• Приглашаем посетить наш сайт
    Баратынский (baratynskiy.lit-info.ru)
  • Доношение в Сенат о мозаичных украшениях для монумента Петру I. 1758 апреля 7 (№ 84)

    1758 АПРЕЛЯ 7. ДОНОШЕНИЕ В СЕНАТ О МОЗАИЧНЫХ УКРАШЕНИЯХ
    ДЛЯ МОНУМЕНТА ПЕТРУ I

    В Правительствующий Сенат
    от коллежского советника Михайла Ломоносова
    покорнейшее доношение

    1

    По указу е. и. в. из Правительствующего Сената повелено мне соборную церковь святых апостолов Петра и Павла, состоящую в Санкт-Петербургской крепости, украсить мозаикою с моих заводов по приличности монумента в честь блаженныя и вечнодостойныя памяти государя императора Петра Великого, для чего в Академию Наук указ послан, дабы сделать проект оного монумента и украшения церкви мозаикою, снесшись со мною, и представить Правительствующему Сенату на апробацию.

    2

    В собрании Академии Художеств, которому по определению Академической канцелярии велено было оный проект сделать, сочинены разные от разных оного собрания членов. Того ради и я сочинил собственный проект и модель, что купно с описанием и показанием примерной цены нижайше представляю и ожидаю милостивого повеления к произведению сего славного предприятия в действо, в котором я со всею ревностию неусыпные и всевозможные труды приложить усердствую.

    К сему доношению коллежский советник и
    профессор Михайло Ломоносов руку приложил

    Апреля дня
    1758 года

    Проект, каким образом, по моему мнению, пристойно мозаикою украсить соборную церковь святых апостол Петра и Павла и построить в ней монумент в бозе почивающих монархов: блаженныя и вечно достойныя памяти государя императора Петра Великого купно с любезною его супругою, великою государынею императрицею Екатериною Алексеевною, при чем прилагается описание, каким образом намерен я сие достохвальное Высокоправительствующего Сената предприятие произвести в действие, также показание прямой цены всего помянутого строения.

    Проект

    1

    Монументы строятся таким образом, что гробницы ставятся на приличных возвышениях в нишах, по пристойности украшенных, или под балдахинами, также приличным образом убранными. Но как известно, что обе государские гробницы положены вместе и рознести их не должно, а в одном нише в стене поставить их за теснотою невозможно, для того надлежит быть монументу на старом месте, и гробницам возвышенным на пиедестале, затем что без балдахина будет казаться все весьма просто и государским гробницам без покровения неприлично. А настенные украшения от них отделятся, как нечто постороннее. Балдахин от стены должен простереться по малой мере на полторы сажени, который, будучи составлен из металла и мозаики, для своей тягости требует надежного укрепления. Железные наверху связи и прицепы отнимут много красоты и всегда казаться будут ненадежны. Напротив того, столпы как по архитектуре придадут много красоты и великолепия, так и всегда будут безопасно тверды.

    2

    Того ради рассудил я за благо укрепить балдахин колоннадою, из восьми столпов состоящею, под нею на возвышенном месте и на общем пиедестале поставить обе государские гробницы. Для ясного показания представляется при сем модель моей идеи, которой главные части суть следующие.

    3

    Две гробницы, составленные из мозаики на подобие зеленого аспида, оправленные позолоченным металлом, с возглавиями, из которых на одном держава со скипетром и с мечем, на другом держава ж со скипетром и оливною ветвию; внутренняя сторона возглавий покрыта императорскими мантиями. На внешних сторонах изображено у государя императора Петра Великого зашедшее солнце, лучами своими из-под гаризонта сияющее на его оставленные дела. У государыни императрицы Екатерины Алексеевны цвет солнечнин, склоняющийся к зашедшему солнцу с увядающими листами.

    4

    Пиедестал, составленный из мозаики, наподобие камня порфира, оправленный серебром, где по сторонам на север — плачущая Россия в печальном одеянии руку держит на книге, в которой написано из плача Иеремиина: удалися от мене, утешаяй мя и обращаяй душу мою. На запад — общая надпись обоим почивающим монархам на российском языке, на восток латинская, на полдень — урны и другие погребательные украшения.

    5

    она, одну руку приложив к сердцу, другую простирает к небу, тем знаменуя, что божеское провидение все приведет к совершению. Наверху, середи архиволта, в сияющих лучах око божеского смотрения, внизу щиты с российскими гербами.

    6

    В куполе, на восточной стороне изображенное мозаикою отверстое небо и в нем божество во славе; на юг — Петра Великого, обновленного и просвещенного, возносят к божию престолу Вера и Упование; на север — государыню императрицу Екатерину Алексеевну возносят Благочестие и Кротость; на запад — лик радующихся сил небесных. Особливо, в лике святых внимают восходящим на небо святый апостол Петр и святая великомученица Екатерина.

    7

    На трех фронтисписах, в позолоченных гротесковых рамах мозаикою представляются: 1) Слава, трубящая и ногою поверженную смерть попирающая в знак, что хвала Петрова бессмертна; 2) Вечность, пишущая дела его в нетленную книгу; 3) Правда, которая обыкновенно с солнцем изображается, возвышает рукою своею окруженное сиянием лучей солнечных государево проименование великий, знаменуя, что он велик был по самой истине.

    8

    На карнизе между фронтисписами четыре пары серебряных статуй: 1) Премудрость и Мужество. 2) Трудолюбие и Постоянство. 3) Правосудие и Милосердие. 4) Любовь и Верность, где ныне вместо их стоят серебряные кадильницы. Наверху — императорская корона, которую окружают поставленные на контрафорсах короны: великокняжеская и царств Казанского, Астраханского и Сибирского.

    9

    Восмь столпов, составленные из мозаики наподобие камня лазуря, стоят на порфировых пиедесталах, которых аллегорические изображения, приличные к сему монументу. Возвышеннаго места, на чем монумент утвержден, паркет сделать из разноцветных камней.

    10

    Сие строение составляет только один монумент, а ради особливого изображения дел Петра Великаго нет на нем места. Того ради для представления оных и для украшения в сей церкви прилично составить мозаикою знатнейшие дела историческим образом между окнами с прилогами из священнаго писания, а особливо от жития святых апостол Петра и Павла, из евангелия и деяний апостольских, таким образом, чтобы в верхней части была гистория священная, соответствующая истории Петра Великого, с приличными надписьми, которые подробно в следующих предлагаю.

    11

    Начатие службы великого государя, где представить его как двенадцатилетнаго младенца в солдатском простом мундире с ружьем между рядовыми солдатами; перед ним брат его, государь царь Иоанн Алексеевич и родительница государева с фамилиею и с патриархом уговаривают его, чтобы в свои чертоги возвратился и берег бы своего здоровья; он представляет, что должность его так требует. Наверху история, как Христос Петра и прочих апостолов учит смирению; в разделении надпись: Кто хощет быти из вас болий, да будет всем слуга. Внизу на панеле обстоятельство и год лапидарным штилем.

    12

    Избавление от стрельцов. Наверху ангел ведет Петра-апостола из темницы. В разделении: Последуй мне. Внизу подпись лапидарная.

    13

    История строения начинающегося флота; над нею история, как Христос ходит по морю: Петр-апостол, простирая руку, говорит: Повели ми по водам прейтти, что написать в разделении истории верхней от нижней. Внизу, на филунге панеля лапидарным стилем обстоятельства и год начавшегося флота.

    14

    Взятие Азова. Наверху — низвержение Симона-волхва; в разделении: Именем Христовым да рассыплются от тебе все темные силы. Внизу лапидарная надпись.

    15

    — показание апостолу Петру с неба плащаницы с животными. В разделении: Яже бог очисти, ты не скверни, то есть, не смотри на старый обычай, чтобы не сообщаться с иностранными. Внизу лапидарным стилем год и обстоятельства.

    16

    Зачатие и строение Санкт-Петербурга, Кронштата и Петергофа. Наверху — разговор Петров после преображения со Христом. В разделении: Господи, сотворим здесь три сени — тебе, Моисею и Илии. Внизу — лапидарным стилем сень Христова, то есть помазанникова столица Санкт-Петербург, сень морепроходца Моисея Кранштат; сень отшельника Илии — уединение — Петергов.

    17

    Левенгауптская баталия. Наверху апостол Петр, пишущий и указующий на льва. В разделении: Сопостат наш, яко лев, ему же противитеся. Внизу лапидарный стиль, как у других.

    18

    Полтавская баталия. Наверху апостол Павел, воздевший к небу руки; при нем книга и меч. В разделении: Сия есть победа, побеждьшая мир вера наша. Внизу лапидарный стиль.

    19

    Учреждение Правительствующего Сената. Надпись: В отмщение нечестивых, .

    20

    Турецкая акция, где особливо изобразить дымящееся ядро пушечное перед ногами государыни императрицы Екатерины Алексеевны, кругом — лагерь, турки и прочее. Надпись: Благословенна ты господем богом твоим во всем жилищи Ияковли, яко во всех языцех, иже услышат имя твое, возвеличится ими господь бог Израилев тебе ради.

    21

    Ангутская баталия. Над нею Петр, ввергнувший сети в море, Христос на берегу повелевающий. В разделении: Поступи во глубину. Аки бы Христос Петру Великому сказал: Не перевози галер посуху, но поступи оными во глубину сквозь флот шведский; я тебе подам тишину.

    22

    Правление четырех флотов. Наверху — Христос с Петром и другими апостолами в волнах плавает и повелевает быть тишине. В разделении: Кто сей есть, яко море и ветры послушают его. Внизу также лапидарная подпись.

    23

    Баталия со Штейном. Надпись: Наступиши и попереши льва.

    24

    Заключение мира со шведами. Надпись: Правда и мир облобызастася.

    25

    Учреждение Святейшего Синода. Надпись: Ты еси Петр, на сем же камени созижду церковь мою.

    26

    Взятие Дербента. Надпись: .

    27

    Погребение государево. Сия картина будет чрезвычайна. По Неве-реке, льдом покрытой, церемония в черных платьях, факелы, балдахин, блистание от пальбы пушек; все сие видно сквозь падающий густой снег, который при выносе общей печали соответствовал.

    28

    Около настенных историй прилично инкрустировать или выкласть стены, панели, пилястры и столпы до архитрава, также и коробки в окнах мозаичными составами наподобие мраморов, какие за благо рассудятся. Сверх приличности требует сего и нужда, затем что штукатурная обмазка внутрь церкви от стен отстала, и полость внутри отдается, когда кто перстом поколотит, напротив того мозаичный убор мастикою много крепче пристанет.

    29

    Что надлежит до украшения мозаикою иконостаса и стен внутрь алтаря, о том ныне обстоятельного проекта дать не могу. Но токмо о том кратко должен упомянуть, что ныне состоящий иконостас мозаикою украшен быть не может, затем что, 1-е, весь сделан из дерева, которое для мозаики весьма нетвердо и недолговечно, 2-е, помянутый иконостас поставлен весьма шатко, затем что не укреплен беспосредственно к столпам, которые к тому сделаны, 3-е, расположение иконостаса весьма непропорционально, и многих образов нет, которым по обычаю нашей церкви быть должно.

    Описание, каким образом намерен я вышепоказанный проект
    производить в действие

    30

    Представленную модель моей идеи отдать рассмотреть обер-архитектору, и, что он к лучшему усмотрит, то все принять, поколику с главною идеею сходствовать будет,1* и делать настоящую модель втрое величиною против представленной, чтобы каждую часть по архитектуре пропорционально и ясно выразить можно было.

    31

    Потом каждую часть сего строения, которая из металла состоять имеет, моделировать из алебастру или из дерева в настоящей величине и, рассмотрев и исправив в моделе погрешности, потом делать из металла, что все осматривать обер-архитектору.

    32

    Живописные истории для мозаики отдать сперва проектовать и шкицировать1 красками каждую особливо от разных живописцев, которые искусны в исторической живописи, потом, выбрав лучшие шкицы,1 отдавать самым лучшим живописцам для написания оных историй в настоящей величине, с которой копировать мозаикою.

    33

    При шкицировании и письме истории, имею я живописцу доказывать, что должно в главном пункте изобразить на каждой картине, например, в Полтавской баталье представить государя императора Петра Великого, как он по разбитии от шведов первого баталиона Новогородскаго полку, ввел сам персонально второй баталион оного и поставил в линею, где неприятельские пули, как град, летали, и шляпа у его величества на голове пробита.

    34

    Мозаичные картины набирать довольному числу живописцам, которые верно копировать могут под смотрением самого лучшего живописца, чтобы составление мозаики было верно и с оригиналом сходно. Под оным живописцем должны быть двое, которые бы всегда были при мозаичном деле и, видев неисправность копировщиков, тотчас им показывали, что должно исправить.

    35

    После первого шлифованья главный живописец имеет осматривать сделанную картину обстоятельно и неисправности показать точно, которые должно исправить, чтобы после полированья не сделалось еще переделки.

    36

    Мозаичные составы класть плотно и крепко с надежною мастикою в медные сковороды, которых дно нарочно шероховато и переплетено крепкою медною проволокою часто, для того чтобы за оное мастика крепко уцепилась и держала мозаичные составы.

    37

    Назади медные2* сковороды утверждать толстым полосовым железом наподобие решетки, чтобы медная сковорода не гнулась. К стене прикреплять железными засовами и оные заливать в ней мастикою.

    38

    Украшение стен, столбов, пилястров, коробок и панелей без медных сковород класть3* в мастику, а чтобы твердо все у стены держалось, то местами через 3 или 4 кирпича вколачивать гвозди и решетить медною проволокою.

    39

    Монумент укрепить на полосовом железе. Столпы, карнизы, мулюры2

    40

    Рамы около истории на стенах медные с позолоченными лаврами или арматурами по приличности каждой истории.

    41

    Показание цены

    Для показания цены мозаичного дела должно исчислить, по чему обойдется квадратный фут мозаики по разным сортам материи мозаичной. На квадратный фут в дюйм толщиною надобно 22 фунта по 3 рубли пуд.

    Сковорода медная

    1 р. 65

    3 или 4 фунта

    1 р.

    Мастика

    — 35

     

    Всего

    3 р.

    Работа за вытягиванье, разрезывание, за приточку, вставку, шлифование, переправку и полирование и на содержание фабрики по одной деньге с каждого вставленного мозаичного куска по пяти разным сортам:

    1-е) В квадратном футе 144 квадратных дюймовых кусков

     

    72 коп.

    Материалы

    3 руб.

     
     

    Всего

    3 руб.

    72 коп.

    2-е) В квадратном футе 576 кусков

     

    Работа

    2 руб.

    88 коп.

    Материалы

     
     

    Всего

    5 руб.

    88 коп.

    3-е) В квадратном футе 2304 куска

     

    Работа

    11 руб.

    52 коп.

    Материалы

    3 руб.

     
     

    Всего

    14 руб.

    52 коп.

    4-е) В квадратном футе кусков 9216

     

    Работа

    46 руб.

    8 коп.

    Материалы

    3 руб.

     
     

    Всего

    49 руб.

    8 коп.

    5-е) В квадратном футе 36 864 куска

     

    Работа

    32 коп.

    Материалы

    3 руб.

     
     

    Всего

    187 руб.

    32 коп.

    Убор стен и пилястров без медных сковород

     

    Материя мозаичная

    1 руб.

    65 коп.

    Мастика

     

    35 коп.

    Работа

     

    72 коп.

     

    Всего

    2 руб.

    72 коп.

    42

    В составлении всех вышепомянутых мозаичных живописных картин должно употреблять куски разной величины от четырех сортов.

    Первое от нумера 2-го для поля и ровных мест пойдет в квадратный фут около его половины

    2 руб. 94 коп.

    3-го нумера около пятой доли фута

    2 руб. 90 коп.

    9 руб. 80 коп.

    5-го нумера около 1/10

    18 „ 73 коп.

     

    Всего

    34 руб. 37 коп.

    43

    Сия цена квадратного фута определяется обще на все живописные картины и есть примерная по самой возможности и против римской весьма много дешевлее.

    44

    Мозаичной живописи к монументу надобно 503 фута квадратных, а именно:

     

    Вышина

    Ширина

     

    Картина персон государских

      13 ×

    9

    = 117

    Четыре фаса у гробничного пиедестала

      3 ×

    6 = 18

     
         

      × 4

     
       

      72

     

    72

    Гербы

      9 ×

    3

    = 27

    Три щита внешних

      5 ×

    5 = 25

     
         

      × 3

     
       

     

     

    75

    Четыре щита внутренних

      3 ×

    4 = 12

     
         

      × 4

     
       

      48

     

    48

    Двадцать шесть фасов на тумбах

      3 ×

    2 = 6

     
         

      × 26

     
       

    156

     

    156

    Две картины на гробницах, в возглавиях

      2 ×

    2 = 4

     
         

      × 2

     
     

      8

    8

       

    Всего

     

    503

    по 34 руб. 37 коп. за фут.

    Мозаичной живописи к монументу на 17 288 руб. 11 коп.

    45

    На [ин]крустирование мозаичное наподобие разных манер:

    Столпы

    240

    футов

    Фронтисписы

    72

     

    Антаблемент

    120

     

    Он же внутри

    100

     

    Паркет

    80

     

    40

     
     

    Всего 652 квадратных фута.4*

    За каждый фут по 3 руб. 72 коп.

    Итак, всего за инкрустирование

    2425 руб. 44 коп.

    Всего к монументу на мозаику пойдет

    19 713 руб. 55 коп.

    46

    Что до серебряной и местами позолоченой оправы надлежит, как в моделировании моей идеи показано, то можно по рассуждению Высокоправительствующего Сената по мере количества серебра и золота дороже и дешевле сделать. По самой малой мере пойдет серебряной латуни около 400 квадратных футов, ежели литого не будет, и считая толщину близ полтинника, пойдет в квадратный фут серебра полтора фунта и всего будет 600 фунтов (или 15 пуд) по 20-ти копеек золотник5* и с работою всего 12 000 рублев.

    47

    Позолоты будет десятая доля, то есть близ сорока квадратных футов. 20 червонных считая на фут, станет около тысячи рублев.

    48

    Итак, строение монумента обойдется со всем около тридцати трех тысяч рублев, а ежели толщины серебра прибавить соблаговолено будет, особливо для литых статуй, то можно все исправить в сорок тысяч рублев.

    49

    Настенные исторические картины:

    Семь больших между окнами

    16 × 11 = 176

     
     

    × 7

     
     

    1232

    1232

    Три на широких стенах

    17 × 12 = 204

     
     

    × 3

     
     

    612

    612

    Семь меньших

    3 × 6 = 18

     
     

    × 7

     
     

    126

    126

     

    1970

    По 34 руб. 37 коп. будет всего

    67708

    руб. 90 коп.

    Рамы медные с позолоченными лаврами

       

    7 по 300

    2100

    руб.

    3 по 200

    600

      „

    7 по 100

    700

      „

     

    Всего

    3400

     

    50

    рубли.

    51

    На железо и на другие укрепления и с работою надобно около тысячи рублев. Итак, все сие строение станет:

    Монумент около

    40 000

    руб.

    настенная живопись

    и на [ин]крустирование окон, стен и прочего

    39 984

    1 000

     

    148 682 руб.

     

    Михайло Ломоносов


    1758 года

    Примечания

    Печатается по подлиннику, писанному писарской рукой и подписанному Ломоносовым (ЦГАДА, ф. 3-го Департамента Сената, № 5482, лл. 478—489).

    Впервые напечатано — Макаров, стр. 189—204.

    „Ломоносов“, III, стр. 387).

    Предложенный Ломоносовым проект убранства внутренних стен Петропавловского собора мозаичными картинами, прославляющими Петра I, внес 30 января 1758 г. в Сенат поклонник и покровитель Ломоносова, сенатор П. И. Шувалов (см. примечания к документу 82). Сенат предложил Академической канцелярии „сочинить прожект, снесшись с ним, советником Ломоносовым, для способного сочинения, тако ж дабы он мог сочинить между тем смету“, Канцелярия же определила „о сочинении вышеписанного прожекта обще с г. советником Ломоносовым послать в собрание Академии Художеств указ“ (Билярский, стр. 365). Академия Художеств представила в Канцелярию 30 марта 1758 г. не один, а несколько проектов, сочиненных Я. Я. Штелином, архитектором И. -Я. Шумахером, скульптором И. -Х. Дункером и живописцем Д. Валериани. Проектировалась, по типу обычных в Западной Европе церковных памятников, декорация стены у места погребения Петра (там же, стр. 369). Ломоносов же представил свой проект, который и был выбран Сенатом в заседании 7 апреля 1758 г., состоявшемся в присутствии Ломоносова („Ломоносов“, III, стр. 398). Это был не западного типа настенный надгробный памятник, а необычное сооружение над могилой основателя города. Сенат решил: „Для строения того всего по описанию и по смете его, Ломоносова, деньги 148 682 руб., разделя ровно на 6 частей, выдавать погодно из Штатс-конторы“. Строение монумента было поручено Ломоносову, „яко изобретателю мозаики и всего вышеописанного украшения“ („Красный архив“, 1940, № 100, стр. 158—164). Однако Сенат не решился без приказа императрицы довести дело до конца. 26 мая 1758 г. Сенат представил ей соответствующий доклад („Ломоносов“, III, стр. 398).

    Во время обсуждения проектов монумента Петропавловский собор реставрировался после пожара, происшедшего 30 апреля 1756 г. Полуразрушенный, опустошенный собор без знаменитого шпиля, в который ударила молния, внушил Ломоносову мысль о полной перестройке здания.

    В 1760 г. Ломоносов разработал второй вариант проекта („Чтения в Обществе истории и древностей при Московском университете“, 1867, № 2, разд. V, стр. 17—18; см. документ 104 и примечания к нему). По этому варианту середина собора должна была расшириться вдвое, а мозаичных картин по второму проекту нужно было двенадцать. Ломоносов обязался выполнить эти мозаики в шесть лет.

    См. документ 87 и примечания к нему.

    1 — эскизы; шкицировать — выполнять эскизы.

    2 Мулюры — наличники.

    1* сходствовать будет написано рукой Ломоносова.

    2* Медные

    3* Класть написано рукой Ломоносова.

    4* написано рукой Ломоносова.

    5* написано рукой Ломоносова.

    Раздел сайта: