• Приглашаем посетить наш сайт
    Черный Саша (cherny-sasha.lit-info.ru)
  • Краткое руководство к красноречию.
    Часть I. О изобретении.
    Глава третия. О сопряжении простых идей

    ГЛАВА ТРЕТИЯ

    О СОПРЯЖЕНИИ ПРОСТЫХ ИДЕЙ21б

    § 3334

    Сложенные идеи состоят из двух или многих простых идей, между собою сопряженных и совершенный разум составляющих (§ 4).35 Итак, когда кто хочет соединить две простые идеи в сложенную, то недовольно, чтобы их связать каким ни есть союзом, как надежда и ободрение, ибо в сем соединении нет совершенного разума, но должно между ими положить какое-нибудь взаимное соответствование, например: надежда есть ободрение. А ежели сложенная идея состоит из многих простых, тогда нередко сопрягаются иные из них союзами и предлогами, наприклад: богатство и честь суть побуждения к трудам.

    § 34

    Таким образом, сложенные идеи по-логически называются рассуждениями,22а а когда словесно или письменно сообщаются, тогда их предложениями называют.36 Оне имеют22б две части22в — подлежащее и сказуемое.22гОное значит вещь, о которой рассуждаем,22д а сие показывает самое то, что рассуждаем о подлежащем.22е Так, в рассуждениях (§ 33) и богатство и честь суть побуждения к трудам, надежда и богатство и честь суть подлежащие,22ж а ободрение и побуждение к трудам суть сказуемые.22з Глагол существительный есть или суть называется связка, которою подлежащее и сказуемое22и сопрягаются. Она часто в разных случаях потаена бывает, как: богатство и честь побуждают22к к трудам. И посему называются такие предложения22л косвенными, которые, однако, можно привести в чистые логические,22м изобразив сказуемое22н чрез иную часть слова, например, в сем предложении огонь горит, глагол переменив в причастие и приложив связку, будешь иметь огонь есть горящий, где подлежащее, сказуемое и связка изображены явственно, хотя в российском языке сия речь несвойственна.

    § 35

    Предложения разделяются на утвердительные и отрицательные. В утвердительных сказуемое приписывается к подлежащему,23а например: человек есть животное словесное, ибо жизнь и словесность в сем предложении как сказуемое приписывается к подлежащему человек. В отрицательных сказуемое от подлежащего отъемлется, например: человек не вечен.

    § 36

    Утвердительные и отрицательные предложения бывают общие и особенные: общие суть те, в которых сказуемое приписывается или отъемлется подлежащему как роду, например: всяк человек есть смертен; особенные, в которых сказуемое приписывается или отъемлется подлежащему как виду, например: Семпроний есть великодушен.23б

    § 37

    Простые идеи, к терминам темы приисканные, должно сопрягать одну с другою, как подлежащее и сказуемое, и так составлять предложения утвердительные или отрицательные, общие или особенные. В пример сему предлагается сопряжение простых идей, приисканных к теме, которая во второй главе предложена: 23в всяк, ободренный надеждою, день и ночь неусыпно трудится; не взирает он на веселие гулящих; желание богатства придает ему Геркулесову силу; волнение и непостоянство моря в отчаяние его не приводит. Из сих предложений первое есть утвердительное общее, второе — общее отрицательное, третие — утвердительное особенное, четвертое — особенное отрицательное. Идеи, которые в них соединены, суть: ободрение, надежда, день, ночь,24а веселие, гульба, желание, богатство, Геркулес, сила, волнение, непостоянство, отчаяние.

    § 38

    приисканных сами собою на ум приходят, ежели оне приличны, как в тех же примерах о приведении и придаянии.24б

    § 39

    Простые идеи подлежащего25а и сказуемого соединяются в разуме общем или особенном, утвердительном или отрицательном: 1) чрез взаимное действие и страдание, например: весенные ясные дни отзывают неусыпного человека от трудов, 2) чрез разные падежи, которыми существительные имена по грамматическим правилам сложены бывают: 25б любящий похвалу не боится лютости неприятельских мечей, 3) чрез пристойные предлоги: холод от падающия в ночь росы и пот от дневного зноя трудолюбивые равно сносят, 4) чрез пременение частей слова, как в примере второго правила имя любовь переменено на причастие любящий и в примере третьего правила существительное день переменено на прилагательное дневный, чтоб сложить их с речениями похвала и зной, 5) чрез союзы соединения и разделения: поощренного надеждою ни сияющее во дни солнце, ни в нощи луна и звезды праздна не видят, старые люди не себе, но детям своим дерева насаждают, 7) чрез союзы недоуметельные: злобный человек явно или тайно вредить желает, 8) чрез союзы выключительные: ласкатели кроме вреда ничего не приносят.25в

    § 4037

    Сопряжением простых идей составленные предложения называются по-риторически периодами.38 Которые ежели когда полагаются в слове без такой взаимной принадлежности, которая разум одного связывает с разумом другого, то называются они одночленными, например:

    Доброе начало есть половина всего дела.
    Добрый конец все дело венчает
    .26а

    § 41

    Одночленные периоды могут в себе иметь: 1) одно подлежащее и одно сказуемое; 2) много подлежащих и одно сказуемое; 3) одно подлежащее и много сказуемых; 4) много подлежащих и сказуемых. Пример первого суть два периода (§ 40). Пример второго:

    Молодых людей нежные нравы, во все стороны гибкие страсти и мягкие их и воску подобные мысли добрым воспитанием управляются.26б

    Пример третиего из Цицероновой речи за Лигария:

    Мы учились в одном доме, в поле были товарищи, потом свойством соединились и всегда верную дружбу между собою имели.39

    Пример четвертого:

    Роскошь и праздность, как два сосца всех пороков, вливают под видом сладости бедственную язву в душу и тело, наносят26в несносные оскорбления, бедность и смертоносные болезни.

    § 4240

    27а логические предложения будут между собою иметь взаимную принадлежность, которая разум одного связывает с разумом других, в таком случае период называется двучленный, ежели два, — тричленный, ежели три, — четыречленный, ежели четыре предложения помянутым образом связаны. Примеры двучленного периода:

    Чрез добрые дела заслужить можно честь, получить богатство и бессмертное по себе имя оставить; для того должно удаляться пороков и добродетели держаться как27б вожда к благополучию.

    Хотя четвертую часть света Америку пространным океаном от нас натура отделила, однако рачению и отважности человеческой чрез все бывающие в нем опасности путь открылся.

    Кто хочет большим быть,
    Тот должен всем служить
    .27в

    Примеры тричленных:

    Ежели бы небо благоволило, чтобы человек препровождал жизнь свою безбедно, то бы он своего счастия не мог чувствовать.

    Хотя когда небо ясно и море безмятежно, однако искусный кормщик бодрствует, равно так, когда оно сильною бурею возмущенно.

    Кто справедливой похвалы желая ищет премудрости, тот прежде всего в сердце своем положить должен, чтобы он всею мыслию своею всевышнего творца почитал и боялся.

    Примеры четыречленных:

    Кто благодеяния не помнит, тот не токмо оного не достоин, но равно так оставлен быть должен, как неплодная земля презренна бывает.

    Ежели бы ты с довольным вниманием и отрясши от мысленного зрения мглу страстей рассмотрел, коль пременно есть и ненадежно льстивое счастие, то бы ты вяще оного отвращался, бегал и гнушался, нежели ты доныне прилагал рачение к снисканию оного.

    § 43

    Сих четырех родов периоды называются круглыми28а и умеренными, для того что их члены, также подлежащие и сказуемые величиною не много разнятся. Но ежели в периодах части, то есть члены, или в членах подлежащие и сказуемые будут очень неравны, то называются они зыблющимися, каковы суть следующие:

    Смотреть на роскошь преизобилующия натуры, когда она в приятные дни наступающего лета поля, леса и сады нежною зеленью покрывает и бесчисленными родами цветов украшает, когда текущие в источниках и реках ясные воды с тихим журчанием к морям достигают и когда обремененную семенами землю то любезное солнечное сияние согревает, то прохлаждает дождя и росы благорастворенная влажность, слушать тонкий шум трепещущихся листов и внимать сладкое пение птиц28б есть чудное и чувства, и дух восхищающее увеселение.41

    В сем одночленном периоде многим подлежащим, которые распространены прилагательными именами и идеями,28в

    Как лютый мраз весна прогнавши
    Замерзлым жизнь дает водам,

    Туманы, бури, снег поправши,
    Являет ясны дни странам,
    Вселенну паки воскрешает,
    Натуру нам возобновляет,
    Поля цветами красит вновь, —
    Так ныне милость и любовь
    И светлый дщери взор Петровой
    Нас жизнью оживляет новой
    .42

    § 44

    Таким образом, периоды возрастают иногда очень велики, а иногда29а имеют они больше четырех членов. Напротив того, в некоторых29б случаях или и всегда по разному сродству и сложению авторов речь состоит из весьма коротких и по большей части одночленных периодов, в которые могут переменены быть долгие чрез отъятие союзов. Такие периоды называются отрывными, каковыми писано следующее против Парразия, некоего афинейского живописца, который по разорении Олинфа, учиненном от Филиппа, царя македонского, купил себе плененного в том городе старого человека, привел его в Афины и распялив мучил бесчеловечно, чтоб с него изобразить своим художеством Прометея, от Зевеса связанного и растерзанного на горе Кавказской, которую картину написав, поставил он после в храме Минервы:

    Несчастливый старик29в видел опроверженное и разграбленное свое отечество, отнят был от жены, стоял на пепеле сожженного Олинфа, Уже тогда довольно был он прискорбен, чтобы, смотря на него,29г изобразить Прометея. Кто бы, желая представить живописью сокрушение корабля, нарочно для того потопил человека? Бил, однако мало показалось! жег, и того недовольно! терзал, но сие довольно, говорил он, гневному Филиппу, а не гневному Зевесу. Уже от Минервина храма бегают, как от полков македонских. Уже умучен, чего и Филипп не сделал! Умерщвлен, но не Прометей от Зевеса! Кто уже ныне будет жаловаться на Филиппа? Да погубят тебя боги, беззаконник, ты и Филиппа милостивым сделал.43

    Также из коротких периодов состоят и следующие стихи:


    Натура ставит общий пир;
    Земля и сердце в нас нагрето;
    Колеблет ветви тих зефир;
    Объемлет мягкий луг крылами:

    Брега питает тучный ил;
    Листы и цвет покрылись медом;
    Ведет своим довольство следом
    Поспешно красный вождь светил
    .44

    § 45

    В составлении периодов некоторые учат полагаться много на союзы, которыми члены их соединены бывают, рассуждая, что по ним предлагаемые разумы яснее изображены и украшены быть могут. Но сие от искусных почитается за самую тщету, ибо что может то пособить, ежели и расположить союзы, например: хотя, однако, не токмо, но и, ежели идеи в них невместны или еще и не приисканы? А когда их довольно изобретено, то уже союзы сами собою найдутся. К тому же по предписанным союзам идеи30а располагать весьма опасно, ибо часто от того происходят принужденные и ложные рассуждения.

    § 46

    Также и при сопряжении простых идей не должно себя излишно принуждать, чтобы они токмо по предложенным (§ 27) (ради одного почти примеру) правилам сопряжены были, но, последуя здравому рассуждению (которое одно только в сем случае действительно), надлежит стараться, чтобы из соединения оных происходили натуральные и с разумом согласные мысли,31а а не принужденные или ложные и вздорные.31б Сего убежать тот весьма не может, кто не имеет довольного природного рассуждения, логикою подкрепленного, которая после грамматики есть первая предводительница ко всем наукам. И для того предлагаемые в сей книге правила на ней основаны и употребляемых в ней здесь нужных речений31всила истолкована.

    § 47

    Учение о периодах предлагается здесь, поколику они суть сложенные идеи. О украшении и расположении оных следует во второй и третией части сея книги.32а

    Примечания

    21б Рит. рук. 1747 было добавлено и распространении слова.

    22а по-риторически — предложениями.

    22б Соч. 1759 слово оне отсутствует.

    22в Рит. рук. 1747 зачеркнуто

    22г Рит. рук. 1747 сказуемое вместо зачеркнутого приписуемое.

    22д к которой и прилагается рассуждение вместо о которой рассуждаем.

    22е Рит. рук. 1747

    22ж Рит. рук. 1747 суть подлежащие вместо зачеркнутого <предикаты> субъекты.

    22з приписуемое вместо зачеркнутого предикаты.

    22и Рит. рук. 1747 вместо зачеркнутого субъект и предикат.

    22к Рит. рук. 1747 побуждают ободряют.

    22л Рит. рук. 1747 рассуждения.

    22м Рит. рук. 1747 вместо зачеркнутого прямые.

    22н Рит. рук. 1747 приписуемое.

    23а в отрицательных сказуемое от подлежащего отъемлется.

    23б Рит. рук. 1747 великодушен вместо зачеркнутого

    23в Рит. рук. 1747 зачеркнуто надежда ободряет всякого человека к неусыпному труду; гульба других в ясный день.

    24а Рит. рук. 1747 зачеркнуто неусыпность.

    24б § 40. Подлежащее и сказуемое сопрягать должно. Идеи, которые составляют подлежащее и сказуемое, соединены бывают:

    1) чрез взаимное их действие и страдание, напр[имер]: весенние ясные дни отзывают от трудов. Пчелы, собирающие мед <по цветам>, трудиться советуют своим примером. 2) Чрез разные падежи и их правящие предлоги, как в прежних примерах чрез предлог: по цветам <и творительным падежом> и (§ 38) родительным падежом: гулящих. <3) Чрез пременение частей слова в другие>. 3) Чрез соединение способом союзов: <трудящегося неусыпно> поощренного надеждою на сияющее во дни солнце, и нощи луна и звезды праздна не видят. И Юлий Цесарь был герой и ритор. 3) Чрез союзы разделения: <трудолюбивый>. Старые люди не себе, но детям древа насаждают. 4) Союзами избирания: злобный человек явно или тайно вредить желает. 5) Чрез выключительные союзы: ласкатели кроме вреда ничего не приносят. 6) Чрез возносительные; 7) чрез деепричастия; 8) чрез преложение частей слова. 9) Сии 10 способов могут быть употреблены обще или особенно, с утверждением или отрицанием.

    § 41. Чрез такое сопряжение <и соединение> простых идей произведенное предложение <до одной темы надлежащее, когда> называется по-риторически периодом, который когда к другому полагаются, каждое особливо, не имея друг к другу никакой принадлежности, например: доброе начало есть половина дела. Добрый конец все дело венчает.

    1) Что есть период,

    3) много субъектов,

    4) много предикатов,

    5) двучленные,

    6) тричленные,

    9) о долгих периодах,

    10) о коротких периодах,

    11) о пороках периодов и о приличных (и о безлепице).

    Глава 4. О распространении. О периодах пишут в украшении, однако изображенное . Условие и прочие союзы при периодах: <один член, 2 члена, 3 члена, 4 члена>.

    25а Рит. рук. 1747 предлежащего.

    25б Рит. рук. 1747 зачеркнуто <летание> трудолюбие пчел есть примером неусыпного человека; 3) чрез пристойные предлоги, как в первом примере: от трудов.

    25в Рит. рук. 1747 зачеркнуто 9) чрез наречия возносительные.

    26а Рит. рук. 1747 против этого примера на полях рукой Ломоносова помечено для наборщика NB. Курсив ведомостной.

    26б управляются отсутствует. Против этого примера на полях рукой Ломоносова помечено для наборщика NB. Курсив ведомостной.

    26в Рит. рук. 1747 слово отсутствует.

    27а Рит. рук. 1747 слова или многие отсутствуют.

    27б неложного.

    27в Рит. корр. внизу страницы рукой Ломоносова написано Печатать.

    28а Рит. рук. 1747 вместо зачеркнутого <ровными> гладкими.

    28б Рит. рук. 1747 слова и внимать сладкое пение птиц .

    28в Рит. рук. 1747 предложениями.

    28г Рит. рук. 1747 местоимения; части слова.

    29а Соч. 1759 и некогда.

    29б Соч. 1759

    29в Соч. 1759 старичок.

    29 Рит. рук. 1747 по нему; смотря на него.

    30а Рит. рук. 1747 рассуждения.

    31а Рит. рук. 1747

    31б Рит. рук. 1747 зачеркнуто как некоторый немецкий автор45, похваляя знатную госпожу, писал, и для того по справедливости <от своего осужден одноземца как следует> следующим образом об нем рассуждает: «Ежели пристальнее посмотреть на высокую особу несравненныя сея Авроры, то она ни мала, ни велика, но имеет рост чрезвычайный». Сему быть невозможно, для того что среднего росту людей всех больше. «Очи ея велики и полны бодрости, и приятные лучи восходящия утренния зари сияют из них совершенно и прочая». Я не могу понять, чтобы красные <и светлые> глаза (какова заря) хороши казались, однако ежели автор правду говорит, то оной госпожи очи таковы были. «Уста не уступают сладкоречием <богине премудрости> губам Минервиным, как преславнейшим и дражайшим королькам, и самые аккуратные живописцы могут с них модель снимать». Минервиным губам еще никто сладкоречия не приписывал, а королькам и подавну, и притом очень сомнительно, чтобы та госпожа позволила живописцам с <своих губ> себя модель снимать. «Волосы дают бодрым очам полную присягу, для того что они с ними в приятный черный цвет оделись». Не знаю, для чего волосы глазам, а не глаза волосам присягу дают. Может быть, что глаза от природы черны были, а волосы подчернены, что автор несколько намекает словом «оделись».

    31в Соч. 1759

    32а Соч. 1759 сего разделения.

    34 § 33. Ср. Рит. 1744, § 40.

    35 § 33. ..разум составляющих (§ 4). — Ср. Грамматику, §§ 80 и 85.

    36 § 34. Таким образом, сложенные идеи... . — Ср. Грамматику, §§ 80—85, где то, что называется здесь „предложением“, именуется „речью“.

    37 §§ 40—41. Ср. Рит. 1744, § 10.

    38 § 40. Сопряжением простых идей ... — См. Грамматику, § 86.

    39 § 41. Мы учились ... имели. — Цицерон. Речь за Лигария, 21

    40 § 42. Ср. Рит. 1744, §§ 41—44.

    41 § 43. Смотреть на роскошь ... восхищающее увеселение. — Начало составленной Ломоносовым в июне 1746 г. „Программы“ его публичных лекций по физике (см. т. I настоящего издания, стр. 533).

    42 § 43. Как лютый мраз весна прогнавши ... — 32-я строфа из Оды на прибытие Елизаветы Петровны из Москвы в Петербург (1742 г.; см. Акад. изд., т. I, стр. 96).

    43 § 44. ... сделал. — Сенека (старший). Контроверсии, X, 5 (34).

    44 § 44. Уже врата отверзло лето;... — 1-я строфа первоначальной редакции Оды на день тезоименитства вел. кн. Петра Федоровича (1743 г.; см. Акад. изд., т. I, стр. 101); см. также Рит. 1744, § 51.

    45 § 46. некоторый немецкий автор — Г. Х. Лемс; от своего ... — И. К. Готшеда.

    Раздел сайта: