Ломоносов был крупнейшим историком своего времени
Его основные сочинения — “Древняя Российская история” (ч. 1-2, 1766), замечания на диссертацию Г. Ф. Миллера “Происхождение имени и народа российского” (1749-50) и “Краткий российский летописец” (1760).
Ломоносов написал “Замечания на “Историю…” Вольтера” (1757-60, изд. 1829) и на “Сибирскую историю” Г. Ф. Миллера (1751); “Краткое описание разных путешествий по северным морям…” (1763).
Исторические взгляды Ломоносова формировались в острой борьбе против норманнской теории, отрицавшей самостоятельное развитие русского народа. Ломоносов разработал историческую концепцию, в которой подчеркивал решающую роль Православия, Самодержавия и духовно-нравственных ценностей русского народа в формировании Российского государства; не изолировал отечественную историю от европейской, выявлял черты сходства и различий в исторической жизни разных народов.
1-й период — “век древний до Рурика”. Ему посвящена 1-я ч. “Древней Российской истории”, в которой доказывается, что создателями Киевского государства являлись не скандинавские завоеватели, а местные, в основном славянские и отчасти чудские (угро-финские) племена.
2-й — от призвания Рюрика до смерти Ярослава I, ему посвящена 2-я ч. “Древней Российской истории”.
3-й — до нашествия Батыя.
4-й период (до княжения Ивана III) Ломоносов выделил в соответствии с утверждением, нарушением и восстановлением политического единства (“самодержавства”) и успехами Руси в борьбе против иноземных захватчиков.
— усиление Русского государства в связи с присоединением новых народов на востоке и западе страны.
6-й период (от Петра I до Елизаветы Петровны) — превращение России в могучую европейскую державу на основе начавшегося просвещения российского народа.
Выдвинутая Ломоносовым теория славяно-чудского происхождения Древней Руси была принята позднейшей историографией.