23
1752 ОКТЯБРЯ 3. И. И. ШУВАЛОВУ
Милостивый государь Иван Иванович!
Не могу преминуть, чтоб вашему превосходительству не прислать Волтеровой музы нового исчадия, которое объявляет, что он и его государь безбожник, и то ему в похвалу приписать не стыдится перед всем светом. Приличнее примера натти во всех Волтеровых сочинениях невозможно, где бы виднее было его полоумное остроумие, бессовестная честность и ругательная хвала, как в сей пане[ги]рической пасквиле, которую на ваше проницательное рассуждение отдая, с глубоким почитание[м] непременно пребываю
вашего превосходительства
всепокорнейший слуга
Михайло Ломоносов
С. П. б.
Октября 3 дня
1752 года
Примечания
Печатается по собственноручному подлиннику (ААН, ф. 20, оп. 3, № 56).
Впервые напечатано — Грот, стр. 23.
По справедливому предположению Я. К. Грота (Грот, стр. 23), в публикуемом письме речь идет о шуточном послании Вольтера «Au roi de Prusse» («Прусскому королю»), написанном в 1751 г. и адресованном Фридриху II. Вольтер жил в то время в Берлине и, нося звание камергера прусского двора, исполнял фактически обязанности литературного редактора французских стихов Фридриха. Нет сомнения, что именно Фридриха Ломоносов и называет «его государем».
Упомянутое послание Вольтера оканчивается следующими стихами:
Et vous allez pourtant à l’immortalité
En nous prêchant l’âme mortelle.
(И обретаете вы все же путь к бессмертью,
Внушая мысль о смертности души).
Таким образом, Вольтер прославляет в этих стихах Фридриха за отрицание одного из основных догматов христианства — бессмертия души. Это и дало повод Я. К. Гроту признать, что именно данное стихотворение Вольтера имел в виду Ломоносов в своем письме Шувалову.
сравнение его с подобным проповедником обращается в похвалу Фридриху; проповедуя, что человеческая душа подвержена смерти, Фридрих тем самым приобретает право на бессмертие). Ломоносов в своем письме явно пародирует пародоксальную манеру Вольтера, прибегая к еще более резким антитезам («полоумное остроумие»; «бессовестная честность», «ругательная хвала», «панегирическая пасквиль»).
Дошедшие до нас суждения Ломоносова о Вольтере не исчерпываются этим письмом: ср. письмо к И. И. Шувалову от 2 сентября 1757 г. (письмо 53, а также т. VI наст. изд., стр. 89—96). Но этих материалов все же слишком мало, чтобы составить себе достаточно полное представление о том, как оценивал Ломоносов своего великого современника, которого бесспорно относил к числу классиков французской литературы; составляя в 1758 г. программу преподавания французского языка для Академической гимназии, Ломоносов назвал трех авторов, чьи произведения должны изучаться гимназистами: Мольера, Расина и Вольтера (т. IX наст. изд., документ 303, § 42).