• Приглашаем посетить наш сайт
    Станюкович (stanyukovich.lit-info.ru)
  • Проекты памятников Екатерине II, Елизавете Петровне и Петру I. 1763 августа 11—1764 февраля 9 (№ 100)

    1763 АВГУСТА 11 — 1764 ФЕВРАЛЯ 9. ПРОЕКТЫ ПАМЯТНИКОВ
    ЕКАТЕРИНЕ II, ЕЛИЗАВЕТЕ ПЕТРОВНЕ И ПЕТРУ I

    Проект первый для монумента1*

    е. и. в. всемилостивейшей государыне императрице Екатерине Алексеевне Второй, самодержице всероссийской, для изображения преславного ее на2* престол восшествия.

    1

    Сооружать торжественные врата на пристойном месте; на оных вратах3* поставить металлическую4* статую, изображающую верхом на коне мужественную сию героиню в бодром виде с обнаженною шпагою, обвитою5* масличными6* ветвями и лавровым венцем увязенную.

    2

    Внешнюю врат сторону украсить по пристойности металлическими статуями и обронными1 символическими из меди же изображениями. Число первых составить могут четыре группы: 1) Благочестие и Правосудие, 2) Прозорливость и Мужество, 3) Человеколюбие7* и Щедрота, 4) Премудрость и Трудолюбие. Сии пары8* представить так, чтобы одна с другою что рассуждали.

    3

    Обронные9* фигуры могут быть многие по фризам и по тумбам, коих изобретение могу подать со временем, смотря по архитектурному расположению.

    4

    К обронной же работе принадлежит и главная надпись, которая поставлена быть должна над вратами на щите с той стороны, на которую конная статуя стоит передом: „Екатерине Второй, императрице и самодержице всероссийской, благочестивой, правосудной, мужественной, прозорливой, человеколюбивой, щедрой, премудрой, трудолюбивой, Сенат и народ российский за отвращение внутренней государственной опасности посвящает“.

    5

    Внутрь торжественных врат, в нишах поставить четыре одинакие статуи, которые 1) Народную любовь, 2) Надежду, 3) Желание и 4) Радость изобразить могут. Обронные фигуры изобрести можно после, как позволят архитекторские расположения.

    6

    Выше самых ворот или арков, а ниже окон или круглых отверстий, кои для большего свету должны быть в куполе,10* 11* и историко-аллегорические: 1) Ополчение и поход в Петергоф; 2) Возвращение с торжеством; 3) Отъезд из Петергофа: на сей картине представить в12* некотором перспективном положении13* Петергоф, и ея величеству тщится препятствовать опасность, но верность и усердие оную14* отгоняют и подъемлют е. в.15* в карету; 4) самая первая присяга при Измайловских светлицах, где от грозящей отовсюду напасти под божие свыше покровительство сбегается народ к е. в.16*

    7

    Величина сих картин не может быть меньше, как длиною в три сажени, вышиною17* в две с полуаршином, а стоять на вышине свыше трех сажен, ибо, по моему мнению, колонны извне должны быть с капителями не меньше четырех18* сажен, а прочее с тумбами, куполом и антаблементами19* около осьми20* сажен так, чтобы вся вышина монумента была от 12 до 1321* сажен, а шириною в квадрат с лишним пять или около семи22* сажен.

    8

    Место кажется приличнее всех быть на Измайловском мосту, который должно построить каменный с приличными украшениями, что все не токмо отовсюду будет видно, как вне высоких строений, но и городу придаст великое украшение. Статуя возвысится и будет видна почти отовсюду.

    Проект для монумента блаженныя памяти великия
    государыни императрицы Елисаветы Петровны

    1

    Поставить высокий столп от тумба на 9 сажен наподобие Траянова из тесаного камня, разделенный украшениями наподобие перевязей. Внизу23* тумб сделать длиною и шириною около четырех сажен, вышиною24* в три. В него25* ход сквозной двоими дверьми высокими без затворов, как бывают триумфальные ворота. Нутрь, который с пиларами и с арками будет наподобие грота, можно украсить мозаикою, изображающею знатнейшие дела сея монархини. С наружности, в нишах или на цоккелах, можно поставить по приличности статуи.

    2

    3

    Наверху поставить пешую статую е. в. во всем императорском наряде и приборе (statue auguste [царственное изваяние]).

    4

    Все оградить каменного оградою с железною богатою решеткою, по приличным местам позолоченою.

    5

    Место прилично быть кажется перед полковою церковию Преображения господня, где блаженныя памяти государыне учинена первая присяга от гвардии.

    6

    Надписи сочинены быть имеют, когда сие дело станет производиться.

    Проект пиедестала для конной статуи блаженныя памяти
    государя императора Петра Великого

    1

    Сия статуя по величине своей не может быть на такой вышине, как пешая, поставлена. Для того должно ей изобрать место пространное, чтобы издалека,26* со всех сторон видеть можно было, и притом середи города в честь первого оного основателя.

    2

    Для сего мне кажется всех пристойнее поставить сей монумент на27* средине каменного мосту, который бы построить на Неве-реке, и самый середний бык сделать прочих много долее и ширее так, чтоб проезд около статуи разделился на две части, как28* для удобного смотрения монумента, так29* для свободного проезду.

    3

    Таков пиедестал, с народною пользою30* соединенный, можно украсить многими статуями в честь сему несравненному государю по обеим сторонам, от одного берега до другого, и назвать Петровским мостом.

    4

    Надписи, хотя мною давно сделаны, однако, за много лет уже напечатанные, кажется, не годятся. Можно сделать новые. Материя к тому так богата, как необъятны дела сего героя.

    Примечания

    Печатается по собственноручному черновику (ААН, ф. 20, оп. 1, № 3, лл. 26—29).

    Впервые напечатано — Будилович II, стр. 298—301.

    Датируется предположительно: предложение И. И. Бецкого о разработке проекта пьедестала к конной статуе Петра I поступило в Академию Наук 11 августа 1763 г. (ААН, ф. 3, оп. 1, № 277, л. 70); таким образом, ранее этого дня Ломоносов не мог приступить к составлению этого проекта; 9 февраля 1764 г. Академическая канцелярия при участии Ломоносова вынесла резолюцию об отсылке Бецкому проектов, разработанных Я. Я. Штелином и И. -Я. Шумахером (там же, № 534, лл. 61 об. — 62), о проекте же Ломоносова ни здесь, ни в последующей переписке не упоминается, из чего явствует, что к этому времени Ломоносов отказался от намерения представить свой проект, который, следовательно, был составлен во всяком случае никак не позднее этого числа.

    памятника Бецкому, который предполагал выписать для этого иностранных мастеров, но в течение целого года не сумел сыскать „способной персоны“, о чем в июле 1763 г. и объявил Сенату, сообщив заодно, что уезжает лечиться за границу (Пекарский, II, стр. 796—797). За его отъездом Сенат указом от 31 июля 1763 г. передал все это дело на рассмотрение Академии Наук (ААН, ф. 3, оп. 1, № 969, лл. 124—125). 4 августа 1763 г. Академическая канцелярия в лице И. И. Тауберта определила послать копии сенатского указа в Академическое собрание и в собрание Академии Художеств для составления плана „в самой крайней скорости“ (там же, № 474, л. 201). 11 августа 1763 г. этот вопрос рассматривался в Академическом собрании, в присутствии Ломоносова. Штелин заявил, что он уже приготовил семь проектов и что остается только выяснить место, предназначенное для памятника, чтобы сообразовать с ним проект. На вопрос конференц-секретаря Г. -Ф. Миллера, не хочет ли кто-нибудь еще из академиков заняться разработкой проекта, один только Ломоносов ответил положительно (ААН, ф. 3, оп. 1, № 277, л. 63).

    Почти одновременно Академии Наук было дано и второе поручение подобного же рода: 9 августа 1763 г. Бецкой от имени Екатерины II предложил „учинить проекты со мнениями 1) педесталу для постановления вылитого из меди портрета государя императора Петра Великого, сидящего на коне, 2) о выливке вновь его ж величества иным образом другого портрета с педесталами и со всеми принадлежностьми“ (там же, л. 70). Предложение Бецкого было получено Академией 11 августа 1763 г. В тот же день Академическая канцелярия определила возложить составление требуемых проектов на Штелина и архитектора Шумахера. Это определение подписал и Ломоносов (там же, № 474, л. 212).

    Под „вылитым из меди портретом“ Петра I разумелась конная его статуя, отлитая из бронзы в 1745—1746 гг. по модели К. Б. Растрелли, та самая, которая в 1800 г. была установлена в Петербурге перед Михайловским (Инженерным) замком, где стоит и поныне. Что же касается „другого портрета“, то он был создан только в 70-х годах XVIII в.: это был „Медный всадник“ Э. -М. Фальконета.

    Из документов видно, что на первых порах Ломоносов принимал довольно живое участие в хлопотах, связанных с выполнением этих порученных Академии художественных предприятий: так, 4 сентября 1763 г. он лично ходил в Сенат „для подачи репорта с требованием о назначении места, где монумент е. и. в. поставить должно“. Но Сенат предложил снестись по этому вопросу с З. Г. Чернышевым, возглавлявшим Комиссию о каменном в С. -Петербурге и в Москве строении. Академическая канцелярия определила „послать письменное сообщение“ Чернышеву, однако почему-то, судя по „журналу исходящим“ (ААН, ф. 3, оп. 1, № 610; ср. там же, № 277, л. 69), ничего ему не послала, и дело затянулось, несмотря на то, что и Сенат, и Бецкой не раз запрашивали Академию об его положении (там же, № 277, лл. 68, 76 и 81).

    Относительно памятника Екатерине II Академическая канцелярия в своих ответах на эти запросы и в октябре 1763 г., и в марте 1764 г. неизменно повторяла, что у Штелина готово семь проектов и что Ломоносов „тому монументу инвенции сделать обещался“ (там же, лл. 69, 82). Переписка по этому вопросу продолжалась и в апреле, и в мае 1764 г. (там же, лл. 14, 15, 17; № 970, л. 192), но никаких положительных результатов не дала: дело о постановке памятника Екатерине II заглохло на целое столетие.

     277, лл. 18—30). 9 февраля 1764 г. Канцелярия при участии Ломоносова определила представить эти два проекта Бецкому (там же, № 534, лл. 61 об. — 62), что и было исполнено в тот же день (там же, № 608, л. 13, исх. № 170). О проекте Ломоносова в этом, подписанном им журнале Канцелярии не говорится ни слова. Проекты Шумахера и Штелина, как известно, не были осуществлены.

    Из всего сказанного следует, что публикуемым проектам, которые известны нам только по черновику, сохранившемуся в личном архиве Ломоносова, он не дал официального хода. Судя по внешнему виду этого черновика (по качеству бумаги и чернил и по почерку), все три проекта были написаны Ломоносовым одновременно.

    Стихотворные надписи к памятнику Петра, упоминаемые Ломоносовым, были сочинены им не позднее января 1751 г. и вошли в книгу первую „Собрания разных сочинений в стихах и прозе Михайла Ломоносова“, выпущенную Академией Наук в 1751 г. (Акад. изд., т. I, стр. 205—207).

    Замечательна мысль Ломоносова об установке памятников на мостах и о постройке каменного моста через Неву: в то время ни одного такого моста в Петербурге еще не было; единственный мост через Неву был понтонный.

    1 Обронный — рельефный.

    1* в славу пре.

    2* Зачеркнуто всероссийский.

    3* Зачеркнуто

    4* Зачеркнуто конную статую.

    5* Зачеркнуто обвитою лаврами или с повелительным жезлом, обвитым лаврами.

    6* вместо зачеркнутого лавровыми.

    7* Человеколюбие вместо зачеркнутого

    8* пары вместо зачеркнутого группы.

    9* Обронные Багрениевы обранные.

    10* Зачеркнуто под сводами.

    11* Зачеркнуто

    12* Зачеркнуто дали.

    13* положении вместо зачеркнутого

    14* Зачеркнуто отстран[яют?].

    15* Зачеркнуто <ее> государыню.

    16* вместо зачеркнутого <кресту> Екате[рине].

    17* вышиною вместо зачеркнутого

    18* Четырех вместо зачеркнутого трех.

    19* Зачеркнуто <и со статуею пять сажен> кроме статуи.

    20* осьми вместо зачеркнутого шести.

    21* до 13 до семи.

    22* около вместо оставшегося незачеркнутым близ; семи шести.

    23* Зачеркнуто вместо.

    24* Зачеркнуто

    25* Зачеркнуто два.

    26* Издалека вместо зачеркнутого из многих.

    27* мосту.

    28* как вместо зачеркнутого первое.

    29* так вместо зачеркнутого

    30* Зачеркнуто обитателей.

    Раздел сайта: