• Приглашаем посетить наш сайт
    Дельвиг (delvig.lit-info.ru)
  • Рассуждение о большей точности морского пути.
    Приступление

    РАССУЖДЕНИЕ О БОЛЬШЕЙ ТОЧНОСТИ
    МОРСКОГО ПУТИ,
    ЧИТАННОЕ В ПУБЛИЧНОМ СОБРАНИИ
    ИМПЕРАТОРСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

    ГОСПОДИНОМ КОЛЛЕЖСКИМ СОВЕТНИКОМ
    И ПРОФЕССОРОМ
    МИХАЙЛОМ ЛОМОНОСОВЫМ

    ПРИСТУПЛЕНИЕ

    морским путем купечество1 и взаимное достатков сообщение подают ясное свидетельство об оных множестве. В течение ж лет наших по далекому расстоянию морские путешествия к берегам индейским и американским сколько и каковых представляют нам в том же доказательств! С того времени, как от португальцев и ишпанцев бедственным рачением не испытанный прежде океан отперт и наконец прочим европейским народам отворился, несказанно коль великие возросли в корабельных пристанищах имения, откуду, везде разливаясь, умножили подданным прибытки, государям сокровища и могущество. Преславное дело с европейскими обитателями учинилось, которым сей пространный вход до восходящего и заходящего солнца благодеянием мореплавания к приобретению богатств стал известен. Однако часто приключается, что далекого пути прискорбности почти всё чувствование от прибытка ожидаемого увеселения погашают и, сверх того, иногда надежда о приобретении купно с жизнию пресекается. Колебаться свирепого моря стремлением, зноем, жаждою, голодом утомляться, исчезать в горячке, заразиться моровою язвою, паче ж всего похищену быть в бешенство и между тем не знать известно пристани для прибежища и отдохновения, — есть не что иное, как живому лежать во гробе. Все сии бедствия почти от одной неисправности мореплавания происходят, которое для того от самых древних времен за достойное прилежания к лучшему приведению почитается. В нынешние веки всё свое рачение на сие положили преискусные в астрономии и в мореплавании люди, отчего оно до того достигло, что многим трудностям, которые неприступны быть казались, ныне преодоленным и изъясненным чудимся и употребляем их с пользою в действие. Сие наипаче оттуду воспоследовало, что обещанные от разных держав великие награждения2 всё внимание наук и художеств возбудили. Итак, хотя труд мой бесполезным может показаться, что толиким произведениям нечто придать покусился, однако делом сим последовал я рудоискателям, которые иногда безо всякой вероятности сладкою надеждою питаются и не всегда же тщетно. Таким образом, отложив всякое сумнительство, всё, что для сей материи размышлял, изобрел, произвел, предлагаю.

    Двумя, как известно, между собою разными образы положение корабля на море ищут и определяют. Первое — ширину3 из вышины светил, долготу по сравнению времени на меридиане корабельном со временем на первом4 — по указанию компаса и по скорости корабельного ходу, который вервию5 измеряют или по силе ветра и по числу и положению парусов примечают и по тому долготы и широты места корабельного ищут.

    Первый способ только в ясную погоду, другой во всякое время употребить можно. Обои каковым и коль многим затруднениям подвержены, тем больше известно, которые в искании способов к их отвращению испытали своего остроумия силы и коя отведывали их употребить в действии. Каждое затруднение кратко здесь представлю, дабы сего рассуждения порядок и мои в сем деле посильные успехи, показать внятно.

    В ясную погоду ищут обыкновенно, во-первых, широты места по возвышению светил, как упомянуто, над горизонтом. Потом из разного повышения двух в одно время или одного дважды выводится время на корабельном меридиане. К сим наблюдениям весьма способно употребляют ныне квадрант6 аглинский с зеркалами, которым остроумный изобретатель научил сводить с неба звезды.7 — механический,8 другой — астрономический. Сим — по сравнению разного положения звезд, оным — по самым как возможно верным морским часам разность меридианов познавать стараются.

    Неудобности и трудности, коим сей способ подвержен, состоят в следующих: аглинский Гадлеев квадрант, хотя с великою способностию употребляется к измерению высоты звезд от горизонта, так что качанье корабля уничтожается, которое от звезды к наблюдателю прямо простирается, а те колебания, что сим перпендикулярны и наблюдателю побочны, сим инструментом не умаляются, отчего точное звезды от горизонта расстояние не может определено быть удобно. Сверх сего, горизонта непостоянная вышина от разного лучей преломления и в ночное или туманное время весьма неявственный предел подвергают все наблюдения толь великим ошибкам, что погрешность и в ясную погоду едва меньше пяти минут бывает. А отсюду происходит, что неверности, в ширине и в часовом углу воспоследовавшие, великую разность (а особливо когда на одну сторону клонятся)9 в долготе истинной от долготы, выкладкою произведенной, рождают и место корабля оставляют в сумнительстве. Сего ради старался я, чтобы ненадежный и неявственный горизонт оставить и сыскать другой надежнее способ, который бы притом чаще употреблять можно было.

    К определению времени на первом меридиане лучшим всех средством признаваются и выкладкам из сравнения положений звезд предпочитаются часы морские такого сложения, чтобы в долгое расстояние времени едва малым числом секунд от истинного времени разнились. Часы с отвесами и гирями отнюдь не терпят стремления волнующегося моря. Пружинами движимые предпочитаются прочим по справедливости. Все в Великой Британии в сем деле учиненные успехи, которые весьма, как сказывают, точно по желанию устроены, здесь еще не известны.10

    Но сверх сего и оный путь, который сравнением звездного положения ведет к познанию долготы на море, много перед прежним пренебрегать не должно, затем что в некоих свойствах оный превосходит. Ибо хотя одаренные требуемыми свойствами морские часы без трудного наблюдения звезд и без скучных выкладок дело свое исправлять будут, однако тонкого сложения рухлость не свободна от подозрения, чтобы они не подвержены были шатости и ослаблению и тем неточному колес обращению. Напротив того, вечные светил движения ненарушимую исправность искомого времени вне всякого сомнения поставить могут, только лишь положение их по истинной теории частыми и точными наблюдениями без погрешностой определено было. Присем желаемые часы не всякого мастера искусством сделаны и не от каждого охотника куплены быть могут для их редкости и цены высокой, а оные инструменты, которые к наблюдению светил требуются, удобнее сделаны и дешевле куплены быть могут, особливо ж те, которые ниже сего описаны. Хотя ж морские часы беспрерывно всякое мгновение времени указуют, а положение звезд не всегда к наблюдению видно, особливо когда планеты поблизости к Солнцу в лучах его обращаются, однако сей недостаток, который не часто случается, награжден быть может множеством наблюдений, которые не токмо, себя взаимно поправляя, умножают вероятность, но и самих часов погрешности открывают. Однако о сих самим делом в своем месте окажется яснее.

    Но уже мрачная наступает погода, похищает из очей Солнце, Луну и звезды, бесполезны остаются астрономические орудия, без которых самые точные и несравненным мастерством сделанные часы никуда не годны. Между тем буря стремительно корабль гонит, отвращают его с намеренного пути волны, ускоряется путь способным моря течением, противным — воспящается. Несколько иногда недель в таком ношении обращаясь, почему знать может мореплаватель, где искать пристанища, куда уклониться от мелей, от камней и от берегов, для крутизны неприступных? Посему иных искать должно к отвращению сих трудностей плавателям способов, которых (сожалетельно) мало приличных изобретено, меньше в употребление принято, хотя кажется, что они нужнее первых, затем что в мрачную погоду суровее неистовствуют бури, ближе настоят напасти. Сие рассуждая, по возможности старался я выдумать новые дороги, которыми бы от толиких неудобностей уклониться можно было, и, как кажется, совсем чаемого не лишился.

    К сему рассмотрены мною два способа: в первом требуются инструменты, по теории добрым мастерством устроенные, которые учиненными наперед для уверения опытами в самом действии употреблены быть могут. Из сих суть главнейшие: самопишущий компас,11 дромометр,12 13 циматометр14 и салометр,15 которые на своем месте описаны и употребление их истолковано.

    Второй способ требует долговременного кораблеплавателей искусства и остроумного рачения и неусыпности от физиков и математиков. Состоит особливо в истинной теории течений моря и перемен магнитной стрелки, и чтобы сие всё на верных наблюдениях основано было. Для сего по возможности в третьей части предложится о ученом мореплавании, которое всем упражняющимся в оном препоручаю с увещанием Плиниевым: 16 „Неисчетное множество открытыми морями к странноприемным берегам плавает, однако для прибытка, не для науки, ниже́ ослепленный и в лакомство внимательный ум размышляет, что наукою прибыток безопаснее быть, может“.

    Раздел сайта: