1758 МАРТА 24 — МАЯ 27. ПРОЕКТ ШТАТА ГИМНАЗИИ И
УНИВЕРСИТЕТА
Стат Академической гимназии
В латинских школах |
|
В верхнем классе1* |
360 |
В среднем2* |
200 |
В нижнем3* |
120 |
В школах наук |
|
В верхнем4* |
300 |
В среднем5* |
150 |
В нижнем6* |
120 |
В российских |
|
В верхнем7* Румовской, Софронов |
60 |
В среднем8* Голубцов или Софронов |
48 |
В нижнем нарочный Прыткой или Шишкарев |
120 |
Во французском |
||
В верхнем9* |
400 |
|
Француз новый какой |
250 |
|
В немецком |
||
Верхнего — Кожик |
325 |
|
Нижнего — Magnus |
200 |
|
Танцмейстер |
150 |
|
Учители |
280310* |
Школьников 60 по 30 руб. |
1800 |
||
Два надзирателя по 50 |
100 |
||
Пять сторожей по 24 |
120 |
220 |
|
Всего |
482311* |
Расположение жалованья
Инспектору Гимназии прибавочного |
200 |
Ректору и верхнего латинского класса учителю |
400 |
притом, ежели он действительный адъюнкт или профессор, имеет получать за то особливое жалованье. Сие разумеется и о других учителях. |
|
Инспектору педагогии 300 р. из приходов педагогии,1 а прибавку иметь может за какие другие труды академические, пользоваться готовою квартирою, дровами и свечьми и пенсионными деньгами2 от приватных. |
Среднего латинского класса уч[ителю]12* |
240 |
|
Учителю нижнего класса лат[инского] |
150 |
|
В школах первых оснований |
||
300 |
||
В среднем13* классе учителю |
180 |
|
В нижнем классе |
120 |
|
В верхнем российском классе п[р]ибавочное |
80 |
|
В среднем прибавочное |
60 |
|
В нижнем нарочному учителю |
120 |
|
В верхнем французском |
400 |
|
В нижнем |
750 |
|
В верхнем немецком |
300 |
|
В нижнем |
200 |
|
Танцмейстеру |
150 |
|
Школьников 60 по 30 р. |
1800 |
|
Два надзирателя по 60 р. |
120 |
|
Пять сторожей по 24 р. |
120 |
|
Всего |
569014* |
Студенты нижнего15* класса |
Математике, курсу философии с физикою эксперим[ентальною], красноречию с поэзиею, истории универсальной |
Среднего16* |
Алгебру и курс |
||
Философ[ии] |
|||
К юриспруд[енции] |
Историю |
||
Краснореч[ие] |
|||
Правам17* |
|||
К медицине |
Физику |
||
Медицины курс |
|||
Истор[ии] натуральной |
Третьего класса студенты-елевы
I. Университетские |
||
1. Философии |
1. |
Философии и мат[ематике] |
2. Общей математики |
2. |
Истории и юриспруд[енции] |
3. Истории. |
3. |
Поэзии и оратории |
4. Красноречия. |
4. |
|
5. Юриспруденции. |
5. |
Геогр[афии] и астр[ономии] |
6. |
Физики и хим[ии] |
|
7. |
||
II. Академические |
||
1. Высшей математики. |
||
2. Астрономии и географии. |
||
3. Механики. |
||
4. Физики. |
||
5. |
Примечания
Печатается по собственноручному черновику (ААН, ф. 20, оп. 1, № 2, лл. 354, 356).
Впервые напечатано — Пекарский, II, стр. 948—949.
Датируется предположительно по связи публикуемого документа с регламентом Академической гимназии, который был составлен Ломоносовым в 1758 г., повидимому, в промежуток времени между 24 марта и 27 мая (см. примечания к документу 303). Связь этих двух документов несомненна: „стат“ предусматривает ту самую структуру Гимназии, какая дана в регламенте; особенно же убедительно в этом отношении упоминание о „педагогии“, которой посвящены §§ 113—120 регламента. Работая над последним, Ломоносов набрасывал, вероятно, в то же время и проект штата.
Публикуемый документ отражает заботу Ломоносова о подборе возможно более сильного педагогического персонала для российских школ. В число преподавателей этих школ Ломоносов, как видим, предполагал ввести двух адъюнктов С. Я. Румовского и М. Софронова, учеников Леонарда Эйлера.
В последующие годы учителями русских школ, особенно „верхнего“ их класса, Ломоносов назначал наиболее способных студентов Академического университета.
принятая здесь, не совсем понятная разбивка „третьего класса студентов-элевов“ на „университетских“ и „академических“. Можно думать, что „академическими“ Ломоносов называл тех студентов, которых готовили к службе в Академии Наук, а „университетскими“ — всех остальных.
Публикуемый набросок особенно ценен тем, что в нем нашла себе довольно подробное отражение программа университетского преподавания, должно быть, та самая, какая была намечена в неотысканном университетском регламенте Ломоносова. Для „студентов-элевов“ третьего класса она дана здесь в двух вариантах.
1 „Приходами педагогии“ Ломоносов называет, очевидно, те суммы, которые должны были слагаться из единовременных 50-рублевых взносов „на педагогические расходы“, уплачиваемых родителями при вступлении их детей в „педагогию“ (документ 303, § 119).
2 „Пенсионными деньгами от приватных“ Ломоносов называет те суммы, которые должны были уплачиваться родителями за „особливое содержание“ их детей в „педагогии“ (там же, § 115).
1* верхнем первом. Зачеркнуто Мотонис или Козицкий рект[ор].
2* Зачеркнуто
3* Зачеркнуто Естерман.
4* Зачеркнуто Козицкий.
5* Веденской.
6* Зачеркнуто Спудинской.
7* Зачеркнуто <студентов> адъюнктов или переводчиков Борис Волков приб.
8* Вместо зачеркнутого нижнем. Зачеркнуто Из переводчиков.
9* вместо зачеркнутого первом.
10* В подлиннике ошибочно 2743.
11* 4583; зачеркнуто 4763.
12* Вместо зачеркнутого
13* среднем вместо зачеркнутого втором.
14* В подлиннике ошибочно
15* нижнего вместо зачеркнутого первого.
16* Среднего второго.
17* Правам вместо зачеркнутого юра.