• Приглашаем посетить наш сайт
    Цветаева (tsvetaeva.lit-info.ru)
  • Ломоносов и науки
    Ломоносов и его вклад в развитие философии

    Ломоносов и его вклад в развитие философии

    Воспитанник Славяно-греко-латинской академии, Ломоносов осваивал философскую науку в духе аристотелизма. Он высоко ценил философию Декарта, Лейбница, Кларка, Локка. На формирование его «корпускулярной философии» большое влияние оказала философская сиcтема Х. Вольфа, хотя сам мыслитель считал, что его теория расходится с монадологией Вольфа.

    Ломоносов отводил философии функцию своеобразного методологического начала, содействующего проникновению в «сущность вещей», в тайны материи. Именно философия, полагал он, является надежным средством понимания мироздания, природы, строения лежащих в их основе начал. Эта идея была реализована Ломоносовым и в проекте Московского университета: философия преподавалась всем студентам университета, поскольку трёхгодичное обучение на философском факультете являлось необходимым условием продолжения образования на медицинском и юридическом факультетах.

    Проект Московского университета предусматривал на юридическом и медицинском факультетах по три профессора, а на философском – четыре (Ломоносов предлагал шесть, но Шувалов сократил до четырёх, объединив некоторые специальности): «профессор философии обучать должен логике, метафизике и нравоучению», профессор физики – «физике, экспериментальной и теоретической», «профессор красноречия для обучения оратории и стихотворству» и «профессор истории для показания истории универсальной и российской, також древностей и геральдики». Философию считали матерью всех наук: она включала в себя гуманитарные и ряд естественнонаучных дисциплин, которые позднее развились в самостоятельные области знания, получая свою «прописку» на отдельных факультетах Московского университета. Этот процесс продолжается и по сей день.

    – «элементов» (атомов), объединённых в «корпускулы» (молекулы). Корпускулы – это физические частицы, которые в свою очередь также являются телами, а поэтому состоят из определенного количества материи. Они разнородны, различаются массою и фигурою или тем и другим одновременно. Корпускулы находятся в движении и подчиняются механическим законам. Путем многочисленных экспериментов и рассуждений Ломоносов пришел к выводу, что все химические и физические явления производны от движения корпускул, которые обладают протяжённостью, силой инерции и фигурой. Сами корпускулы по степени сложности подразделяются на несколько видов. Есть корпускулы, которые можно охарактеризовать, как простейшую структуру, в этом она равна понятию «элемент». Среди них могут быть первичные, состоящие из элементов, и производные, полученные путем сложения из меньших корпускул. Фактически введение градации корпускул отвечало делению частиц на молекулы и атомы. Получалась вполне стройная система природы, в которой всё было закономерно. Природа оказывалась единым взаимосвязанным целым, в котором всё было детерминировано движущейся материей. Логически отсюда вытекал принцип сохранения материи и движения, который Ломоносов сформулировал в письме к Л. Эйлеру (1748).

    В работе «О слоях земных» (1763) Ломоносов выдвинул догадку об эволюции растительного и животного мира и указал на необходимость изучения причин изменения природы. Ломоносов считал, что торф, почва, каменный уголь, нефть, янтарь возникают из ныне не существующих живых существ, а это значит, что живая природа меняется. Это эволюционное заключение было революционным для российской науки.

    Ломоносов жил в такую эпоху, когда быть атеистом было практически невозможно. И, естественно, он был религиозным человеком. Однако великолепная эрудиция, здравый смысл исследователя и огромный экспериментальный опыт сделали из него естественнонаучного материалиста.

    «метод философствования, опирающийся на атомы», не отвергает Бога-творца, «всемогущего двигателя». Нет никаких других начал, «которые могли бы яснее и полнее объяснить сущность материи и всеобщего движения». Отводя в познании большое место опыту, Ломоносов в то же время полагал, что лишь соединение эмпирических методов с теоретическими обобщениями может привести к истине.

    Разделы сайта: