и раченiемъ разобрано, расположено и къ подлинному исполненiю приведено быть можетъ. Все оныя по разнымъ временамъ замеченныя порознь мысли приведены2 быть могутъ, какъ мне кажется, подъ следующiя главы:

    1) О размноженiи и сохраненiи россiйскаго народа;

    2) О истребленiи праздности;

    3) О исправленiи нравовъ и о большемъ просвещенiи народа;3

    4) О исправленiи земледелiя;

    5) О исправленiи и размноженiи ремесленныхъ делъ и художествъ;

    6) О лучшихъ пользахъ купечества;

    7) О лучшей государственной экономiи;

    8) О сохраненiи военнаго искусства во время долговременнаго мира.

    Столь важныя главы требуютъ глубокаго разсужденiя, долговременнаго въ государственныхъ делахъ искусства къ изъясненiю и предосторожной силы къ произведенiю въ действо.

    Итакъ, милостивый государь, извините мою дерзость, что, не имея къ тому надобной способности, касаюсь толь тяжкому бремени только изъ усердiя, которое мне не позволяетъ ничего (хотя бы только и повидимому) полезнаго обществу оставить подъ спудомъ. Начало сего полагаю самымъ главнымъ деломъ: сохраненiемъ и размноженiемъ россiйскаго народа, въ чемъ состоитъ величество, могущество и богатство всего государства, а не въ обширности тщетной безъ обитателей. Божественное дело и милосердыя, и человеколюбивыя нашея Монархини кроткаго сердца достойное избавлять подданныхъ отъ смерти, хотя бы иные по законамъ оной4 и достойны были. Сiе помилованiе есть явное, и прямо зависящее отъ Ея материнскiя Высочайшiя воли и повеленiя. Но много есть человекоубивства и еще самоубивства, народъ умаляющаго, коего непосредственно указами, безъ исправленiя или совершеннаго истребленiя некоторыхъ обычаевъ, подъ именемъ узаконенiй5 вкоренившихся, истребить невозможно.

    1) Въ обычай вошло во многихъ россiйскихъ пределахъ, а особливо по деревнямъ, что малыхъ ребятъ, къ супружеству неспособныхъ, женятъ на девкахъ взрослыхъ, и часто жена могла бы по летамъ быть матерiю своего мужа. Сему съ натурою спорному поведенiю следуютъ худыя обстоятельства, и слезныя приключенiя и рода человеческаго приращенiю вредныя душегубства. Первыя после женидьбы лета проходятъ безплодны: следовательно такое супружество не супружество, и сверхъ того вредно размноженiю народа за темъ, что взрослая такая женщина, будучи за ровнею, могла бы родить несколько детей обществу. Мальчикъ, побуждаемъ будучи отъ задорной взрослой жены, усиливанiемъ себя прежде времени портитъ и впредь въ свою пору къ деторожденiю не будетъ довольно способенъ; а когда достигнетъ въ мужескiй возрастъ, то жена скоро выйдетъ изъ техъ летъ, въ кои къ детородiю была способнее. Хотя жь она и въ малолетство мужнее можетъ обрюхатеть непозволеннымъ образомъ, однако, боясь безславiя и отъ мужнихъ родителей попреку и побоевъ, легко можетъ поступить на детоубивство еще въ своей утробе. Довольно есть и такихъ примеровъ, что, гнушаясь малымъ и глупымъ мужишкомъ, спознавается жена съ другимъ, и чтобъ за него выйти, мужа своего отравливаетъ или инако убиваетъ, а после, изобличена, предается казни. Итакъ сими непорядками еще перожденные умираютъ и погибаютъ повинные и неповинные. Второе неравенство въ супружестве бываетъ, когда мущина въ престарелыхъ летахъ женится на очень молодой девушке, которое хотя и не столь опасно, однако приращенiю народа вредно; и хотя непозволенною любовiю недостатокъ нередко дополняется, однако сiе дело греховное недружелюбiя, подозренiя, безпокойства и тяжбъ въ наследстве и большихъ злоключенiй причиною бываетъ. Для сего вредное прiумноженiю и сохраненiю народа неравенство супружества запретить и въ умеренные пределы включить должно. По моему мненiю, невеста жениха не должна быть старее, разве только двумя годами; а женихъ старее можетъ быть 15 летами. Сiе для того, что женщина скорее стареется6, нежели мущина7, а особливо отъ частой беременности. Женщины родятъ едва далее 45 летъ, а мущины часто и до 60 летъ къ плодородiю способны. Всего сходнее, ежели мужъ жены старее отъ 7 до 10 летъ. Хотя8 по деревнямъ и показываютъ причины, что женятъ малыхъ ребятъ для работницъ, однако все пустошь; затемъ, что ежели кто семью малую, а много пашенъ или скота имеетъ, тотъ наимуй работниковъ, прими третьщиковъ или половинщиковъ, или продай излишнее другому.

    рожденiю. Для того должно венчающимъ священникамъ накрепко подтвердить, чтобы они, услышавъ где о невольномъ сочетанiи, онаго не допускали и не венчали бы подъ опасенiемъ лишенiя чина; жениха бы и невесту не тогда только для виду спрашивали, когда они уже приведены въ церковь къ венчанiю, но несколько прежде.

    3) Хотя больше одной жены вдругъ иметь въ нашемъ законе не позволяется; однако четвертая, после третьей смерти въ нашихъ узаконенiяхъ не заказана, кроме того, что некто Арменопулъ, судья Солунской, заказалъ приватно, положась, какъ уповаю, на слова Назiанзиновы: "первый бракъ законъ, вторый прощенiе, третiй пребеззаконiе." Но сiе никакими соборными узаконенiями не утверждено затемъ, что онъ сiе сказалъ какъ ораторъ, какъ проповедникъ, а не какъ законодавецъ, и не взирая на слова великаго сего святителя, церковь святая третiй бракъ благословляетъ, а четвертаго запрещенiе пришло въ намъ изъ Солуня, а не отъ вселенскихъ соборовъ или монаршескихъ и общенародныхъ узаконенiй. Сiе обыкновенiе много воспрещаетъ народному приращенiю. Много видалъ я вдовцовъ отъ третьей жены около 30 летъ своего возраста, и отецъ мой овдовелъ въ третiй разъ хотя 50 летъ, однако еще въ полной своей бодрости и могъ бы еще жениться на четвертой. Мне кажется, было бы законамъ непротивно, еслибы для размноженiя народа и для избежанiя непозволенныхъ плотскихъ смешенiй, а отъ того и несчастныхъ приключенiй, четвертый, а по нужде и пятый бракъ былъ позволенъ, по примеру другихъ христiанскихъ народовъ. Правда, что иногда не безъ сомнительства бываетъ, все ли происходило натурально, когда кто въ третiй, и притомъ въ немногiе годы, овдовеетъ, и не было ли какого потаеннаго злодейства. Для сего лицо, требующее четвертаго или пятаго брака, должно представить въ свидетели соседей или, еще лучше родственниковъ по первымъ супружествамъ, что въ оныхъ поступки его были незлобны и беззазорны; а у кого окажутся вероятные знаки неверности или свирепости, а особливо въ двухъ или въ трехъ супружествахъ - темъ лицамъ не позволять четвертаго брака.

    4) Вошло въ обычай, что натуре человеческой противно (противно ли законамъ, на соборахъ положеннымъ, не помню), что вдовыхъ молодыхъ поповъ и дьяконовъ въ чернцы насильно постригаютъ, чемъ къ греху, а не ко спасенiю дается поводъ, и приращенiю народа не малая отрасль пресекается. Смешная неосторожность! Не позволяется священнодействовать, женясь вторымъ бракомъ законно, честно и благословенно, а въ чернечестве блуднику, прелюбодею или еще и мужеложцу литургiю служить и всякiя тайны совершать дается воля! Возможно ли подумать, чтобы человекъ молодой, живучи въ монашестве, безъ всякой печали, довольствуясь пищами и напитками, и по всему внешнему виду здоровый, сильный и тучный, не былъ бы плотскихъ похотей стремленiямъ подверженъ, кои всегда темъ больше усиливаются, чемъ крепче запрещаются? Для сихъ причинъ кажется, что молодымъ вдовымъ попамъ и дьяконамъ надобно позволить второй бракъ и не постригать прежде летъ пятидесяти, или, снявъ чинъ священства, позволить быть мiрскими чинами. Сюда жь надлежитъ и постриженiе молодыхъ людей прямо въ монахи и монахини, которое хотя въ нынешнiя времена и умалилось предъ прежними, однако еще много есть излишества, особливо въ Малороссiи и при Синодальныхъ школахъ. Взгляды, уборы, обходительство, роскоши и прочiе поступки везде показываютъ, что монашество въ молодости нечто иное есть, какъ чернымъ платьемъ прикрытое блудодеянiе и содомство, наносящее знатный ущербъ размноженiю человеческаго рода, не упоминая о бывающихъ детоубивствахъ, когда законопреступленiе закрываютъ злодеянiемъ. Мне кажется, что надобно клобукъ запретить мущинамъ до 50, а женщинамъ до 45 летъ.

    5) Вышеписанное касалось более9 до обильнейшаго плодородiя родящихъ, сiе10 надлежитъ особливо до сохраненiя рожденныхъ. Хотя запрещенiемъ неравнаго и насильнаго супружества, позволенiемъ четвертаго и пятаго брака и непозволенiемъ, до указанныхъ летъ, принятiя монашескаго чина, несомненно воспоследовать можетъ знатное прiумноженiе народа и не столько будетъ беззаконнорожденныхъ, сдедовательно и меньше детскаго душегубства; однако по разнымъ случаямъ и по слабости человеческаго сложенiя быть тому невозможно, чтобы непозволительнымъ сластолюбiемъ или насильствомъ обремененная женщина, не хотя быть обезславлена, не искала бы способовъ утаить своего беззаконiя и несчастiя, отчего иногда въ отчаянiи матери детей своихъ убиваютъ. - Для избежанiя столь ужаснаго злодейства и для сохраненiя жизни неповинныхъ младенцовъ надобно бы учредить народные11 богадельные домы для невозбраннаго зазорныхъ детей прiема, где богадельныя старушки могли бы за ними ходить вместо матерей или бабокъ; но о семъ особливо, въ письме о исправленiи и размноженiи ремесленныхъ делъ и художествъ, предложить я намерен12.

    не менее матери, и темъ только разнится его13 томленiе, что мать оное помнитъ, не помнитъ младенецъ. Коль же оно велико, изъявляетъ Давидъ пророкъ, ибо, хотя изобразить ужасныя враговъ своихъ скорби, говоритъ: тамо болѣзни, яко раждающiя (сиречь женщины). Проходя болезненный путь въ прискорбный и суетный светъ, коль часто нежный человекъ претерпеваетъ великiя поврежденiя, такъ14 что въ самое свое рожденiе лишается едва начатыя жизни, и въ первые почерпнутый духъ въ последнее испускаетъ, либо несколько часовъ или дней только лишь съ настоящею смертiю борется. Сiе первое есть15 беременныхъ. Потомъ следуетъ болезнь при выходе зубовъ, мдаденцамъ часто смертоносная, когда особливо падучую болезнь съ собою приноситъ. Также грыжи, оспа, сухотка, черви въ животе и другiя смерти детской причины все требуютъ знанiя, какъ лечить сiи16 болезни. Для умаленiя толь великаго зла советую въ действiе произвести следующее: 1) выбрать хорошiя книжки о повивальномъ искусстве и, самую лучшую положивъ за основанiе, сочинить наставленiе на россiйскомъ языке, или, сочинивъ на другомъ, перевесть на россiйскiй, къ чему необходимо должно присовокупить добрые прiемы россiйскихъ повивальныхъ искусныхъ бабокъ; для сего, созвавъ выборныхъ, долговременнымъ искусствомъ дело знающихъ, спросить каждую особливо и всехъ вообще и, что за благо принято будетъ, вместить17 въ оную книжку. 2) Для излеченiя прочихъ детскихъ болезней, положивъ за основанiе великаго медика Гофмана, - который, упражнявшись черезъ 60 летъ въ докторскомъ званiи, при конце жизни писалъ наставленiя о излеченiи младенческихъ болезней, по которымъ я дочь свою дважды отъ смерти избавилъ, - и присовокупивъ изъ другихъ лучшее, соединить съ вышеписанною книжкою о повивальномъ искусстве, при томъ не позабыть, что наши бабки и лекари съ пользою вообще употребляютъ. 3) Въ обоихъ совокупленныхъ сихъ искусствахъ въ одну книжку наблюдать то, чтобы способы и лекарства по большой части не трудно было сыскать везде въ Россiи за темъ, что у насъ аптеками такъ скудно, что не токмо въ каждомъ городе, но и въ знатныхъ великихъ городахъ поныне не устроены, о чемъ давно бы должно было иметь попеченiе. Но о семъ особливо представлено будетъ. 4) Оную книжку, напечатавъ въ довольномъ множестве, распродать во все государство, по всемъ церквамъ, чтобы священники и грамотные люди, читая, могли сами знать и другихъ наставленiемъ пользовать. По счисленiю умершихъ по приходамъ, учиненному въ Париже, сравнивъ ихъ лета, умираютъ въ первые три года столько же почти младенцовъ, сколько въ прочiе, до ста считая. И такъ положимъ, что въ Россiи мужеска полу 12 миллiоновъ; изъ нихъ состоитъ одинъ миллiонъ въ такомъ супружестве, что дети родятся, положивъ вообще18 одинъ въ два года. По сему на каждый годъ будетъ рожденныхъ полмиллiона, изъ коихъ въ три года умретъ половина, или еще, по здешнему небреженiю, и больше, такъ что на всякiй годъ достанется смерти въ участiе по сту тысячъ младенцевъ не свыше трехъ летъ. Не стоитъ ли труда и попеченiя нашего, чтобы хотя десятую долю, то есть десятъ тысячъ, можно было удобными способами сохранить въ жизни?

    7) Доселе я о натуральныхъ обстоятельствахъ, младенцамъ вредныхъ; остается упомянуть о поврежденiяхъ, отъ суеверiя и грубаго упрямства происходящихъ. Попы, не токмо деревенскiе, но и городскiе, крестятъ младенцевъ зимою въ воде самой холодной, иногда и со льдомъ, указывая на предписанiе въ требнике, чтобы вода была натуральная безъ примешенiя, и вменяютъ теплоту за примешанную матерiю, а не думаютъ того, что летомъ сами же крестятъ теплою водою, по ихъ мненiю, смешенною, и такъ сами себе прекословятъ; а особливо по своему недомыслiю не знаютъ, что въ самой холодной воде еще теплоты очень много: отъ замерзанiя въ ледъ принимаетъ вода на себя стужу до 130 гр., да и тутъ можно почесть ее горячею затемъ, что замерзающая ртуть несравненно большее разстоянiе отъ сего градуса имеетъ, нежели вода отъ кипятка до замерзанiя. Однако невеждамъ попамъ физику толковать нетъ нужды; довольно принудить властiю, чтобы всегда крестили водою, летней въ разсужденiи теплоты равною, затемъ, что холодная изшедшему недавно изъ теплой матерней утробы младенцу конечно вредна, а особливо который много претерпелъ въ рожденiи. Одно погруженiе въ умеренной воде не безъ тягости младенцу, когда мокрота въ глаза, въ уши, въ ноздри, а иногда и въ ротъ вливается; а когда ротъ и ноздри попъ запираетъ рукою, тогда пресекается дыханiе, которое недавно лишь получилъ младенецъ. Когдажь холодная вода со льдомъ охватитъ члены, то часто видны бываютъ признаки падучей болезни, и хотя отъ купели живъ избавится, однако въ следующихъ болезняхъ, кои всякой младенецъ после преодолеть долженъ, а особливо при выходе первыхъ зубовъ, оная смертоносная болезнь удобнее возобновится. Такихъ упрямыхъ поповъ, кои хотятъ насильно крестить холодною водою, почитаю я душегубцами затемъ, что желаютъ после родинъ и крестинъ вскоре и похоронъ для своей корысти. Коль много есть столь несчастныхъ родителей, кои до 10 и 15-ти детей родили, а въ живыхъ ни одного не осталось!

    19. И вопервыхъ, невоздержанiе и неосторожность съ уставленными обыкновенiями, особливо у насъ въ Россiи вкоренившимися и имеющими видъ некоторой святости. Паче другихъ временъ пожираютъ у насъ Масляница и святая Неделя великое множество народа однимъ только переменнымъ употребленiемъ питья и пищи. Легко разсудить можно, что, готовясь къ воздержанiю великаго Поста, во всей Россiи много людей такъ загавливаются, что и говеть времени не остается. Мертвые по кабакамъ, по улицамъ и по дорогамъ и частыя похороны доказываютъ то ясно. Разговенье томужь подобно. Да и дивиться не для чего: кроме невоздержанiя въ заговенные дни питiемъ и пищею, стараются многiе на весь великiй Постъ удовольствоваться плотскимъ смешенiемъ законно и беззаконно и такъ себя до чистаго понедельника изнуряютъ, что здоровья своего никоею мерою починить не могутъ, употребляя грубыя постныя пищи, которыя и здоровому желудку тягостны. Сверхъ того вскоре следуетъ начало весны, когда все скверности, накопленныя отъ человековъ и отъ другихъ животныхъ, бывшiя во всю зиму заключенными отъ морозовъ, вдругъ освобождаются и наполняютъ воздухъ, мешаются съ водою и намъ съ мокротными и цынготными рыбами въ желудокъ, въ легкое, въ кровь, въ нервы и во все строенiе жизненныхъ членовъ человеческаго тела вливаются, рождаютъ болезни въ здоровыхъ, умножаютъ оныя въ больныхъ и смерть ускоряютъ въ техъ, кои бы еще могли пожить долее. После того приближается Светлое Христово Воскресенiе, общая20 христiанская радость. Тогда, хотя почти безпрестанно читаютъ и многократно повторяютъ страсти Господни, однако мысли наши уже на святой Неделе: иной представляетъ себе прiятныя и скоромныя пищи; иной думаетъ, поспеетъ ли ему къ празднику платье; иной представляетъ, какъ будетъ веселиться съ родственниками и друзьями; иной ожидаетъ, прибудутъ ли запасы изъ деревни; иной готовитъ живописныя яица и несомненно чаетъ случая поцеловаться съ красавицами или помилее свидаться. Наконецъ заутреню въ полночь начали и обедню до свету отпели. Христосъ Воскресе 21 изъ облака прорвавшiеся вихри, --рвутъ, ломятъ, валятъ, опровергаютъ, терзаютъ: тамъ разбросаны разныхъ мясъ раздробленныя части, разбитая посуда, текутъ пролитые напитки; тамъ лежатъ безъ памяти отягченные объяденiемъ и пьянствомъ, тамъ валяются обнаженные и блудомъ утомленные недавнiе строгiе постники. О! истинное христiанское пощенiе и празднество! Не на такихъ ли Богъ негодуетъ у пророка: Праздниковъ вашихъ ненавидитъ душа моя, и кадило ваше мерзость есть предо Мною. Между темъ бедный желудокъ, привыкнувъ чрезъ долгое время къ пищамъ малопитательнымъ, вдругъ принужденъ принимать тучныя и сальныя брашна въ сжавшiеся и ослабевшiе проходы и, не имея требуемаго довольства жизненныхъ соковъ, несваренныя яденiя по жиламъ посылаетъ: оне спираются, пресекается теченiе крови и душа въ отворенныя тогда райскiя двери изъ тесноты тела прямо, какъ думаютъ, улетаетъ. Для уверенiя о семъ можно справиться по церковнымъ запискамъ, около котораго времени въ целомъ году у поповъ больше меду на кутью исходитъ. Неоспоримое есть дело, что неравное теченiе жизни и круто перемененное питанiе тела не токмо вредно человеку, но и смертоносно, такъ что вышеписанныхъ строгихъ постниковъ, притомъ усердныхъ и ревностныхъ праздниколюбцевъ, самоубiйцами почесть можно. Правда, что, ежели кто на маслянице прiуготовляется къ посту житiемъ умереннымъ, въ постъ не изнуряетъ себя излишне, и говеетъ более духомъ, нежели на святой неделе радуется о препровожденiи великаго поста въ истинныхъ добродетеляхъ, въ трудахъ обществу полезныхъ и Богу любезныхъ, а не о томъ, что дожилъ до разрешенiя на вся, - тотъ конечно меньше почувствуетъ припадковъ отъ нездороваго времени, а особливо, когда трудами кровь приводитъ въ движенiе и словомъ содержитъ себя хотя то постными, то скоромными пищами, однако равно умеренными, безъ крутыхъ скачковъ и пригорковъ. Но здесь, въ севере, сiе по концамъ тучное, а въ середке сухое время есть самая праздная часть года, когда крестьяне не имеютъ никакой большой работы и только посеянные, пожатые, измолоченные и смолотые плоды полевые доедаютъ. Купцамъ за испорченными дорогами и распутицами почти нетъ проезду изъ города въ городъ съ товарами; нетъ кораблямъ плаванiя и морскимъ людямъ довольнаго движенiя; военные люди стоятъ въ походахъ по зимнимъ квартирамъ, а дома то для морозовъ, то для слякости не могутъ быть удобно экзерцицiи. И такъ большая часть народа должна остаться въ праздности, которая въ заговенье и розговенье даетъ причину къ необузданной роскоши, а въ постъ, съ худыми прошлогодними пищами и съ нездоровымъ воздухомъ соединенная, портитъ здоровье и жизнь коротитъ.

    Многiе скажутъ: "да проживаютъ же люди! отцы наши и прадеды жили долгiе веки!" Правда, живутъ и Лопари, питаясь почти одною только рыбою; да посмотритежь, коль они теломъ велики и коль многолюдны, и сравните ихъ съ живущими въ томъ же климате Самоядами, питающимися по большой части мясомъ: первые ростомъ мелки, малолюдны, такъ что на 700 верстахъ въ длину, а въ ширину на 300 - Лопарей толь мало, что и въ большiе солдатскiе наборы со всей земли по два солдата съ числа душъ наймаютъ изъ нашего народа затемъ, что изъ нихъ весьма редко чтобы кто и по малой мере въ солдаты годился. Самояды, напротивъ того, ростомъ не малы, широкоплечи и сильны, и въ такомъ множестве, что еслибы междоусобныя частыя кровавыя сраженiя между многими ихъ князьками не случались, то бы знатная часть восточно-севернаго берега ими населилась многолюдно. Посмотрите, что те россiйскiя области многолюднее, где скотомъ изобильнее, затемъ, что во многихъ местахъ, где скотомъ скудно, и въ мясоедъ по большой части питаются рыбою или пустыми щами съ хлебомъ. Естьлибы наша масляница положена была въ мае месяце, то великiй постъ былъ бы въ полной весне и въ начале лета, а святая неделя около Петрова дня; тогда бы, кроме новыхъ плодовъ земныхъ, и свежихъ рыбъ и благораствореннаго воздуха: 1) споспешествовало бы22 сохраненiю здоровья движенiе тела въ крестьянахъ пахотною работою, въ купечестве - дальнею ездою по земле и по морю, военнымъ - экзерцицiею и походами; 2) ради исправленiя такихъ нужныхъ работъ меньше было бы23 домой, не замерзъ бы24 на дороге, какъ о маслянице бываетъ, и не провалился бы25 подъ ледъ, какъ случается на святой неделе. Я къ вамъ обращаюсь, великiе учители и расположители постовъ и праздниковъ, и со всякимъ благоговенiемъ вопрошаю вашу святость: что вы въ то время о насъ думали, когда святой великiй постъ поставили въ сiе время? Мне кажется, что вы по своей святости, кротости, терпенiю и праводушiю милостивый ответъ дадите и не такъ, какъ Андреевскiй протопопъ Яковъ делалъ, - въ церкви м--о неизбраните, или еще, - какъ онъ съ морскимъ капитаномъ Яньковымъ въ светлое воскресенiе у креста за непоцелованiе руки поступилъ, - кулакомъ въ грудь не ударите. Вы скажете: "Располагая посты и праздники, жили мы въ Грецiи и въ Земле Обетованной; Святую четыредесятницу тогда содержать установили, когда у насъ полнымъ сiянiемъ вешняго солнца земное богатое недро отверзается, произращаетъ здоровыми соками наполненную молодую зелень и воздухъ возобновляетъ ароматными духами; поспеваютъ раннiе плоды, въ пищу, въ прохлажденiе и въ лекарство купно служащiе; пенiю нашему для славословiя Божiя соответствовали журчащiе ручьи, шумящiе листы и воспевающiя сладкогласныя птицы. А про ваши полуночныя стороны мы разсуждали, что не токмо тамъ нетъ и не будетъ христiанскаго закона, но ниже единаго словеснаго обитателя ради великой стужи. Не жалуйтесь на насъ! Какъ бы мы вамъ предписали есть финики и смоквы и пить добраго винограднаго вина по красоуле, - чего у васъ не родится? Расположите, какъ разумные люди, по вашему климату; употребите на постъ другое способнейшее время, или въ дурное время пользуйтесь умеренно здоровыми пищами. Есть у васъ духовенство, равную намъ власть отъ Христа имеющее вязати и решити. Для толь важнаго дела можно въ Россiи вселенскiй соборъ составить: сохраненiе жизни толь великаго множества народа того стоитъ. А сверхъ того ученьемъ вкорените всемъ въ мысли, что Богу прiятнее, когда имеемъ въ сердце чистую совесть, нежели въ желудке цынготную рыбу; что посты учреждены не для самоубивства вредными пищами, но для воздержанiя отъ излишества; что, обманщикъ, грабитель, неправосудный, мздоимецъ, воръ и другими образы ближняго повредитель прощенiя не сыщетъ, хотя бы онъ вместо обыкновенной постной пищи въ семь недель елъ щепы, кирпичъ, мочало, глину и уголье и большую бы часть того времени простоялъ на голове, вместо земныхъ поклоновъ. Чистое покаянiе есть доброе житiе, Бога къ милосердiю, къ щедроте и къ любленiю нашему преклоняющее. Сохрани данныя Христомъ заповеди, на коихъ весь законъ и пророки висятъ: "люби Господа Бога твоего всемъ сердцемъ и ближняго, какъ самъ себя". Исправленiю сего недостатка ужасныя обстоятъ препятствiя; однако не больше опасны, какъ заставить брить бороды, носить немецкое платье, сообщаться обходительствомъ съ иноверными, уничтожить боярство, патрiаршество и стрельцовъ и вместо ихъ учредить Правительствующiй Сенатъ, Святейшiй Синодъ, новое регулярное войско, перенести столицу на пустое место и новый годъ въ другой месяцъ! Россiйскiй народъ гибокъ!

    мужики и бабы лечатъ на угадъ, соединяя часто натуральные способы, сколько смыслятъ, съ вороженьемъ и шептанiями, и темъ не только не придаютъ никакой силы своимъ лекарствамъ, но еще въ людяхъ укрепляютъ суеверiе, больныхъ приводятъ въ страхъ унылыми видами и умножаютъ болезнь, приближая ихъ скорее къ смерти. Правда, много есть изъ нихъ, кои действительно знаютъ лечить некоторыя болезни, а особенно внешнiя, какъ коновалы и костоправы, такъ что иногда и ученыхъ хирурговъ въ некоторыхъ случаяхъ превосходятъ; однако все лучше учредить леченiе26 по правиламъ, медицинскую науку составляющимъ. Къ сему требуется по всемъ городамъ довольное число докторовъ, лекарей и аптекъ, удовольствованныхъ лекарствами, хотя бы только по вашему климату пристойными, - чего не токмо нетъ и сотой доли, но и войско россiйское весьма не довольно снабжено медиками, такъ что лекари не успеваютъ перевязывать и раненыхъ, не токмо чтобы всякаго осмотреть, выспросить обстоятельно27, дать лекарства и темъ страждущихъ успокоить. Отъ такого непризренiя многiе, коимъ бы ожить, умираютъ. Сего недостатка ничемъ не можно скорее наполнить, какъ для изученiя докторства послать довольное число россiйскихъ студентовъ въ иностранные университеты и учрежденнымъ и впредь учреждаемымъ внутри государства университетамъ дать, между прочими привилегiями, власть достойныхъ производить въ доктора. Медицинской канцелярiи подтвердить накрепко, чтобы какъ въ аптекахъ, такъ и при лекаряхъ было довольное число учениковъ россiйскихъ, коихъ бы они въ определенное время своему искусству обучали и Сенату представляли. Стыдно и досадно слышать, что ученики россiйскаго народа, будучи по десяти и больше летъ въ аптекахъ, почти никакихъ лекарствъ составлять не умеютъ. А ради чего? Затемъ, что аптекари держатъ еще учениковъ немецкихъ, а русскiе при иготе, при решете и при уголье до старости доживаютъ и учениками умираютъ; а немецкими всего государства не наполнишь. Сверхъ того недостаточное знанiе языка, разность веры, несходные нравы и дорогая имъ плата много препятствуютъ.

    10) Смертямъ отъ болезни следуютъ насильственныя, натуральныя и случайныя обстоятельства, какъ причины лишенiя жизни человеческой, то-есть язвы, пожары, отопленiя, морозы. Поветрiя на людей хотя по большой части въ южныхъ пределахъ здешняго государства случаются, однако всякiе способы противу того употреблять должно. Оные состоятъ въ истребленiи уже начавшагося, или въ отвращенiи приходящаго. Къ первому требуются известныя употребительныя противъ такого несчастiя средства; и для того лучшiе выбравъ изъ авторовъ, должно сочинить медицинскому Факультету книжку и, напечатавъ, распродать по государству. Ко второму, надобно съ бывшихъ примеровъ собрать признаки, изъ которыхъ главный есть затменiе солнца, причиняющее почти всегда вскоре падежъ на скотъ, а после и на людей поветрiе. Въ наши просвещенные веки знаютъ о томъ въ великомъ свете обращающiеся люди отъ астрономовъ и могутъ предостеречься, не выпуская скота изъ дому и не давая травы, того дня снятой; такъ въ другихъ государствахъ остерегаются два, или три дня после, и сами никакихъ плодовъ въ то время не снимаютъ и не употребляютъ, говоря, что во время солнечнаго затменiя падаютъ ядовитыя росы. Главная сему причина быть кажется, по моему мненiю, что во время затменiя закрывается солнце луною, также теломъ, какъ и земля наша; пресекается круто28 электрическая сила, воторую солнце на все растенiя во весь день изливаетъ, что видно на травахъ, ночью спящихъ и тоже страждущихъ въ солнечное затменiе. Время научитъ, сколько можетъ электричесная сила действовать въ разсужденiи поветрiя. Затменiя во всемъ государстве не знаютъ, и для того надобно заблаговременно публиковать и, что требуется, повелеть указами, по примеру, какъ водится въ другихъ государствахъ. Для избавленiя отъ огненной смерти служитъ предосторожность о утоленiи частыхъ и великихъ пожаровъ, о чемъ покажется пространно въ письме 29 суть двояки: отъ наводненiя и отъ неосторожной дерзости, особливо въ пьянстве. Первое легко отвратить можно, запретивъ, чтобы при великихъ рекахъ на низкихъ местахъ, вешней особливо воде подверженныхъ, никакихъ жилищъ не было. Сiе делается отъ одной лености, чтобы вода и сено и всякая отъ воды удобность была близко. Однако часто на высокихъ местахъ живущiе видятъ весною, сами будучи въ безопасности, какъ скотъ и людей и целые домы неприступный ледъ несетъ въ отчаянiи всякаго спасенiя. Вторыя потопленiя ничемъ отвратить нельзя, не умаливъ много гощенiя и пьянства, для коихъ люди дерзаютъ переезжать чрезъ реки въ бурную погоду, перегрузивъ суда множествомъ, или переходить черезъ ледъ осенью и весною, когда онъ весьма не надеженъ и опасенъ. Въ главе о истребленiи праздности предложатся для избежанiя сего способы, равно какъ и для избавленiя померзанiя многихъ зимою.

    утушить не можно. На разбойниковъ хотя посылаются сыщики, однако чрезъ то вывести сiе зло, иди хотя знатно убавить, нетъ почти никакой надежды. Основательнейшiе и сильнейшiе къ тому требуются способы. Следующiй кажется мне всехъ надежнее, бережливее и Монархине всемилостивейшей славнее и притомъ любезнее затемъ, что онъ действiе свое возымеетъ меньшимъ пролитiемъ человеческой крови. Разбойники безъ пристанища въ городахъ и около деревень пробыть и злодействомъ своимъ долго пользоваться не могутъ; при деревняхъ держатся, а въ городахъ обыкновенно часто бываютъ для продажи награбленныхъ пожитковъ. И такъ, когда имъ сiи места зделаны будутъ узки и тесны, то не могутъ долго утаиться: не занадобится далече посылать команды и делать кровопролитныя сраженiя со многими, когда можно иметь случай перебрать по одиночке и ловить ихъ часто. Всевожделенный и долговременный покой внутри нашего отечества чрезъ полтораста летъ въ кое время, после разоренiя отъ Поляковъ, не нужно было стенами защищаться отъ непрiятелей, подалъ нераденiю нашему причину мало иметь попеченiя о градскихъ огражденiяхъ, и потому большая часть малыхъ городовъ и посадовъ и много30 провинцiальныхъ и губернскихъ городовъ не токмо стенъ каменныхъ, или хотя надежныхъ валовъ и рвовъ, но и деревянныхъ палисадниковъ или тыновъ не имеютъ, - что не безъ сожаленiя вижу изъ ответовъ, присылаемыхъ на географическiе вопросы въ Академiю Наукъ изо всехъ городовъ указомъ Правительствующаго Сената, по моему представленiю31. Кроме того что проезжающiе иностранные не безъ презренiя смотрятъ на наши безпорядочные города или, лучше сказать, почти на развалины, разбойники употребляютъ ихъ къ своему прибежищу и также могутъ закрываться32 отъ достойнаго каранiя въ городе или еще лучше, нежели въ деревне, затемъ, что городъ больше и со всехъ сторонъ въ него на всякомъ месте ворота днемъ и ночью безпрестанно отворены ворамъ и добрымъ людямъ. Когдажь бы Всемилостивейше повелеть благоизволено было все россiйскiе города, у коихъ огражденiе рушилось, или его и не было, укрепить хотя не каменными стенами, но токмо валомъ и рвомъ и высокимъ палисадникомъ и не во многихъ местахъ оставить ворота съ крепкими запорами и съ надежными мещанскими караулами, - где нетъ гарнизоновъ, - такъ чтобы ряды и лавки были внутри огражденiя: то бы ворамъ привозить въ городъ грабленныя вещи для продажи было весьма трудно и все для осмотра предосторожности употребить было несравненно легче, нежели въ месте, со всехъ сторонъ отворенномъ, а разбойникъ можетъ быть въ воротахъ скорее примечанъ, который, не продавъ грабленныхъ вещей, корысти не получитъ. Сверхъ того въ каждомъ огражденномъ городе назначить постоянные ночлеги для прохожихъ и проезжихъ съ письменными дозволенiями и съ вывескою и приказать, чтобы каждый хозяинъ на всякой день объявлялъ въ ратуше, кто у него былъ на ночлеге и сколько времени, а другiе бы мещане принимать къ себе въ домъ прiезжихъ и прохожихъ воли не имели, подъ опасенiемъ наказанiя, кроме своихъ родственниковъ, въ городе известныхъ. По всемъ волостямъ, погостамъ и деревнямъ публиковать, что ежели крестьянинъ, или двое и больше поймаютъ разбойника, приведутъ его въ городъ или въ другое безопасное место и докажутъ надежными свидетелями, и спору въ томъ не будетъ: то давать проводникамъ за всякую голову по 10 руб. изъ мещанскаго казеннаго сбору, а за главныхъ злодейскихъ предводителей, за атамана, есаула, также и за пойманiе и доводъ того, кто держитъ воровскiя прибежища, по 30 руб. Сiе хотя довольно быть кажется, где города не въ весьма дальнемъ разстоянiи; однако многiя места есть въ Россiи глухiя, на 500 и больше верстъ безъ городовъ, прямыя убежища разбойникамъ и всякимъ беглымъ и безпашпортнымъ людямъ. Примеромъ сдужить можетъ лесистое пространство около реки Ветлуги, которая, на 700 верстъ теченiемъ отъ вершинъ до устья простираясь, не имеетъ при себе ни единаго города. Туда съ Волги укрывается великое множество зимою бурлаковъ, изъ коихъ не малая часть разбойники. Крестьяне содержатъ ихъ во всю зиму за полтину человека, а буде онъ что работаетъ, то кормятъ и безъ платы, не спрашивая пашпорта. По такимъ местамъ должно основать и поставить города, давъ знатнымъ селамъ гражданскiя права, учредить ратуши и воеводствы и оградивъ надежными укрепленiями и33 осторожностями отъ разбойниковъ, какъ выше показано. Сiе будетъ служить не токмо для общей безопасности и къ сбереженiю россiйскаго народа, но и къ особливой славе Всемилостивейшiя нашея Самодержицы, яко возобновительницы старыхъ и состроительницы многихъ новыхъ городовъ россiйскихъ.

    Польшу, и темъ лишается подданныхъ россiйская корона. Подлинно, что расположены предосторожности на рубеже литовскомъ; однако столь великой скважины силою запереть совершенно невозможно: лучше поступить съ кротостiю. Побеги бываютъ более отъ помещичьихъ отяготенiй крестьянамъ и отъ солдатскихъ наборовъ. И такъ, мне кажется, лучше пограничныхъ съ Польшею жителей облегчить податьми и снять солдатскiе наборы, расположивъ ихъ по всему государству. Для расколу много уходитъ россiйскихъ людей на Ветку; ваходящихся тамъ беглецовъ не можно ли возвратить при нынешнемъ военномъ случае? А впредь могутъ служить способы, кои представятся въ статье О исправленiи нравовъ и о большемъ просвещенiи народа.

    13) Место беглецовъ за границы удобно наполнить можно прiемомъ иностранныхъ, ежели къ тому употреблены будутъ пристойныя меры. Нынешнее въ Европе несчастное военное время принуждаетъ не токмо одинокихъ людей, но и целыя разоренныя семейства оставлять свое отечество и искать местъ, отъ военнаго насильства удаленныхъ. Пространное владенiе великiя нашея монархини въ состоянiи вместить въ свое безопасное недро целые народы и довольствовать всякими потребами, кои единаго только посильнаго труда отъ человековъ ожидаютъ къ своему полезному произведенiю. Условiй, коими иностранныхъ привлечь можно къ поселенiю въ Россiи, не представляю, не ведая довольно союзныхъ и враждебныхъ обстоятельствъ между воюющими и мирными сторонами.

    Хотелъ бы я сочинить примерный счетъ, сколько бы изъ сихъ 13-ти способовъ (а есть еще и больше) воспоследовало сохраненiя и приращенiя подданныхъ Ея Императорскаго Величества. Однако требуются къ тому для известiя многiя обстоятельства и не мало времени; для того только одною догадкою досягаю несколько, что на каждый годъ можетъ взойти приращенiе россiйскаго народа больше противъ прежняго до полумиллiона душъ, а отъ ревизiи до ревизiи, въ 20 летъ, до 10 миллiоновъ. Кроме сего уповаю, что сiи способы не будутъ ничемъ народу отяготительны, но будутъ служить къ безопасности и успокоенiю народному.

    Оканчивая сiе, надеюсь, что Вашему Высокопревосходительству что нибудь понравится изъ моихъ доброжелательныхъ къ обществу мненiй. Прошу о вашемъ безпрерывномъ здравiи и во всемъ удовольствiи Всевышняго Строителя и Правителя всехъ народовъ и языковъ, произведшаго Васъ въ сей день и влившаго Вамъ кровь сына отечества къ произведенiю делъ полезныхъ, а паче къ покровительству наукъ и художествъ, къ которымъ я, равно и къ Вамъ, отъ всей искренности усердствуя, съ достодолжнымъ высокопочитанiемъ пребываю и проч.

    Сообщилъ д. чл. Н. С. Тихонравовъ.

     

    Примечания

    1 Это письмо напечатано было въ первый разъ, съ большими пропусками въ Журнале древней и новой словесности Письмо покойнаго Михаила Васильевича Ломоносова къ Ивану Ивановичу Шувалову (Изъ журнала древней и новой словесности, издаваемаго Г. Олинымъ.) Спб. 1819, 8R, 38 стр. Въ 1842 г., No 1, это письмо также напечатано не вполне. Въ настоящее время оно издается нами по рукописи, сверенной съ текстомъ Олина и .

    2 Въ Моск.: "подведены."

    3 Въ Моск.: "."

    4 Этого слова въ Москв. нетъ.

    5 Въ Москв.: "и еще некоторыхъ подъ именемъ."

    6

    7 Мущины.

    8 Хотя жь.

    9 Больше.

    10 Въ Москв.: "слѣдующее."

    11

    12 Въ Москв. напечатаннаго курсивомъ нетъ.

    13 Ихъ.

    14 А особливо въ голове, темъ что въ самое въ свое рожденiе.

    15 Этого слова въ нетъ.

    16 Нежныхъ техъ.

    17 Внести

    18 Обще.

    19 Въ Москв.: "впрочемъ оныя теченiи".

    20 "Всеобщая".

    21 Этого слова въ Москв. нетъ.

    22 Въ Москв.: "поспешествуетъ".

    23 Словъ: "было бы" въ Мос. нетъ.

    24 Не замерзнетъ.

    25 Не провалится.

    26 Этого слова въ Москв. нетъ.

    27 Въ "обстоятельства."

    28 Этого слова въ Мос. нетъ.

    29 Вторыхъ потопленiй.

    30 Многихъ.

    31 Этотъ указъ разосланъ по губерниямъ и провинцiямъ въ январе 1760 года. Билярскаго, стр. 396 и 421.

    32

    33 Въ Москв. этого слова нетъ.