• Приглашаем посетить наш сайт
    Вяземский (vyazemskiy.lit-info.ru)
  • Ломоносов М. В. - Шувалову И. И., 3 октября 1752 г.

    23

    1752 ОКТЯБРЯ 3. И. И. ШУВАЛОВУ

    Милостивый государь Иван Иванович!

    Не могу преминуть, чтоб вашему превосходительству не прислать Волтеровой музы нового исчадия, которое объявляет, что он и его государь безбожник, и то ему в похвалу приписать не стыдится перед всем светом. Приличнее примера натти во всех Волтеровых сочинениях невозможно, где бы виднее было его полоумное остроумие, бессовестная честность и ругательная хвала, как в сей пане[ги]рической пасквиле, которую на ваше проницательное рассуждение отдая, с глубоким почитание[м] непременно пребываю

    вашего превосходительства

    всепокорнейший слуга

    Михайло Ломоносов

    С. П. б.

    Октября 3 дня

    1752 года

    Примечания

    Печатается по собственноручному подлиннику (ААН, ф. 20, оп. 3, № 56).

    Впервые напечатано — Грот, стр. 23.

    По справедливому предположению Я. К. Грота (Грот, стр. 23), в публикуемом письме речь идет о шуточном послании Вольтера «Au roi de Prusse» («Прусскому королю»), написанном в 1751 г. и адресованном Фридриху II. Вольтер жил в то время в Берлине и, нося звание камергера прусского двора, исполнял фактически обязанности литературного редактора французских стихов Фридриха. Нет сомнения, что именно Фридриха Ломоносов и называет «его государем».

    Упомянутое послание Вольтера оканчивается следующими стихами:

    Et vous allez pourtant à l’immortalité
          En nous prêchant l’âme mortelle.
    (И обретаете вы все же путь к бессмертью,
          Внушая мысль о смертности души).

    Таким образом, Вольтер прославляет в этих стихах Фридриха за отрицание одного из основных догматов христианства — бессмертия души. Это и дало повод Я. К. Гроту признать, что именно данное стихотворение Вольтера имел в виду Ломоносов в своем письме Шувалову.

    сравнение его с подобным проповедником обращается в похвалу Фридриху; проповедуя, что человеческая душа подвержена смерти, Фридрих тем самым приобретает право на бессмертие). Ломоносов в своем письме явно пародирует пародоксальную манеру Вольтера, прибегая к еще более резким антитезам («полоумное остроумие»; «бессовестная честность», «ругательная хвала», «панегирическая пасквиль»).

    Дошедшие до нас суждения Ломоносова о Вольтере не исчерпываются этим письмом: ср. письмо к И. И. Шувалову от 2 сентября 1757 г. (письмо 53, а также т. VI наст. изд., стр. 89—96). Но этих материалов все же слишком мало, чтобы составить себе достаточно полное представление о том, как оценивал Ломоносов своего великого современника, которого бесспорно относил к числу классиков французской литературы; составляя в 1758 г. программу преподавания французского языка для Академической гимназии, Ломоносов назвал трех авторов, чьи произведения должны изучаться гимназистами: Мольера, Расина и Вольтера (т. IX наст. изд., документ 303, § 42).

    Раздел сайта: