• Приглашаем посетить наш сайт
    Карамзин (karamzin.lit-info.ru)
  • Макаров В.К.: Художественное наследие М. В. Ломоносова. Мозаики
    Предисловие

    ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ
    М. В. ЛОМОНОСОВА
    МОЗАИКИ

    Макаров В.К.: Художественное наследие М. В. Ломоносова. Мозаики Предисловие

    «Петр I». Мозаика работы М. В. Ломоносова. 1754 г.
    Государственный Эрмитаж.

    ПРЕДИСЛОВИЕ

    Художественное наследие М. В. Ломоносова в области изобразительного искусства не было до сих пор достаточно изучено и не получило надлежащей оценки.

    Мы не имели подробной, законченной истории ломоносовской мозаичной мастерской и основанного на документах полного списка вышедших из нее произведений. Между тем, «В мозаичных портретах и картинах, можно сказать, синтезировался весь Ломоносов с его глубокими и конкретными химическими знаниями, техническим уменьем, гипотезами о свете, оптической и художественной зоркостью к цвету. . .».1

    Публикуемая работа заполняет указанный пробел. В ней дана исчерпывающая характеристика деятельности Ломоносова-мозаичиста и показано значение этой деятельности как одного из крупнейших явлений истории русского искусства XVIII в.

    ей римской мозаики, стремившейся к точной копии станковых картин, ломоносовская мозаика отмечена чертами монументальной живописи, стоящей на службе важных общественных задач. Этим она близка нашей эпохе.

    Работа В. К. Макарова, критически использовавшая всю литературу, существующую по данному вопросу, в основном построена на архивном и вещественном материале. Автор нашел новые ценнейшие документы, а также обнаружил ряд затерянных мозаик Ломоносова и его мастерской. Большой интерес представляет освещение деятельности нескольких незаслуженно забытых художников-мозаичистов, учеников Ломоносова: Матвея Васильева, Ефима Мельникова и других. Особое место в книге занимает Каталог-исследование всех ломоносовских мозаик.

    В разделе книги «Приложения» печатается ряд неопубликованных доныне документов, в числе которых — записка Я. Я. Штелина «О мозаике», по-новому освещающая тяжелые условия, в которых Ломоносову приходилось создавать мозаичное дело в России.

    В целом перед нами новая глава истории русской художественной культуры XVIII века.

    М. Доброклонский.

    «М. В. Ломоносов». Сб. «Люди русской науки», I, ОГИЗ, 194S, стр. 76.

    Раздел сайта: