• Приглашаем посетить наш сайт
    Радищев (radischev.lit-info.ru)
  • Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия.
    Часть первая. Изобретение

    ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

    ИЗОБРЕТЕНИЕ

    § 66

    Изобретение есть собрание разных идей, пристойных к предложенной материи, о которой ритор говорить или писать хочет. Идеями называются представления вещей в уме нашем, например: мы имеем идею о часах, когда их самих или вид оных без них в уме представляем.

    § 77

    Идея есть простая или сложенная: простая состоит из одного представления, сложенная — из двух или многих, между собою снесенных, например: ночи представление есть в уме простая идея. Но ежели к тому присовокуплено будет, что ночью люди после трудов дневных успокоеваются, тогда она станет сложенною, для того что в ней уже заключатся пять идей, между собою снесенных, то есть идея о ночи, о людях, о трудах, о дне и о успокоении.

    § 88

    Материя, ритору предложенная, всегда есть сложенная идея и называется тема. Простые идеи, из которых она составляется, называю я терминами, н. п., сия тема: неусыпный труд все препятства преодолевает имеет в себе четыре термина: неусыпность, труд, препятства, преодоление. Предлоги, союзы и другие вспомогательные части слова за термины не почитаются.

    § 99

    Простые идеи разделяю на первые и вторичные; первыми называю, которые от терминов темы непосредственно происходят, н. п.: в теме, в § 8 предложенной, неусыпность есть термин, от которого рождаются непосредственно первые идеи: утро, в которое неусыпный человек рано встает; вечер и ночь, в которые он не спит и прилежно трудится. Вторичные идеи суть, которые от первых происходят, н. п.: от первой идеи вышепомянутого термина — ночи — происходят вторичные идеи: тьма, луна, звезды; от утра — денница, заря, звери, в норы свои убегающие.

    § 1010

    Сложенные идеи по-логически называются рассуждениями, по-риторически — периодами, которые разделяются на одночленные, двучленные, тричленные и четыречленные периоды. Одночленный период имеет в себе только один глагол в извинительном2* или повелительном виде с другими частьми слова, н. п.: доброе начало есть половина всего дела. Двучленный период состоит из двух, тричленный из трех, четыречленный из четырех рассуждений, союзами между собою сопряженных, которым есть довольное число примеров во второй главе сея части, §[§ 41—43].

    § 1111

    Понеже ритор должен слушателей или читателей о справедливости предложенныя темы удостоверить (§ 1), для того надлежит, 1) чтобы слово его было ясно, 2) чтобы тема была основательно доказана, 3) чтобы в слушателях или читателях страсть возбудилась, то есть в указательном роде любовь или ненависть, в советовательном желание или отчуждение. К первому служат распространения, ко второму доказательства, к третиему витиеватые рассуждения. Распространение есть совокупление многих рассуждений, к одной материи принадлежащих и оную яснее и важнее представляющих. Доказательство есть рассуждение, из натуры самой вещи или из ея обстоятельств взятое, о ея справедливости уверяющее. Витиеватое рассуждение имеет в себе нечто нечаянное или ненатуральное, однако самой предложенной теме приличное и тем самим3*

    ГЛАВА ПЕРВАЯ

    О ИЗОБРЕТЕНИИ ПРОСТЫХ ИДЕЙ

    § 1212

    Все сложенные идеи, о которых выше в § 8, 10, 11 показано, состоят из простых по § 7. Для того прежде надлежит изобрести простые, а потом из них составлять сложенные идеи.

    § 1313

    Оне изобретены бывают в так называемых местах риторических, которые суть: 1) род и вид, 2) целое и части, 3) свойства материальные, 4) свойства жизненные, 5) имя, 6) действия и страдания, 7) место, 8) время, 9) происхождение, 10) причина, 11) предыдущее и последующее, 12) признаки, 13) обстоятельства, 14) подобные, 15) несходные и противные вещи, 16) сравнения.

    § 1414

    Родом называется общее подобие особенных вещей. Такое подобие видим мы Невы с Двиною, Днепром, Волгою, Вислою и с другими, в море протекающими великими водами, и оное называем однем словом — река, которое значит род, а Нева, Двина, Днепр, Волга, Висла суть виды.

    § 1515

    Целое есть все, что соединено из других вещей, а частями называются те вещи, которые целое составляют, н. п.: сад есть целое, а цветники, аллеи, фонтаны и беседки суть части, сад составляющие.

    § 1616

    Свойства материальные суть: величина, фигура, тягость, твердость, упругость, движение, звон, цвет, вкус, запах, внутренняя сила, тепло и стужа.

    § 1717

    Жизненные свойства принадлежат к одушевленным вещам, из которых первые суть главные душевные: понятие, память, мечтание, рассуждение, произволение. 2) Страсти: радость, печаль, удовольствие, раскаяние, величавость, стыд, надежда, боязнь, гнев, милосердие, любовь, ненависть, удивление, гнушательство, подражание, отчуждение, благодарность, зависть, мщение. 3) Мудрость, благочестие, воздержание, чистота, милость, тщивость, великодушие, терпение, праводушие, простосердечие, искренность, кротость, постоянство, трудолюбие, послушание, вежливость. 4) Пороки: нечестие, роскошь, нечистота, бесстудие, лютость, скупость, малодушие, нетерпеливость, лукавство, лицемерие, ласкательство, продерзливость, непостоянство, леность, сварливость, упрямство, самохвальство, грубость. 5) Приобретенные дарования: благородие, счастие, богатство, слава, власть, вольность и им противные. 6) Телесные дарования и свойства: возраст, пол, сила, красота, здравие, проворность. 7) Чувства: зрение, слышание, обоняние, вкушение, осязание.

    § 1818

    Имя вещи есть собственное или приложенное. Собственное есть, которым обыкновенно что-нибудь называют, н. п.: Москва, Александр. Приложенное есть, которое вещь или персона особливо перед другими себе подобными имеет. Так, Александр, царь македонский, назывался великим; Аттила, король гуннский, — бичом божиим. Отсюду рождаются первые идеи о терминах темы: 1) Когда имя с другого языка на свой переведено будет, н. п., Мелхиседек, с еврейского — царь правды; Андрей, с греческого — мужественный; Квинт, с латынского — пятый. 2) Когда чрез преложение литер имени дано будет другое знаменование, н. п., Рим чрез преложение литер будет мир, что обыкновенно анаграммою называют. 3) Когда слово взято будет в ином знаменовании ради согласного произношения, н. п., свет (вселенная) принят будет за свет, чрез который мы видим. 4) Когда к термину приложено будет первообразное слово, откуду оное происходит, н. п., сие слово: богатый происходит от слова бог.

    § 1919

    сильный ветр море волнует сильный ветр есть действующая, море — страждущая вещь, а волнение есть действие в рассуждении ветра, страдание — в рассуждении моря. Отсюду происходит о термине предложенныя темы 6 идей: 1) о нем самом как о действующей вещи, 2) о той, в которой она действует, 3) о самом действии, 4) или, противным образом, об оном же термине как о страждущей вещи, 5) о той вещи, от которой он страждет, 6) о самом страдании. К действию можно присовокупить идеи о инструментах, вспоможениях, воспящениях, о удобности, возможности или о неудобности и невозможности, н. п.: деревянный конь был инструмент и способ ко взятию города Трои.

    § 2020

    Время есть указательное и количественное; указательное назначается чрез наречие когда, н. п., плоды собираются в осень; количественное время назначается чрез наречие сколь долго, н. п., Август, цесарь римский, царствовал пятьдесят лет.21

    § 2122

    Место подает первые простые идеи: 1) чрез движение вещи по оному, н. п.: место молнии есть воздух, по которому она блещет; 2) чрез стояние, н. п.: место острова, на котором он стоит, есть море, река или озеро. Сюда принадлежат и содержащие вещи, в которых другие включены. Так, город есть содержащая, а люди, в нем живущие, — содержимая вещь. О терминах темы можно рассуждать как о содержащей или о содержимой вещи, н. п.: река в рассуждении животных, в ней живущих, есть содержащая, а в рассуждении берегов есть содержимая вещь.

    § 2223

    Происхождение есть начало, от которого что происходит и свое бытие имеет, н. п.: металлы производятся от земли, мед от пчел, вино от винограда собирается, в котором случае земля, пчелы, виноград суть производящие, а металлы, мед и вино произведенные вещи.

    § 2324

    дождь землю кропит и солнце оную согревает для того, чтобы плоды произрастали.

    § 2425

    Предыдущим называется все, что прежде, а последующее, что после предложенной вещи бывает, что разделяется однем временем или притом еще и местом, н. п.: весна лету предходит, а осень оному последует однем временем, но луна в последней четверти солнцу предходит, а в первой ему последует местом и временем.

    § 2526

    Признаком называют все, что другую вещь указует, когда она сама нашим чувствам не представлена. Признаки показывают настоящую, прешедшую или будущую вещь, н. п.: дым есть знак настоящего огня; трясение земли почитают в Сицилии за признак наступающего возгорения горы Этны; обагренная кровию Тициева шпага, бледное лице, отдаление от людей и бег от Семпрониева мертвого тела суть признаки учиненного убийства.27

    § 2628

    Обстоятельства суть вещи или действия, которые хотя к самой предложенной вещи не принадлежат, однако в то же время или на том же месте с нею бывают, как встречающиеся путнику звери, около пути лежащие жилые или пустые места, лесы, луга, горы и пр. суть обстоятельства оного. На реках бегающие суда и плавающие птицы суть обстоятельства реки. Пчела и роса на розе — обстоятельства розы. Их можно сыскать довольно способом следующих предлогов и наречий: у, за вне, против, под, над, около, до, без, далече, вплоть.

    § 2729

    Подобные вещи называются те, что в частях, свойствах материальных или жизненных или в чем-нибудь другом между собою сходство имеют, н. п.: сердце возмущенного человека гневом имеет некоторое сходство с волнующимся морем, скорое течение острого ума — со стрелою.

    § 2830

    Противные вещи суть, которые в то же время и на том же месте совокупно быть не могут, н. п.: день и ночь, жар и мороз, богатство и убожество. Несходными называются те, которые в своих свойствах, частях или в другом чем ни есть несходство имеют, н. п.: луна с солнцем несходна тем, что луна растет и убывает, мед с желчию вкусом разнится.

    § 2931

    Иулий Цесарь завидовал славе Александра Великого, равно как Александр завидовал славе отца своего Филиппа.32 Пример второго: Фридерик, цесарь немецкий, больше несчастлив был в реке Цидне, нежели Александр, ибо он только в ней разболелся, а сей живота своего лишился.33

    § 3034

    В числе показанных мест риторических не предлагаю я определения и так называемых внешних мест, следующих ради причин. Логическое определение состоит из рода и вида и его свойств и, следовательно, в них самих заключается. Определения риторические, которые составлены бывают из подобий, действий, места и прочая, надлежат также до самих сих мест, а произношение их чрез глагол существительный есть надлежит до 2 части, что в § 98 показано будет. Внешние места надлежат до жизненных свойств, то есть свидетели до славы, признание до раскаяния, закон до послушания, обычаи до учтивости.

    § 3135

    Из всех показанных мест собирать надлежит простые идеи о предложенной теме следующим образом: 1) все термины, которые тема в себе имеет, написать особливо; 2) приписать к каждому из них под тем же родом содержащиеся знатные виды, главные части, приличные свойства, действия и страдания, перевод или анаграмму имени, время, место, производящую вещь, причину, предыдущее, последующее, признаки, обстоятельства, подобные, несходные и противные вещи, а что из мест терминам непристойно, того не приписывать; 3) ежели кто хочет свою тему пространнее представить, тот может к сим изобретенным первым идеям приписать вторичные простые идеи из тех же мест. Здесь надлежит примечать, что хотя и часто сим образом приписанные к терминам простые идеи сперва кажутся быть неплодны, однако, когда они по правилам следующия главы соединятся, тогда рождают изрядные и самой теме пристойные рассуждения. И для того не надлежит их оставлять как негодных.

    § 32

    К приисканным видам можно присовокупить оных части, действия и все, что из риторических мест взято и к ним приложено быть может. Подобным образом поступить можно и с частями, на которые разделены термины, тему составляющие.

    § 33

    К каждому свойству можно приложить особливо действие его, страдание, происхождение, причину, предыдущее, последующее, признаки, обстоятельства, подобные, несходные, противные вещи, н. п.: к белости лилеи можно приписать увеселение очей как действие, переменение белости в блеклый цвет как последующее, к послушливому приложить повиновение гражданским законам, властям и родителям, к учтивому — наблюдение обычаев, к прилежному — исполнение должности как действия и страдания оных.

    § 34

    Собственного или приложенного имени сысканное по § 184* новое знаменование либо слово, от которого оно происходит, можно себе представить как самое то, что оно значит, и к нему приписать, что из мест риторических прилично, н. п.: Петр, на российский язык будучи переведено, значит камень, то к похвале оного можно приложить его хорошие свойства, цену, место, действие и прочая. Здесь надлежит очень умеренно и осторожно поступать для того, что от собранных по сему правилу идей часто рождаются легкомысленные и смешные рассуждения.

    § 35

    Части и свойства, к терминам темы приписанные, могут действовать: 1) одно в другом взаимно, н. п.: прекрасный цвет розы покрывает свои колючие ветви, а ветви иглами своими оборонят их от того, чтобы они от животных попраны не были; 2) в видах, под тем же родом стоящих, н. п.: 3) с местом в предыдущем, последующем и в обстоятельствах. Сии взаимные действия можно приписать к оным частям и свойствам как вторичные идеи и, сверх того, самое действие разделить на части, то есть на начало, средину и конец.

    § 36

    Время подает вторичные идеи: 1) от своего разделения на части, н. п., когда год будет разделен на месяцы, день на утро, полдень и вечер; 2) от знаменования имени, н. п.: генварь подаст идею о Яне, языческом боге времени, март о Марсе, боге войны, август о Августе, цесаре римском, от которых сии месяцы свои имена имеют; 3) от признаков и характеров астрономических: так, сентябрь месяц подаст о себе5* идею о весах, июль — идею о льве; 4) от предыдущего и последующего времени, н. п.: идея лета представляет с собою идею весны; 5) от обстоятельств и случаев, которые в то время обыкновенно бывают или приключиться могут, н. п.: летом обыкновенно бывают громы, а необыкновенно и нечаянно могут кометы показаться.

    § 37

    К месту можно приписать: 1) его части, н. п.: к реке устье, вершину, посторонние речки, которые в нее впадают; 2) знатные оного свойства, н. п.: к реке жидкость, прозрачность и проч.; 3) действие или страдание, н. п., что река содержимую на себе вещь колеблет, вид оныя в себе, как в зеркале, изображает; 4) случаи, которые на оном месте бывают: так, река иногда чрез свои берега переступает и пр., что все подаст вторичные идеи о самом термине, который на том месте действительно есть или быть может.

    § 38

    Подобным образом довольно вторичных идей термины предложенныя темы о себе подадут, ежели с их происхождением, причиною, предыдущим, последующим, признаками, обстоятельствами, подобными, несходными и противными вещьми поступлено будет, как с вышеписанными первыми идеями в § 32, 33, 34, 35, 36, 37.

    § 39

    Если кто предложенную тему весьма пространно изображать желает, тот может тем же способом сыскать и третьи идеи, то есть идеи о вторичных идеях, из тех же риторических мест.

    ГЛАВА ВТОРАЯ36

    О СЛОЖЕНИИ ПРОСТЫХ ИДЕЙ

    § 4037

    Простые идеи сопрягаются в сложенные чрез союзы или чрез какую-нибудь взаимную их принадлежность. Одночленные периоды составляются: 1) чрез союзы соединения и, ни и прочая, н. п.: Иулий Цесарь был герой и ритор; желание богатства пустыни и леса проходит; 2) чрез союзы разделения, н. п.: старые люди не себе, но детям древа насаждают; или, либо, н. п.: злобный человек явно или тайно вредить желает; 4) чрез союзы выключения кроме, опричь, н. п.: ласкательство кроме вреда ничего не приносит;38 5) чрез взаимную простых идей пользу, нужду, приличность или вред, негодность, неприличность, н. п.: румянец розы приличен ее благовонию; быстрое течение ветра плодам вредно; высокие Гельвецкие горы закрывают жителей от набегов неприятельских; 6) чрез взаимное действие и страдание, н. п.: корабль бегом своим волны разделяет; 7) чрез уподобление, н. п.: несклонное твое сердце камню подобно; 8) чрез уравнение, н. п.: приход Колумбов устрашил американских жителей больше, нежели гром и молния.

    § 4139

    Двучленные периоды спрягаются из одночленных: 1) чрез союзы понеже, того ради; хотя, однако; ежели, то; если, то и чрез другие, сим подобные, н. п.: к оной путь отворила; 2) чрез наречия так, как; толь, коль; там, где, н. п.: как ржа снедает железо, так сердце человеческое печаль сокрушает; 3) чрез местоимения кто, тот; чем, тем; кому, тому, н. п.: кто хочет большим быть, тот должен всем служить.

    § 42

    Тричленные периоды сопряжены бывают: 1) повторением того же союза, н. п.: хотя бы небо было ясно, хотя бы море стояло тихо, искусный кормщик не спит; 2) чрез приложение третиего одночленного рассуждения к двусложному периоду способом какого-нибудь союза, наречия или местоимения, н. п.: ежели бы небо так соблаговолило, чтобы человек препровождал жизнь свою безбедно, то бы он своего счастия не мог чувствовать.

    § 43

    Четыречленные периоды спрягаются чрез смешение разных союзов, местоимений или наречий, н. п.: кто благодеяния не помнит, тот не токмо оного не достоин, но так оставлен быть должен, как неплодная земля от земледельцев оставлена бывает.

    § 44

    Иногда периоды возрастают до 5 и до 6 членов чрез соединение, разными союзами учиненное, н. п., карфагенская королева Дидона по тайном отъезде троянского генерала Энея в отчаянии говорит: от Асканиева объятия отторжен, помощи просить будет и желаемого покоя не насладится, но да падет прежде времени и среди песку не погребен да пребудет.40

    ГЛАВА ТРЕТИЯ

    О ИЗОБРЕТЕНИИ РАСПРОСТРАНЕНИЙ

    § 4541

    Распространения состоят из простых идей, изобретенных по правилам, в первой главе предложенным, и сопряженных между собою, как во второй главе показано.

    § 4642

    От рода и вида можно писать о терминах, в теме включенных, пространно: 1) Когда о роде вообще, а потом о виде особливо представлено будет, н. п., кто хочет писать о Цицероне, тот может писать о риторе вообще. 2) Когда термин, в теме положенный, есть род, тогда можно предложить особливо о всяком его виде, н. п., ежели кто хвалит добродетель, тот может похвалить чистоту, воздержание, милость и прочие добродетели подробну.

    § 4743

    Подобным образом целое и части к распространению служат, когда целое прежде будет представлено с общими его свойствами и обстоятельствами, до всех частей надлежащими, а потом главные его части особливо, н. п., ежели кто хочет описать пространный и прекрасный город, тот может сперва изобразить его величину, красоту, положение места и множество народа, а после того части, то есть стены, публичные строения, церкви, площади и прочая.

    § 4844

    Обильнейшее всех мест к распространению есть материальных или жизненных свойств соединение, ибо, когда они к вещи или к какому лицу купно со своими действиями и страданиями приложены будут, то составить могут весьма пространное слово, н. п., к добродетельному и внешними свойствами украшенному человеку можно приписать добродетели и телесные дарования купно с тем, что от того другие люди пользы получают и какие в них чрев то страсти возбуждены бывают.

    § 4945

    Знаменование имени подать может пространные идеи о самой вещи, когда чрез перевод или чрез преложение слов произведенная новая идея разделена будет на свои виды и части, и купно ее свойства, действия или страдания, происхождения и обстоятельства к тому присовокуплены будут. Однако из сего места редко в с рассуждением распространения составлять надлежит.

    § 5046

    Чрез действие и страдание идеи распространяются: 1) Когда начало, средина, конец, также скорость, тихость, сила, слабость действующей вещи и сопротивление страждущей представлены будут, н. п.:

    Высокий кедров верх внезапный юг нагнул,
    Отторгнул лист с плодом, коренья с мест свихнул.
    Склоняясь низко, кедр едва насильство сносит,
    То верх свой клонит вниз, то оный кверху взбросит.
    Однако ярый вихрь свою умножил власть,
    пасть.47

    2) Когда одной вещи многие действия присовокуплены будут, н. п.: добродетель от бед, как стена, защищает, разносит повсюду добрую славу, любовь и склонность в сердцах человеческих возбуждает.

    § 5148

    Время подаст пространную идею о термине предложенныя темы, когда его свойства, части, обстоятельства и действия соединены будут, н. п., о лете:

    Уже́ врата отверзло лето;
    Натура ставит общий пир;
    Земля и сердце в нас нагрето;
    Колеблет ветви тих зефир;
    Объемлет мягкий луг крилами;
    Крутится чистый ток полями;
    Брега питает тучный ил;
    Трава и цвет покрылись медом;
    Ведет своим довольство следом
    Поспешно красный вождь светил
    .49

    § 5250

    Описание частей, свойств и обстоятельств места рождает такожде пространные идеи, н. п.: земля, равными полями распространяющаяся и пологими бугорочками украшенная, испускает листы древ плодоносных; по пригорам кипят чистые и жемчугу подобные источники, которые по лугам, во многие колена искрутившись, напаяют пестреющие везде цветы; по долинам класы желтеют и от теплых и тихих зефиров нежно колеблются.

    § 5351

    Чрез намерение идею довольно можно распространить, если представлено будет, что оно возможно и удобно или невозможно и неудобно, имеет препятствия или вспоможения, что можно взять из свойств места, времени и признаков самой вещи, на которую намерение положено, и того, кто оное предприял, н. п.:


    Дым, пепел, пламень, смерть рыгает,

    За Тигр своих, Стамбул, заграбь,
    Что камни со брегов смывает.
    Претить не могут огнь, вода,
    Орлица как парит туда
    .52

    § 5453

    Производящая вещь, признаки и обстоятельства, предыдущее и последующее также пространно могут быть предложены, ежели они соединены будут со идеями своих свойств, действий, подобий и противных вещей, н. п.:

    Вливаясь в Понт, Дунай ревет,
    Отзывкой плеску шум прибавил,
    Сердясь волнами турка льет,
    Что смелость, нрав, шатер оставил.
    Агарян ноги в выстрел всяк
    Дрожат, себе являя знак,
    Впоследни что бежа ступают.
    Земля не хочет их носить,
    От нас не знали, что покрыть.
    Верхи свои древа качают
    .54

    § 5555

    Уподобление рождает пространные и притом прекрасные идеи, ежели многие свойства, части или действия двух подобных вещей между собою прилично снесены будут.


    Рука багряна сыплет к нам
    Брильянтов, искр, цветов узоры,
    Дает румяный вид полям,
    Светящей ризой мрак скрывает
    И к сладким песням птиц взбуждает.
    Чистейший луч доброт твоих

    Украсил мой усердный стих,
    От блеску твоея порфиры
    Яснеет тон нижайшей лиры
    .56

    § 5657

    От уравнения можно распространить идеи, ежели обоих вещей, которые между собою уравняются, части и свойства между собою снесены будут, н. п.:

    Не так поля росы желают
    И в зной цветы от жажды тают;
    Не так способных ветров ждет
    Корабль, что в тихий порт пловет,
    Как сердце в нас к тебе пылало,
    Чтоб к нам лице твое сияло
    .58

    § 5759

    Чрез противные вещи распространяются идеи, когда оных много будет из прочих риторических мест приискано, а после того одна против другой рядом поставятся, н. п. о вступлении весны:


    Уже не в дальный юг
    Из рта пустил огонь,
    Но в наш полночный круг.
    Уже несносный хлад
    С полей не гонит стад,
    Но трав зеленый цвет
    К себе пастись зовет.
    По твердым вод хребтам
    Не вьется вихрем снег,
    Но тщится судна бег
    Успеть вослед волнам
    .60

    ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

    О ИЗОБРЕТЕНИИ ДОВОДОВ

    § 5861

    Доводы, равно как и распространения, спряжены бывают из простых идей и одночленных рассуждений способом винословных союзов и наречий итак, оттого, потому, затем, следовательно, понеже, того ради и прочая.

    § 5962

    Ко изобретению оных служат из риторических мест происходящие следующие правила.

    § 6063

    Что говорится о всем роде, то можно сказать и о каждом виде, в том же роде включенном, и, напротив того, что говорится о каждом виде, то можно сказать и о всем роде. Пример первому: кто все добродетели любит, тот любит и воздержание. Пример второму: мы видим, что цари, князи, священники, военные, гражданские и сельские люди умирают, и оттуду заключаем, что все люди смертны.

    § 6164

    Что сказать можно о всех частях, то и о целом, н. п.: уже российские грады от Марсова шума не смущаются, села в глубоком мире почивают, пристани и крепости неприятельских набегов не страшатся, и так во всей России мир процветает.

    § 6265

    От свойств должны последовать приличные им действия, н. п.: Тиций Семпрония ненавидит, следовательно, ему добра не желает.

    § 6366

    Если какая вещь страждет, т. е. в себе перемену имеет, то должна быть действующая вещь, которая оную перемену производит, н. п.: море волнуется, следовательно, бурный ветр веет. А когда две вещи такое состояние между собою имеют, что одна в другой перемену учинить может, то должно действию воспоследовать, н. п.: сильный ветр по морю веет, следовательно, во оном волны подымает.

    § 6467

    От места, времени и обстоятельств нередко следуют их свойства к той вещи, к которой они принадлежат, н. п.: на высоких горах стоящие здания большее насилие от ветров и бурь претерпевают.

    § 6568

    плоды на древах выросли, следовательно, древа прежде расцветали. От предыдущего не всегда можно заключить последующее, н. п. нельзя сказать: древа расцветают, следовательно, плоды будут.

    § 6669

    Все, что есть или бывает, имеет свою производящую вещь, н. п.: дождь идет, следовательно, небо облачно.

    § 6770

    Где есть признаки, всегда с вещью бывающие, тут есть и сама оная вещь, н. п.: отсюду дым встает, там должно быть огню.

    § 6871

    Ежели из двух противных вещей одна есть, то, следовательно, другой нет, н. п.: кто милостив, тот не жестокосерд; где добродетели господствуют, тут нет места порокам.

    § 6972

    Подобные вещи должны иметь подобные действия и страдания, н. п.: жизнь человеческая подобна непостоянному морю, следовательно, она от нападения противных случаев колеблется, подобно как океан от нападения бурных ветров.

    § 7073

    Кто малого не может, тому и большее невозможно. И напротив того, кому великое возможно, тот может и малое. Пример первому: кто слова утаить не может, тот не удержит великия тайны. Пример второму: .

    ГЛАВА ПЯТАЯ

    О ИЗОБРЕТЕНИИ ВИТИЕВАТЫХ РЕЧЕЙ ИЛИ
    ЗАМЫСЛОВ

    § 7174

    Когда показанным правилам доказательств что-нибудь противное представлено будет, тогда рождаются витиеватые речи. К сему способствует уподобление, уравнение и противуположение идей, что из следующих правил видеть можно.

    § 7275

    Соединение противных себе видов и разделение подобных производит витиеватые речи, н. п.:

    В златые дни со львом бессильный агнец спал,
    И голубь с ястребом безбедно в лес летал
    .76

    § 7377

    От частей рождаются витиеватые речи: 1) Когда в животных вещах к каждой части приложено будет приличное жизненное свойство, н. п.: лице светлое щедротою, уста сладкие утешением, грудь искренностию отверстая. 2) Когда частям приличные действия присовокупятся, н. п.: благочестивый монарх единою рукою бога, а другою подданных объемлет. 3) Когда частям противные свойства или действия прилагаются, н. п.: лукавый языком любит, а сердцем убивает.

    § 7478

    От свойств замыслы происходят: 1) Когда одному свойству даны будут противные действия в разных вещах или персонах н. п.: глупость в бедном смешна, а в сильном слез достойназлой и глупый богач однем путем ходят; оный хотя пользу учинить может, однако не хочет, а сей хотя и хочет, однако не умеет. 3) Когда противным свойствам сходные действия последуют, н. п.: великодушный человек счастие свое умеренно правит, несчастие терпеливо сносит. 4) Когда одна страсть в другую переменяется, н. п.: праведный твой гнев есть милосердие. 5) Когда одно свойство другому уподоблено будет, н. п.: прекрасное твое лице небесному твоему уму подобно.

    § 7579

    Знаменование имени подает витиеватые речи, когда оно уподоблено будет делам самой той персоны, которая оным называется, н. п.:

    Цесарь, ты врагов сечешь удобно,
    Имя в том делам твоим подобно
    .80

    Сюда ж надлежит, что сказали донские скифы великому Александру, который богом назывался: ежели ты бог, то должен ты смертных миловать, а не грабить.81

    § 7682

    От действия и страдания произведены быть могут замыслы: 1) Когда вещи вымышленное действие или страдание приложено будет, н. п.: он жалостным своим стенаньем древа, валы и горы движет. 2) Когда от вещи противное действие производится, н. п.:

    Чем ты дале прочь отходишь,
    Грудь мою жжет больший зной.

    Если ближе пламень твой
    .83

    3) Чрез переменение действия на страдание, а страдания на действие, н. п.: не Аякс сего ружья, но само ружье Аякса требует.84 4) Когда действие вещи другим полезно, а самой вредно быть представляется. Так, говорит греческий король Уликс у Овидия: вас прошу, о греки, чтобы мой разум мне не был вреден, который вам столько раз был полезен.85 5) Чрез предложение невозможных действий, н. п.: прежде агнцы волков ловить, а зайцы львов терзать станут, нежели твое желание сбудется. 6) Когда препятствия бессильными к воспящению действия представляются, н. п.: жадным победительским рукам не мог возбранить пламень, чтобы горящей Трои не расхищали. 7) Когда действие на самую действующую вещь обращается, н. п.: Гомер, когда стихами своими других избавлял от забвения, тогда себя вечной памяти предал. 8) Когда действие тщетным представляется, н. п.: он пращи и стрелы за гнилое дерево почитает.

    § 7786

    От места витиеватые речи привести можно: 1) Чрез пренесение вещей на неприличное место, н. п.: прежде рыбы в лесах, а овцы на дне морском пастись будут, нежели я твое благодеяние забуду. 2) Когда к одному месту два разные свойства приписаны будут. Так, у Сенеки говорит Андромаха, сокрываючи сына своего от греков во гробе отца его, Гектора: ежели судьбина бедным помогает, то вот тебе здесь защита, а если судьбина жить запрещает, то вот тебе и гроб.87 3) Когда на разных местах разные свойства одной вещи придаются, н. п.: . 4) Когда место представляется как препятствие сильное или недействительное, н. п.: хоть ныне я в волнах плову, но волны не гасят любови.88

    § 7889

    Время подает витиеватые речи: 1) Когда оно на другое, себе противное, переменено будет, н. п.: . 2) Когда вещь из одного времени в другое перенесется, н. п., Андромаха говорит женщинам троянским: ваша Троя ныне, а моя уже тогда упала, когда бесчеловечный Ахиллес терзал мои члены (то есть Гектора).90 3) Когда время против[ные] себе свойств[а] имеет, н. п.: о весна, юность лета, прекрасная мати цветов, хотя ты возвращаешься, но кроме тоски ничего с собою не приводишь.

    § 7991

    От причины рождаются замыслы: 1) Когда вместо прямой посторонняя и неприличная причина действию приложится, н. п., Александр говорит к своим солдатам: мы погрешили, мои солдаты, ежели мы только для того Дария победили, чтобы рабу его отдать государство.92 2) Когда причина действия будет вымышлена, н. п.:

    Вливаясь в Понт, Дунай ревет,

    Сердит волнами турка льет,
    Что смелость, кровь, шатры оставил
    .93

    § 8094

    От предыдущего и последующего производятся замысловатые речи: 1) Когда начало концу подобно представится, н. п.: . 2) Когда предыдущее время с последующим соединяется, н. п.:

    Мне полдень с утром вдруг вступает,
    Весна цветы и плод являет
    В дражайшей всех душе твоей
    .95

    в моем нечаянно оскорбленном сердце после теплой весны лютая зима настает.

    § 8196

    Обстоятельства рождают замыслы: 1) Когда оне за признаки какого-нибудь действия или вещи почтутся, н. п.: сгоревший храм Дианы Ефесския предвозвестил имущий возгоретися в Азии военный пламень от великого Александра, которого в ту нощь Олимпиада родила.97

    Ты тверже, нежель тот металл,
    Который в стену ты заклал
    .98

    Примечания

    6 § 6. Ср. Рит. 1748, § 3.

    7 § 7. Ср. Рит. 1748, § 4.

    8 § 8. Ср. Рит. 1748, § 25.

    9 § 9. Ср. Рит. 1748, § 26.

    10 § 10. Ср. Рит. 1748, §§ 40—42.

    11 § 11. Ср. Рит. 1748, §§ 48, 73 и 129.

    12 § 12. Ср. Рит. 1748, § 4.

    13 § 13. Ср. Рит. 1748, § 5.

    14 § 14. Ср. Рит. 1748, § 6.

    15 § 15. Ср. Рит. 1748, § 7.

    16 § 16. Ср. Рит. 1748, § 8.

    17 § 17. Ср. Рит. 1748, § 9.

    18 § 18. Ср. Рит. 1748, § 10.

    19 § 19. Ср. Рит. 1748, § 11.

    20 § 20. Ср. Рит. 1748, § 12.

    21 § 20. — В Рит. 1748 Ломоносов исправил „пятьдесят“ на „сорок четыре“. Единоличное правление Августа продолжалось с 31 г. до н. э. до 14 г. н. э.

    22 § 21. Ср. Рит. 1748, § 13.

    23 § 22. Ср. Рит. 1748, § 14.

    24 § 23. Ср. Рит. 1748, § 15.

    25 § 24. Ср. Рит. 1748, § 16.

    26 § 25. Ср. Рит. 1748, § 17.

    27 § 25. обагренная кровию ... учиненного убийства. — Тиций и Семпроний — условные имена, которыми принято было пользоваться в учебниках Риторики. Ср. § 62, а также §§ 74, 76, 92 и 215 Рит. 1748.

    28 § 26. Ср. Рит. 1748, § 18.

    29 § 27. Ср. Рит. 1748, § 19.

    30 § 28. Ср. Рит. 1748, § 20.

    31 § 29. Ср. Рит. 1748, § 21.

    32 § 29. Иулий Цесарь завидовал ... Филиппа. — Ср. Плутарх. Жизнеописание Александра, 5, а также Плутарх. Жизнеописание Цезаря, 11.

    33 § 29. ... лишился. — Фридрих I Барбаросса утонул в 1190 г. в реке Селеф (древний Цидн) в Киликии во время третьего крестового похода. О болезни Александра ср. Курций Руф. История Александра, III, 5, 12.

    34 § 30. Ср. Рит. 1748, § 22.

    35 §§ 31—39 соответствует глава II книги I Рит. 1748 (§§ 23—32), где та же тема разработана Ломоносовым по-новому.

    36 § 86.

    37 § 40. Ср. Рит. 1748, § 33.

    38 § 40. Иулий Цесарь был герой и ритор. — Об ораторском искусстве Цезаря, речи которого до нас не дошли, ср. Квинтилиан. Обучение оратора, X, 1, 114.

    ... не приносит. — ср. Грамматику, § 464, где дана иная классификация союзов.

    39 §§ 41—44. Ср. Рит. 1748, § 42.

    40 § 44. ... не погребен да пребудет. — Виргилий. Энеида, IV, 612—620.

    41 § 45. Ср. Рит. 1748, § 48.

    42 § 46. Ср. Рит. 1748, § 56.

    43 § 47. Ср. Рит. 1748, § 57.

    44 § 48. Ср. Рит. 1748, §§ 58—59.

    45 § 49. Ср. Рит. 1748, § 60.

    46 § 50. Ср. Рит. 1748, § 61.

    47 § 50. ... — отрывок из стихотворения Ломоносова, до нас не дошедшего.

    48 § 51. Ср. Рит. 1748, § 62.

    49 § 51. Уже́ врата отверзло лето; ... — первая строфа из Оды на день тезоименитства вел. кн. Петра Федоровича (1743 г.) в раннем варианте, отличном от напечатанного в Рит. 1748, § 44 и в Сочинениях 1751 г. (Акад. изд., т. I, стр. 101).

    50 § 52. Ср. Рит. 1748, § 63.

    51 § 53. В Рит. 1748 тема о „распространении“ идей „через намерение“ не затронута; вместо нее разработана другая тема — о „распространении от происхождения“ (§§ 64—65).

    52 § 53. За холмы, где паляща хлябь ... — начало 6-й строфы из Оды на взятие Хотина 1739 года. Эта ода была впервые напечатана Ломоносовым только в Сочинениях 1751 г. в новой редакции, повидимому, весьма отличной от первоначальной (Акад. изд., т. I, стр. 14). Отрывки из ранней редакции оды сохранились лишь в Рит. 1744 (см. также §§ 54, 79, 100, 105 и 112) и Рит. 1748 (§§ 68, 163 и 203). Они позволяют восстановить хотя бы частично начальный вариант первой оригинальной оды Ломоносова.

    53 § 54. Ср. Рит. 1748, §§ 66, 67, 68.

    54 § 54. Вливаясь в Понт, Дунай ревет,... — 15-я строфа Оды на взятие Хотина 1739 года; в этой строфе только 1-й стих совпадает с позднейшей редакцией этой оды, напечатанной в Сочинениях 1751 г. (Акад. изд., т. I, стр. 17). Следует отметить, что первые четыре стиха этой строфы, цитируемые в § 79 Рит. 1744, отличаются от приведенных в настоящем параграфе.

    55 § 55. Ср. Рит. 1748, § 69.

    56 § 55. Сходящей с поль златых Авроры ... — строфа из не дошедшей до нас оды Ломоносова.

    57 § 56. Ср. Рит. 1748, § 71.

    58 § 56. Не так поля росы желают ... — отрывок из 43-й строфы Оды на прибытие Елизаветы Петровны из Москвы в Петербург (1742 г.; Акад. изд., т. I, стр. 100). Стихи из этой строфы приведены в первоначальной редакции, отличной от первой публикации оды в Сочинениях 1751 г.

    59 § 57. Ср. Рит. 1748, § 70.

    60 § 57. ... — отрывок из не дошедшего до нас стихотворения Ломоносова. Эти стихи Ломоносов приводит и в Рит. 1748, § 66.

    61 § 58. В Рит. 1748 Ломоносов не касается затронутого в этом параграфе вопроса.

    62 § 59. Ср. Рит. 1748, § 80.

    63 § 60. Ср. Рит. 1748, § 81.

    64 § 61. Ср. Рит. 1748, § 82.

    65 § 62. Ср. Рит. 1748, § 83, п. 1.

    66 § 63. Ср. Рит. 1748, § 84.

    67 § 64. Ср. Рит. 1748, § 85.

    68 § 65. Ср. Рит. 1748, § 88.

    69 § 66. Ср. Рит. 1748, § 86, п. 1.

    70 § 67. Ср. Рит. 1748, § 89.

    71 § 68. Ср. Рит. 1748, § 91, п. 1.

    72 § 69. Ср. Рит. 1748, § 90.

    73 § 70. Ср. Рит. 1748, § 92, пп. 2 и 3.

    74 § 71. Ср. Рит. 1748, § 129.

    75 § 72. Ср. Рит. 1748, § 132, пп. 1 и 2.

    76 § 72. В златые дни со львом бессильный агнец спал, ... — это двустишие на тему о „золотом веке“ (из Овидиевых Превращений приводится Ломоносовым также в Рит. 1748, § 132.

    77 § 73. Ср. Рит. 1748, § 133, пп. 1—3.

    78 § 74. Ср. Рит. 1748, § 134, пп. 1—5.

    79 § 75. Ср. Рит. 1748, § 135, п. 1.

    80 § 75. Цесарь, ты врагов сечешь удобно,... — это двустишие основано на игре слов: Caesar (Цезарь) и caedo (сечь, латинск.). Оно приведено с некоторыми разночтениями в Рит. 1748, § 135.

    81 § 75. сказали донские скифы ... а не грабить. — Курций Руф. VII, 8, 35. Эта цитата, измененная и дополненная, перенесена Ломоносовым в Рит. 1748, § 78 как пример дилеммы.

    82 § 76. Ср. Рит. 1748, § 136.

    83 § 76. Чем ты дале прочь отходишь,... — отрывок из не дошедшего до нас полностью лирического стихотворения или песни. Эти стихи Ломоносов приводит также в Рит. 1748, § 136.

    84 § 76. — Овидий. Превращения, XIII, 97.

    85 § 76. Так говорит ... был полезен. — Овидий. Превращения, XIII, 136—137.

    86 § 77. Ср. Рит. 1748, § 138.

    87 § 77. Так, у Сенеки ... тебе и гроб. — Сенека. Троянки, 519—521.

    88 § 77. Хоть ныне я в волнах плову,

    Но волны не гасят любови.

    — Это, несомненно, стихи, хоть они и приведены без разделения на две строки. В Рит. 1748, § 138 этот пример дан с изменением последнего слова „любови“ на „любви“.

    89 § 78. Ср. Рит. 1748, § 137.

    90 § 78. Андромаха говорит ... (то есть Гектора). — Сенека. Троянки, 421—423.

    91 § 79. Ср. Рит. 1748, § 140.

    92 § 79. Александр говорит ... рабу его отдать государство. — Курций Руф. VI, 3, 9.

    93 § 79. Вливаясь в Понт, Дунай ревет, ... — начало 15-й строфы из Оды на взятие Хотина 1739 года (Акад. изд., т. I, стр. 17). Ср. § 54.

    94 § 80. Ср. Рит. 1748, § 141.

    95 § 80. ... — отрывок из 5-й строфы Оды на день тезоименитства вел. кн. Петра Федоровича (1743 г.; Акад. изд., т. I, стр. 102). Эти стихи приведены также в Рит. 1748, § 137, но с некоторыми разночтениями.

    96 § 81. Ср. Рит. 1748, § 142.

    97 § 81. сгоревший храм ... — Ср. Плутарх. Жизнеописание Александра, 3.

    98 § 81. Ты тверже, нежель тот металл,... — это эпиграмматическое двустишие Ломоносова приведено также в Рит. 1748, § 145.

    2* .

    3* Так в подлиннике.

    4* Цифра вписана рукой Ломоносова.

    5* Так в подлиннике.

    Раздел сайта: