• Приглашаем посетить наш сайт
    Майков (maykov.lit-info.ru)
  • Проект регламента московских гимназий. 1755 января 12 — апреля 26 (№ 288)

    1755 ЯНВАРЯ 12 — АПРЕЛЯ 26. ПРОЕКТ РЕГЛАМЕНТА МОСКОВСКИХ
    ГИМНАЗИЙ

    Регламент московских гимназий1*

    Глава первая
    О приеме школьников в Гимназию

    § 1

    Науки благороднейшими человеческими упражнениями справедливо почитаются и не терпят порабощения. Того ради в первую Гимназию принимать только детей дворянских или которых отцы дворянского рангу дослужились. В другую Гимназию принимать разночинцев, кроме тех, которые, состоя в синодальном ведомстве, имеют нарочно для них учрежденные училища. Не принимать никаких крепостных помещичьих людей, кроме того, когда помещик, усмотрев в ком из них особливую остроту, пожелает его обучать в Московской гимназии и в Университете свободным наукам; должен его прежде объявить вольным и, отказавшись от своего права и власти, которую он над ним имел прежде, дать ему увольнительное письмо за своею рукою и за приписанием свидетелей. Данное отпускное письмо хранить в университетском архиве при директории, а оного школьника производить с прочими разночинцами по его учению и пользоваться ему теми ж с ними привилегиями; когда ж явится негоден, отдать его помещику обратно попрежнему

    § 2

    Сие все разумеется о приеме на определенное жалованье в комплет. А на своем коште позволяется всякого чина людям отдавать детей своих для обучения в оные гимназии, выключая крепостных помещичьих людей без отпускного письма, как выше показано.

    § 3

    В обоих гимназиях на жалованье в комплете не должно быть иностранных больше пятой доли, но и тем, которых отцы обязались быть вечными российскими подданными. Без жалованья вольных иностранных принимать кто лишь только похочет.2*

    § 4

    Всяк, кто желает детей своих или поверенных себе под опеку отдать для обучения в Московскую гимназию из дворян или из разночинцев, должен оных представить в университетской директории при доношении, в котором объявить представляемого ученика лета и чему он обучился или нет, на казенном ли жалованье или на своем коште содержать его намерен. В первом случае имеет быть принят в комплет и введен по свидетельству ректорскому в пристойную школу, ежели будет порожжее место; когда ж того не будет, ожидать по порядку времени, как кто подал доношение, между тем обучаться может на своем коште. Во втором случае принимать и обучать по свидетельству в пристойных школах тому, чего кто пожелает.

    § 5

    Для сего инспектору Гимназии иметь четыре списка для представления в директорию во всякую треть: первый о дворянских детях на жалованье, второй для таковых же без жалованья учащихся, третий учащихся на жалованье разночинцев, четвертый таковых же, которые учатся на своем коште, с показанием в котором году, месяце и числе приняты в Гимназию.3*

    § 6

    Ежели родители не похотят детей своих обучать латинскому языку, но токмо французскому или немецкому, либо арифметике, геометрии и географии, о том при доношении объявлять в директории, дабы по тому учения их расположить можно было. Сие разумеется о тех, которые обучаются на своем коште.

    § 7

    Когда принят будет школьник в комплет на жалованье, обучаться ему четыре месяца, не получая жалованья и не вступая с прочими жалованными в сообщество, дабы усмотреть можно было, уповательны ли от него в учении успехи, чего учителям смотреть накрепко и репортовать повсямесячно инспектору Гимназии, а оный имеет представлять в директории. За записку безжалованных школьников в реестре брать в казну по рублю с каждого и давать им вид письменный за малою университетскою печатью.4*

    Глава вторая
    5*

    § 8

    Которые школьники содержатся на своем коште, о тех поведении и честных нравах будут вне Гимназии иметь попечение

    447

    на дому родители или те, которым они даны под опеку. Которые ж на жалованье обучаются, должны иметь особливое содержание и присмотр не токмо в учении, но и в порядочных поступках.6*

    § 9

    Итак, для содержания в каждой Гимназии 50 человек жалованных школьников должен быть дом, в котором 12 жилых покоев и зал, десять покоев для школьников, по пяти в каждой, один покой для надзирателя, один для двух сторожей. Зал для стола и для утренней и вечерней молитвы. При том поварня с другими принадлежностьми.7*

    § 10

    Для стола не можно положить точно определенного денежного расходу, затем что всех съестных припасов цена часто переменяется. Того ради, не теряя времени, купить надлежит из остальной от первого года суммы подмосковную деревню около трехсот душ, с которых никаких других доходов не требовать, кроме съестных припасов, дров и работников для Университета и Гимназии.

    § 11

    Каждый день быть в зале общему для 50-ти учеников обеду в двенадцатом часу, также и ужину в осьмом часу, где за столом с ними быть надзирателю для наблюдения пристойных поступок. В обед ставить три, в ужин два кушанья, также должно давать надлежащую меру квасу или кислых штей.8*

    § 12

    В надзиратели над школьниками в их камерах и в зале на молитве и у стола выбирать людей старых, постоянных, не имеющих никого другого, кроме школьников, о ком бы стараться должны были, и смотреть их порядка, поступков и чистоты, не выпускать их из гимназического дому без инспекторского или ректорского позволения.

    § 13

    Когда школьники из гимназического дому пойдут в школы, тогда идти за ними надзирателю и смотреть, чтобы по дороге не делали никаких резвостей и шли бы порядочно. Таким образом поступать и по выходе из школ в дом гимназический. Ежели кто в чем дома или на дороге проступится, надзиратель должен объявить ректору или инспектору Гимназии, за что по мере преступления наказывать должно.9*

    § 14

    Определенные 15 рублев в год каждому школьнику употребить на их одеяние и на другие потребности, чему всему реестр положен с ценами10* в следующей табели на два года.11*

     

    Рубли

     Копейки

    Кафтан с камзолом суконный и с лосинными штанами

    8

     

    Шуба баранья, покрытая крашеною льняною материею

    2

     

    Епанча

    3

     

    60

    8 пар башмаков по 25 копеек

    2

    Шапка

    50

    Сапоги

     

    50

    6 рубашек по 30-ти копеек

    1

    80

    На черные флоровые галстуки

     

    50

    Тюфяк

     

    50

    Одеяло

     

    40

    Две простыни

    80

    Кровать

    15

    Две подушки

    35

    Прачке

    1

    Платки, полотенца, мыла

    1

    На баню

    50

    50

     

    Всего

    24

    1012*

    § 15

    Остальные от каждого школьника 3 руб. 60 коп., а от 50-ти 180 руб. в два года употреблять им на свечи, на бумагу, на перья и чернило и на покупку самых нужнейших книг, по которым должны они обучаться.

    § 16

    Надзиратель должен репортовать каждые сутки поутру, пока школьники в Гимназии учатся, о их состоянии и о доброте кушанья, не было ли в чем недостатка, ректору или инспектору Гимназии, а они по обстоятельствам репортовать будут директору.

    Глава третия
    О наставлении школьников

    § 17

    Во-первых, при обучении школьников паче всего наблюдать должно, чтобы разного рода понятиями не отягощать и не приводить их в замешательство. Итак, ежели принятый школьник еще российской грамоте не знает, должен только в российском первом классе потоле обучаться, пока читать и писать искусен будет.

    § 18

    Ежели который школьник грамоте российской довольно искусен в Гимназию вступил, того, обучив первым основаниям российской грамматики в нижнем классе, обучать в латинской школе в нижнем классе что показано четыре дни в неделю; а прочие два дни в школе первых оснований наук показывать арифметику.

    § 19

    Потом по произведении обучать в российской школе во втором классе два дни в неделю; во втором же классе латинском — три дни, да геометрии и географии — один день.

    § 20

    В верхнем классе в латинской школе три дни, в российской — один день, в философии — два дни.

    § 21

    Для ясного изображения присовокупляется здесь табель по школам и классам, где разумеется поутру и ввечеру по три часа:

    Школы

    Классы

    Российская
    школа


    школа

    Первых оснований
    в науках школа

    Верхний
    класс

    в среду

    в понедельник,
    вторник,
    четверток

    пятница,
    суббота

    Средний
    класс

    в понедельник
    и в среду

    во вторник,
    в четверток
    и в пятницу

    в субботу

    Нижний

    учиться все
    дни, не ходя
    в другие
    школы

    в понедельник,
    — вторник,
    — четверток,
    — пятницу

    в середу,
    в субботу

    § 22

    Арифметику, геометрию и географию показывать на российском языке, философии первые основания — на латинском.

    § 23

    Сие разумеется о жалованных и о нежалованных учениках вообще, которые хотят происходить порядочно в науках. По окончании сих необходимо нужных школ учиться немецкому, французскому, англинскому и италианскому языку, смотря по остроте, по летам и по охоте.

    § 24

    Сим языкам обучать не так, как обыкновенно по домам принятые информаторы одною практикою, но показывать и грамматические правила. Притом излишным оных множеством не отягощать, особливо сначала практику употреблять прилежно, слова и разговоры твердить, упражняться в переводах и сочинениях.

    Глава четвертая
    О экзерцициях гимназических

    § 25

    Экзерциции суть двояки, школьные и домашние. Школьные бывают в Гимназии приватно при одном учителе или при собрании других школ, а иногда и публично в ректорском классе. Домашние экзерциции на дом от учителя задаются.

    § 26

    Первая школьная экзерциция есть чтение изусть заданного урока в первый час по входе в школу, прежде приходу учительского, который урок слушать должен старший школьник того же классу и, знает ли кто урок свой или нет, записывать в таблице и класть на стол перед учителя, что учитель сам освидетельствовать может.

    § 27

    Вторая школьная экзерциция: короткие задачи переводить какие сентенции или переменять фразисы стихами и прозою, не пишучи. Материи выбирать по тому, в каком то будет классе. Сие служить будет к немалому в учении поощрению, однако чинить тогда, ежели учителю по окончании своей лекции времени до выходу останется.

    § 28

    При собрании школ обоих гимназий быть экзерцициям на каждый месяц при окончании: один день поутру и пополудни, где учители обще имеют всем задавать материи для переводу или преложения фразисов прозою и стихами, чтобы то делали школьники, не смотря в книги и не пишучи.

    § 29

    Публичным экзерцициям быть по каждую полгода только в верхнем классе, где некоторые школьники имеют говорить речь своего сочинения под ректорским присмотром на российском и латинском языках, прозою и стихами.

    § 30

    Домашние экзерциции, которые между школьными лекциями кроме уроку что выучить должно, от учителей на дом задаются, должны быть короткие переводы с российского на латинский, с латинского на российский или преложения с прозы на стихи, смотря по классам. Оные задавать трожды в неделю на ночь, а в обеднее время для краткости времени того не делать. Позволить школьникам упражнения по своей охоте для показания каждому своего особливого рачения и понятия. Сии могут быть подобны вышеписанным задачам, или кто хочет, имеет выучить сверх уроку несколько стихов или краткую речь в прозе из классических авторов.

    § 31

    Сие все будет служить не токмо к скорому обучению, но и к обстоятельному познанию остроты и прилежания каждого школьника, что всё дабы ясно и подробно видеть можно было, должно иметь помесячные таблицы, в которых показывать каждого школьника повсядневное поутру и ввечеру поведение в школах и исправление домашних экзерциций.

    § 32

    Что кто исполнил или пропустил и прочее, назначивать в клетках против каждого дня и имени первыми буквами слов знаменующих:

    В. И. — все исполнил.

    Н. У. — не знал уроку.

    Н. Ч. У. — не знал части уроку.

    З. У. Н. Т. — знал урок нетвердо.

    Н. З. — не подал задачи.

    Х. З. — худа задача.

    Б. Б. — болен.

    — не был в школе.

    В. И. С. — все исполнил с избытком.

    Ш. — шабаш.

    § 33

    Для помесячных экзерциций должно быть общей табели у ректора, в которой записывать каждого прилежание, остроумие, разделяя на три статьи на лучших, посредственных и последних.

    § 34

    Для тех, которые в ректорском классе полгодичные экзерциции публично имели, иметь особливые записки со мнением о их искусстве Гимназии инспектора и ректора.

    § 35

    Все школьные табели помесячно, а записки в каждую полгода взносить в директорию на рассмотрение, где по обстоятельствам директор с инспектором Гимназии распределять будут, а особливо того смотреть, чтобы остроумные и прилежные отличены были от тупых и нерадивых.

    Глава пятая
    О экзаменах, произведениях и выпусках школьников

    § 36

    На каждый год быть двум произведениям из нижних классов в высшие, а из верхнего в студенты; первому произведению быть после недели святыя пасхи, второму — в первые числа месяца сентября.

    § 37

    Для сего чинить прежде каждого произведения во обоих гимназиях и во всех школах и классах строгие экзамены, первый — на шестой неделе великого поста, второй — в последних числах месяца августа, перед рекреациею, в месяце августе позволенною.

    § 38

    В нижнем и в среднем классе экзамен должен происходить в присутствии директора, инспектора Гимназии и ректора и при учителях. В верхнем классе экзаменовать в присутствии кураторском, директорском, всех профессоров и ректора.

    § 39

    Прежде экзамена сочинить для каждой школы и класса общие на целую полгода табели, чтобы вдруг можно было видеть экзаминаторам понятие, прилежание и поступки каждого школьника как следует.

    Имена

    В. И.

    Н. У.

    З. У.
    Н. Т.

    Н. З.

    Х. З.

    Б. Б.

    Х.

    В. И
    С.

    Паки

    NN

                       
     

    NN

                       

    NN

                       

    NN

                       

    § 40

    Потом спрашивать каждого школьника особливо изо всех тех книг, по которым он чему изусть учился или которые от учителя толкованы. Задавать к решению переводы краткие или сочинения по рассуждению школы и класса. Кто каково ответствовал, записывать в особливые экзаминаторские табели.

    § 41

    После экзамена сличить помесячные табели с теми, в которых при экзамене записаны успехи каждого школьника. Производить их по достоинству из нижних классов в высшие, из верхнего класса в студенты для слушания в оном профессорских лекций, причем наблюдать следующее.

    § 42

    Не переводить из одного класса в другой, ежели кто не выучил всего того твердо, что в оном классе, в котором учился, положено для изучения.

    § 43

    Не разделять учения одного школьника по разным классам. Так, кто нижний класс русской и латинской школы знает твердо, а не выучил как надлежит в нижнем классе арифметики, того не производить в средний класс ни русской, ни13* латинской, пока арифметику довольно знать будет. Таким образом ежели кто арифметику выучил, однако нетверд в первых основаниях латинского языка, того не переводить во второй класс латинской школы. Сие наблюдать и в прочих классах, дабы один с другим не мешались.

    § 44

    При выпуске из Гимназии студентов смотреть, сверх сего лет, чтобы кто ради малолетства, вышед из строгого гимназического содержания, не испортил своих нравов, но приобрел бы вместо того и успехи в других языках. Итак, ежели кто к 15-ти летам своего возраста пройдет все классы школы российской, латинской и первых оснований нужнейших наук, того перевести в немецкую, французскую и других языков школы по рассуждению его понятия.

    § 45

    Напротив того, когда кто в помянутых классах трех школ окончает учение в летах, например около двадцати лет, также и способность к учению нынешних европейских языков посредственную имеет, такового производить в студенты, дабы, не теряя напрасно времени, мог достигнуть в Университете такой науки, которою, помянутых языков не зная, отечеству полезен быть может.

    § 46

    Ежели который школьник за какими-нибудь извинительными причинами, как то за долговременными болезнями или за недовольною способностию, в Гимназии долго пробыл и уже в немалых летах, однако всегда учился по силе своей прилежно и вел себя порядочно, такого должно из Гимназии выпустить в другую команду по пристойности с рекомендациею или определить в учители нижних классов.

    § 47

    пристойные способы, чтобы склонить родителей к совершению таких детей их в науках.

    Глава шестая
    О книгах, по которым обучать в школах

    § 48

    дням в синодальных школах. Потом учить писать по предписанному доброму великороссийскому почерку и приучивать читать печать гражданскую.

    § 49

    Во втором и третьем классе читать, а знатные места изусть твердить в прозе и в стихах российские сочинения, те особливо, которые при благополучном владении е. и. в. всемилостивейшей государыни императрицы Елисаветы Петровны к знатному исправлению российского штиля на свет вышли.

    § 50

    Но притом прилежно читать славенские книги церковного круга и их держаться как великого сокровища, из которого знатную часть великолепия, красоты и изобилия великороссийский язык заимствует.

    § 51

    „Латинскую грамматику“ с российским переводом, при Академии Наук печатанную (которую для московских гимназий с надлежащим исправлением вторым тиснением издать можно), учить правильные деклинации и конюгации, показывать общие и самые нужные правила о сложении речений, разговоры латинские учить по печатным на четырех языках при Академии, потом учить несколько Ерасмовых разговоров по выбору учительскому, с апробациею ректора и Гимназии инспектора, особливо те, которые содержат разные речей формулы, притом толковать силу их по-грамматически и изъяснять по-российски. Вокабулы латинские учить двояким образом: первое, натуральным порядком по свойству разных материй, второе, по алфавиту речения первообразные или коренные. Для сего должно немедля сделать и напечатать особливый вокабулар с российским переводом.

    § 52

    Во втором латинском классе по той же „Грамматике“ учить неправильные склонения и спряжения, показывать все труднейшие правила синтактические, толковать избранные Цицероновы письма, Корнелия Непота, Светония и Курция и из них задавать переводы, читать и учить изусть Ерасмовы пословицы.

    § 53

    В третьем латинском классе учить прозодию, толковать и читать Виргилия, или Горация, или Овидия; в прозе — Флора, Ливиевы некоторые книги и речи, Тацита и других.

    § 54

    В школе первых оснований нужнейших наук, в первом и во втором классе употреблять из Волфова сокращения „Арифметику“ и „Геометрию“ (которые нарочно с немецкого перевесть и напечатать), географию употреблять Курасову, логику, метафизику и практическую филозофию учить по Тиммигову сокращению Волфианской философии на латинском языке.

    § 55

    Немецкому языку учить по „Грамматике“ Готшедовой и по „Разговорам немецким“, печатанным с российским переводом; в прозе читать и толковать сочинения Мосгеймовы, в стихах Каница и Гинтера и других.

    § 56

    „Грамматике“ Пеплиеровой; читать и толковать в прозе „Телемака“, в стихах Молиера и Расина.

    Глава седьмая
    О награждениях и наказаниях

    § 57

    Награждения и наказания должны быть приватные и публичные: приватные награждения — за излишние в школе изучения и преимущества перед другими; публичные — за оказанные при собрании школ чрезвычайные преимущества в экзерцициях; приватные наказания — за неисправление школьной должности или за непристойные в доме и в школе поступки; публичные — за великие пренебрежения школьных должностей, за чрезвычайную резвость или за важные преступления законов.

    § 58

    Приватные награждения к поощрению молодых людей могут быть довольны: 1-е) похвальные слова, 2-е) повышение места перед другими, 3-е) чтоб им те кланялись в школе, которые то должны делать вместо штрафа, 4-е) давать грыдорованные картинки, тетрадки, книжки.

    § 59

    Публичные награждения могут состоять: 1-е) в книгах чисто переплетенных, 2-е) в математических инструментах, 3-е) в медалях серебряных, которые должен отдавать им директор при всем собрании, похвалив его показанные успехи.

    § 60

    4-е) ставить среди школы на колени, 5-е) бить по рукам феру́лею,1 6-е) лозами по спине.

    § 61

    Публично наказывать за великие пренебрежения школьных должностей и за чрезвычайную резвость: 1-е) отлучать от общего стола прочих школьников и кормить за особливым столом хлебом и водою, 2-е) надевать дурное платье в заплатах и ставить при выходе всех школьников из Гимназии, 3-е) садить в тюрьму, где бы кроме голого полу, ни сидеть, ни спать было не на чем, и кормить хлебом с водою, 4-е) давать на каждое утро по нескольку разов лозами.

    § 62

    § 63

    Публичных наказаний за великие пренебрежения школьных должностей не чинить без директорского ведома, а из Гимназии не выключать и к гражданскому суду не отдавать без соизволения кураторов.

    Примечания

    Печатается по копии, писанной писарской рукой (ААН, ф. 20, оп. 4, № 43, лл. 1—14), с указанием в сносках вариантов по собственноручному черновому наброску (там же, оп. 1, № 1, лл. 405—406).

    — Пекарский, II, стр. 325—326.

    Регламент публикуется по писарской, никем не заверенной копии, недавно обнаруженной среди архивных документов гораздо более позднего происхождения, однако текст копии настолько схож с текстом воспроизводимого в сносках собственноручного чернового наброска Ломоносова, с которым совпадает во многих местах и дословно, что сомневаться в принадлежности публикуемого текста Ломоносову не приходится.

    Датируется предположительно.

    В письме к И. И. Шувалову, написанном летом 1754 г., Ломоносов выражал готовность составить в пятидневный срок проект устава Московской гимназии (т. X наст. изд., письмо 45). Известно, что такой проект был составлен Ломоносовым и оглашен им в Академическом собрании 15 июля 1756 г. (Протоколы Конференции, т. II, стр. 355). Публикуемая копия и содержит этот оглашенный Ломоносовым текст, считавшийся до последнего времени утраченным. В §§ 1 и 2 главы второй публикуемого регламента говорится о 50 гимназистах, на содержание которых определено по 15 руб. в год на каждого. Эти самые цифры мы встречаем и во втором варианте штата Московской гимназии (Пенчко, стр. 155), тогда как в начальном варианте того же штата были другие цифры: 40 гимназистов и 12 руб. (там же, стр. 154). Второй вариант штата исходит, как гласит его текст, из „пожалованной“ суммы в 15 000 руб., а сумма на содержание Московского университета и гимназий была увеличена с 10 000 до 15 000 руб. 12 января 1755 г. (там же, стр. 79—80) и, следовательно, только с этого дня сумму в 15 000 руб. можно было назвать „пожалованной“. Таким образом, второй вариант штата возник никак не ранее этого числа, а стало быть, не ранее того же числа был написан Ломоносовым и публикуемый регламент, согласованный, как уж сказано, именно с данным вторым вариантом. Некоторые отрывки и отдельные выражения, содержащиеся в ломоносовском регламенте, вошли почти дословно в текст инструкции Шувалова директору Московского университета А. М. Аргамакову: ср. например, начало и конец § 2 главы первой регламента с пп. 5 и 6 инструкции (там же, стр. 159). Из этого следует, что „регламент“ предшествовал инструкции. Инструкция была подписана Шуваловым в то время, когда прием учащихся еще не начался (там же, стр. 158—159, п. 2). 26 апреля 1755 г., в день инавгурации московских гимназий, последние были уже укомплектованы учениками („Санктпетербургские ведомости“ 1755 г., № 39 от 16 мая). Отсюда заключаем, что Шувалов подписал инструкцию до 26 апреля 1755 г.; следовательно, позднее этого дня не мог быть написан и публикуемый регламент. По всем изложенным основаниям временем его составления следует считать период с 12 января по 26 апреля 1755 г.

    Намеченная в § 21 Регламента разбивка московских гимназий на „школы“ и „классы“ соответствует той, которую Ломоносов проектировал в эту же самую пору и для Академической гимназии (т. X наст. изд., документ 395). Здесь, как и там, основное внимание уделено „российской школе“, что было по тем временам весьма существенным нововведением, которое Ломоносову удалось осуществить на практике только спустя несколько лет (см. документ 303 и примечания к нему): до того русский язык не преподавался в Академической гимназии.

    §§ 48—50 регламента мы впервые знакомимся с ломоносовской методикой преподавания родного языка, которая до нахождения настоящего документа была неизвестна.

    § 5 главы первой чернового наброска (в текст регламента он не вошел), где предусматривался случай приема в гимназию ученика „уже в совершенном возрасте, лет около двадцати, который окажет к учению великое желание без принуждения“. Когда 15 января 1731 г. Ломоносов был принят в Московскую Славяно-греко-латинскую академию, ему шел двадцатый год. Нет сомнения, что упомянутый пункт черновика он писал, оглядываясь на свое прошлое и предвидя появление „новых Ломоносовых“.

    В отличие от всех других тогдашних авторов гимназических регламентов и инструкций (Г. -Ф. Миллера, Г. Н. Теплова, И. -Э. Фишера, И. -Д. Шумахера) Ломоносов дает в своем регламенте не только шкалу наказаний, но и шкалу наград (глава седьмая, §§ 58—59).

    Регламент предусматривает раздельное обучение дворян и разночинцев, чему Ломоносов не сочувствовал и против чего резко возражал, когда заходила речь о введении такого же порядка в петербургской Академической гимназии. Включение в регламент упоминаний о раздельном обучении объясняется тем, что он писался, как уже сказано, после утверждения императрицей шуваловского проекта об учреждении Московского университета, а в этом проекте (§ 28) вопрос о раздельном обучении дворян и разночинцев был, вопреки мнению Ломоносова, разрешен положительно. Таким образом, Ломоносову приходилось в данном случае считаться с уже совершившимся фактом: в начальных строках регламента Ломоносов высказывает не свои мысли, а по необходимости оперирует положениями и даже отдельными аргументами шуваловского проекта: ср., например, § 1 гл. I регламента и § 26 шуваловского проекта (Пенчко, стр. 148).

    Чрезвычайно характерен для Ломоносова § 3 главы первой регламента, где указывается, что „в обоих гимназиях на жалованье в комплете не должно быть иностранных больше пятой доли“. Требование это станет понятным, если иметь в виду, что число иностранцев, принятых в Академическую гимназию в течение первых двадцати лет существования Академии, достигало почти 50% всего состава принятых туда учеников.

     2).

    Столь же характерен для Ломоносова и § 47 главы пятой регламента, где говорится о необходимости воздействовать „всякими пристойными способами“ на родителей с тем, чтобы они не отрывали способных учеников от школы, а давали бы им возможность совершенствоваться в науках.

    Таковы наиболее яркие места регламента, которыми далеко не исчерпывается, однако, все содержание этого вновь отысканного документа, значительно пополняющего наше представление о Ломоносове-педагоге.

    1 Феруля — ферула, линейка.

    1* В черновом наброске зачеркнуто

    2* В черновом наброске вместо §§ 1—3 был только один параграф, который читался так: 1. Каких чинов детей принимать в Московскую гимназию, о том показано в штате (§), но каким образом, о том поступать по следующему:

    3* В черновом наброске вместо §§ 4—5 был один § 2, который читался так: 2. Всяк, кто желает своих детей или поверенных себе под опеку в Московскую гимназию из дворян или из разночинцев отдать в обучение, должен оных представить в университетскую директорию при доношении, в котором объявить его лета и что умеет читать и писать по-российски, на казенном ли жалованье или на своем коште содержать их намерен. В первом случае имеет быть принят в комплет, ежели есть порожжее место, когда же нет, ожидать того по порядку времени, кто прежде подал доношение. Во втором случае принимать и обучать в школах в том, чего пожелают. Для сего инспектору Гимназии иметь два списка для сообщения в директорию, один обучающихся на жалованье, другой безжалованных, и оные по всякую треть взносить в директорию. под опеку зачеркнуто о чем должно показать поверенное письмо.

    4* В черновом наброске вместо §§ 6—7 были следующие пять параграфов:

    успехов надеяться, чего учителям смотреть накрепко и репортовать инспектору Гимназии, а оный директории.

    4. Ежели о представленном ученике объявлено будет, что он прежде обучался в каких языках или науках, то оного свидетельствовать инспектору с ректором и с учительми объявленных языков или наук и о том репортовать в директорию, в которой определять таковых учеников в классы и в школы, рассуждая по достатку их знания.

    таковых принимать за комплет на две трети и, ежели способен явится и надежду покажет, то принять в комплет на жалованье.

    6. Для предуведомления объявляется, что кто обучаться будет на казенном жалованье, тех производить и определять по их наукам по свидетельству учителей, по представлению директории и по рассмотрению кураторов.

    7. Ежели ж кто без того отлучится от Гимназии, с тем поступать как ниже сего в главе о штрафах показано. Кто ж обучаться будет на своем коште, тем вести себя должно, как и прочим на жалованье содержанным, и когда хотят быть из Гимназии выпущены, то должны представить в директории законные причины, что учинено будет по рассмотрению директора или, ежели обстоятельства потребуют, по рассуждению кураторов.

    5* школьников, в черновом наброске учеников, после чего написано строкой ниже

    6* В черновом наброске Которые ученики содержатся на своем коште, о тех поведении и честных нравах будут вне Гимназии, дома иметь попечение родители или те, которым они даны под опеку. А те, которые на жалованье содержатся, должны иметь особливый присмотр не токмо в учении, но и в порядочном поведении и содержании.

    7* В черновом наброске 1. Для содержания каждой Гимназии 50 человек школьников должен быть дом, в котором двенадцать жилых покоев и зал; десять покоев для учеников по 5 в каждой, которые в те же классы ходят и один урок учат. Зал для кушанья и утренней и вечерней молитвы; один для старосты, один для истопников; при том поварня и пр.

    8* §§ 10—11 было написано и зачеркнуто 2. Для стола содержать должно повара русского на подряд. Обеду быть в 11, ужину в 7 часов. За обедом в скоромные дни шти, или суп, или кашица, мясо, каша; в постные — уха, бураки или селянка, осетрина, каша. За ужином в скоромные — кашица с соленым мясом и блины грешневые с маслом коровьим, в постные — кашица с осетриною.

    3. Положив.

    9* В черновом наброске §§ 12—13 отсутствуют.

    10* Вместо в черновом наброске с ценами определяется.

    11* за тридцать рублев.

    12* В подлиннике ошибочно 26 40.

    13* В подлиннике ошибочно ни в.