• Приглашаем посетить наш сайт
    Чарская (charskaya.lit-info.ru)
  • Рассуждение о большей точности морского пути.
    Часть вторая. О сыскании долготы и широты в пасмурную погоду

    ЧАСТЬ ВТОРАЯ

    О СЫСКАНИИ ДОЛГОТЫ И ШИРОТЫ В ПАСМУРНУЮ ПОГОДУ

    Глава I

    О УПРАВЛЕНИИ КОРАБЛЯ НА ПОВЕРХНОСТИ МОРЯ

    § 33

    Всё, что в первой части предложено, только в ясную погоду мореплавателю пользовать может. Но как скоро небо облаками закроется и звезды зрению отнимутся, тогда ни самые лучшие часы морские, ни астрономические инструменты, ниже́ махины, от качания корабельного освобождающие, никак употреблены быть не могут. Итак, явствует, что другого должно искать прибежища. Удивительно, что к вымышлению, употреблению и исправлению таких способов весьма мало рачения по великим морям плавающие прилагают, ведая, что немалую часть времени облаками небо покрывается, и тогда море больше свирепствует, корабли с намеренного пути сбивает и повергает в челюсти неизбежного рока.

    § 34

    В сем состоянии неба и моря общий и всегдашний предводитель есть магнит. Его силою оживленная стальная стрелка путь показывает в отсутствие светил небесных, которые древним плавателям одни токмо были предводители. В мрачную погоду должны были берегов держаться, опасных во время бури. Наши любопытные времена по познании компаса42 столько попечения нам родили, что сие спасительное изобретение уже не толь важно быть кажется, ежели причины его перемен и точного и правильного их обращения по разности мест и времени не сыщем.

    § 35

    И хотя уже преизрядные успехи в исследовании законов магнитныя силы имеем,43 однако невниманием плавателей и вкоренившимся обыкновением, что повсюду наукам препятствует, и взор от оных отвращается. Довольный пример подают нерадеющие наблюдать перемены склонений и наклонений магнита, которых спасение и погибель от него зависит. Оных наблюдений ежели бы было, как уже давно быть должно, довольное число порядочным образом учиненных, конечно бы уже истинная теория склонения и наклонения магнита наружу была выведена рачением физиков.

    § 36

    Сие оттуду по большей части происходит, что мореплаватели компасы употребляют малые и непорядочно сделанные, отчего не токмо на море, но и на сухом пути исправных наблюдений в переменах чинить нельзя. И, что всего хуже, путь морской указуется неправо.

    § 37

    Компасы надо делать больше, чтоб разделение ветров44 явственнее было и купно градусы, дабы у правления поставленный мог иметь внимание и к 360[-ой] доле компасного круга. Поставить его так надобно, чтобы черная линея, по белому проведенная, точно параллельно стояла с осью корабельною или с килем, и сильно намагниченная сталь могла бы преодолеть трение. Сего довольно для обыкновенного компаса, при правлении употребительного. Между тем, чтобы все погрешности, которые от оплошности правящего бывают, знать корабельщику, должен он иметь особливый компас самопишущий, который следующим образом сделать можно.

    § 38

    В том же ящике AA (фиг. XIII, XIV) с компасом уместить часы пружинные CC, которыми движется вал D EE, которая на другой вал H свивается. Круг BB, на котором изображаются ветры и градусы, должно утвердить на сделанном из стали через Нейтово искусство магните, который небольшое трение тонкого карандаша без задержания преодолеть может. Движение круга направить на сквозной оси ii, чтобы ко дну ящика и наверху к стеклу был установлен и чтобы круг и со дном, и со стеклом стоял параллельно и бумага бы, свиваясь с одного вала на другой, к плану круга была перпендикулярна, и диаметр компасного круга, вдоль по килю простирающийся, был бы также перпендикулярен. Потом около компасного круга сделать обручек mm, который бы с карандашом мог поворочен быть на ту сторону, куда корабль направлять надобно. Карандаш должен быть на самой легкой пружине из проволоки, и, одним словом, всё тонко и нежно.

    § 39

    Присоединенными сим образом часами к компасу станет обращаться вал и с него бумага на другой свиваться; карандаш, легко к ней прикасаясь, начертит линею, которая покажет стоящего у правления прошибки и оплошность, что вообще видеть и весом исчислить можно будет. Странно покажется

    Рассуждение о большей точности морского пути. Часть вторая. О сыскании долготы и широты в пасмурную погоду

    Фиг. XIII.

    Рассуждение о большей точности морского пути. Часть вторая. О сыскании долготы и широты в пасмурную погоду

    Фиг. XIV.

    в правлении корабля учиненные погрешности познавать весом, однако возможно. То есть уклонения в сторону N (фиг. XV) от прямой линеи KK, на бумаге начерченные, вырезать и свесить на весьма чувствительных весках, каковы бывают пробирные. Вес покажет, на которую сторону больше склонение корабля было, а остаток одной и другой тягости после вычету будет мера излишку на которую-нибудь сторону.

    Рассуждение о большей точности морского пути. Часть вторая. О сыскании долготы и широты в пасмурную погоду

    Фиг. XV.

    § 40

    Сим, как думаю, можно познать и уничтожить все погрешности, кои часто случаются от оплошности того, кто на корме правит. Но еще есть большие неисправности, когда боковой ветр от настоящего пути клонит корабль в сторону. Угол, включенный линеею корабельного направления CD (фиг. XVI)

    Рассуждение о большей точности морского пути. Часть вторая. О сыскании долготы и широты в пасмурную погоду

    Фиг. XVI.

    и линеею, по которой корабль для боковой силы движется Kl, советую мерить инструментом, за каютою укрепленным около корабельной оси (инструмент клизеометром называю). К квадранту45 Q с градусами, надвое разделенному линеею, с килем параллельною CD, со спицею F h привязать на тонкой веревке около сорока сажен46 (или чем долее, тем лучше) за конец спицы палку l, которая, остающеюся водою будучи натянута, означит указателем на квадранте градус склонения. Колебания указателя от зыбей приметить можно в обе стороны и середку взять за подлинное склонение.47 Впрочем, ежели кто часы пружинные простые к сему присовокупит, как выше у компаса, будет иметь самопишущий клизеометр, который переменою в положенное время свитых бумаг склонения корабля в его направлении от побочного ветра ясно пред глазами представит.

    § 41

    Есть и другие способы узнавать такие склонения, когда корабль колеблется чрезвычайным волнением, и ради того употребление клизеометра бесполезно, ибо искусство артиллерийское имеет смешения, из которых малые увеселительные огни на воде представляются, чем наполненные трубки, с кормы будучи брошены, ночью светом огня, а в день восхождением дыма склонение корабля от намеренного пути покажут.

    Глава II

    О ИЗМЕРЕНИИ СКОРОСТИ КОРАБЕЛЬНОГО ХОДУ НА МОРСКОЙ ПОВЕРХНОСТИ

    § 42

    Лаглини, или мерные веревки скорости корабельного ходу, не беспрерывно перемены ея показывают, но с перемежками. Отсюду уже довольно явствует, что те способы сему предпочитать должно, которые изъявляют сие беспрестанно. Для исполнения того должно сделать махину, которая завсегда движется,48 показывая на всякое мгновение скорость; и чтобы при перемене румпа49 одним взором количество расстояния пути осмотреть можно было без скучного выпуску лаглиня и его назад свиванья.

    § 43

    Сделать спиральной фигуры план A (фиг. XVII), который, будучи установлен вдоль по килю осью, около ней бы от воды вертелся. Такой план приладить к железной полосе cc, которую к килю железными крючьями dd снизу подцепить и утвердить можно и по штивню верхним концом пропустить в каюту. Около шестерни, имеющей с планом общую ось, пусть ходит тонкая веревка f и купно около колесца e, которым обращаются другие колеса, так что обороты, искусством познанные, на колесе m значат сажени, на прочих hg — версты или мили, что всё производиться должно шестернями.

    Рассуждение о большей точности морского пути. Часть вторая. О сыскании долготы и широты в пасмурную погоду

    § 44

    Между тем, когда корабль по волнам встает и опускается, расстояние дороги, показанною машиною назначенное, неравномерно дуге, на поверхности течением корабля описанной, но весьма кривой линеи, то есть которую описывает план A. Почему дромометр расстояния мест без помощи другого инструмента не покажет, который циматометром пристойно назваться может, затем что волны, колеблющие корабль, исчисляет и все склонения к горизонту обще показывает.

    § 45

    Сделать отвес A (фиг. XVIII), у доски BB приложенный, которую должно повесить с килем корабля параллельно, чтобы, по долготе его качаясь, теми же склонялась углами, а в боковые стороны свободно бы обращалась. К центру C утвердить на оси колесо с зубцами так, что когда от наклонения корабля откачнется отвес в D, тогда крюк K захватил бы за зубы колеса и, возвращаясь из D, отводил с собою по стольку градусов от первого положения, сколько отходит A от перегородки g. Таким образом всех качаний градусы измерятся каждым отхождением отвеса. Колесо H покажет число обращений колеса C. Итак, узнать можно будет в известное время, сколько было градусов обще во всех качаниях.

    § 46

    Когда сие происходит, отвес каждым прикосновением к перегородке g вдвигает гвоздь i, который в отверстие далее войти не может, как только чтобы захватить за один зуб колеса M и силою пружины e принужден возвратиться, колесо бы двигал, которого возвращение воспрещает противень pM показывает другое N. Итак, сим обращением окажется число зыбей и колебаний и купно по вышеписанному общее число градусов в одно время однем инструментом.

    § 47

    Имея общее число градусов от всех колебаний, должно оное разделить на число зыбей или корабельных наклонений: выйдет из того общий угол к горизонту. Который познав, сравнить можно кривую линею общия волны с дугою, которая есть путь корабля на поверхности моря, и оттуду истинное его расстояние найдено быть может. Каким образом сие

    Рассуждение о большей точности морского пути. Часть вторая. О сыскании долготы и широты в пасмурную погоду

    Фиг. XVIII.

    исчисление производить должно, кажется быть достойно, чтобы остроумные нашего веку математики в изыскании потрудились.

    Глава III

    О СРЕДСТВАХ, КОИМИ ДОЛЖНО ИСПРАВЛЯТЬ ПОГРЕШНОСТИ
    КОРАБЕЛЬНОГО ПУТИ, ПРОИСХОДЯЩИЕ ОТ ТЕЧЕНИЯ МОРЯ

    § 48

    Уже всяк предвидеть может, сколько есть надежды, чтобы поступить далее известного, как скоро безмерное множество и различность морских течений по разности мест и времен себе представит. Великие чинятся погрешности и еще чиниться будут!50 От единого ученого мореплавания утешения и помощи ожидать должно.51 Между тем не надлежит ослабевать духом, но тем больше мысли простирать, чем отчаяннее дело быть кажется.52 Попреком сие быть здесь не может, что в прошедшей главе и о исчислении волн морских старание положено, а здесь великие расстояния оставляются из исчисления пути корабельного. Но мы утешаемся примером астрономов, которые когда течение планет и неподвижных звезд исчисляют, тогда и о секундах попечительны, когда ж обращения комет исследуют, то и целые годы едва за погрешности почитают.

    § 49

    Итак, когда теория движения вод океанских весьма несовершенна53 моря.

    § 50

    Не упоминаю других известных способов, к исследованию сего употребительных, но оный всем другим предпочитаю, который на следующем искусстве утверждается. То есть, что вода морская движется тем скоряе, чем ближе к поверхности, а на ней самой всех скоряе;54 напротив того, в известной глубине совсем спокойна, не чувствует действия, от силы ветров или от светил небесных происходящего.

    § 51

    A (фиг. XIX), с кормы веревкою f привязанный к спице C, которая, соединяясь, простирается указателем K, движущимся подле полукруга SSDD, на градусы разделенный, с SS перпендикулярно. Всю машину утвердить должно к доске BB, которую укрепить за каютою. Долготу веревки надлежит определить чрез практику, равно как шара величину

    Рассуждение о большей точности морского пути. Часть вторая. О сыскании долготы и широты в пасмурную погоду

    Фиг. XIX.

    O так на двух осях xx и zz к доске BB прикрепить, чтобы спица с указателем свободно во все стороны обращалась.55

    § 52

    A в море, который чем глубже опустится, тем больше чувствовать будет сопротивление от тихой воды во глубине. Веревка натянется, спица и указатель наклонятся, показывая действие по длине корабля в полукруге SS, а по ширине на полукруге DD. Из обоего наклонения удобно сыщется скорость и сторона течения морского, что всё сперва опытами в меру привести должно.

    § 53

    ́м разделить надвое: средина покажет подлинное наклонение морского течения. Сие правило во всяком употреблении морских инструментов, когда корабль колеблется, наблюдать должно.

    Глава IV


    ПОГРЕШНОСТИ, БЫВАЮЩИЕ ОТ РАЗНОГО СКЛОНЕНИЯ
    КОМПАСА

    § 54

    Чертежи для узнания сего склонения на океане, из наблюдений недовольно верных сочиненные, сколько в употреблении удовольствовать могут, всем известно в мореплавании упражняющимся, однако для недостатка точных и несомнительных до лучшего в сем знании успеха суть небесполезны. Между тем предложить некоторые средства не тщетно, думаю, которые, как кажется, мореплаватель употребить может.

    § 55

    Из сих первое не что иное есть, как одна догадка, которая в мрачное совсем время несколько подать утешения может, состоит в согласии магнитного наклонения со склонением. Многими примечаниями подтверждается, что наклонения магнитной стрелки чем ближе к меридиану склонение, тем глубже бывает.56 Сие наблюдая и снося с чертежом магнитных склонений, можно иметь несколько уверения в сумрачную погоду, когда небо везде облаками покрыто. Другой способ, правда что много точнее и надежнее, однако без некоторой ясности неба хотя сквозь малые в облаках отверстия служить не может, состоит в следующем компасе.

    § 56

    Круг dd [фиг. XX] (фиг. XXI), на котором изображены ветры, должен краем обращаться между отворенными щипцами b, которые, по отведении других пружинных щипцов c, могут сжаться, схватить край компасного круга и совсем остановить его движение,57 что сделать коромыслом f g. Наблюдатель должен взять инструмент за рукоем t и диоптрами pp (кои разным образом к горизонту наклонить можно) навести на какую-нибудь усмотренную известную между облаками сквозь отверстие58 звезду, или Луну, или днем Солнце. И как сквозь обе диоптры наведет, тотчас прижать перстом отвод g6*

    Рассуждение о большей точности морского пути. Часть вторая. О сыскании долготы и широты в пасмурную погоду

    Фиг. XX.

    круга. Время показать должно, дав знак, и линея rr, посредине верхней стороны щипцов и с компасным диаметром параллельно проходящая, объявит градусы, коими магнитная стрелка отстоит от вертикального круга звезды наблюденной;59

    Рассуждение о большей точности морского пути. Часть вторая. О сыскании долготы и широты в пасмурную погоду

    § 57

    Сие есть всё, что поныне мореплаватель за благо принять должен во время пасмурной погоды. Лучшего пусть ожидает от ученого мореплавания, которое следующим вкратце препоручаю.

    Раздел сайта: