• Приглашаем посетить наш сайт
    Булгаков (bulgakov.lit-info.ru)
  • Орлов П.А.: История русской литературы XVIII века
    Вопросы и задания (сентиментализм)

    Вопросы и задания

    1. Выявите общие черты творческого метода классицистов и сентименталистов.

    2. Какие вопросы и проблемы остаются нерешенными в типологии, поэтике и художественной теории русского сентиментализма?

    3. Как и в какой форме используются фольклорные мотивы в практике русских сентименталистов? Приведите примеры.

    4. Выясните причины усиления романсно-элегических мотивов в поэзии русского сентиментализма.

    5. В чем причины выдвижения на первый план идиллии и идилличности в жанровых устремлениях сентименталистов?

    6. В какой мере лирика сентименталистов отвечала вкусам и запросам салонного читателя?

    7. В чем проявляется новое видение природы в литературе русского сентиментализма?

    8. Выделите жанрообразования — повести, послания, трактата, мемуаров — в «Житии Федора Васильевича Ушакова» Радищева. Каково соотношение исповеди и автобиографии с житийными тенденциями в этом сочинении?

    9. Как эстетическая теория Радищева отразилась в его «Путешествии из Петербурга в Москву»?

    10. Как ставится и решается в современном литературоведении проблема жанрового своеобразия «Путешествия...»?

    11. Как соотносятся образ автора, героев и повествователя в структуре «Путешествия...»?

    12. В чем суть современных споров по вопросам художественного метода Радищева?

    13. Опишите маршрут путешествия героя в произведении Радищева и выделите основные его этапы в хронологическом плане.

    14. Какие предромантические тенденции обозначаются в поэзии Радищева?

    В начале книги «Путешествие из Петербурга в Москву» сказано, что она посвящена «любезнейшему другу А. М. К.» Кто скрывается под этими инициалами? Как сложилась судьба адресата и его отношения с Радищевым? В качестве пособия можете воспользоваться книгой Е. И. Тарасова «К истории масонства в России. Забытый розенкрейцер А. М. Кутузов» (Спб., 1910), а также статьей П. А. Орлова «А. Н. Радищев и А. М. Кутузов» (Филологические науки. 1986. № 1)

    15. Пушкин посвятил «Путешествию из Петербурга в Москву» специальную статью «Путешествие из Москвы в Петербург». Установите, в чем Пушкин согласен и в чем не согласен с Радищевым.

    16. Установите на конкретных примерах связь между материалистическим сенсуализмом Радищева и его творческим методом.

    17. Установите композицию оды Радищева «Вольность» и определите ее связь с историческими и философскими взглядами автора.

    18. Сравните оду «Вольность» Радищева с одноименной одой Пушкина. В чем вы видите сходство и различие между этими произведениями?

    19. Докажите на конкретных примерах органическую связь Радищева с передовой просветительской идеологией.

    21. В какой степени повести Карамзина стали прогнозом сюжетных перипетий в литературе XIX в.? Аргументируйте свой взгляд.

    22. За счет каких художественных средств Карамзин достигает психологической усложненности характера героев своих повестей?

    23. Каким образом предромантические веяния отразились в повестях Карамзина «Остров Борнгольм» и «Сиерра-Морена»?

    24. Выявите связь эстетических взглядов Карамзина и его художественной практики.

    25. Сравните описание покорения Новгорода Иваном III в «Истории государства Российского» Карамзина с изображением этого же события в повести «Марфа Посадница» того же автора.

    26. Определите суть полемики Карамзина с Ж. Ж. Руссо в статье Карамзина «Нечто о науках, искусствах и просвещении».

    27. Какие явления в повести Карамзина «Остров Борнгольм» позволяют причислить ее к ранней предромантической литературе?

    28. Какими жанрами обогатил Карамзин русскую поэзию?

    29. Охарактеризуйте стихотворение И. И. Дмитриева «Чужой толк» как сатиру на классицистическую оду.

    30. В чем своеобразие басен И. И. Дмитриева? Сравните их с баснями Сумарокова.

    31. Охарактеризуйте «сказку» Дмитриева «Модная жена» и объясните, почему автор называет это произведение словом «сказка».

    32. Определите основные пути раскрытия образа Петра I в произведениях русских писателей XVIII в.

    34. Как ставилась и решалась проблема воспитания в русской литературе XVIII в. от Кантемира до Радищева?

    35. В чем заключаются основные особенности русского Просвещения XVIII в.?

    36. С каких позиции обличалась галломания в русской литературе XVIII в. в творчестве Кантемира, Сумарокова, Новикова, Фонвизина, Княжнина, Крылова?

    37. Проследите развитие сюжета басни «Ворона и Лисица» в произведениях Тредиаковского, Сумарокова, Хераскова, Крылова.

    39. Как исторические реалии и легенды прошлого используются Княжниным, Радищевым и Карамзиным для освещения современных политических событий?

    40. Традиции каких писателей XVIII в. нашли свое активное развитие в творчестве А. С. Пушкина?

    41. Суммируйте оценки писателей XVIII в., данные А. С. Пушкиным.