• Приглашаем посетить наш сайт
    Хемницер (hemnitser.lit-info.ru)
  • Краткое руководство к красноречию.
    Часть II. О украшении.
    Глава седьмая. О соединении и смешении фигур

    ГЛАВА СЕДЬМАЯ

    О СОЕДИНЕНИИ183аИ СМЕШЕНИИ ФИГУР

    § 240

    Хотя фигуры, будучи употреблены порознь по пристойным местам,183б и возвышают слово, однако, ежели они прилично соединены или смешаны будут, то подают оному еще большую силу и стремление.183в Чрез смешение разумеется стеснение периодов или членов, фигурами изображенных, а соединение состоит в том, когда в одном кратком периоде или в одном члене содержатся многие фигуры.

    § 241

    Вопрошению (которое великие ораторы и стихотворцы чаще других фигур употребляют) нередко следует ответствование и повторение или усугубление, как из следующих примеров видно:

    Итак, отчего сие происходит? Ибо183г не без довольной причины тогда греки так свою вольность защищать охотились, как ныне терпеть порабощение. Было тогда нечто, было, афинеане, в сердцах народа, чего нет ныне, что персидские сокровища побеждало, что греческую вольность утвердило, что в морских и сухопутных сражениях не ослабевало (Димосфен в слове на Филиппа).405

    Если кто вопросит, что оные великие люди, которых добродетели в книгах описаны, обучены ли были той науке, которую ты похвалами превозносишь? О всех сказать сие трудно, однако то справедливо, что вам ответствовать буду. Я признаю, что многие люди добродетелию и разумом превосходны были без учения и по натуральному, почти божественному сродству умеренны и сановиты, к чему еще присовокупляю, что чаще184а природное дарование без науки, нежели наука без природного дарования к похвале и к добродетели способствовали. Но притом я утверждаю, что ежели к изрядному и превосходному природному дарованию присовокуплено будет наставление в науках, то происходит из того нечто преизящное и особливое. Из таковых был божественный муж Сципион Африканский, которого отцы наши видели, из таковых Лелий и Фурий, преумеренные и превоздержные люди, из таковых прехрабрый и в оные времена преученый муж Катон Старший (Цицерон в сл. за Арх. -стих.).406

    § 242

    Вопрошению же следует нередко и заимословие, например:

    Что о нынешних делах рассуждать должно? Я думаю, что полученное в делах бесчестие есть великая беда вольным людям. Или вы, ходя по площади, только друг друга спрашивать хотите: Скажи, пожалуй, не знаешь ли чего нового? Но может ли что быть новяе,184б как сие, что македонянин покоряет себе афинян184в и Грециею правит? 407

    Коль много писателей дел своих имел с собою Александр Великий? Но когда остановился на Сигейском мысу при гробе Ахиллесове, молвил: 184г О благополучный юноша,184д что дел своих проповедателя имеешь Гомера! (Цицерон в сл. за Арх. -стих.).408

    § 243

    Напряжение, соединенное с повторением, следует вопрошению весьма пристойно, например:

    Но какое уже слово равно найтись может Помпеевой добродетели? Или кто предложить может что-нибудь его достойное, или нам новое, или кому неслыханное? Ибо не одне имеет он только генералам приличные добродетели, которые обще за такие почитаются: трудолюбие в отправлении дел, мужество в бедах, тщание в действиях, поспешность в совершении, в предостережении рассуждение. Сии все таковы суть в нем едином, каковых не было в других генералах, которых мы видели или слышали. Свидетель тому — Италия, которая его мужеством и защищением избавлена по признанию самого победителя, Суллы. Свидетель — Сицилия, которую, многими бедами отовсюду окруженную, разрешил не военным страхом, но скоростию разума. Свидетель — Африка, которая, будучи отягощенна неприятельскими полками, облилась самих оных кровию. Свидетель — Галлия, сквозь185а которую нашим полкам в Ишпанию путь отворен чрез кровопролитие галлов. Свидетель — Ишпания, которая весьма часто многих неприятелей побежденных и низложенных видала, и проч. (Циц., за закон манилианский).409

    § 244

    Также и возвышение185б после вопрошения прилично употребляется,185в как Цицерон во 2-м слове на Антония говорит:

    Пришел ты в Брундузию, в недро и объятия своей комедиянки. Что? Не лгу ли я? О коль бедное есть дело, ежели в том запереться нельзя, в чем признаться стыдно!410

    § 245186а

    Ежели восклицанию следует вопрошение, соединенное с напряжением и повторением,186б то получает слово великую силу и стремление, напр.:

    О превеликое дерзновение! Ты ли осмелился186в вступить в оный дом? Ты ли вошел в непорочное оное жилище? Ты ли показал бесстыдное свое лицо домашним богам оного здания, мимо которого чрез немалое186г время никто не мог пройти без плача? (Циц., на Ант., сл. 2).411

    § 246

    Не меньшее стремление имеет слово, когда определению, соединенному с восхищением, следует напряжение и186дизображение:

    Мне кажется, что вижу я сей град, свет земного круга и крепость всех народов, внезапно однем пожаром разрушаемый; я вижу духом, что в погребенном отечестве лежат громады бедных и непогребенных граждан.186е И когда в уме представляю, что Лентул царствует,186ж чего он из Сивиллиных пророчеств надеялся, как сам признался, что сей Габиний есть ближним его сановником, что Катилина с воинством приходит, то уже устрашает меня рыдание женское, юношей и девиц бегство, насильство187а Вестиных священниц (Циц., на Кат., сл. 4).187б, 412

    § 247

    Но коль много соединение фигур к украшению, возвышению и устремлению слова служит, сие усмотреть можно из следующих примеров.

    Соединение напряжения с повторением:

    Окруженное оружием и пламенем нечестивого злоумышления простирает к вам с молением руки общее отечество: вам себя, вам жизнь всех граждан, вам замок и Капитолию, вам алтари богов домашних, вам всегдашний и вечный огнь, Весте возженный, вам все храмы богов и капища, вам домы и стены градские поручает (Циц., на Кат., сл. 4).413

    Соединение вопрошения с напряжением и единознаменованием: 187в

    Скажи мне, Туберон, что ты делал обнаженным твоим мечом на Фарсальском сражении? На чье тело порывался ты с острым концом оного? Во что целил ты всем своим оружием? На что устремлялись все твои мысли, взор, руки и горящее рвение? Чего ты желал? Чего тебе хотелось? (Циц., за Лигария).414

    Обращение, восклицание, повторение, вопрошение и напряжение соединены в следующем примере:

    О вы, бессмертные боги! Какое вы окончание нам показываете? Какую надежду даете республике? Кто найдется, таким мужеством одаренный, который бы хотел в правде за республику вступиться, который бы показывал услуги добрым людям, который бы истинной и непоколебимой похвалы искать пожелал, ежели он знает двух разорителей республики, Габиния и Пизона? (Цицерон в слове за Секстия).415

    Соединение заимословия со усугублением, повторением, восклицанием:

    От сих Милоновых слов, судьи, которые беспрестанно слышу и при которых нахожусь по вся дни, терзается мой дух, и сердце обмирает. Прощайте, прощайте, говорит он, мои граждане,188а .188б И когда мне с гражданами жить не позволяется, то пускай они без меня, однако чрез меня успокоенным обществом наслаждаются. Я отступлю и отлучусь отсюду. И когда мне доброю республикою наслаждаться не можно, однако худой иметь не буду. О коль тщетны труды, предприятые мною! О коль обманчива моя надежда! О коль суетны мои размышления! (Циц., за Мил.).416

    Определение, восклицание и вопрошение:

    О пища ты червей! О прах и пыль презренна!
    О ночь! О суета! Зачем ты так гордишься?

    § 248

    Смешение и соединение фигур, равно как и тропов, должны иметь свою меру, а особливо в рассуждении разных родов слова, ибо, хотя фигуры важную и благородную материю украшают, возвышая и устремляя слово, однако в подлых материях188в частое оных употребление неприлично. Но о сем, как и о пристойном употреблении прочих украшений слова, предложено будет в прибавлении к сему руководству.188г

    Конец второй части.

    Примечания

    183а Рит. рук. 1747 соединении вместо зачеркнутого употреблении.

    183б Рит. рук. 1747 было добавлено украшают.

    183в Рит. рук. 1747 великолепие.

    183г Рит. рук. 1747 зачеркнуто не без рассуждения.

    184а натура без учения.

    184б Рит. рук. 1747 новее.

    184в Рит. рук. 1747 афинеан.

    184г Соч. 1759 сказал.

    184д Рит. рук. 1747 отрок.

    185а Рит. рук. 1747 чрез.

    185б Рит. рук. 1747 возвышение вместо зачеркнутого восклицание.

    185в Рит. рук. 1747 зачеркнуто <например: которому на поспеш> потом вопрошение следует.

    186а Рит. рук. 1747 зачеркнуто Восклицанию, соединенному с восхождением, присовокупленное напряжение придает слову великую силу, напр[имер]:

    О коль ты беден, ежели знаешь, но еще беднее, ежели не знаешь! Что сие предано будет писанию и не забудут того поздные всех веков потомки, как консулы из Италии извержены и с ними Помпей, который был свет и украшение Римския империи, как все прежде бывшие консулы, которые столько силы имели, чтобы убежать от убийства.

    186б Рит. рук. 1747 вместо соединенное с вопрошением и повторением.

    186в Рит. рук. 1747 осмелился вместо зачеркнутого дерзнул.

    186г Рит. рук. 1747 нарочитое; Рит. корр. исправлено на немалое.

    186д Рит. рук. 1747 слова напряжение и отсутствуют.

    186е Соч. 1759 было добавлено

    186ж Рит. рук. 1747 зачеркнуто <как> чего он <как сам признался> уповал от судьбины, по чаянию своему от пророчеств Сивиллиных, как сам признался.

    187а Рит. рук. 1747 зачеркнуто дев, Весте посвященных.

    187б Печатать. 12 февраля 1748. Ломоносов.

    187в синонимиею.

    188а Рит. рук. 1747

    188б Рит. рук. 1747 сколько я добра от него ни увижу вместо хотя мало я добра от него вижу; . увижу исправлено на вижу.

    188в Рит. рук. 1747 зачеркнуто

    188г Рит. рук. 1747 предлагается на конце сея книги и зачеркнуто следующие главы предлагаются предложено будет в прибавлении к сему руководству.

    405 § 241. Итак, отчего сие происходит?... — Демосфен. Третья речь против Филиппа, 46, 120.

    406 § 241. Если кто вопросит ... (Цицерон в сл. за Арх. -стих.). — Цицерон. Речь за поэта Архия, 15—16.

    407 § 242. Что о нынешних делах... (Димосф. в 1 сл. на Фил.). — Демосфен. Первая речь против Филиппа, 13, 43.

    408 § 242. ... (Цицерон в сл. за Арх. -стих). — Цицерон. Речь за поэта Архия, 24.

    409 § 243. Но какое уже слово ... — Цицерон. Речь о назначении Гнея Помпея полководцем, 29—30.

    410 § 244. Пришел ты в Брундузию ... признаться стыдно! — Цицерон. Вторая речь против Антония, 61.

    411 § 245. О превеликое дерзновение!... (Циц., на Ант., сл. 2). — Цицерон. Вторая речь против Антония, 68.

    412 § 246. Мне кажется, что ... (Циц., на Кат., сл. 4). — Цицерон. Четвертая речь против Катилины, 11—12.

    413 § 247. ... (Циц., на Кат., сл. 4). — Цицерон. Четвертая речь против Катилины, 18.

    414 § 247. Скажи мне, Туберон ... — Цицерон. Речь за Лигария, 9.

    415 § 247. О вы, бессмертные ... (Цицерон в слове за Секстия). — Цицерон. Речь за Публия Сестия, 93.

    416 § 247. От сих Милоновых ... — Цицерон. Речь за Милона, 93.