• Приглашаем посетить наш сайт
    Грибоедов (griboedov.lit-info.ru)
  • Проект штата Гимназии и Университета. 1758 марта 24 — мая 27 (№ 304)

    1758 МАРТА 24 — МАЯ 27. ПРОЕКТ ШТАТА ГИМНАЗИИ И
    УНИВЕРСИТЕТА

    Стат Академической гимназии

    В латинских школах

    В верхнем классе1*

    360

    В среднем2*

    200

    В нижнем3*

    120

    В школах наук

    В верхнем4*

    300

    В среднем5*

    150

    В нижнем6*

    120

    В российских

    В верхнем7* Румовской, Софронов

    60

    В среднем8* Голубцов или Софронов

    48

    В нижнем нарочный Прыткой или Шишкарев

    120

     

    Во французском

    В верхнем9*

    400

    Француз новый какой

    250

    В немецком

    Верхнего — Кожик

    325

    Нижнего — Magnus

    200

    Танцмейстер

    150

     

    Учители

    280310*

    Школьников 60 по 30 руб.

    1800

    Два надзирателя по 50

    100

     

    Пять сторожей по 24

    120

    220

     

    Всего

     

    482311*

    Расположение жалованья

    Инспектору Гимназии прибавочного

    200

    Ректору и верхнего латинского класса учителю

    400

    притом, ежели он действительный адъюнкт или профессор, имеет получать за то особливое жалованье. Сие разумеется и о других учителях.

     

    Инспектору педагогии 300 р. из приходов педагогии,1 а прибавку иметь может за какие другие труды академические, пользоваться готовою квартирою, дровами и свечьми и пенсионными деньгами2 от приватных.

     

     

    Среднего латинского класса уч[ителю]12*

    240

    Учителю нижнего класса лат[инского]

    150

    В школах первых оснований

     

    300

    В среднем13* классе учителю

    180

    В нижнем классе

    120

    В верхнем российском классе п[р]ибавочное

    80

    В среднем прибавочное

    60

    В нижнем нарочному учителю

    120

    В верхнем французском

    400

    В нижнем

    750

    В верхнем немецком

    300

    В нижнем

    200

    Танцмейстеру

    150

    Школьников 60 по 30 р.

    1800

    Два надзирателя по 60 р.

    120

    Пять сторожей по 24 р.

    120

     

    Всего

    569014*

    Студенты нижнего15* класса

    Проект штата Гимназии и Университета. 1758 марта 24 — мая 27 (№ 304)

    Математике, курсу философии с физикою эксперим[ентальною], красноречию с поэзиею, истории универсальной

     

    Среднего16*
    класса

    Проект штата Гимназии и Университета. 1758 марта 24 — мая 27 (№ 304)

    Алгебру и курс

    Философ[ии]

    К юриспруд[енции]

    Историю

    Краснореч[ие]

    Правам17*

    К медицине

    Физику

    Медицины курс

    Истор[ии] натуральной

    Третьего класса студенты-елевы

    I. Университетские

    1. Философии

    1.

    Философии и мат[ематике]

    2. Общей математики

    2.

    Истории и юриспруд[енции]

    3. Истории.

    3.

    Поэзии и оратории

    4. Красноречия.

    4.

    5. Юриспруденции.

    5.

    Геогр[афии] и астр[ономии]

     

    6.

    Физики и хим[ии]

     

    7.

     

    II. Академические

    1. Высшей математики.

    2. Астрономии и географии.

    3. Механики.

    4. Физики.

    5.

    Примечания

    Печатается по собственноручному черновику (ААН, ф. 20, оп. 1, № 2, лл. 354, 356).

    Впервые напечатано — Пекарский, II, стр. 948—949.

    Датируется предположительно по связи публикуемого документа с регламентом Академической гимназии, который был составлен Ломоносовым в 1758 г., повидимому, в промежуток времени между 24 марта и 27 мая (см. примечания к документу 303). Связь этих двух документов несомненна: „стат“ предусматривает ту самую структуру Гимназии, какая дана в регламенте; особенно же убедительно в этом отношении упоминание о „педагогии“, которой посвящены §§ 113—120 регламента. Работая над последним, Ломоносов набрасывал, вероятно, в то же время и проект штата.

    Публикуемый документ отражает заботу Ломоносова о подборе возможно более сильного педагогического персонала для российских школ. В число преподавателей этих школ Ломоносов, как видим, предполагал ввести двух адъюнктов С. Я. Румовского и М. Софронова, учеников Леонарда Эйлера.

    В последующие годы учителями русских школ, особенно „верхнего“ их класса, Ломоносов назначал наиболее способных студентов Академического университета.

    принятая здесь, не совсем понятная разбивка „третьего класса студентов-элевов“ на „университетских“ и „академических“. Можно думать, что „академическими“ Ломоносов называл тех студентов, которых готовили к службе в Академии Наук, а „университетскими“ — всех остальных.

    Публикуемый набросок особенно ценен тем, что в нем нашла себе довольно подробное отражение программа университетского преподавания, должно быть, та самая, какая была намечена в неотысканном университетском регламенте Ломоносова. Для „студентов-элевов“ третьего класса она дана здесь в двух вариантах.

    1 „Приходами педагогии“ Ломоносов называет, очевидно, те суммы, которые должны были слагаться из единовременных 50-рублевых взносов „на педагогические расходы“, уплачиваемых родителями при вступлении их детей в „педагогию“ (документ 303, § 119).

    2 „Пенсионными деньгами от приватных“ Ломоносов называет те суммы, которые должны были уплачиваться родителями за „особливое содержание“ их детей в „педагогии“ (там же, § 115).

    1* верхнем первом. Зачеркнуто Мотонис или Козицкий рект[ор].

    2* Зачеркнуто

    3* Зачеркнуто Естерман.

    4* Зачеркнуто Козицкий.

    5* Веденской.

    6* Зачеркнуто Спудинской.

    7* Зачеркнуто <студентов> адъюнктов или переводчиков Борис Волков приб.

    8* Вместо зачеркнутого нижнем. Зачеркнуто Из переводчиков.

    9* вместо зачеркнутого первом.

    10* В подлиннике ошибочно 2743.

    11* 4583; зачеркнуто 4763.

    12* Вместо зачеркнутого

    13* среднем вместо зачеркнутого втором.

    14* В подлиннике ошибочно

    15* нижнего вместо зачеркнутого первого.

    16* Среднего второго.

    17* Правам вместо зачеркнутого юра.

    Раздел сайта: