• Приглашаем посетить наш сайт
    Батюшков (batyushkov.lit-info.ru)
  • Краткое руководство к красноречию.
    Часть I. О изобретении.
    Глава первая. О изобретении вообще

    КРАТКОГО РУКОВОДСТВА К КРАСНОРЕЧИЮ
    КНИГА I, СОДЕРЖАЩАЯ РИТОРИКУ

    § 1

    Риторика есть учение о красноречии вообще. Имя сея науки происходит от греческого глагола ρεω, что значит: говорю, лью или теку. Оттуду же произведено и речение ρητωρ (ритор), которое хотя на греческом языке значит витию или красноречивого человека9 и в российский язык в том же знаменовании принято, однако от новейших авторов почитается за именование писателя правил риторических.

    § 210

    В сей науке предлагаются правила трех родов. Первые показывают, как изобретать оное, что о предложенной материи говорить должно; другие учат, как изобретенное украшать; третьи наставляют, как оное располагать надлежит, и посему разделяется Риторика на три части — на изобретение, украшение и расположение.

    ЧАСТЬ I

    О ИЗОБРЕТЕНИИ

    ГЛАВА ПЕРВАЯ

    О ИЗОБРЕТЕНИИ ВООБЩЕ

    § 311

    Изобретение риторическое есть собрание разных идей, пристойных предлагаемой материи. Идеями называются представления вещей или действий в уме нашем; например, мы имеем идею о часах, когда их самих или вид оных без них в уме изображаем; также имеем идею о движении, когда видим или на мысль приводим вещь, место свое беспрестанно переменяющую.

    § 412

    Идеи суть простые или сложенные. Простые состоят из одного представления, сложенные из двух или многих, между собою соединенных и совершенный разум имеющих. Ночь, представленная в уме, есть простая идея, но когда себе представишь, что ночью люди после трудов покоятся, тогда будет уже сложенная идея, для того что соединятся пять идей, то есть о дни, о ночи, о людях, о трудах и о покое.

    § 513

    Все идеи изобретены бывают из общих мест риторических, которые суть: 1) род и вид, 2) целое и части, 3) свойства материальные, 4) свойства жизненные, 5) имя, 6) действия и страдания, 7) место, 8) время, 9) происхождение, 10) причина, 11) предыдущее и последующее, 12) признаки, 13) обстоятельства, 14) подобия, 15) противные и несходные вещи, 16) уравнения.

    § 614

    Родом называется общее подобие особенных вещей. Такое подобие видим Невы с Двиною, Днепром, Волгою и другими в моря протекающими великими водами и оное называем однем словом — река, которая есть род, а Нева, Двина, Днепр, Волга, Висла и прочие суть виды оного.

    § 715

    Целое есть то, что соединено из других вещей, а части называются оные вещи, которые то составляют, например, город есть целое, а стены, башни, домы, улицы и прочая суть его части.

    § 816

    Свойства материальные суть те, которые чувствительным вещам животным и бездушным приписуются, как величина, фигура, тягость, твердость, упругость, движение, звон, цвет, вкус, запах, теплота, стужа, внутренние силы.

    § 917

    Жизненные свойства принадлежат к одушевленным вещам, из которых, во-первых, суть главные душевные дарования: понятие, память, совображение, рассуждение, произволение. Второе — страсти: радость и печаль, удовольствие и раскаяние, честь и стыд, надежда и боязнь, упование и отчаяние, гнев и милосердие, любовь и ненависть, удивление и гнушение, желание и отвращение. Третие — добродетели: мудрость, благочестие, воздержание, чистота, милость, тщивость, благодарность, великодушие, терпение, праводушие, незлобие, простосердечие, искренность, постоянство, трудолюбие, дружелюбие, послушание, уклонность, скромность. Четвертое — пороки: безумие, нечестие, роскошь, нечистота, лютость, скупость, неблагодарность, малодушие, нетерпеливость, лукавство, злоба, лицемерство и ласкательство, продерзливость, непостоянство, леность, сварливость, упрямство, грубость, самохвальство. Пятое — внешнее состояние: благородие и неблагородие, счастие и несчастие, богатство и убожество, слава и бесславие, власть и безвластие, вольность и порабощение. Шестое — телесные свойства и дарования: возраст, век, пол, сила, красота, здравие, проворность. Седьмое — чувства: зрение, слышание, обоняние, вкушение, осязание.

    § 1018

    Имя есть свойственное или приложенное. Свойственное9г есть, которым что обыкновенно называют, как: небо, Москва, август и прочая. Приложенные имена даются сверх свойственных, что бывает следующим образом: 1) когда имя иностранное с другого языка на природный переведено будет, например: Мельхиседек с еврейского по-российски — царь правды, Андрей с греческого — мужественный, Квинт с латинского — пятый; 2) когда по особливым делам или свойствам дано кому будет проименование, так: Александр от великого мужества назывался великий, Аттила от строгости — бич божий; 3) когда чрез преложение письмен, имя составляющих, будет составлено10а речение, другое знаменование имеющее, например: Рим чрез преложение письмен может назваться мир; 4) когда слово будет взято в знаменовании другой вещи, ежели она сходное10б имя имеет, наприклад: речение свет (вселенная10в) принято будет в знаменовании света, чрез который мы видим; 5) когда к имени приложено будет речение, от которого10г оно происходит, например: Владимир назовется10д владетель мира.

    § 1119

    Действие и страдание есть всякая перемена, которую одна вещь в другой производит. Перемену производящее называется действующим, а то, в чем перемена производится, страждущим. Например: сильный ветр море волнует — сильный ветр есть действующее, а море есть страждущее. Самое волнование есть действие в рассуждении ветра, страдание в рассуждении моря. С действием и страданием совокуплены бывают инструменты, вспоможения, воспящения, удобность или неудобность, возможность или невозможность, пристойность или непристойность, польза или вред, угодность или неугодность, честность или гнусность,10е также действие имеет иногда свое воспоследование и удачу, а иногда уничтожение свое и неудачу.

    § 1220

    Время есть указательное и количественное: указательное познавается чрез вопрошение когда? Например: плоды собираются в осень. Количественное время познавается чрез вопрошение коль долго? Например: Август, цесарь римский, царствовал сорок четыре года.11а

    § 1321

    Место разделяется на одержимое и проходимое. Первое назначается вопрошением где? Например: остров Сицилия лежит11б на Посредиземном море. Второе показано бывает на вопрошение по чему? Например: молния блещет по воздуху. При месте наблюдать должно оного пространство, близость, далекость, вышину, низкость, стороны и прочая, также и наречия и предлоги: куда, откуда, доколе, вне, внутрь, у, за, пред, против, под, над, около, вплоть, до и прочие, до места надлежащие. Сюда принадлежит11в содержащее и содержимое, например: город есть содержащее, а люди, в нем живущие, — содержимое. Содержимое может иногда быть купно и содержащее, так: река в рассуждении животных и судов, в ней плавающих, есть содержащее, а в рассуждении берегов есть содержимое.

    § 1422

    Происхождение есть начало, от которого что другое происходит и свое бытие имеет, например: металлы происходят от земли, мед — от пчел, бесславие и казни — от худых дел; земля, пчелы и худые дела суть происхождение металлов, меда, худых дел.

    § 1523

    Причина есть конец, для которого всякая вещь есть или бывает, наприклад: 12а земледелец пашет землю и насевает, чтобы получить себе хлеб на пищу. Получение хлеба на пищу земледельцу есть причина орания и насевания земли.

    § 1624

    Предыдущее есть что пред вещию необходимо бывает, последующее — что оной последует, так: весна предходит лету, которому осень последует; и потому весна есть в рассуждении лета предыдущее, а осень — последующее; так: младенчество и старость суть мужеского возраста предыдущее и последующее.

    § 1725

    показывают вещь настоящую, так: дым показывает сокровенный огонь, шум дерев изъявляет ветр; 2) которые показывают вещь будущую, как: находящие густые тучи предвещают дождь, заря утренняя предсказывает восхождение солнца; 3) которые объявляют прошедшую вещь: и бег от Семпрониева мертвого тела суть признаки учиненного им убийства. К сему месту принадлежат пророчества, предзнаменования и свидетельства.13а

    § 1826

    Обстоятельства суть те вещи, которые хотя с данною вещию не соединены, однако имеют к ней некоторую принадлежность; так, встречающиеся путнику звери, около пути лежащие места, по реке плавающие суда и птицы, пчела, на розе седящая, суть обстоятельства путника, реки и розы.

    § 1927

    Подобие риторическое есть снесение13б двух вещей в свойствах или действиях. Сердце человека, гневом возмущенного, уподоблено быть может волнующемуся морю, скорое течение острых мыслей — стреле. Подобие разделяется на простое и сложенное; в простом сносится только одно свойство или действие одной вещи с однем же свойством или действием другой, как скорость мыслей со скоростию стрелы. В сложенном подобии сносятся два или многие свойства либо действия одной вещи с двумя или многими свойствами либо действиями другой, например: как подсыхает ветвь, подъеденная от червя, так печалью сокрушенное сердце ослабевает. Здесь сердце с ветвию, печаль с червем, ослабение с подсыханием сносится.

    § 2028

    Противными называются те вещи, которые вдруг быть не могут вместе, как день и ночь, зной и стужа, богатство и убожество, любовь и ненависть. Несходственные вещи бывают, когда вместо одной противной вещи полагается то, что от ней происходит, например: любить и обидеть (вместо ненавидеть), не бояться неприятеля и от него бегать (вместо бояться), ибо обида от ненависти, а бегство от боязни происходит.

    § 2129

    Уравнение есть снесение двух вещей, одну другой за равную, большую или меньшую почитая. Пример первого: Иулий Цесарь завидовал славе Александра Великого, равно как Александр — славе отца своего ФилиппаФридерик-цесарь несчастливее был в реке Цидне, нежели Александр Великий, ибо сей, умывшись в ней, только разболелся, а оный живота лишился.14а Пример третиего: войну удобнее начать, нежели к концу привести.

    § 2230

    местам изобретения определение, которое я оттуду выключил, для того что логические точные14б определения состоят из рода и свойств главных самой определяемой вещи, которые показаны бывают в местах риторических того имени, и, следовательно, такое определение не можно почесть за особливое место, но за идею, сложенную из идей, происшедших от рода и свойств. Сие же должно рассуждать и о наклонении, которое также в иных риториках за особливое место признается. Риторические определения надлежат до украшения, и для того о том предлагается в третией части Риторики.15а Примеры от уравнениев не разнятся. Молва людская надлежит к жизненным свойствам (§ 9 и 5), свидетели — до признаков (§ 17), закон, присяга, пытка надлежат особливо до судебных речей, о чем смотри в книге второй.15б Сии шесть последние называются от некоторых авторов внешними местами без довольного основания.15в

    Примечания

    Разделение первое, содержащее.

    Рит. рук. 1747 слова и совершенный разум имеющих отсутствуют.

    сравнения.

    Соч. 1759 вместо второго предложения Такое подобие есть милости с любовию, кротостию, благочестием и другими добрыми делами, и оное общим именем называется — добродетель, которое есть род, а милость, любовь, кротость и прочие суть виды.

    Рит. рук. 1747 вместо вещам... приписуются.

    Рит. рук. 1747 вместо честь... отчаяние. Рит. корр. исправлено на

    Рит. рук. 1747 гнушательство.

    Соч. 1759 было добавлено гордость.

    Собственное.

    10а Соч. 1759 сложено.

    10б Соч. 1759

    10в Рит. рук. 1747 было добавлено мир.

    10г Соч. 1759 разложены будут наречения, из которых вместо ... которого.

    10д Соч. 1759 называется.

    10е Рит. рук. 1747 слова ... гнусность отсутствуют; Рит. корр. добавлено честность или гнусность.

    11а Рит. рук. 1747 Рит. корр. исправлено на сорок четыре года.

    11б Рит. рук. 1747 стоит.

    11в вещи, в которых другие включаются.

    123а Рит. рук. 1747 зачеркнуто дождь землю и кропит, и солнце землю согревает <для того чтобы>, отчего дерева, травы и плоды произрастают. Кропление дождем и солнечная теплота.

    13а Рит. рук. 1747 слово отсутствует.

    13б Рит. рук. 1747 снесение вместо зачеркнутого

    14а Рит. рук. 1747 зачеркнуто третие удобнее словом изобразить, нежели произнести.

    14б Рит. рук. 1747 и строгие.

    15а внешние места касаются до судебных <дел> речей, особливо что во второй книге сего руководства показано, которые так обыкновенно в риторических правилах называются. Примеры суть одне с уравнением и добавлено Сие же должно рассуждать и о наклонении, которое также в риториках за особливое место признается.

    15б Соч. 1759

    15в Рит. рук. 1747 слова Примеры от уравнениев... довольного основания отсутствуют; Рит. корр. эти слова тоже отсутствуют; вместо них набрано и вычеркнуто внизу страницы написано рукой Ломоносова Imprimatur Lomonosof [Печатать Ломоносов].

    9 § 1. Имя сея науки ... — та же этимология в Etymologicum magnum [Большой этимологический словарь], стр. 703, 48.

    10 § 2. Ср. Рит. 1744, § 5.

    11 § 3. Ср. Рит. 1744, § 6.

    12 § 4. Ср. Рит. 1744, §§ 7 и 12.

    13 § 5. Ср. Рит. 1744, § 13.

    14 § 6. Ср. Рит. 1744, § 14.

    15 § 7. Ср. Рит. 1744, § 15.

    16 § 8. Ср. Рит. 1744, § 16.

    17 § 9. Ср. Рит. 1744, § 17.

    18 § 10. Ср. Рит. 1744, § 18.

    19 § 11. Ср. Рит. 1744, § 19.

    20 § 12. Ср. Рит. 1744, § 20. См. прим. 21 к § 20 Рит. 1744 (стр. 794).

    21 § 13. Ср. Рит. 1744, § 21.

    22 § 14. Ср. Рит. 1744, § 22.

    23 § 15. Ср. Рит. 1744, § 23.

    24 § 16. Ср. Рит. 1744, § 24.

    25 § 17. Ср. Рит. 1744, § 25.

    26 § 18. Ср. Рит. 1744, § 26.

    27 § 19. Ср. Рит. 1744, § 27.

    28 § 20. Ср. Рит. 1744, § 28.

    29 § 21. Ср. Рит. 1744, § 29.

    30 § 22. Ср. Рит. 1744, § 30.

    Раздел сайта: