• Приглашаем посетить наш сайт
    Гаршин (garshin.lit-info.ru)
  • Буторина Т. С.: Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века
    IX. Становление педагогики высшей школы в России и М. В. Ломоносов

    IX. Становление педагогики высшей школы в России и М. В. Ломоносов

    Изучение данного вопроса следует осуществлять на основе анализа сочинений ученого и документов по организации высшего образования, которые он разработал. М. В. Ломоносов изложил свои идеи в таких материалах, как "Всенижайшее мнение о исправлении Санктпетербургской Академии наук. 1755 г.", "Записка о необходимости преобразования Академии наук 1758 – 1759", "План регламента, проект штата, перечень привилегий и программа инаугурации академического университета. 1759", "Проект привилегий Академии наук 1764", "Предложение об устройстве и уставе Петербургской Академии наук 1764" и др.

    В них он сравнивал развитие образования в странах Западной Европы и в России в XVIII веке и отмечал отставание русской высшей школы. Созданная в 1725 г. Академия наук по замыслу Петра I должна была заниматься не только научной, но и учебной работой.

    Для этого необходимо было использовать имевшиеся при ней гимназию и университет. Академики обязывались читать в них публичные лекции, вести с молодыми людьми учебные занятия. Предполагалось, что каждый ученый напишет на латинском языке своеобразное руководство для студентов по определенной науке. Для более успешной подготовки русских специалистов Петр I считал необходимым привлечь к работе в Академии таких людей, "которые из славянского народа, дабы могли удобнее русских учить" [1, т. 1, с. 25]. П. П. Пекарский отмечал, что это повеление императора пытались выполнить. Русскому дипломату в Вене г. Ланчинскому было предложено отобрать "двенадцать студентов, способных, хорошего поведения и знающих по славянски и по чешски". На это послание был получен ответ, в котором дипломат сообщал, что "в Венском университете не процветают математические науки и только по части гуманиора и медицины можно найти людей, в каких нуждается Академия. Впрочем, по словам Ланчинского, славянский язык весьма мало в употреблении у студентов, так как им пренебрегают даже те, которые происходят из славян".

    К моменту прихода М. В. Ломоносова в Академию университет, подобно академической гимназии, влачил жалкое существование. С горечью констатировал М. В. Ломоносов, что до сих пор "университетский регламент не сочинен, хотя много трудов профессорских и времени положено".

    Анализируя положение дел в Академическом университете и стремясь обеспечить страну молодыми русскими учеными, М. В. Ломоносов пришел к идее создания университета в Москве.

    Для основания университета в Москве были особые условия, отсутствовавшие в Петербурге [2]. Выступавшая в истории нашей страны инициатором объединения народа в единое государство, организатором его борьбы за освобождение от иноземного ига, Москва в середине XVIII века стала крупнейшим русским городом, расположенным в наиболее населенной и культурной части страны. Древняя столица сохранила свое значение центра всей России. Москву отличало наличие фабрик и кустарных мастерских. Крупнейшим предприятием считался Московский суконный двор, на котором работали сотни рабочих. Москва была большим торговым центром страны, связанным с отдельными частями России многочисленными речными и сухопутными дорогами.

    Важной особенностью культурной жизни Москвы являлось наличие в ней некоторых учебных заведений, двери которых были открыты для простых людей. Так, "Спасские школы" пополнялись разночинцами и долгое время служили главным источником, поставщиком школьников и студентов для академического университета в Петербурге.

    Как бывший воспитанник Славяно-греко-латинской академии, М. В. Ломоносов был хорошо осведомлен об условиях создания в Москве первого русского университета. Это отразилось в "доношении" об основании университета в Москве, которое было внесено в Сенат, несомненно, на основании данных, полученных от М. В. Ломоносова (М. Т. Белявский). В "доношении" указывались следующие преимущества Москвы для устройства в ней университета: 1) великое число в Москве живущих дворян и разночинцев, 2) положение столицы в середине Русского государства,3) дешевые средства к содержанию, 4) обилие родства и знакомства у студентов и учеников, 5) великое число домашних учителей, содержимых помещиками в Москве". Учреждение университета рассматривалось в "доношении" как одна из необходимых мер для подготовки образованных людей не только из среды дворянства, но и разночинцев. Разработке ломоносовской программы высшей ступени обучения способствовал личный опыт ученого по руководству академическим университетом и гимназией.

    за улучшение материальнобытовых условий преподавателей и студентов. М. В. Ломоносов раскрыл не только основные требования к высшему образованию, но и одновременно с этим изложил основы педагогики высшей школы.

    Характерной чертой ломоносовской программы развития университетов было то, что она основывалась на идее демократизации высшего образования. Это прежде всего проявилось в решении вопроса отбора студентов. В работе "Всенижайшее мнение о исправлении Санктпетербургской Академии наук" (1755) М. В. Ломоносов показал, что "произведению и размножению ученых людей в России" мешает запрещение учиться "на казенный счет" посадским и крестьянским детям, "будто бы сорок алтын толь великая и казне тяжелая была сумма, которой жаль потерять на приобретение ученого природного россиянина, и лучше выписывать! Довольно бы и того выключения, чтобы не принимать детей холопских". "Приращение наук", по его мнению, тормозится малым количеством школьников и студентов, М. В. Ломоносов правильно считал, что в гимназии должно обучаться в несколько раз больше человек, чем в университете. "Не всякий школьник произотти может в студенты, как не всякий студент – в профессоры". В других государствах, отмечал М. В. Ломоносов, в университетах насчитываются тысячи студентов. В русском университете "почти никого не бывает", т. к. отсутствуют его статус, программа, четкое организационное построение, привилегии. Его возмущало такое положение, при котором в России не могли учиться многие одаренные люда из низких сословий, "положенные в подушный оклад". М. В. Ломоносов отмечал, что "другие европейские государства наполнены людьми учеными всякого звания, однако ни единому человеку не запрещено в университетах учиться, кто бы он ни был, и в университете там студент тем почетнее, кто больше научился, а чей он сын в том нет нужды".

    М. В. Ломоносов был сторонником внедрения в университетское образование идей народности и бессословности. Народность выражалась в том, что преподавание в университете велось преимущественно на русском языке, появилась значительная группа русских профессоров, боровшихся за развитие науки, национальное просвещение и демократическую педагогику. Так, Московский университет не был привилегированным учебным заведением. Весь первый состав студентов состоял из разночинцев [3, с. 138].

    Демократизм и народность М. В. Ломоносова проявились и в решении им такого вопроса, как выпуск "комментариев" Академии и печатания всех диссертаций в русском переводе [4, т. 10, с. 239]. До представления М. В. Ломоносовым в Канцелярию специального документа от 3 февраля 1761 года все научные статьи и их "сокращения" публиковались на латинском языке. Этим ограничивался доступ к науке людей, стремящихся к образованию. По мнению М. В. Ломоносова, краткие изложения научных трудов должен составлять сам автор. Важным условием действенности выпусков ученый считал регулярность и быстроту появления. Такое оперативное издание позволит студентам быстрее знакомиться с трудами профессоров, и "общество российское не останется без пользы".

    До М. В. Ломоносова студентов обучали на немецком и латинском языках. "Ломоносов, Крашенинников и другие передовые русские ученые прекрасно понимали, что без перехода на русский язык нечего и думать о сколько-нибудь широком распространении образования, о его доступности и демократизации. Поэтому вопреки упорному сопротивлению русских и иностранных реакционеров Ломоносов добился того, чтобы в Московском университете лекции читались русскими профессорами только на русском языке" [5, с. 111].

    "Бразды университетского правления должны быть вручены проректору, который избирается ежегодно из числа профессоров и которого за его особые труды следует почтить более значительным повышением жалованья против обычного" [4, т. 10, с. 123]. Университет должен быть автономен, освобожден от полицейского постоя, сборов, иметь свой суд.

    Ведущим принципом ломоносовской программы был принцип научности в высшем образовании. Перед университетами М. В. Ломоносов ставил в качестве главной задачи развитие науки (особенно в области философии, истории, русской грамматики, права, медицины) и популяризацию научных знаний через печать, лекции, диспуты, работу библиотек и т. д. [3, с. 139].

    По мнению М. В. Ломоносова, университеты должны быть ведущими в стране научно-учебными центрами, которые бы оказывали решающее влияние на развитие науки и распространение просвещения в России. Поэтому при разработке плана создания Московского университета он определил не только его структуру, перечень факультетов, но и количество профессоров, состав дисциплин, которые следовало изучать: "Профессоров в полном университете меньше двенадцати быть не может в трех факультетах. В Юридическом три:

    1. Профессор всей юриспруденции вообще, который учить должен натуральные и народные права, также и узаконения Римской древней и новой империи.

    2. Профессор юриспруденции российской, который, кроме вышеописанных, должен знать и преподавать внутренние и государственные права.

    " [4, т. 10, с. 513].

    М. В. Ломоносов раскрыл такой важный вопрос, как содержание образования в высшей школе. На медицинском факультете М. В. Ломоносов считал необходимым иметь три доктора и профессора (химии, натуральной истории, анатомии), на философском шесть (философии, физики, ораторики, поэзии, истории, древностей и критики).

    М. В. Ломоносов по-новому предложил осуществлять юридическое образование, ввел преподавание русского права. На медицинском факультете внедрил изучение химии, естественной "натуральной" истории. Базой для других факультетов являлся философский, где предлагалось изучать философию, физику, красноречие, поэзию” историю, классические языки и литературу. Лишь окончив его, можно было переходить на другие факультеты.

    В 1759 г. в "Плане регламента, проекте штата" академического университета М. В. Ломоносов предложил открыть одиннадцать кафедр вместо пяти по штату 1747 г. Для Московского университета в 1754г. он планировал двенадцать кафедр. Основным отличием плана 1759г. было разделение университета на три факультета и студентов на три класса (курса). Своеобразной была программа обучения, которую разработал ученый. Он включил для изучения русское право, химию, ботанику, анатомию и восточные языки. Они не были предусмотрены регламентом 1747 г. В отличие от программы Московского университета в данном проекте (1759 г.) М. В. Ломоносов перераспределил отдельные дисциплины по кафедрам, включил ботанику, добавил математику, восточные языки.

    В 1764г. М. В. Ломоносов публикует "Предположения об устройстве и уставе Петербургской академии". В § 8 данного документа он углубил собственное понимание вопросов содержания высшего образования: "Для сохранения людского здоровья и для попечения о нем нужно основать факультет медицинский. Для увеличения общественного благосостояния и для создания разных жизненных благ необходимо устроить факультет философский. На Юридическом факультете должны быть лекции: 1) исторические, для ознакомления с правом народов, что в других местах напрасно относят к ведению факультета философского; 2) по практической философии; 3) по политике; 4) по публичному и частному праву; 5) русское право. На Медицинском факультете должны читаться: 1) анатомия с физиологиею; 2) химия; 3) ботаника; 4) практическая медицина. На Философском факультете следует обучать слушателей: 1) обоим красноречиям; 2) должен быть прочитан курс всеобщей философии; 3) также математики; 4) должна быть изложена экспериментальная и догматическая физика; 5) механика; 6) астрономия" [4, т. 10, с. 123].

    "Так во всех университетах деление на факультеты бывает сообразовано с государственными учреждениями, то и здесь, отказавшись от богословского круга наук в пользу Святейшего Синода, каковые науки преподаются только в подведомственных ему школах..." [4, т. 10, с. 123].

    В "Плане регламента, проекте штата" академического университета от июля 1759 г. М. В. Ломоносов еще раз вернулся к вопросу о светскости образования: "Духовенству к учениям, правду физическую для пользы и просвещения показующим, не привязываться, а особливо не ругать наук в проповедях" [4, т. 9, с. 539].

    Основанием для функционирования факультета ("главным основанием"), по мнению М. В. Ломоносова, должна являться общественная потребность в кадрах. При установлении числа университетских кафедр следовало исходить не из количества имеющихся в данное время кандидатов, пригодных для замещения профессорских вакансий, а из потребностей страны. Это необходимо для того, чтобы "план университета служил во все будущие годы". Выдвигая его, М. В. Ломоносов использовал опыт организации европейских университетов, личный опыт обучения во Фрейберге и Марбурге.

    Опираясь на практику гимназического образования, М. В. Ломоносов стремился не только решить проблемы содержания образования в университете, его структуры, но и предложить четкую организацию учебного процесса (составление расписания, чередование предметов и т. д.).

    Качество обучения зависит от преподавателя, его подготовки. Поэтому М. В. Ломоносов был сторонником того, чтобы отбирать для преподавания в университете ученых, способных "не только сообщить учащимся известное, но исследовать и открывать то, что еще неведомо". По мнению М. В. Ломоносова, важна расстановка научных кадров для избежания перевеса или отставания в какойлибо области.

    "Ради поощрения в ученых ревности к занятиям, следует выбирать и утверждать университетских профессоров из числа академиков с тем, чтобы они поучали студенческую молодежь..." [4, т. 10, с. 123]. М. В. Ломоносов первым предложил принципиально новый подход к комплектованию научно-педагогических кадров высшей школы, который основан на принципе выборности. Это давало возможность отбирать для работы в университете действительно достойных людей. Кроме того, именно М. В. Ломоносов впервые высказал идею о соединении преподавательской и научной деятельности. Ему удалось претворить ее в жизнь. В этом состоит огромная заслуга М. В. Ломоносова как ученого, педагога, организатора образования.

    В "Записке о необходимости преобразования Академии наук" (1758 – 1759 гг.) М. В. Ломоносов проанализировал требования к личности ученого и преподавателя высшей школы.

    М. В. Ломоносов был сторонником увеличения числа преподавателей русского происхождения. При этом "природные россияне" должны иметь солидную научную подготовку. Кроме того, подлинным педагогом может быть лишь гражданин-патриот, преданный науке, просвещению. М. В. Ломоносов указывал, что для исправления дел в Академии и университете нельзя допускать властвования над наукой малоученым людям, "чужестранным", в которых "некоторое к ученым россиянам недоброжелательство примечено". Он ратовал за содружество ученых как в научной, так и преподавательской деятельности. "Вольность и союз наук необходимо требуют взаимного сообщения и беззавистного позволения в том, что кто знает упражняться. Слеп физик без математики, сухорук без химии".

    Раскрытию психолого-педагогического механизма методики чтения лекций посвящена работа М. В. Ломоносова о возбуждении, утолении и изображении страстей в "Кратком руководстве к красноречию" [4, т. 7, с. 89-378]. Он разработал педагогические, психологические и методические приемы воздействия на слушателей для достижения положительных результатов в обучении. М. В. Ломоносов одним из первых показал колоссальные возможности лекции как метода преподавания в высшей школе. Он указывал, что все это возможно достичь лишь "искусному ритору". По существу, М. В. Ломоносов обозначил проблему педагогического мастерства преподавателя вуза.

    Важным разделом ломоносовской программы следует назвать ее положения о методической оснащенности преподавания. М. В. Ломоносов подготовил ряд работ, которые служили для нескольких поколений студентов основными учебными пособиями по физике, химии, риторике, красноречию, истории и другим дисциплинам.

    значение практическим и лабораторным методам обучения. Не умаляя роли словесных методов, М. В. Ломоносов выделял поисково-исследовательские методы обучения. Он предлагал студентам проводить собственные исследования, учиться выдвигать гипотезу, делать теоретические обобщения. Заботясь о расширении научного и практического кругозора молодых людей, М. В. Ломоносов, например, ввел новый способ изучения химии, соединив теоретические лекции с практическими занятиями и проведением экспериментальных исследований. В работе "Введение в истинную физическую химию" он описывал методику организации таких занятий, указав последовательность действий обучающихся: "1) определять удельный вес химических тел; 2) исследовать взаимное сцепление частей: а) путем излома, б) путей сдавливания, в) путем стачивания на камне, г) для жидкостей – путем счета капель; 3) описывать фигуры кристаллизующихся тел; 4) обрабатывать тела длительным нагреванием при помощи Папиновой машины; 5) всюду наблюдать градусы теплоты; 6) изучать тела, особенно металлы, продолжительным растиранием. Одним словом, я предлагаю сделать попытку исследовать все, что может быть изучено, взвешено и определено математической практикой" [4, т. 2, с. 573-577]. Заботясь о расширении научного и практического кругозора молодых людей, М. В. Ломоносов знакомил их с научными основами производства.

    Фактически первым в истории русской педагогики он внедрил элементы политехнического образования в практику обучения. Так, в "Ордере Я. -Ф. Шмидту о практических занятиях по геодезии с геодезистами и студентами географического департамента" от 5 июня 1762 г. [4, т. 9, с. 255-256] М. В. Ломоносов рекомендовал ввести три практических занятия по предмету в неделю, используя для этого разные точки города. Этим формировались практические умения и навыки у студентов, творчество, исследовательские качества.

    В учебной работе университета применялись разнообразные методы преподавания. Большинство профессоров стремились дать своим слушателям прочные, основательные знания. Главной формой обучения считались лекции. "Профессорские лекции делились на публичные и приватные. Каждый профессор обязан был ежедневно (кроме воскресения и субботы) не менее двух часов читать публичные лекции для всех слушателей. На эти лекции стекалось большое количество слушателей (среди которых было немало женщин). Профессора читали лекции по учебникам, утвержденным университетской конференцией. Приватные курсы читались для желающих" [3, с. 144-145]. Кроме лекций, преподаватели применяли практические занятия: переводы, сочинения, занятия в анатомическом театре, выполнение практического задания непосредственно на местности и т. д.

    Среди методов обучения студентов особое место занимали диспуты. Они проходили в последнюю субботу месяца. В конце каждого полугодия перед наступлением вакаций диспуты проводились публично, в присутствии любителей наук. "Диспуты оказывали положительное влияние на развитие студентов. Они воспитывали активность, волевые качества, развивали память" [3, с. 144].

    Широкая организация диспутов на разные научные темы, чтение профессорами публичных лекций отражали общественный характер деятельности университета.

    "крайнее прилежание" к наукам. Занятые учебой, студенты не должны следовать никаким устремлениям, "чтобы рачение к учению урон или малое ослабление потерпело". М. В. Ломоносов советовал им беречь "золотое младых лет время" и упорно заниматься наукой. Он рекомендовал формировать в студентах прежде всего патриотизм, потребность жить "для пользы Отечества".

    М. В. Ломоносов был сторонником воспитания таких качеств, как скромность, вежливость, уважение к старшим, друг к другу, честность, дружелюбие. Он выделял особо трудолюбие, прилежание, упорство, целенаправленность. Источником нравственных знаний Ломоносов считал общение студентов друг с другом, с преподавателями, ограждение молодежи от людей с нравственными изъянами, от которых "учтивым поступкам научиться нельзя".

    Особое внимание уделялось осуществлению индивидуального подхода к студентам, способным молодым людям. Так, в "Рапорте в Канцелярию АН об успехах студентов, занимавшихся под руководством Ломоносова поэзией и химией" от 5 февраля 1753 года [4, т. 9, с. 442-443], он писал, что особые успехи в поэзии обнаружил Николай Поповский. Он сочинял стихи по заданным Ломоносовым темам, овладевал искусством перевода. В связи с успехами в учении он рекомендовал отделить Поповского "от общежития и от других студентов" квартирой, чином, жалованьем. В августе 1753 г. под влиянием М. В. Ломоносова И. И. Шувалов вмешался в определение судьбы Н. Поповского. Он был назначен конректором Академической гимназии, т. е. помощником ректора и руководителем "верхнего латинского класса" [СПбФ ИРИ РАН, ф. 3, оп. 1, № 464, л. 501]. В 1755 году Н. Поповский переводится на службу в Московский университет и становится его профессором.

    При осуществлении индивидуального подхода к студентам M. В. Ломоносов советовал чаще всего использовать методы поощрения. Так, например, он хлопотал о прибавке жалованья И. Лепехину [СПбФ ИРИ РАН, ф. 3, оп. 1, №152, лл. 69, 71], который впоследствии стал известным ученым-путешественником, академиком Петербургской АН.

    Сохранилась выписка из журнала Канцелярии АН "о награждении некоторых студентов шпагами" [СПбФ ИРИ РАН, ф. 3, оп. 1, № 527, л. 194]. В 1750 г. президент Академии К. Г. Разумовский на публичной ассамблее наградил шпагами двенадцать студентов "за прилежное обучение и за добрые поступки" [СПбФ ИРИ РАН, ф. 3, оп. 1, № 145, л. 106], что стало традицией, и студенты очень дорожили этим. Ее поддержал и М. В. Ломоносов.

    Он отметил, что за последние четыре года в студенты произведено двадцать человек. Семь из них показали особые успехи, поэтому М. В. Ломоносов рекомендовал послать их за границу для продолжения образования. В этих целях он предложил на каждого студента выделять годовое жалованье в триста рублей, а при переездах увеличивать его до четырехсот. М. В. Ломоносов доказывал необходимость обучения за границей "природных россиян" и определил количество их: не менее десяти человек за пять лет. Такая мера позволяла подготовить способных русских ученых и отказаться от приглашения иностранных специалистов.

    При разработке программы высшего образования М. В. Ломоносов особо выделил вопрос о создании хорошей материальной базы для преподавания. По его настоянию, например, в Московском университете работали: библиотека, физический кабинет, химическая лаборатория, минералогический кабинет и др. В них имелись хорошие условия для проведения научных исследований, практических работ профессоров и студентов. За создание подобных условий М. В. Ломоносов боролся и в академическом университете.

    Большое значение в народном просвещении имело открытие при университете типографии. Это позволило Московскому университету с 1755 года развернуть огромную работу по изданию учебной, научной, философской, общественно-политической и художественной литературы и начать с этого же года издание второй газеты в России – "Московские ведомости" [5, с. 112]. В типографии были изданы произведения Шекспира, Мольера, Гольдони, Сервантеса, Яна Амоса Коменского, Руссо, Вольтера, Дидро, Шиллера и др. Систематически и быстро издавались речи и "слова" профессоров, которые произносились на торжественных собраниях в честь официальных дат. Передовые ученые сумели превратить их в трибуну для пропаганды научных идей.

    Особой проблемой в те годы было снабжение студентов учебниками. 18 мая 1761 года Ломоносов подготовил определение в Канцелярию АН о новом порядке снабжения студентов и гимназистов учебниками [4, т. 9, с. 579-580]. По предложению С. К. Котельникова разрешалось выдавать и даже выписывать из-за границы учебники без обращения с этим вопросом в Канцелярию. Начиная с мая 1761 года, выдача книг со склада стала производиться в упрощенном порядке.

    Для студентов точно так же, как и для гимназистов, было подготовлено общежитие, организовано питание и снабжение одеждой. М. В. Ломоносов регулярно ездил в общежитие и наблюдал за жизнью, порядком, отношением к учению молодых людей.

    "Регламент Академии наук". Этот документ, по его мнению, должны были разрабатывать люди, основательно научно подготовленные через обучение как в России, так и в других государствах, быть "природными россиянами" или отданными "в российское подданство вечно", не быть участниками "нынешнего испорченного академического состояния", не иметь родственников в академической службе. В "Регламенте" М. В. Ломоносов представлял Академию, университет и гимназию как единое целое. Он был сторонником преемственности и содержательного единства среднего и высшего образования и боролся за создание системы подготовки научных кадров российского происхождения, которая бы отвечала социально-экономическим потребностям страны.

    Как организатор высшего образования, М. В. Ломоносов отстаивал идею обязательности инаугурации университета. Это западноевропейская традиция, без которой учебное заведение не могло признаваться университетом, а присужденные им ученые степени обесценивались. Он стремился придать университету международный вес, равноправность с зарубежными учреждениями.

    М. В. Ломоносов добивался, чтобы выпускники отечественного университета имели высокий статус среди иностранных ученых. По его мнению, инаугурация должна "воодушевить университет на успех", привлечь способную молодежь к учению.

    В ломоносовской программе высшего образования большой интерес представляет перечень университетских привилегий. Он считал, что университет должен иметь право присуждать ученые степени ("градусы"), а университетские должности следует приравнять к чинам, установленным "Табелью о рангах", избавить Академию и университет от вмешательства полиции. Заботясь о хорошем материальном положении академиков, ратовал за создание благоприятных условий для проведения научной деятельности. М. В. Ломоносов предложил узаконить по принципу других стран каникулы с сохранением преподавателям жалованья. Он высказал мысль о пожаловании Академии "особой мызы" с землями и угодьями, где бы академики могли проводить летний отдых, вести физические наблюдения, устраивать опыты. Он предлагал улучшить материальные условия жизни семей ученых, вдов и их детей, заботился о сохранении здоровья всех членов Академии. При этом М. В. Ломоносов подчеркивал, что все эти "свободы и преимущества" направлены на пользу и расцвет русской науки.

    Как основоположник системы высшего образования в России, М. В. Ломоносов внес неоценимый вклад в ее теоретическую и практическую разработку. Ему принадлежит приоритет в рассмотрении вопросов педагогики высшей школы. М. В. Ломоносов сам являлся образцом преподавателя, был великолепным лектором, владеющим различными методами обучения и воспитания. В этом состоит его непреходящее значение как педагога.

    1. Пекарский П. П. История Академии наук в Петербурге. - СПб., 1870, 1873.

    2. История АН СССР (1724 - 1803) /Гл. ред. К. В. Островитянов. - М.; Л: АН СССР, 1958.

    3. Бобровникова В. К. Педагогические идеи и деятельность М. В. Ломоносова. - М.: АПН СССР, 1961.

    4. Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений: В 11 т. / Гл. ред. С. И. Вавилов. - М.; Л: АН СССР, 1950 - 1959, 1983.

    Раздел сайта: