• Приглашаем посетить наш сайт
    Грин (grin.lit-info.ru)
  • Указ Канцелярии АН в Академическое собрание о представлении всеми профессорами заключений по вопросу об учреждении гимназий и школ. 1760 декабря 7 (№ 332)

    1760 ДЕКАБРЯ 7. УКАЗ КАНЦЕЛЯРИИ АН В АКАДЕМИЧЕСКОЕ
    СОБРАНИЕ О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ВСЕМИ ПРОФЕССОРАМИ
    ЗАКЛЮЧЕНИЙ ПО ВОПРОСУ ОБ УЧРЕЖДЕНИИ ГИМНАЗИЙ
    И ШКОЛ

    куратора, действительного камергера и кавалера Ивана Ивановича Шувалова о заведении по городам гимназий и школ велено, в которых именно городах, и сколь великие те гимназии и школы, и в каком числе людей и учителей быть имеют, и на содержание их, по мнению его превосходительства, какая сумма потребна, сочиня штаты, подать в Правительствующий Сенат. А к тому сочинению штатов ежели потребны будут Академии какие ведомости или рассуждения от членов академических, оные бы тотчас сообщить его превосходительству. А сего декабря 7 дня его превосходительство сообщением требует, чтоб во исполнение того указа сделать Академии Наук гг. членам свое мнение, каким образом оные гимназии и школы учреждены быть должны, и сообщить к его превосходительству. Того ради по указу е. и. в. Канцелярия Академии Наук приказали: в Профессорское собрание послать указ и велеть, чтоб все гг. профессоры, в которых именно городах надлежит быть гимназиям и школам, также каким должно во оных новоучреждаемых гимназиях и школах наукам и учениям преподаваться, о том каждому подать письменное свое мнение в Канцелярию в самом скором времени при репорте. И Профессорскому собранию учинить о том по сему е. и. в. указу.

    Михайло Ломоносов

    Декабря 7 дня

    1760 году

    Секретарь Михайло Гурьев

    Примечания

    Печатается по подлиннику, писанному писарской рукой и подписанному Ломоносовым (ААН, ф. 1, оп. 2 — 1760, № 12, л. 4).

    Публикуется впервые.

    Указ Сената, о котором упоминается в публикуемом документе, поступил в Академию Наук 17 ноября 1760 г. (ААН, ф. 3, оп. 1, № 966, лл. 112—113).

    „Надлежит необходимо в знатных городах учредить гимназии, в которых бы обучали нужные европейские языки и первые основания, и при оных гимназиях некоторое число положить учеников записных на содержании казенном, другие ж могут быть вольные, а по маленьким городам учредить школы, в которых будут обучать русской грамматике, арифметике и прочим первым основаниям, а из оных школ станут выходить в гимназии, а из гимназий в Кадетский корпус, в Академию и в Университет, а из сих трех мест в действительную службу“ (Билярский, стр. 473—474).

    На всю Россию существовали в то время только три гимназии — в Петербурге, при Академии Наук, в Москве, при Университете, и в Казани. Во всех остальных русских городах не было почти вовсе никаких гражданских школ. При этих условиях проект создания школьной сети, охватывающей все большие и малые города, приобретал огромное значение.

    Весьма вероятно, что если не прямым автором, то инициатором этого проекта был Ломоносов (ср. Ламанский, стр. 107). В этом убеждают, в частности, следующие элементы проекта: 1) упоминание о „содержании казенном“, т. е. об устройстве школьных общежитий по примеру того, какое организовал Ломоносов при Академической гимназии 2) преподавание русской грамматики, введенное в программу средней школы впервые им же, и 3) типично ломоносовский педагогический термин „первые основания“ (ср. документ 288, §§ 18, 21, 22 и др., и документ 304).

    Сенат поспешил признать поданное Шуваловым представление о гимназиях и низших школах „за весьма полезное обществу“ и выразил надежду (приказывать фавориту Сенат не мог), что он „штаты окуратные им сочинит со изъяснением, в которых именно городах, и сколь великие те гимназии и школы, и в каком числе людей и учителей быть имеют, и на содержание их, по мнению его, какая сумма потребна“. При этом Сенат давал понять Шувалову, что следовало бы потребовать по этому вопросу „от здешней Академии Наук какие ведомости или каких рассуждений от членов той Академии“ (Билярский, стр. 474).

    В соответствии с этим сенатским указом Шувалов 7 декабря 1760 г. обратился к Академии с письменной просьбой, „чтоб соблаговолено было гг. Академии Наук членам в исполнение того указа сделать или каждому свое мнение, каким образом оные гимназии и школы утверждены быть должны, и сообщить мне, из которых бы я мог, — добавлял Шувалов, — обще с теми гг. Академии Наук членами рассуждая, сделать штат и представить Правительствующему Сенату“ (ААН, ф. 3, оп. 1, № 258, л. 28).

    „Сообщение“ Шувалова было в тот же день рассмотрено Академической канцелярией (там же, № 471, л. 274), и принятое последней решение было в тот же день исполнено путем посылки соответствующего указа.

    В дальнейшем ход дела почему-то замедлился. Только 7 марта 1761 г. поступили ответы академиков в Канцелярию (ААН, ф. 3, оп. 1, № 258, лл. 34—49), Канцелярия же переслала их Шувалову лишь через два с лишним месяца — 15 мая 1761 г. (там же, лл. 32—33).

    Академики С. К. Котельников, И. -А. Браун, Г. -Ф. Миллер, К. -Ф. Модерах, Ф. -У. -Т. Эпинус, И. -Э. Цейгер и адъюнкт А. П. Протасов, высказали ряд соображений о программе преподавания в проектируемых школах, причем академики-иностранцы настаивали, „чтобы не всем без разбору в одних училищах обучаться“ и чтобы круг предметов преподавания, даже начального, менялся в зависимости от социального положения учащихся. Адъюнкт А. П. Протасов высказался, наоборот, весьма решительно за то, чтобы в низших школах на одинаковых основаниях обучались все дети, „какого бы они звания не были“. Никто из академиков, кроме И. -Э. Фишера, не назвал городов, где следовало бы открыть эти школы, причем некоторые, в том числе и русские академики сослались на свое недостаточное знакомство с русской географией (там же, лл. 38—41, 47—49).

    Фишер заявил, что „прежде всего надлежит гимназию основать в Казани (где она уже существовала!), но ко всему проекту в целом он отнесся скептически. Утверждая, что русскому народу еще не известно в полной мере, „на какой конец учреждаемы бывают училища“, Фишер советовал „не вдруг сие дело производить в действо“ (Пекарский, I, стр. 629). Ломоносовская мысль об обязательном преподавании русской грамматики была поддержана одним лишь Котельниковым (ААН, ф. 3, оп. 1, № 258, л. 49).

    Среди ответов академиков нет отзыва Ломоносова. Это может рассматриваться как лишний довод в пользу того, что шуваловский проект принадлежал по сути дела Ломоносову: автору проекта не было надобности давать о нем отзыв.

    Раздел сайта: