• Приглашаем посетить наш сайт
    Полевой Н.А. (polevoy.lit-info.ru)
  • Краткое руководство к красноречию.
    Часть I. О изобретении.
    Глава пятая. О изобретении доводов

    ГЛАВА ПЯТАЯ

    О ИЗОБРЕТЕНИИ ДОВОДОВ57б

    § 73107

    Предложив учение о изобретении и соединении идей и о распространении слова, должно показать, каким образом предлагаемую материю доказывать,57в в чем состоит сила и дело всего слова. Сего искать должно в риторических доводах или доказательствах,57г которые суть сложенные идеи, удостоверяющие о справедливости предлагаемой материи. От Цицерона доводы называются вероятными изобретениями для уверения.57д, 108 Но прежде, нежели покажем мы правила к изобретению доводов, должно истолковать части и сложение оных из логики.

    § 74109

    Доводы состоят иногда из одного, иногда из многих силлогизмов, между собою сопряженных. Силлогизм составляется из трех рассуждений, из которых два первые называются посылками, а третие — следствием, которое из посылок выводят. Посылки бывают 1) или обе общие или 2) одна общая, а другая особенная, 3) обе утвердительные или 4) одна утвердительная, а другая отрицательная. В первом случае следствие должно быть всегда общее, во втором — всегда особенное, в третьем — всегда утвердительное, в четвертом — всегда отрицательное.

    Пример первого и третьего:

    Всяк, кто закон хранит, есть богу приятен.
    Но всяк добродетельный закон хранит.
    Следовательно, всяк добродетельный есть богу приятен
    .

    Пример второго и четвертого:

    Всяк благоразумный рассуждает о будущем.
    Но Семпроний не рассуждает о будущем.
    Следовательно, Семпроний неблагоразумен
    .

    Ежели обе посылки будут особенные или отрицательные, то ничего не следует.

    § 75

    есть закон хранит, во втором — рассуждает о будущем. Оные наблюдения суть следующие: 1) посредствующий термин не должен быть никогда58а в следствии,58б 2) ему надлежит быть в каждой посылке пооднажды, 3) в одной посылке должно ему быть общим, а в другой — особенным.58в Сие познается потому, что общим бывает он всегда в подлежащем общих предложений и в сказуемом отрицательных, особенным бывает всегда в подлежащем особенных и в сказуемом утвердительных58г предложений.

    § 76

    Часто бывает, а особливо у сочинителей слова, что от силлогизма отъемлется одна которая-нибудь посылка, и следствие из другой наводится, например:

    Всяк, кто закон хранит, есть богу приятен.
    Следовательно, всяк добродетельный богу приятен
    .

    Или:

    Всяк добродетельный закон хранит.
    Следовательно, всяк добродетельный богу приятен
    .

    Семпроний не рассуждает о будущем.
    Следовательно, он неблагоразумен
    .

    Сим образом сокращенные силлогизмы называются энтимемами.

    § 77

    Сверх сего бывают силлогизмы ограничены условием или разделением; в первом случае служат союзы: ежели, когда бы, если и прочая, во втором — или, либо. Первым образом ограниченные силлогизмы называются условными, вторым — разделительными, а которые никакой ограничности не имеют, те называют положительными, каковы суть вышеписанные (§ 74).

    Ежели великодушие есть похвально, то и великодушный человек похвалы достоин.

    Но великодушию похвала по справедливости приписуется.

    Следовательно, и великодушному человеку оную приписать надлежит.

    Пример разделительного:

    Или трудом бессмертную славу приобретать, либо, препровождая жизнь свою в роскоши и нерадении, бесславного конца ожидать должно.

    Но приобретать должно трудом бессмертную славу.

    Следовательно, не должно, препровождая жизнь свою в роскоши и нерадении, ожидать бесславного конца.

    Такие ограниченные силлогизмы вышеписанным (§ 76) образом легко переменить можно в энтимемы.

    § 78

    Когда две энтимемы, сделанные из условных силлогизмов, соединены будут в силлогизм или, лучше, в энтимему разделительную, тогда рождается дилемма, довод обоюдный, который ради своей остроты по справедливости рогатым называют. Так говорят скифские послы Александру Великому у Курция, в книге 7:

    Ежели ты бог, то должен ты смертным делать благодеяния, а не грабить; буде же ты человек, то помни, что ты такое.110

    Так же некоторому молодому человеку советовала мать, чтобы он не говорил публичных речей, предлагая,59ачто ежели он станет говорить неправду, то будет иметь бога неприятелем; ежели правду, то люди его возненавидят. На сие ответствовал он следующим образом: ежели я буду говорить правду, то буду богу59б любезен; ежели неправду, то народу.111

    § 79

    Ежели много энтимем будут так связаны, что предыдущей следствие59в положится59г как посылка следующей, то называется сие сорит, или кучею стесненный довод, например:

    Что добро, того желать должно.

    А что одобрить надлежит, то похвально.
    Следовательно, что добро, то похвально
    .60а, 112

    § 80114

    К изобретению доводов служат из риторических мест происходящие правила, которые по порядку самих мест в следующих располагаются.

    § 81115

    От рода и вида составляются доказательства по сим правилам: 1) что рассуждается о всем роде, то же рассуждать должно и о каждом виде:

    Кто все добродетели любит,
    Тот любит и воздержание;

    2) что рассуждаем о каждом виде, ни единого не выключая, то же рассуждать должно и о всем роде, например: Мы видим, что владельцы, духовные, военные, гражданские, придворные, городские и сельские люди умирают, то заключаем оттуду, что все люди смертны.

    § 82116

    Что о всех частях рассуждаем, то должно рассуждать и о всем целом, например:

    Уже российские грады от военного шума не смущаются, села в глубоком мире покоятся, пристани и крепости не страшатся неприятельских набегов, и так во всей России мир процветает.

    Из сего же места Лактанций в книге 2, в главе 5 доказывает, что свет за бога признавать не должно:

    Ежели правда, что звезды не боги, то ни солнце, ни луна богами быть не могут, ибо от прочих светил не разумом, но величиною разнятся. А когда они не боги, то и все небо не бог, на котором они содержатся. Подобным образом, ежели земля, которую ногами попираем, пашем и насеваем для пропитания, ежели она не бог, то посему ни поля, ни горы богами быть не могут, а как сие правда, то и вся вселенная за бога почитаема быть не долженствует. Также, когда вода, которую мы для напоения и омытия своего употребляем, не бог, то и ни источники, из которых она протекает, ни реки, которые из источников собираются. Но когда реки не боги, то не бог и море, которое из рек стекается. Итак, когда ни небо, ни земля, которые суть части света, боги61а быть не могут, то и весь свет не бог, который стоики одушевленным и премудрым называют.61б, 117

    § 83

    От62а имени62б § 10, пр. 5), чрез наклонение частей слова учиненные, например: кто воздержан, тот конечно воздержится; или: кто боязлив, тот боится; или: кто воровал, тот вор; или: ежели кротость любим, то и кротких любить должно;118 2)62в доказательства от первообразных речений хотя и не могут быть неспоримы, однако часто некоторую вероятность62г имеют, например: ежели греческое имя θεος (бог) происходит от глагола θειν (бежать),119 российское бог от имени бег, немецкое Gott (бог) от глагола geht (идет), то можно с вероятностию заключить, что древние греки, славяне и немцы почитали богами те вещи, которые62д постоянное течение имеют, то есть солнце, луну, звезды или великие реки; 3) но когда представляется несколько одноименных, которые имели подобные свойства или приключения, и потому и о прочих того же имени то же заключается, то не имеет никакого основания и совсем тщетно. Ибо, хотя четыре Актеона несчастливый конец имели, как Плутарх в житии Серториевом пишет, что один был от своих псов62е растерзан, два от диких вепрей убиты, четвертый присушным зелием напоен был и, от того взбесившись, умер,120 и хотя примечено, что римские кесари, которые Каии назывались, несчастливо умерли,121 однако из того не следует, чтобы тому же и с другими одноименными случаться должно было, ибо весьма многие примеры противное тому показывают.62ж Константин Великий в Царе-граде утвердил греческую империю, но, напротив того, на Константине Палеологе оная окончилась,122 и между тем были другие государи того же имени, которых ни тому, ни другому уподобить нельзя.63а

    § 84124

    1) Когда какая вещь страждет, то есть имеет в себе какую-нибудь перемену, то должна быть63б и действующая вещь, которая оную перемену производит, и, противным образом, когда какого страдания63в нет, то и бывающая причиною оного вещь не действует, например: день настал, следовательно, солнце взошло. Море стоит тихо без всякого волнения, следовательно, сильные ветры не веют.

    2) Когда две вещи такое состояние между собою имеют, что одна в другой перемену произвести должна, то следует страдание: 63г сильный ветр по морю веет, следовательно, в нем волны подымает.

    3) Ежели препятствие сильнее действующия63д вещи, то страдание не63е следует: 63ж Цицерон63з сильнее защищает отечество, нежели Катилина оное разорить старается, следовательно, оно не разоряется.

    § 85125

    От времени, места и от обстоятельств нередко следуют их свойства к той вещи, к которой оне принадлежат, например:

    На высоких горах бури больше беспокоят, нежели в долинах, следовательно, те, которые на них живут, от неспокойства воздуха больше претерпевать должны.

    Кто достигнет старости, тот почувствует болезни от роскошей, бывших в юности, следовательно, в молодых летах должно от роскошей удаляться.

    Что в дождь не закрыто стояло, то без сомнения вымокло.

    § 86

    От происхождения доказывают таким образом.

    1) Ежели есть происшедшее, то надлежит быть и тому, откуду оно происходит:

    .64а

    Есть дети, следовательно, должно быть у них отцу и матери.

    2) Когда есть то, что какую вещь производит и с происходящим ненарушимый взаимный союз имеет, то следует и происходящее:

    Есть отец и мать, следовательно, и детей имеют, ибо без того не могут они быть отец и мать.

    3) Ежели ж меж ними такого союза нет, то о происходящем только вероятно заключается: 64б

    Убийство учинилось, то уповать можно, что и казнь воспоследует.

    § 87

    Доказательства от причины производятся,65а когда две вещи между собою так соответствуют, что одна ради другой бывает, то следует из того, что одна другой нужна, полезна или пристойна, например:

    Земледелец пашет землю и насевает, чтобы получить себе хлеб на пищу, следовательно, земледельство есть необходимо нужно.

    § 88126

    Доказательства от предыдущих и последующих утверждаются на сих правилах.

    1) Когда есть последующее, то надлежит быть и предыдущему, например:

    Кто достиг старости, тот был и молод. Плоды на деревах выросли, следовательно, на тех деревах прежде цветы были.

    2) Ежели предыдущее с последующим неразрешимым союзом соединено, то когда есть предыдущее, должно быть и последующему, например:

    Кто родился, тот, следовательно, и умрет.65б

    3) Но когда предыдущее и последующее такого ненарушимого союза не имеет, то происходят от них только вероятные следствия, например:

    Цветами дерева покрылись, то вероятно, что и плоды на них поспеют.

    Дому основание положено, то можно уповать, что и весь достроен будет.

    § 89127

    1) Неспоримые, когда они всегда неразделимо соединены с самою вещию, например:

    Где дым встает, тут, следовательно, есть и огонь.

    Ежели из сосуда вода жмется,66а то, всеконечно, имеет он скважину.

    Берега влажны до нарочитой вышины, следовательно, недавно было повышение воды в реке.

    2) Вероятные, ежели признаки не всегда с самою вещию соединены бывают, например:

    Небо облаками покрылось, то кажется, что дождь будет.

    Псы лают, то вероятно, что посторонний человек на двор идет.66б

    § 90128

    От подобных вещей доказывают, когда из подобной и уподобляемой вещи сходные66в действия или страдания выводят:

    Жизнь человеческая подобна непостоянному морю, следовательно, она от нападения противных случаев колеблется, подобно как море от нападения бурных ветров.

    § 91129

    Доводы от противных и несходственных бывают.

    1) Лишением; когда одно из противных или несходственных есть, тогда другому быть невозможно:

    Кто милосерд, следовательно, тот бесчеловечно не поступает.

    Где добродетели господствуют, тут порокам нет места.

    Кто кого любит, следовательно, тот того не обидит.

    2) Чрез взаимность; когда одно есть, то и другому быть должно, например:

    .

    Ежели кто ведет, то есть и тот,67а кто ему последует.

    § 92130

    От уравнения доказывают:

    1) От равного равное:

    Кто обманул Семпрония, тот и Тиция обмануть может.

    2) От большего меньшее:

    Кто по великому океану плавать не боится, тому и малая река не ужасна.

    Кто победил пять полков, тот и одну роту прогнать может.

    Кто побои стерпел, тому и слова сносны будут.

    3) От меньшего большее:

    Кто слова утаить не может, тот и важной тайны не удержит.

    Кто за малую погрешность наказует, тот и великого преступления отпускать не должен.

    § 93

    При правилах сея главы приложенные примеры изображены больше по-логически для яснейшего понятия.

    Но у авторов, в красноречии искусных, полагаются доводы с пристойными украшениями и совсем иной вид имеют. В пример предлагается Тертуллианово доказательство из Апологии, гл. 2, от противных и несходственных против Траянова повеления, что он христиан хотя искать не велел, однако приведенных казнить указал:

    О коль безрассудное повеление! Запрещает изыскивать как неповинных и повелевает казнить как повинных, прощает и злобствует, послабляет и строго надзирает. Для чего ты сам себя67б вплетаешь в предосуждение? Ежели осуждаешь, то зачем не следствуешь? Ежели ж не следствуешь, то для чего от казни не свобождаешь! Для изыскания разбойников по всем провинциям рассылаются караулы, на погрешивших противу величества, также и на общих неприятелей каждый человек, воин; и сверх того — даже до знаемых и сродников следствие простирается, но только христиан выискивать запрещается, но приводить позволено, акибы разнился действием привод от следствия.131

    57б Рит. рук. 1747 доводов вместо зачеркнутого доказательств.

    57в Рит. рук. 1747 доказывать вместо зачеркнутого о справедливости изобретенных и представленных идей других удостоверять и преклонять к своему предлагаемому о том мнению.

    57г Рит. рук. 1747 слова или доказательствах отсутствуют.

    57д Рит. рук. 1747 зачеркнуто (prob[ab]ile inventum ad faciendam fidem) [вероятное изобретение для уверения].

    58а Рит. рук. 1747 слово никогда отсутствует.

    58б Рит. рук. 1747 в заключении.

    58в Рит. рук. 1747 зачеркнуто

    58г Рит. рук. 1747 отрицательных.

    59а Соч. 1759 уверяя.

    59б Рит. рук. 1747 богам.

    59в Рит. рук. 1747 заключение.

    59г Рит. рук. 1747 полагается.

    60а Рит. рук. 1747 следовал параграф, выпущенный при наборе и не вошедший ни в одно издание:

    Иногда вместо доказательства или разрешения трудной задачи предлагается, с своей стороны, подобная материя, которую соперник разрешить не может, что называется отражением. Так, у Виргилия в третьей эклоге говорит Дамета пастуху Меналке:

    Скажи, в каких странах (то будешь ты мне Феб)
    Три логтя в широту открыты небеса?

    что Меналка так отторгает:

    Скажи, в каких странах <рождаются цветы>
    (И будь твоя Филлиса)
    С названием царей рождаются цветочки?113

    61а Рит. рук. 1747 вместо зачеркнутого богами.

    61б Рит. рук. 1747 следовал параграф, зачеркнутый в рукописи От знаменования имени неспоримых доводов составлять не можно, кроме однех догадок или мнений, но хотя они и неосновательны, однако от сочинителей слова иногда не без пользы употреблены бывают. Так, Плутарх в Сертории примечает четырех Актеонов, которые несчастливы были: первый от псов растерзан, два от диких вепрей убиты, один сирианин, другой из Аркадии, четвертый присушным лекарством напоен.

    62а знамено[вания].

    62б Рит. рук. 1747 зачеркнуто произведены бывают неспоримые.

    62в Рит. рук. 1747 зачеркнуто

    62г Рит. рук. 1747 зачеркнуто в себе.

    62д Рит. рук. 1747 зачеркнуто беспере[станное].

    62е собак.

    62ж Рит. рук. 1747 было добавлено Напр[имер].

    63а Рит. рук. 1747 зачеркнуто — мать и дочь: одна от Августа, а другая от Марка Агриппы рожденная, обе осужденные прелюбодейцы, однако сего имени.123

    63б Рит. рук. 1747 зачеркнуто и стражд[ущая].

    63в Рит. рук. 1747 страдания действия.

    63г Рит. рук. 1747 страдание вместо зачеркнутого

    63д Рит. рук. 1747 действующия вместо зачеркнутого действия, то действие.

    63е Марта 19 дня. Печатать.

    63ж Рит. рук. 1747 зачеркнуто Катилина.

    63з Рит. рук. 1747 зачеркнуто

    64а Рит. рук. 1747 Есть лед... замера вместо зачеркнутого

    64б Рит. рук. 1747 было добавлено Есть яйца, то вероятно, что и цыплята будут.

    65а Рит. корр. производятся бывают.

    65б Рит. рук. 1747 было добавлено Чему было начало, тому будет и конец.

    66а Рит. коррвместо зачеркнутого течет.

    66б Рит. рук. 1747 дописано на полях и зачеркнуто

    Ты бледен, ты ж и мал, <подслеп> и крив, и шепеляв.

    66в Рит. рук. 1747 подобные.

    67а Рит. рук. 1747 слова и тот .

    67б Рит. рук. 1747 зачеркнуто в сеть вводишь.

    107 § 73. Ср. Рит. 1744, § 11.

    108 § 73. ... для уверения. — Риторика к Гереннию, I, 2 (долгое время это произведение приписывалось Цицерону).

    109 § 74. Ср. Рит. 1744, § 119.

    110 § 78. ..., что ты такое. — Курций Руф. VII, 8, 35.

    111 § 78. Так же некоторому ... — Аристотель. Риторика, II, 14, 1399 а.

    112 § 79. Что добро ... то похвально. — Ср. Помей. Нов. канд. риторики, стр. 155.

    113 § 79. Скажи, в каких странах ... — Виргилий. Эклоги, III, 104—107.

    114 § 80. Ср. Рит. 1744, § 59.

    115 § 81. Ср. Рит. 1744, § 60.

    116 § 82. Ср. Рит. 1744, § 61.

    117 § 82. Ежели правда ... называют. — Лактанций. Божественные установления, II, 5—6 (Минь, лат. серия, 6, стлб. 280—281).

    118 § 83. Ср. Рит. 1744, § 18.

    119 § 83. ежели греческое ... (бежать), — Etymologicum magnum [Большой этимологический словарь], стр. 445, 42.

    120 § 83. Ибо хотя четыре ... взбесившись, умер, — Плутарх. Жизнеописание Сертория, 1.

    121 § 83. и хотя примечено ... несчастливо умерли, — N. Caussinus. De eloquentia sacra et humana. Coloniae Agrippinae [Н. Коссен. О духовном и светском красноречии. Кёльн], 1681, стр. 226.

    122 § 83. ... оная окончилась, — Константин Великий перенес в 330 г. столицу Римской империи из Рима в Византий, переименовав последний в Константинополь. Последним византийским императором был Константин XII, павший в день взятия Константинополя турками 29 мая 1453 г.

    123 § 83. Были две Агриппины ... — Ломоносов имеет в виду не двух Агриппин (старшую и младшую), а двух Юлий: старшую, дочь Августа, и Юлию младшую, дочь Юлии старшей и Марка Агриппы.

    124 § 84. Ср. Рит. 1744, § 63.

    125 § 85. Ср. Рит. 1744, § 64.

    126 § 88. Ср. Рит. 1744, § 65.

    127 § 89. Ср. Рит. 1744, § 67.

    128 § 90. Ср. Рит. 1744, § 69.

    129 § 91. Ср. Рит. 1744, § 68.

    130 § 92. Ср. Рит. 1744, § 70.

    131 § 93. ... от следствия. — Тертуллиан. Апология, 2 (Минь, лат. серия, 1, стлб. 275).

    Раздел сайта: