1759 ФЕВРАЛЯ 25. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ В КАНЦЕЛЯРИЮ АН О
ВЫПУСКЕ ДЛЯ НУЖД ГИМНАЗИИ СЕРИИ БРОШЮР, ИЗЛАГАЮЩИХ
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ВСЕХ НАУК
В Канцелярию Академии Наук
от коллежского советника Михайла Ломоносова
Представление
При выпуске гимназистов из Гимназии надлежит иметь им краткое понятие о всех науках, которым в Академии обучают, дабы они могли себе избрать всяк по своей склонности, в которой употребит главное свое упражнение. Для того должно в помянутых верхних классах иметь сокращенное ясное представление и общее понятие обо всех оных науках в небольшой книжке. А как известно, что такого общего понятия одному человеку сочинить невозможно, того ради Канцелярии Академии Наук представляю, дабы определено было в Академическое и Историческое собрание приказать послать указ, чтоб гг. профессоры, каждый по своей профессии, сочинили краткое и ясное понятие о своей науке, токмо в дефинициях и в главных разделениях состоящее, так, чтобы каждая в печати полулиста не превосходила, будучи набрана ведомостными литерами.1 И сие учинить им, гг. профессорам, без всякого умедления, которые в сокращении общим советом расположены и напечатаны быть могли.
Михайло Ломоносов
Февраля 25 дня
1759 года
Примечания
Печатается по подлиннику, писанному писарской рукой и подписанному Ломоносовым (ААН, ф. 3, оп. 1, № 240, л. 33).
Публикуется впервые.
„гг. профессорам учинить то без всякого умедления“ (ААН, ф. 1, оп. 2 — 1757, № 3). Через два с половиной месяца, в заседании Академического собрания 17 мая 1759 г., Ломоносов напомнил об этом еще и словесно (Протоколы Конференции, т. II, стр. 426).
Из всех профессоров отозвались на это предложение только И. -А. Браун, написавший общий очерк философии (Протоколы Конференции, т. II, стр. 429), и У. -Х. Сальхов, представивший краткое изложение химии (там же, стр. 428).
Когда почти три года спустя, в конце 1761 г., Ломоносов потребовал дать ему сводную справку о том, что сделано по многочисленным его представлениям, поданным на протяжении последних пяти лет, Канцелярия включила в составленный ею „экстракт“ и настоящее представление Ломоносова, причем в графе, где отмечалось исполнение, написала: „Указ послан, а что учинено, не репортовано“ (ААН, ф. 20, оп. 1, № 2, п. 8).
Так был погребен и предан забвению ценный замысел Ломоносова, имевший задачей привлечь в стены высшей школы более широкие контингенты русской молодежи. А это была одна из насущнейших в то время задач.
1 „Ведомостными литерами“ назывался типографский мелкий шрифт, одна из разновидностей петита.