• Приглашаем посетить наш сайт
    Фонвизин (fonvizin.lit-info.ru)
  • Краткое руководство к красноречию.
    Часть I. О изобретении.
    Глава вторая. О изобретении простых идей

    ГЛАВА ВТОРАЯ

    О ИЗОБРЕТЕНИИ ПРОСТЫХ ИДЕЙ

    § 23

    Сочинитель слова тем обильнейшими изобретениями оное обогатить может, чем быстрейшую имеет силу совображения, которая есть душевное дарование с одною вещию, в уме представленною, купно воображать другие, как-нибудь с нею сопряженные, например: когда, представив в уме корабль, с ним воображаем купно и море, по которому он плавает, с морем — бурю, с бурею — волны, с волнами — шум в берегах, с берегами — камни и так далее. Сие все действуем силою совображения, которая, будучи соединена с рассуждением, называется остроумие.

    § 24

    Отсюду видно, что чрез силу совображения из одной простой идеи расплодиться могут многие, а чем оных больше, тем и в сочинении слова больше будет изобилия. Сие душевное дарование хотя многие имеют от природы велико, однако оно не всегда и не во всяком случае надежно, для того в споможение оного должно здесь предложить некоторые правила.

    § 2531

    Материя, сочинителю слова данная, обыкновенно бывает сложенная идея, которая называется тема. Простые идеи, из которых она составляется, называются терминами. Например, сия тема: неусыпный труд препятства преодолевает имеет в себе четыре термина: неусыпность, труд, препятства и преодоление. Предлоги и другие вспомогательные части слова за термины не почитаются.

    § 26

    От терминов темы произведены быть могут чрез силу совображения (по § 23 и 24) многие простые идеи, которые мы разделяем16а на первые, вторичные и третичные. Первыми называем16б те, которые от терминов темы непосредственно происходят, вторичными, которые от первых, третичными, которые от вторичных идей рождаются. Например, в предложенной (§ 25) теме неусыпность есть термин, от которого рождаются непосредственно первые идеи: 1) утро, в которое16в неусыпный человек рано встает; 2) вечер и ночь, в которые он не спя в трудах упражняется. Вторичные идеи, которые от первой — утро — происходят, суть: заря, скрывающиеся звезды, восходящее солнце, пение птиц и прочая. Третичные идеи, которые от вторичной — заря — рождаются суть: багряный цвет, сходство с некоторою округлою дверью и прочая.

    § 27

    Чтобы в собирании первых, вторичных и третичных идей17а не по одной совображения силе поступать, для того должно наблюдать следующие правила: 1) все термины, которые тема в себе имеет, написать особливо; 2) к каждому термину приискать первые идеи из мест риторических и приписывать к ним особливо одну от другой в нарочитом расстоянии, чтобы вторичным и третичным места осталось; 3) к первым идеям приискивать и приписывать вторичные, к вторичным, ежели надобно, третичные из тех же мест; 4) ежели которое место в рассуждении какого термина неплодно, то можно миновать, как в неусыпности материальные свойства и знаменование имени; 5) должно смотреть, чтобы приисканные идеи приличны были к самой теме, однако не надлежит всегда тех отбрасывать, которые кажутся от темы далековаты, ибо оне иногда, будучи сопряжены по правилам следующия главы, могут составить изрядные и к теме приличные сложенные идеи. Для лучшего изъяснения17б сих правил предлагаем в пример вышепомянутую тему: 17в с изысканием и присовокуплением к каждому термину идей первых и вторичных из мест риторических. Третичные ради краткости оставляются.

    § 28

    К первому термину — неусыпность — первые идеи присовокупляются: 1) от жизненных свойств — надежда о воздаянии, послушание к начальникам, подражание товарищам, богатство, которого неусыпный желает, или честь, которая его побуждает, 2) от времени — утро, вечер, день, ночь, 3) от подобия — течение реки, которому неусыпность подобна, 4) от противного — леность, 5) от несходственного — гульба. Ко второму термину — труд — первые идеи прилагаются: 1) от жизненных дарований — сила, 2) от действия — начало, средина и конец труда; 3) от последующего — пот, упокоение; 4) от подобия — трудолюбие пчел. К третиему термину — препятства: 1) от жизненных свойств — страх, 2) от времени — зима, война, 3) от места — горы, пустыни, моря. К четвертому термину — преодоление: 1) от жизненных свойств — радость, 2) от предыдущих18а — воспоминание прежних трудностей.

    § 29

    К сим первым идеям присовокупляются вторичные — к надежде: 1) от рода и вида другие страсти, как любовь, желание; 2) от действия — ободрение; 3) от последующего — исполнение; 4) от противных — отчаяние; 5) от подобия — сон. К богатству: 1) от частей — золото, камни дорогие, домы, сады, слуги и прочая, 2) от знаменования имени — что от слова бог происходит, 3) от действия — что друзей много достает, 4) от происхождения — что от своих трудов происходит, 5) от противных — убожество. К чести: 1) от действия — свободный доступ к знатным, 2) от жизненных свойств18б — власть, похвала. К утру: 1) от действия — возбуждение людей, скрытие звезд, 2) от частей — заря, восхождение солнца, 3) от обстоятельств — пение птиц. К вечеру: 1) от свойств материальных — темнота, холод, 2) от обстоятельств — роса, звери, из нор выходящие. Ко дню: 1) от материальных свойств — теплота, свет, 2) от обстоятельств — шум, взирание на праздных. К ночи: 1) от жизненных свойств — дремота, 2) от обстоятельств — молчание, луна, звезды. К течению реки: 1) от свойств материальных — быстрина, жидкость, прозрачность, 2) от содержимого18в — берега, от содержащего19а — суда, рыбы, 3) от действия — омытие, напоение. К гульбе: 1) от жизненных свойств — веселие, 2) от времени — весна, ясные дни, 3) от места — сады, луга, 4) от обстоятельств — игры, свидание с приятельми. К силе: от уравнения — Сампсон, Геркулес.19б К пчелам: от действия — летание по цветам, собирание меду. К страху: 1) от материальных свойств — бледность, трясение членов, 2) от подобия — трепещущиеся листы в осень от бури. К зиме: 1) от свойств материальных — снег, мороз, град, 2) от действия — дерева, лишенные листов и плодов, 3) от происхождения — отдаление солнца. К войне: 1) от свойств жизненных — лютость неприятелей, 2) от действия — инструменты, мечи, копья, огонь, разорения, 3) от следующих — слезы разоренных. К горам: 1) от свойств материальных — вышина, крутизна, расселины, пещеры, 2) от обстоятельств19в — ядовитые гады, животные, которые в горах бывают. К пустыням: 1) от частей — лесы, болота, пески, 2) от жизненных свойств — скука, 3) от обстоятельств — разбойники, звери. К морям: 1) от действия — непостоянство, волнение,19г 2) от места содержащего — камни, пучины.19д К радости: 1) от действия19е — восклицания, плескания, 2) от подобия — прохлаждение после зноя. К воспоминанию: от обстоятельств — извещение приятелям и увеселение оных, печаль недругов и зависть.

    § 30

    Все сии идеи для яснейшего понятия представляются в следующей таблице:
     

     

    Термины

    Первые идеи

    Вторичные идеи

     

     Краткое руководство к красноречию. Часть I. О изобретении. Глава вторая. О изобретении простых идей


    Надежда

     Краткое руководство к красноречию. Часть I. О изобретении. Глава вторая. О изобретении простых идей

    (Другие страсти, любовь, желание), ободрение, исполнение, отчаяние, как сон.

    Послушание

    Подражание

     Краткое руководство к красноречию. Часть I. О изобретении. Глава вторая. О изобретении простых идей  

    Богатство

     Краткое руководство к красноречию. Часть I. О изобретении. Глава вторая. О изобретении простых идей

    Золото, камни дорогие, домы, сады, слуги, бог, друзья, от своих трудов, убожество.

    Честь

     Краткое руководство к красноречию. Часть I. О изобретении. Глава вторая. О изобретении простых идей

    Доступ до знатных, похвала, власть.

    Утро

     Краткое руководство к красноречию. Часть I. О изобретении. Глава вторая. О изобретении простых идей

    Возбуждение, скрытие звезд, заря, восхождение солнца, пение птиц.

    Вечер

     Краткое руководство к красноречию. Часть I. О изобретении. Глава вторая. О изобретении простых идей

    Темнота, холод, роса, звери, из нор выходящие.

    День

     Краткое руководство к красноречию. Часть I. О изобретении. Глава вторая. О изобретении простых идей

    Теплота, свет, шум, взирание на праздных.

    Ночь

     Краткое руководство к красноречию. Часть I. О изобретении. Глава вторая. О изобретении простых идей

    Дремание, молчание, луна, звезды.

    Река

     Краткое руководство к красноречию. Часть I. О изобретении. Глава вторая. О изобретении простых идей

    Быстрина, жидкость, прозрачность, берега, суда, рыбы, омытие, напоение.

    Леность

     

    Гульба

     Краткое руководство к красноречию. Часть I. О изобретении. Глава вторая. О изобретении простых идей

    Веселие, весна, ясные дни, сады, луга, игры, свидание.

    Сила

     Краткое руководство к красноречию. Часть I. О изобретении. Глава вторая. О изобретении простых идей

    Сампсон, Геркулес.

     

    Труд

     Краткое руководство к красноречию. Часть I. О изобретении. Глава вторая. О изобретении простых идей

    Начало, средина и конец

    Пот

    Упокоение

     Краткое руководство к красноречию. Часть I. О изобретении. Глава вторая. О изобретении простых идей  

    Пчелы

     Краткое руководство к красноречию. Часть I. О изобретении. Глава вторая. О изобретении простых идей

    Летание по цветам, собирание меда.

     

     Краткое руководство к красноречию. Часть I. О изобретении. Глава вторая. О изобретении простых идей

    Страх

     Краткое руководство к красноречию. Часть I. О изобретении. Глава вторая. О изобретении простых идей

    Бледность, трясение членов, как листы от ветра в осень.

    Зима

     Краткое руководство к красноречию. Часть I. О изобретении. Глава вторая. О изобретении простых идей

    Мороз, снег, град, дерева, лишенные плодов и листов, отдаление солнца.

     Препятства

     

     Краткое руководство к красноречию. Часть I. О изобретении. Глава вторая. О изобретении простых идей

    Война

     Краткое руководство к красноречию. Часть I. О изобретении. Глава вторая. О изобретении простых идей

    Лютость неприятелей, мечи, копья, огонь, разорение, слезы разоренных.

    Горы

     Краткое руководство к красноречию. Часть I. О изобретении. Глава вторая. О изобретении простых идей

    Пустыни

     Краткое руководство к красноречию. Часть I. О изобретении. Глава вторая. О изобретении простых идей

    Лесы, болота, пески, скука, разбойники, звери.

    Моря

     Краткое руководство к красноречию. Часть I. О изобретении. Глава вторая. О изобретении простых идей

    Непостоянство, волнение, камни, пучины.

     

    Преодоление

     Краткое руководство к красноречию. Часть I. О изобретении. Глава вторая. О изобретении простых идей

     Краткое руководство к красноречию. Часть I. О изобретении. Глава вторая. О изобретении простых идей

    Восклицания, плески, как прохлаждение после зноя.

    Воспоминание

     Краткое руководство к красноречию. Часть I. О изобретении. Глава вторая. О изобретении простых идей

    Извещение приятелям, их увеселение, печаль и зависть недругов.

    § 31

    вспоможение и от одного термина произвести многие идеи. Для того учащимся риторики должно упражняться часто в приискании оных20а из риторических мест по данным правилам (§ 27), чтобы им увеличить свою силу совображения, которая в красноречии много может.

    § 32

    О речениях, которые показанным образом собирать должно, не рассуждаем здесь, как еврейские учители, которые в книге, Зоар называемой,32 словам без всякого основания приписывают некоторую потаенную силу, от звезд происходящую и действующую в земных существах, и не принимаем их в таком разумении, как Руцелин, некто агличанин, который помянутому древнему раввинскому заблуждению учил нечто подобное в двенадцатом веку, утверждая, якобы в познании имен содержалось познание самых вещей, от чего произошла между учеными новая секта, которой последователи назывались именники (Nominales), и воспоследовали21а 33 Мы учим здесь собирать слова, которые не без разбору принимаются, но от идей, подлинные вещи или действия изображающих, происходят и как к предложенной теме, так и к самим себе некоторую взаимную принадлежность имеют, что окажется чрез приличное оных сопряжение в следующей главе.

    Примечания

    16а Соч. 1759 разделяю

    16б называю.

    16в Соч. 1759 что.

    17а Рит. рук. 1747 было добавлено правильно.

    17б <истолкования> понятия.

    17в Рит. рук. 1747 превосходит.

    18а Соч. 1759

    18б Рит. рук. 1747 слова от жизненных свойств отсутствуют; зачеркнуто от признаков — ордены.

    18в от содержащего.

    19а Соч. 1759 от содержимого.

    19б Рит. рук. 1747 зачеркнуто — частое дыхание, 2) от подобия.

    19в Рит. рук. 1747 зачеркнуто трясение земли, которое в гористых.

    19г Рит. рук. 1747 зачеркнуто от обстоятельств — места, камни.

    19д жерла.

    19е Рит. рук. 1747 зачеркнуто смех.

    20а Рит. рук. 1747 зачеркнуто

    21а Соч. 1759 произошли.

    31 § 25. Ср. Рит. 1744, § 8.

    32 § 32. — книга Зоар, или точнее Зохар (Сияние), — один из основных памятников еврейской каббалистической литературы, псевдоэпиграф, приписываемый талмудическому автору Шим’ону бен Йохай (около II в. н. э.). Истинным автором книги был испанский еврей Моисей де Леон (XIII в.). Книга написана на арамейском языке. Каббала, в основе которой лежит переработанная и вульгаризованная система неоплатоников, действительно отводила огромное место мистике чисел и имен. Присущая последним, по представлениям каббалистов, таинственная сила связывалась ими с движением тех небесных сфер, на которые, по учению неоплатоников, расчленялась вселенная.

    33 § 32. не принимаем их ... вещественники (Reales)— Именниками Ломоносов называет средневековых философов-номиналистов, которые утверждали, что так называемые универсалии, т. е. общие понятия не существуют самостоятельно, а являются лишь названиями, словами, отвлечениями человеческого рассудка. Противниками номиналистов были реалисты (по терминологии Ломоносова, вещественники), признававшие, в согласии с идеализмом Платона, реальное существование универсалий. Одним из основоположников номинализма, являвшегося, по выражению Маркса, „первым выражением материализма“ (Маркс и Энгельс, Сочинения, т. III, стр. 157), был французский схоластик Иоанн Росцеллин (Roscellinus или Rousselin, у Ломоносова — Руцелин), родившийся в половине XI в. и осужденный в 1092 г. Суассонским собором за попытку пересмотреть с номиналистической точки зрения некоторые догматы христианства. Упоминаемые Ломоносовым „великие распри“ в Париже происходили тремя веками позже, в XIV столетии, когда вождь номиналистов Вильгельм Оккамский выступил открытым противником светской власти пап. Он подвергся за это жестоким преследованиям со стороны католической церкви, а его учение было осуждено Парижским университетом.

    Раздел сайта: