• Приглашаем посетить наш сайт
    Баратынский (baratynskiy.lit-info.ru)
  • Ведомость о работе фабрики. 1761 не позднее августа 14 (№ 93)

    1761 НЕ ПОЗДНЕЕ АВГУСТА 14. ВЕДОМОСТЬ О РАБОТЕ
    ФАБРИКИ

    Государственной Манифактур-коллегии в Контору от
    коллежского советника и профессора Михайла Ломоносова

    Ведомость

    После подания последней моей ведомости о делах, производимых на моей фабрике, составлен на оной мозаичный образ св. апостола Петра и составляется третий портрет е. и. в. Для украшения покоев в увеселительном доме е. и. в. в Ораниенбауме поставлено мозаичных разноцветных составов 58 пуд по 5 рублев пуд. А ныне начинается делом картина мозаичная Полтавской баталии для Петропавловского собора, вышиною 7, шириною 9 аршин. Прочие мелочные работы происходят попрежнему.

    Коллежский советник Михайло Ломоносов

    Августа дня 1761 года

    Примечания

     60, л. 615).

    Впервые напечатано — „Ломоносов“, I, стр. 155.

    День написания устанавливается предположительно по канцелярской помете о подаче публикуемой ведомости в Мануфактур-контору 14 августа 1761 г.

    См. документ 62 и примечания к нему.

    „Последней“ ведомостью Ломоносов называет ту, которую он подал в Мануфактур-контору 15 ноября 1760 г. (документ 91).

    „Апостол Петр“, упомянутая в документе, одна из лучших вещей ломоносовской мастерской, хранится в Государственном Эрмитаже (Макаров, стр. 160—161).

    О третьем портрете императрицы Елизаветы см. примечания к документу 90.

    Облицовка комнатных панелей плитками из ломоносовских смальт и смальтовые паркеты, бывшие в Ораниенбаумских дворцах, до нас не дошли. О нах можно судить лишь по трем столам работы Петергофской гранильной фабрики (два в г. Ломоносове и один в Государственном Русском музее), а также по обрамлению прекрасной синей смальтой мраморных барельефов в Китайском дворце в г. Ломоносове.

    Набор грандиозной „Полтавской баталии“, находящейся в настоящее время в здании Академии Наук в Ленинграде, происходил в мозаичной мастерской при доме Ломоносова на Мойке. Сюда Ломоносов перевел к 1762 г. из Усть-Рудиц всех наборщиков, мастеров Матвея Васильева и Ефима Мельникова с группой обученных мозаичному делу крестьян (историю работы над „Полтавской баталией“ см.: Макаров, стр. 163—169). В Усть-Рудицах продолжал работать до закрытия фабрики шурин Ломоносова И. А. Цильх. Он заготовлял смальты, необходимые для „Полтавской баталии“.

    — 14 августа 1761 г. („Ломоносов“, III, стр. 438, № 94).