• Приглашаем посетить наш сайт
    Кантемир (kantemir.lit-info.ru)
  • Лебедева О. Б.: История русской литературы XVIII века
    Планы практических занятий

    Планы практических занятий 

    Практическое занятие № 1. Реформа русского стихосложения 

    Литература:

    1) Тредиаковский В. К. Новый и краткий способ к сложению стихов российских // Тредиаковский В. К. Избранные произведения. М.; Л., 1963.

    2) Ломоносов М. В. Письмо о правилах российского стихотворства //Ломоносов М. В. Избранные произведения. Л., 1986.

    3) Шенгели Г. Техника стиха. М., 1960. Гл. 1.

    4) Жирмунский В. М. Теория стиха. Л., 1975. С. 68-70.

    5) Гаспаров М. Л. Очерк истории русского стиха. М., 1984. Гл. 1, § 7, 9, 10, 12, 14, 17-19.

    Задания:

    1) Составить конспект трактатов В. К. Тредиаковского и М. В. Ломоносова.

    2) Подобрать стихотворные примеры к каждому вопросу.

    3) Законспектировать статьи из указанного списка литературы. 

    1. Русский силлабический стих. Его происхождение и основные характеристики.

    2. Лингвистические причины неорганичности русской силлабики.

    3. Национально-исторические причины реформирования силлабического стиха.

    4. «Новый и краткий способ к сложению стихов российских» В. К. Тредиаковского:

    а) новые понятия: звук, слог, стопа, стих, ритм в трактате В. К. Тредиаковского и их соотношение;

    б) тоническая модель (графическая схема) нового силлабо-тонического стиха;

    в) непоследовательность Тредиаковского и причины незавершенности реформы.

    5. М. В. Ломоносов – систематизатор русского стихосложения. «Письмо о правилах российского стихотворства»:

    а) моменты совпадения в теориях Ломоносова и Тредиаковского;

    б) новые стиховедческие понятия в «Письме» Ломоносова;

    в) элементы непродуктивности в теории Ломоносова.

    6. Письменная работа: формальные характеристики силлабического и силлабо-тонического стиха. Анализ текста. 

    Практическое занятие № 2. Жанровые разновидности оды в творчестве М. В. Ломоносова 

    Литература:

    1) Ломоносов M. B. Оды 1739, 1747, 1748 гг. «Разговор с Анакреоном» «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф…». «Ночною темнотою…». «Утреннее размышление о Божием величестве» «Вечернее размышление о Божием величестве».

    2) Тынянов Ю. Н. Ода как ораторский жанр // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.

    3) Западав А. В. Западав А. В. В глубине строки. М, 1972.

    4) Стенник Ю. В. «Вечернее размышление о Божием величестве» // Поэтический строй русской лирики. Л, 1973.

    5) Гуковский Г. А. Об анакреонтической оде // Гуковский Г. А. Русская поэзия XVIII века. Л., 1927. 

    Задания:

    1) Составить конспекты указанных работ.

    2) Составить графические схемы стиха и строфы торжественной оды.

    3) Подготовить таблицу основных художественных приемов создания одической образности с примерами из указанных од Ломоносова. 

    План:

    1. Определение и жанровые разновидности оды.

    2. Поэтика торжественной (похвальной) оды: понятие одического канона, ритмика, строфика, тематика, композиция, особенности словоупотребления, типология художественной образности, характер мирообраза, соотношение риторического и лирического начал.

    3. Поэтика анакреонтической и духовной оды как лирических жанров: идеологический и пластический мирообразы, формы проявления авторского субъективизма.

    4. Письменная работа: анализ текста торжественной оды (описание одного из устойчивых элементов одической структуры). 

    Практическое занятие № 3. Жанры русской комедии XVIII в. 

    Литература:

    1) Сумароков А. П. Тресотиниус. Опекун. Рогоносец по воображению // Драматические сочинения. Л., 1990.

    2) Лукин В. И. Мот, любовью исправленный. Щепетильник // Русская литература XVIII в. (1700-1775). Сост. В. А. Западов. М., 1979; Хрестоматия по русской литературе XVIII в. Сост. А. В. Кокорев. М., 1965.

    3) Капнист В. В. Ябеда // Капнист В. В. Избранные произведения. Л., 1973.

    4) Берков П. Н. История русской комедии XVIII в. Л., 1977. Гл. 2, 4 (§ 3), 5 (§ 2, 3). 11 (§ 3).

    5) Стенник Ю. В. Сумароков-драматург // Сумароков А. П. Драматические сочинения Л., 1990.

    6) Моисеева Г. Н. Пути развития русской драматургии XVIII в. // Русская драматургия XVIII века. М., 1986.

    7) Лебедева О. Б. Русская высокая комедия XVIII века: Генезис и поэтика жанра. Томск, 1996. Гл. 1 (§ 5), 2 (§ 2, 3), 5 (§ 4). 

    Задание:

    Пользуясь указанной литературой, подготовить к занятию письменный реферат на тему: «Жанры русской комедии 1750-1790 гг.» 

    План:

    1. Эволюция жанра комедии в творчестве А. П. Сумарокова: памфлетная комедия 1750 гг., комедия интриги 1760 гг., комедия нравов 1770 гг.

    типология художественной образности, своеобразие конфликта, типология развязки.

    3. Комедия нравов в творчестве В. И. Лукина: идеология и эстетика «прелагательного» направления, жанровое своеобразие «слезной» комедии («мещанской трагедии»), риторика и бытописание в комедиях «Мот, любовью исправленный» и «Щепетильник».

    4. Высокая комедия «Ябеда» В. В. Капниста: поэтика жанра стихотворной высокой комедии, функции каламбурного слова (характерологическая, действенная, миромоделирующая), особенности конфликта, типология развязки, типология высокого героя. 

    Практическое занятие № 4. Поэтика комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» 

    Литература:

    1) Фонвизин Д. И. Недоросль // Фонвизин Д. И. Собр. соч.: В 2 т. М.; Л., 1959. Т. 1.

    2) Макогоненко Г. П. От Фонвизина до Пушкина. М., 1969. С. 336-367.

    3) Берков П. Н. История русской комедии XVIII в. Л., 1977. Гл. 8 (§ 3).

    4) История русской драматургии XVII – первой половины XIX в. Л., 1982. С. 140-146.

    5) Лебедева О. Б. Русская высокая комедия XVIII в.: Генезис и поэтика жанра. Томск, 1996. Гл. 4. 

    Задания:

    1) Составить конспекты указанных работ.

    2) Письменно ответить на вопрос «Как семантика родовой фамилии Скотининых реализуется в речевой характеристике бытовых героев?»

    3) Составить словарь абстрактных понятий в речи героев-идеологов. 

    План:

    1) Каламбурное слово и его функции в комедии «Недоросль».

    3) Жанровые традиции сатиры и оды в комедии «Недоросль».

    4) Симметризм в комедии: система образов, биографии (д. 3, явл. 1, 5; д. 4, явл. 7, 8), сцена экзамена (д. 3, явл. 1; д. 4, явл. 1, 4, 8), процесс воспитания и обучения (д. 2, явл. 4, 6; д. 3, явл. 1; д. 5, явл. 1).

    5) Жанровое своеобразие комедии «Недоросль». 

    Практическое занятие № 5 «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева 

    Литература:

    1) Радищев А. Н. Путешествие из Петербурга в Москву // Радищев А. Н. Сочинения. М., 1988.

    2) Кулакова Л. И., Западав В. А. А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву». Комментарий. Л., 1974.

    3) Макогоненко Г. П. Радищев и его время. М., 1956. С. 433-457.

    4) Орлов П. А. Русский сентиментализм. М., 1977. С. 145-162. 

    Задания:

    1) На основании эпиграфа, посвящения, «Слова о Ломоносове», анализа фонвизинских мотивов в главах «Любани», «Хотилов», «Выдропуск» («Копии с отписок»), «Новгород» («Вопросы г-ну сочинителю «Былей и небылиц»), «Завидово» («Всеобщая придворная грамматика») письменно ответить на вопросы: «Каковы идеологические и эстетические моменты сближения Радищева с Тредиаковским? с Ломоносовым? с Фонвизиным?» (по выбору).

    2) В главах от «Выезда» до «Спасской Полести» выбрать и прокомментировать эпизоды, в которых фигурирует мотив сна и сновидения. Подготовить письменную работу на тему: «Смысловые и композиционные функции мотива сна в «Путешествии из Петербурга в Москву». 

    План:

    1) Структура повествования в «Путешествии»: очерковое, публицистическое и художественное начала как модель процесса познания.

    2) Проблема автора и героя.

    4) Вводные жанры авторские включения (посвящение, ода «Вольность». «Слово о Ломоносове»), рассказ встречного («Чудово», «Зайцово»), сон («Спасская Полесть»), найденная рукопись («Хотилов», «Выдропуск», «Торжок»), письмо («Зайцово»), подслушанный разговор («Спасская Полесть», «Крестьцы»).

    5) Особенности сюжетосложения и композиции.

    6) Жанровое своеобразие «Путешествия» в контексте национальной литературной традиции. 

    Практическое занятие № 6. Эстетика и поэтика сентиментализма в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» 

    Литература:

    1) Карамзин Н. М. Бедная Лиза // Карамзин Н. М. Сочинения: В 2 т. Л., 1984. Т. 1.

    2) Канунова Ф. З. Из истории русской повести. Томск, 1967. С. 44-60.

    3) Павлович С. Е.

    4) Орлов П. А. Русский сентиментализм. М., 1977. С. 148-158.

    5) Топоров В. Н. «Бедная Лиза» Карамзина: Опыт прочтения. М., 1995. С. 80-205. 

    Пользуясь указанной литературой, подготовить реферат на тему: «Средства выражения авторской позиции в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». 

    План:

    1) Сентименталистская концепция личности в повести «Бедная Лиза» (идеи чувствительности, внесословной ценности, противоречивости человека).

    а) автор-повествователь, функции читателя в образной структуре повести, средства организации читательского восприятия;

    б) своеобразие сюжета и композиции; внесюжетные элементы текста;

    в) характер хронотопа, функции пейзажа.

    Раздел сайта: