• Приглашаем посетить наш сайт
    Литература (lit-info.ru)
  • Макаров В.К.: Художественное наследие М. В. Ломоносова. Мозаики
    Приложение 1. Ломоносовский проект монумента Петру I в Петропавловском соборе, 1758 г.

    ЛОМОНОСОВСКИЙ ПРОЕКТ МОНУМЕНТА ПЕТРУ I
    В ПЕТРОПАВЛОВСКОМ СОБОРЕ
    1758 г.

    1

    1758 г. апреля... — Доношение Ломоносова в Сенат о представлении им на утверждение проекта памятника Петра Великого.

    В Правительствующий Сенат

    От коллежского советника
    Михаила Ломоносова

    Покорнейшее доношение

    1

    По указу е. и. в. из Правительствующего Сената повелено мне соборную церковь святых апостолов Петра и Павла, состоящую в Санкт-Петербургской крепости, украсить мозаикою с моих заводов по приличности монумента в честь блаженныя и вечнодостойныя памяти царя императора Петра Великого, для чего в Академию Наук указ послан, дабы зделать проект оного монумента и украшения церкви мозаикою, снесшись со мною, и представить Правительствующему Сенату на апробацию.

    2

    В собрании Академии художеств, которому по определению Академической канцелярии велено было оной проект зделать, сочинены разные от разных оного собрания членов, того ради и я сочинил собственный проект и модель, что купно 190 с описанием и показанием примерной цены нижайше представляю и ожидаю милостивого повеления к произведению сего славного предприятия в действо, в котором я со всею ревностию неусыпные и всевозможные труды приложить усердствую.

    К сему доношению коллежский советник и профессор

    Михаила Ломоносов руку приложил.

    Апреля дня 1758 г.

    ЦГАД А, ф, 3-й департамент
    Сената, № 5482, л. 477.

    2

    1758 г. апреля 7. — Проект и смета Ломоносова для памятника Петра Великого.

    Проект, каким образом по моему мнению пристойно мозаикою украсить соборную церковь святых апостол Петра и Павла и построить в ней монумент в честь почивающих монархов; блаженныя и вечно достойныя памяти государя императора Петра Великого купно с любезною его супругою, великою государынею императрицею Екатериною Алексеевною, причем прилагается описание, каким образом намерен я сие досто- хвальное Высокоправительствующего Сената предприятие произвести в действие, так же показание прямой цены всего помянутого строения.

    Проект

    1

    Монументы строятся таким образом, что гробницы ставятся на приличных возвышениях в нишах, по пристойности украшенных, или под балдахинами, так же приличным образом убранными. Но, как известно, что обе государские гробницы положены вместе, и рознести их не должно, а в одном нише в стене поставить их за теснотою невозможно. Для того надлежит быть монументу на старом месте, и гробницам возвышенным на пьедестале, за тем, что без балдахина будет казаться все Ломоносовский проект монумента Петру I 1768 г. 191 весьма просто, и государским гробницам без покровения не прилично. А настенные украшения от них отделятся как нечто постороннее. Балдахин от стены должен простереться по малой мере на полторы сажени, которой будучи составлен из металла и мозаики для своей тягости требует надежного укрепления. Железные на верху связи и прицепы отнимут много красоты и всегда казаться будут ненадежны. Напротив того, столпы как по архитектуре придадут много красоты и великолепия, так и всегда будут безопасно тверды.

    2

    представляется при сем модель моей идеи, которой главные части суть следующие.

    3

    Две гробницы, составленные из мозаики наподобие зеленого аспида, оправленные позолоченным металлом, с возглавиями, из которых на одном держава со скипетром и с мечом, на другом держава ж со скипетром и оливною ветвию; внутренняя сторона возглавий покрыта императорскими мантиями. На внешних сторонах изображено у государя императора Петра Великого зашедшее' солнце с лучами своими из-под горизонта сияющее на его оставленные дела. У государыни императрицы Екатерины Алексеевны цвет солнечник,1 склоняющийся к зашедшему солнцу с увядающими листами.

    4

    Пиедестал, составленный из мозаики, наподобие камня порфира, оправленной серебром, где по сторонам на север — плачущая Россия в печальном одеянии руку держит на книге, в которой написано из плача Иеремиина: удалися от мене утешаяй мя и обращали душу мою. На запад — общая надпись обоим почивающим манархам на российском языке, на восток латинская, на полдень — урны и другие погребальные украшения.

    5

    У стены, на южной стороне меж столпами и пилястрами под архивольтом стоящие оба монаршеские партреты на возвышении, которое пунцовым бархатом прикрыто, государь на великие труды указует, обратись к государыне; она, одну руку приложив к сердцу, другую простирает к небу, с тем знаменуя, что божеское провидение все приведет к совершению. Наверху середи архиволта в сияющих лучах око божеского смотрения, внизу щиты с российскими гербами.

    6

    В куполе, на восточной стороне изображенное мозаикою отверстое небо и в нем божество во славе; на юг — Петра Великого, обновленного и просвещенного возносят к божию престолу вера и упование; на север — государыню императрицу Екатерину Алексеевну возносят благочестие и кротость; на запад — лик радующихся сил небесных. Особливо в лике святых внимают восходящим на небо святый апостол Петр и святая великомученица Варвара.

    7

    На трех фронтисписах в позолоченных гротесковых2 х рамах мозаикою представляются: 1. Слава, трубящая, и ногою поверженную смерть попирающая, в знак, что хвала Петрова бессмертна. 2. Вечность, пишущая дела его в нетленную книгу. 3. Правда, которая обыкновенно с солнцем изображается, возвышает рукою своею окруженное сиянием лучей солнечных государево проименование, великий, знаменуя, что он велик был по самой истинне.

    8

    На карнизе между фронтисписами четыре пары серебреных статуй: 1. Премудрость и мужество. 2. Трудолюбие и постоянство. 3. Правосудие и милосердие. 4. Любовь и верность, где ныне вместо их стоят серебреные кадильницы. Наверху императорская корона, которую окружают поставленные на контра- форсах кароны: великокняжеская и царств Казанского, Астраханского и Сибирского.

    9

    Восемь столпов, составленные из мозаики наподобие камня лазуря, стоят на порфировых пиедесталах, на которых аллегорические изображения, приличные к сему монументу. Возвышенного места, на чем монумент утвержден, паркет зделать из разноцветных камней.

    10

    Сие строение состовляет только один монумент,3 а ради особливаго изображения дел Петра Великаго нет на нем места. Того ради для представления оных и для украшения в сей церкви прилично составить мозаикою знатнейшие дела историческим образом между окнами, с прилогами из священного писания, а особливо от жития святых апостол Петра и Павла, из Евангелия и деяний апостольских, таким образом, чтобы в верхней части 'была гистория священная, соответствующая истории Петра Великаго, с приличными надписьми, которые подробно в следующих предлагаю.

    11

    Начатие службы великого государя, где представить его как двенадцатилетнего младенца в салдатском простом мундире с ружьем между рядовыми салдатами, перед ним брат его государь царь Иоанн Алексеевич и родительница государева с фамилиею и с патриархом уговаривают его, чтобы в свои чертоги возвратился и берег бы своего здоровья, он представляет, что должность его так требует. Наверху история как Христос Петра и прочих апостолов учит смирению; в разделении надпись, кто хощет быти из вас болий, да будет всем слуга. Внизу на панеле обстоятельство и год лапидарным штилем.

    12

    Избавление от стрельцов. Наверху ангел ведет Петра апостола из темницы. В разделении: Последуй мне. Внизу подпись лапидарная.

    13

    История строения начинающегося флота: над нею историяt как Христос ходит по морю: Петр апостол, простирая руку, говорит, повели ми по водам прейти. Что написать в разделении истории верхней от нижней. Внизу на филунге панеля лапидарным стилем обстоятельства и год начавшегося флота.

    14

    Взятие Азова: наверху — низвержение Симона Волхва, в разделении: именем Христовым да рассыплются от тебя вся темные силы. Внизу лапидарная надпись.

    15

    История отъезда государева в чужие край, отпуск дворянства и прием иностранных. Наверху — показание апостолу Петру с неба плащаницы с животными. В разделении: яже бог очисти ты не оскверни. То есть, несмотря на старой обычай, чтобы не сообщаться с иностранными. Внизу лапидарным стилем год и обстоятельства.

    16

    Зачатие и строение Санкт-Петербурга, Кронштата и Петергофа, наверху — разговор Петров после Преображения со Хри- Ломоносовский проект монумента Петру I 1758 г. 195 стом. В разделении: Господи сотворим здесь три сени —тебе, Маисею и Илии.

    Внизу — лапидарным стилем сень Христова, то есть пома- занникова столица Санкт-Петербург; сень морепроходца Моисея, Кранштат; сень отшельника Илии — уединение — Петергов.

    17

    Левенгауптская баталия: наверху апостол Петр пишущий и указующий на льва. В разделении: Сопастат наш, яко лев, ему же противитеся. Внизу лапидарный стиль, как у других.

    18

    19

    Учреждение Правительствующего Сената, надпись: в отмщение нечестивых, в похвалу благотворцев.

    20

    Турецкая акция, где особливо изобразить дымящееся ядро пушечное перед ногами государыни императрицы Екатерины Алексеевны, кругом — лагерь, турки и протчее. Надпись: благословенна ты господом богом твоим во всем жилище Ияков- ли, яко во всех языцех, иже услышат имя твое, возвеличится ими господь бог израилев тебе ради.

    21

    Ангутская баталия, над нею Петр, вовергнувший сети в море, Христос на берегу повелевающий. В разделении: поступи во глубину. Аки бы Христос Петру Великому сказал: не перевози галер по суху, но поступи оными во глубину сквозь флот шведской. Я тебе подам тишину.

    22

    Правление четырех флотов, наверху — Христос с Петром и другими апостолами в волнах плавает и повелевает быть тишине. В разделении: кто сей есть, яко море и ветры послушают его. Внизу также лапидарная подпись.

    23

    Баталия со Штенбоком.4 Надпись: наступиши и попереши льва.

    24

    Заключение мира со шведами, надпись: правда и мир обло- бызастася.

    25

    Учреждение Святейшего Синода, надпись: ты еси Петр, на сем же камени созижду церковь мою.

    26

    Взятие Дербента, надпись: от востока солнца до запада хвально имя господне.

    27

    Погребение государево. Сия картина будет чрезвычайна. По Неве реке, льдом покрытой, церемония в черных платьях, фа колы, балдахин, блистание от пальбы пушек, все сие видно сквозь падающий густой снег, которой при выносе общей печали соответствовал.

    28

    Около настенных историй прилично инкрустировать или выкласть стены, панели, пилястры и столпы до архитрава, также и каробки в окнах мозаичными составами наподобие

    Ломоносовский проект монумента Петру I 1758 г. 197 мраморов, какие за благо рассудятся. Сверх приличности требует сего и нужда, за тем что штукатурная обмаска внутрь церкви от стен отстала и полость внутри отдается, когда кто перстом поколотит, напротив того мозаичный убор мастикою много крепче пристанет.

    29

    Что надлежит до украшения мозаикою иконостаса и стен внутрь алтаря, о том ныне обстоятельного проекта дать не могу. Но токмо о том кратко должен упомянуть, что ныне стоящей иконостас мозаикою украшен быть не может затем, что 1-е. Весь зделан из дерева, которое для мозаики весьма не твердо и не долговечно. 2-е. Помянутой иконостас поставлен веема шатко, затем, что не укреплен беспосредственно к столпам, которые к тому зделаны. 3-е. Расположение иконостаса веема не пропорционально и многих образов нет, которым по обычаю нашей церкви быть должно.

    Описание, каким образом намерен я вышепоказанной проект производить в действие.

    30

    Представленную модель моей идеи отдать рассмотреть обер- архитектору, и что он к лутчему усмотрит, то все принять, поколику с главною идеею сходствовать будет5 и делать настоящую модель втрое величиною против представленной, чтобы каждую часть по архитектуре пропорционально и ясно выразить можно было.

    31

    Потом каждую часть сего строения, которая из металла состоять имеет моделировать из алебастру или из дерева в настоящей величине и, рассмотрев и исправив в моделе погрешности, потом делать из металла, что все осматривать обер- архитектору.

    32

    Живописные истории для мозаики отдать сперва проектировать и шкицировать красками каждую особливо от разных живописцев, которые искусны в исторической живописи, потом, выбрав лутчие шкицы, отдавать самым лутчим живописцам для написания оных историй в настоящей величине, с которой копировать мозаикою.

    33

    При шкицировании и писме историй, имею я живописцу показывать, что должно в главном пункте изобразить на каждой картине, например в Полтавской батальи представить государя императора Петра Великого, и как он по разбитии от шведов перваго баталиона Новгородскаго полку ввел сам персонально второй баталион онаго и поставил в линею, где неприятельские пули, как град летели, и шляпа у его величества на голове пробита.

    34

    живописцом должны быть двое, которые бы всегда были при мозаичном деле, и, видев неисправность копировщиков, тотчас им показывали, что должно исправить.

    35

    После первого шлифованья главный живописец имеет осматривать зделанную картину обстоятельно и неисправности показать точно, которые должно исправить, чтобы после поли- рованья не зделалось еще переделки.

    36

    Мозаичные составы класть плотно и крепко с надежною мастикою в медные сковороды, которых рно нарочно шерохо- Ломоносовский проект монумента Петру I 1758 г, 199 вато и переплетено крепкою медною проволокою часто, для того, чтобы за оное мастика крепко уцепилась и держала мозаичные составы.

    37

    Назади медные6 сковороды утверждать толстым полосовым железом наподобие решетки, чтобы медная сковорода не гнулась. К стене прикреплять железными засовами и оные заливать в ней мастикою.

    38

    Украшение стен, столбов, пилястров, коробок и панелей без медных сковород класть 7 в мастику, а чтобы твердо все у стены держалось, то местами через 3 или 4 кирпича вколачивать гвозди и решетить медною проволокою.

    39

    Монумент укрепить на полосовом железе. Столпы, карнизы, мулюры и все протчее, что мозаикою инкрустировано будет, ставить в медь, столпы внутри лить чугунные, тощие 8 по пропорции, фундамент из дикаго тесаного камня.

    40

    Рамы около истории на стенах медные с позолоченными лаврами или арматурами по приличности каждой истории.

    [41]

    Показание цены

    Для показания цены мозаичного дела должно исчислить, по чему обойдется квадратный фут мозаики по разным сортам материи мозаичной.

    На квадратной фут в дюйм толщиною надобно 22 фунта по 3 рубля.


    Макаров В.К.: Художественное наследие М. В. Ломоносова. Мозаики Приложение 1. Ломоносовский проект монумента Петру I в Петропавловском соборе, 1758 г.

    Работа за вытягивание, разрезывание, за приточку, вставку, шлифование, переплавку и полирование и на содержание фабрики по одной деньге с каждого.

    Макаров В.К.: Художественное наследие М. В. Ломоносова. Мозаики Приложение 1. Ломоносовский проект монумента Петру I в Петропавловском соборе, 1758 г.


    Макаров В.К.: Художественное наследие М. В. Ломоносова. Мозаики Приложение 1. Ломоносовский проект монумента Петру I в Петропавловском соборе, 1758 г.


    42

    В составлении всех вышеупомянутых мозаичных, живописных картин должно употреблять куски разной величины от четырех сортов.


    Макаров В.К.: Художественное наследие М. В. Ломоносова. Мозаики Приложение 1. Ломоносовский проект монумента Петру I в Петропавловском соборе, 1758 г.


    43

    Сия цена квадратного фута определяется еще на все живописные картины и есть примерная по самой важности и против римской веема много дешевлее. 9

    44

    Мозаичной живописи к монументу надобно 503 фута квадратных, а имянно:

    Макаров В.К.: Художественное наследие М. В. Ломоносова. Мозаики Приложение 1. Ломоносовский проект монумента Петру I в Петропавловском соборе, 1758 г.

    Макаров В.К.: Художественное наследие М. В. Ломоносова. Мозаики Приложение 1. Ломоносовский проект монумента Петру I в Петропавловском соборе, 1758 г.

    По 34 руб. — 37 за фут.

    Мозаичной живописи к монументу на 17 288 руб. 11 коп.

    На крустирование мозаичное наподобие разных марморов[?]

    Макаров В.К.: Художественное наследие М. В. Ломоносова. Мозаики Приложение 1. Ломоносовский проект монумента Петру I в Петропавловском соборе, 1758 г.


    45

    и дешевле зделать по самой малой мере пойдет серебряной латуни около 400 квадратных футов, ежели литого не будет, и считая толщину близь полтинника, пойдет в квадратный фут серебра полтора фунта и всего будет 600 фунтов (или 15 пуд) по 20-ти копеек золотник 11 и с работою всего 12 000 рублев.

    46

    Позолоты будет десятая доля, то есть близь сорока квадратных футов, 20 червонных считая на фунт станет около тысячи рублев.

    47

    Итак, строение монумента обойдется со всем около тридцати тысяч рублев, а ежеле толщины серебра прибавить собла- говолено будет особливо для литых статуй, то можно все исправить в сорок тысяч рублев.

    48

    Настенные исторические картины

    Макаров В.К.: Художественное наследие М. В. Ломоносова. Мозаики Приложение 1. Ломоносовский проект монумента Петру I в Петропавловском соборе, 1758 г.

    Рамы медные с позолоченными лаврами

    Макаров В.К.: Художественное наследие М. В. Ломоносова. Мозаики Приложение 1. Ломоносовский проект монумента Петру I в Петропавловском соборе, 1758 г.


    49

    Ежели соблаговолено будет инкрустировать мозаикою столпы, пилястры, коробки, стены и панели в церкви, кроме олтаря, до архитравов, всего около 14 700 футов квадратных по 2 руб. 72 копеек будет всего 39 924 рубли.

    50

    На железо и на другие укрепления и с работою надобна около тысячи рублев и так все сие строение станет


    Макаров В.К.: Художественное наследие М. В. Ломоносова. Мозаики Приложение 1. Ломоносовский проект монумента Петру I в Петропавловском соборе, 1758 г.

    Михайло Ломоносов.

    Апреля 7 дня 1758 года.


    ЦГАД А, ф. 3-й департамент Сената, 5482, лл. 478—489
    Документ переписан неизвестной рукой и выправлен рукой
    М. В. Ломоносова.

    Примечания

    1. Подсолнечник

    3. Слово исправлено Ломоносовым.

    4. Победа Петра I над шведским фельдмаршалом Магнусом Стен- боком в 1713 г. в Голштинии.

    5. Слова сходствовать будет написаны рукою Ломоносова.

    6. Слово медные написано рукою Ломоносова.

    8. Полые.

    9. Слово исправлено Ломоносовым.

    10. Слова квадратных фута написаны рукою Ломоносова.

    11. Слово золотник написано рукою Ломоносова.