• Приглашаем посетить наш сайт
    Толстой А.Н. (tolstoy-a-n.lit-info.ru)
  • Описание мозаических украшений для монумента Петру I, отчет в израсходовании отпущенной на них суммы и смета на дальнейшие расходы. 1764 декабря (№ 104)

    1764 ДЕКАБРЯ. ОПИСАНИЕ МОЗАИЧЕСКИХ УКРАШЕНИЙ ДЛЯ
    МОНУМЕНТА ПЕТРУ I, ОТЧЕТ В ИЗРАСХОДОВАНИИ ОТПУЩЕННОЙ
    НА НИХ СУММЫ И СМЕТА НА ДАЛЬНЕЙШИЕ РАСХОДЫ

    Описание
    составленной мозаичной картины Полтавския победы
    к монументу блаженныя памяти государя императора
    Петра Великого

    1. Напереди изображен Петр Великий на скачущей лошади верхом, лицом в половину профиля; облик нарисован с гипсовой головы, отлитой с формы, снятой с самого лица блаженныя памяти великого государя, каков есть восковой портрет в Кунсткамере, а красками писан с лучших портретов, каковы нашлись в Санкт-Петербурге, по выбору, величиною сидячий в сажень, а прочее по пропорции.

    2. За государем бывшие тогда знатнейшие генералы: Шереметев, Меншиков, Голицын, коих портреты взяты с имеющихся оригиналов.

    3. Представлен Петр Великий в немалой опасности, когда он в последний раз выехал к сражению при наклонении в бегство Карла Второгонадесять; напереди и назади генералы и солдаты, охраняя государя, колют и стреляют неприятелей.

    4. Близко впереди гранодер со штыком, направленным в неприятеля, оглянулся на монарха, якобы негодуя, что так далече отваживается.

    5. Позади лежит куча разных опровержений: шведская пушка с разломанным лафетом, лошадь и мертвый швед; изображаются тем следы побежденного неприятеля.

    6. Далее в картине, за следующими генералами видны штандарты, трампеты и литаврщики, также и знамена полков российских.

    7. Далее от переду, в середине картины изображены поверженные неприятельские трупы, обороняющиеся еще от наступающих россиян шведы, где сильная и густая стрельба производит великий дым, причем видны взятые в начале сражения шведами редуты с российскими и шведскими телами.

    8. Еще подалее от переду представлен пленный шведский генерал, которого поднимают, дряхлого и унылого, окружившие российские солдаты.

    9. В некотором отдалении изображен Карл Вторыйнадесять в простой коляске; кругом его трабанты, из коих некоторые, поворачивая коляску назад, уговаривают спасаться бегством, но он, протягивая пистолет рукою вперед, еще к бою порывается; перед ним жестокое сражение россиян со шведскими трабантами.

    10. На горизонте представляется город Полтава с дымом от пушечной пальбы.

    11. По правую руку бегущие шведские полки и гонящие россияне, а по левую ретраншамент российский и выступившие из него полки, не бывшие еще в сражении.

    12. Над картиною св. апостол Павел1 „Бог по нас, кто на ны?“.

    Величина картины — в ширину девять аршин, в вышину шесть аршин с половиною, а с Павлом-апостолом, что наверху, в выгибе, — восемь аршин, а с рамами и с картушами — в ширину около двенадцати, в вышину около одиннадцати аршин. Прочих картин изобретения представлены Правительствующему Сенату еще с начала сего дела, а ныне написаны шкицы: 1. составляющейся уже мозаичной картины Азовского взятия;2 2. Начало государевой службы в малолетстве; 3. Сообщение с иностранными; 4. Спасение из Риги; 5. Ангутская морская победа. Достальные шкицы письмом начаты. Весьма бы полезно было, когда б Правительствующий Сенат указом определил искуснейшего здесь живописца для писания шкицов исправною живописью и для осмотру самого составления за определенное жалованье из означенной суммы.

    Описание
    шкицев к следующим картинам3

    1. Начало государевой службы.

    Представляется вне Москвы регулярное потешных учение, фрунт, болверки, новые крепостцы, где младый Петр стоит с ружьем на правом флигеле рядовым солдатом, за ним Лефорт и Тиммерман; к нему прибыл брат его, царь Иван Алексеевич, царица Наталья Кирилловна, царевна Софья Алексеевна, патриарх Иоаким и бояре, уговаривают оного, чтобы берег своего здоровья. Москва в виду у горизонта. Над сею картиною изображено умовение ног; в разделении написано: „Кто хочет быть больший, да будет всем слуга“.

    2. Сообщение с иностранными.

    Государь представляется на пристани и ласково принимает иностранных ученых и художников, привезших книги, орудия и художественные произведения. Позади его на море приходящие и отходящие корабли, за ним же в стороне отпускающие родители своего сына в чужие краи с плачем и рыданием.

    Наверху явление Петру-апостолу из облаков в плащанице всяких нечистых животных; в разделении написано: „Яже бог очисти, ты не скверни“.

    3. Азовское взятье.

    Представляется город Азов, окруженный российским войском. В передней части изображен Петр Великий верхом в старинном платье, равно как с ним и боярин Шеин, прочие знатные: Головин, Лефорт, Гордон в новом платье. Государь повелевает Шеину нападающих сзади на лагерь неприятелей отогнать. Против города сделана земляная гора выше оного, с которой россияне палят и бомбардируют, также и чинят приступ; новое войско апрошами к приступу приближается; иные отгоняют вспять турецкую вылазку. На горизонте видна победа российского флота над турецким. Между тем в городе пороховую казну взорвало и выставлен белый флаг к сдаче. Наверху имеет быть Петр-апостол, низвергающий Симона-волхва, и в разделении написаны слова сего апостола: „Именем Христовым да рассыплются от тебе вся темные силы!“. За основание сей картины взят план Азовской осады и гридированный лист в Москве Пикардом 1701 году.

    4. Спасение из Риги.

    Между льдом густым переезжающий государь из Риги через Двину в рыбачьем боту. На берегу принимают его курландцы, где видна рыбачья хижина. За рекою Рига и в судне погоня. Наверху написано спасение Петра-апостола из темницы от ангела; в разделении написано: „Последуй мне“.

    5. Ангутская победа.

    Изображено морское сражение и побеждение шведских кораблей от российского галерного флота. Петр Великий идет сам с берегу в шлюпку ехать в сражение, но адмирал Апраксин, стоя перед ним на коленях, упрашивает не поступить в такую опасность. Наверху сея картины ловление рыбы Петром-апостолом, где Христос повелевает сеть кинуть далее; в разделении написано: „Поступи во глубину“, якобы он Петру Великому повелел не перетягивать галеру посуху, но обойти глубиною моря для победоносной ловитвы.

    Прочие пять шкицев еще только начаты.

    Описание
    самого монумента4 с гробницею Петра Великого

    особливых педесталов; на оном возвышении тумб, украшенный гирляндами, содержит на себе гробницу, на которой статуя отходящего от света Петра Великого в вечность одною рукою указует кверху, другою подымает под плече; по другую сторону гениус, российское желание являющий, на шаре, российский свет представляющем, удержать его тщится за руку прискорбным видом; герой, отходя бодрым видом, ступает ногою на облако, а на гениуса оглянувшись, оставляет ему щит с изображенным на нем солнцем, яко защититель, купно и просветитель.

    Статуи, украшающие сие здание, сверх показанных главных, суть следующие, группами и одинакия: по четырем сторонам, у каждой пары столбов, стоят Правосудие, Премудрость, Мужество, Милосердие; ниже того, по четырем сторонам, при ступенях, четыре группы: 1. к востоку две женские сидячие статуи: Россия и Благодарность с их признаками, якобы между собою разговаривающие; 2. в таком же виде на западной стороне груп[пы]: Воспоминание и Удивление; 3. на южной стороне: Просвещение, опровергающее Варварство; 4. на северной: Трудолюбие, одолевающее Зависть; промеж ними, на цоккелах, четыре гениуса, изображающие главные государевы охоты: один с книгою, как симбол всякого учения; другой с циркулом и науголником, знак метематики; третий с домкратом показует механику; четвертый с радиусом и компасом являет мореплавание.

    Против сих гениусов четыре трофея от разных народов европейских и азийских с морским и сухопутным орудием; под трофеями пленники: швед, поляк, турок, перс — наподобие фрацев.5

    Наверху, сверх корниша, статуи: к алтарю Вера, Надежда и Любовь; на запад Слава, поправшая смертную косу, Правда и Верность; по сторонам по гениусу, сплетающие лавровые венцы; кругом, на щитах и по фризам, гербы российские; на самом верху императорская корона. Ширина возвышения со ступеньми во все стороны невступно четыре сажени, а колоннады около двух, вышина семь сажен, так что столбы будут вышиною в три сажени, ежели модул взять в один фут; а весь монумент возвысится около семи сажен.

    Все сие сооружить из меди литой, а где потребуется и кованой, разве одно возвышение, кроме статуи и украшения сделать из черного российского мрамора, а медь везде жарко вызолотить в огне.

    Проект
    для соборной церкви6 святых апостол Петра и Павла и
    в нем расположение монумента Петру Великому и других
    гробниц государских

    Сие здание весьма утеснено многими столбами, легкое бремя сводов не по мере содержащими; сверх того купол не по пропорции самой церкви сделан весьма мал. Для того, по моему мнению, можно, выняв четыре столба из середины и поставив четыре твердые пилары, соединенные со стенами церковными, утвердить на них трибун и купол в диаметре десяти сажен внутрь, в которых сделанные по приличеству многие окна дадут внутрь довольный свет, и поставляемому в окружии под середкою купола монументу будет просторное место, и вид его со всех сторон будет свободен, ибо, вместо того что ныне между столбами расстояние только до полутретьих сажен будет, по моему проекту до десяти сажен, а ширина церкви с пространным окружением в средине и с пристроенными флигелями или приделами, кои вместо контрафорсов служить имеют, будет простираться свыше двадцати сажен. В четырех местах всереди больших пиларов останутся четыре места квадратных, две сажени длиною и шириною, наподобие малых приделов для помещения прочих гробниц государских. Все прочее расположение образов и картин, приделов и наружных колоннадов ясно видеть можно в самой моделе.

    На подлинном подписано тако: Михайло Ломоносов

    Декабря дня
    1764 году

    Счет,7

    на что издержана данная на достройку мозаичной картины сумма 4009 рублев 44 копейки, и что сверх того употреблено собственных денег и что еще надлежит мастерам в додачу

     

    Рубли

    Копейки

    Материалы на достройку и переправку мозаичной картины, на доделку и позолоту рам 555½ червонца

    1326

    34

    Меди красной на сковороду Павлу-апостолу и на доделки

    162

    29

    Медной окалины

    26

    33

    57

    Сурику

    162

    97

    Голубцу

    9

    75

    Красок для письма шкицев

    27

    24

    Воску

    13

    33

    Цинку

    2

    92

    Песку

    12

    95

    Терпентину

    13

    95

    Мождаку

    8

    54

     

    Сангараку

    32

    72

    Водки

    20

    96

    Сурьмы

    85

    50

    Ртути

    57

    20

    Крепкой водки

    18

    45

    Пемзы

    15

    10

    Буры

    28

    Щетки медные для золотарей

    9

    60

    Кости говяжей

    10

    Войлоки, потолок убить над картиною

    4

    47

    Холстины, оною покрывать при полированье

    5

    45

    Старые пилы вострить и новые куплены

    5

    50

    Пива и уксусу, золотарям мыть позолоту

    4

    40

    Нашатырю

    79

    Селитры

    9

    10

    6

    40

    Киновари

    45

    50

    Соли

    10

    40

    Купоросу

    5

    10

    Трипелу

    5

    8

    Плавильных горшков и банок

    15

    35

    Кирпичей и глины

    36

    9

    Сала и льняного масла

    5

    9

    Клею

    27

    93

    Гвоздей

    7

    54

    Бумаги разной

    2

    55

    Бревен

    19

    75

    Досок

    25

    53

    Грыдоровальных картинок

    34

    78

     

    Всего

    2354

    18

    На содержание мастеровых и работных людей.

     

    Рубли

    Копейки

    Управителю заводов и казенным мозаичным мастерам и ученикам за семь месяцев

    511

    Поденщикам за шлифованье картины и за полированье, нередко день и ночь, через семь месяцев, от 20 до 200 человек

    638

    38

    На собственных работников здесь и на заводах при фабрике, около 30 человек

    653

    Золотарям дано в уплату

    150

    120

    Дрова и уголья здесь

    210

    Здесь казенным и собственным мастеровым и работникам квартиры и свечи

    84

    50

    37

    50

    За точенье столбов и базов к моделям и за лепленье воском

    45

     

    Всего

    2449

    38

    Золотарям додать

    183

    30

    Меднику

    120

    Лепным мастерам на модели воском

    40

     

    Всего

    343

    30

     

    Всего на все

    5146

    861*

     

    Из того от оставшихся от прежней суммы 138 рублев 13 копеек за вычетом

    5008

    43

    999

      3

    На подлинном подписано тако:

    Михайла Ломоносов

    Расположение

    картин к монументу Петра Великого

    По сие время выдано мне для мозаичного дела тридцать тысяч, да собственных моих денег положено на то около тысячи рублев; итак, на прочее останется около сорока девяти тысяч: повидимому, весьма мало на составление прочих картин, для того должно в рассуждение принять следующее.

    1. Употребленные тридцать одна тысяча не изошли на одну только мозаичную картину, но в том числе: 1. медные позолоченые рамы, на кои не означено суммы в определенных осьмидесяти тысячах рублев, а оные рамы обошлись с медью, золотом и другими материалами и с работою в 3200 рублев. 2. Учреждение моей фабрики мозаичной, то есть строение, материалы на первые пробы, на содержание и обучение людей мозаичному художеству и другим мастерствам чрез семь лет, и строение для мозаичной фабрики здесь двух каменных палат, употреблено всего 11 774 рублев. Следовательно, на самую мозаичную картину издержано 16 226 рублев.

    Все сие употреблено на пользу мозаичного искусства по данным мне от Правительствующего Сената указам для установления и приведения сея чрезвычайныя фабрики к будущей пользе и славе отечества. Строгое ведение оных фабричных строений и обученных людей всегда служить будет и в будущее время для таковых дел.

    особливо ж когда много вдруг в дело происходить будут.

    Итак, уповаю, что следующие картины, одна величиною в такую же меру, как составленная, обойдется около десяти тысяч, а прочие, меньшие восемь — каждая около пяти, все около пятидесяти тысяч, что без сомнения в следующие три года окончится, ежели выдача определенной суммы безостановочно производиться имеет и еще прибавлено будет хороших живописных учеников пять или шесть человек из казенных мест. Умножением людей дело ускорится и дешевле станет.

    На подлинном подписано тако:

    Михайло Ломоносов

    Декабря дня

    Секретарь Андреян Васильев
    С подлинным читал регистратор Николай Алексеев

    Примечания

    Печатается по писарской копии (ЦГИАЛ, ф. 789, оп. 1, № 34, лл. 14—21).

    — „Чтения в Обществе истории и древностей российских“, 1867, кн. 2, разд. V, стр. 24—33.

    Как видно из „экстракта“, представленного Сенатом Екатерине II при докладе от 21 января 1765 г. (Макаренко, стр. 113), публикуемые документы были приложены Ломоносовым к его доношению в Сенат. Сенатские канцеляристы, снимавшие с них копию (по которой они и печатаются), оформили ее как единый документ. В доношении, которое не отыскано и известно только из определения Сената от 21 января 1765 г. („Красный архив“, 1940, № 100, стр. 186—188) и из доклада Сената Екатерине II („Ломоносов“, III, стр. 488—490), Ломоносов говорил о финансировании мозаичных работ, предназначенных для украшения гробницы Петра I в Петропавловском соборе, и просил „из достальной определенной суммы от 80 764 рублев указать выдавать ему половину, дабы он мог начать вдруг 3 или 4 картины для скорейшего произведения сего строения, чтобы во время шлифования и письма оригиналов мозаичные наборщики без дела не были и одно бы дело другому руку подавало“ (там же, стр. 489). Сенат не решился дать распоряжение об отпуске Ломоносову „толь знатной суммы“ и определил представить по этому предмету доклад Екатерине II, где предлагал переслать проект Ломоносова И. И. Бецкому „с таковым предписанием, чтобы оный, собрав архитекторов, рассмотрел по тому его, Ломоносова, проекту, возможно ль исполнить и каким иждивением“ (там же, стр. 490). Ломоносов умер, не дождавшись рассмотрения Екатериной II этого доклада (Макаренко, стр. 161) и получив от Сената, вместо просимой суммы, только 999 руб. 3 коп. в возмещение того, что он истратил на доделку „Полтавской баталии“ из собственных средств („Ломоносов“, III, стр. 490).

    Описание картины „Полтавская баталия“ во всех подробностях соответствует мозаике, помещенной в 1925 г. на верхней площадке парадной лестницы главного здания Академии Наук СССР в Ленинграде.

    1 „Апостол Павел“, полукруглый мозаичный образ, который в Петропавловском соборе занял бы место над „Полтавской баталией“, не сохранился (Макаров, стр. 170—171).

    2 Начатая картина „Азовское взятие“ в 1782 г. еще существовала в виде „мозаичного набора на досках в разных небольших штуках“, но „за долговременностию оные набранные штуки на досках рассыпались“ (там же, стр. 246). Ни один из этих фрагментов картины до нас не дошел.

    3 „Шкицы“ не отысканы.

    4 „Описание самого монумента“ и „Проект для соборной церкви“ отражают второй вариант ломоносовского проекта, созданный в 1760 г. и утвержденный Сенатом в 1761 г. (см. документ 92 и примечания к нему) взамен первого варианта, разработанного в 1758 г. (см. документ 84).

    5 Фрацы (от немецкого Fratzenbild) — карикатуры.

    6 См. выше, примечание 4.

    7 „Счет“ является отчетом в израсходовании 4009 руб. 45 коп., отпущенных Ломоносову по определению Сената от 28 мая 1764 г. (см. примечания к документу 102).

    1* 5146 56

    Раздел сайта: