1757 НЕ ПОЗДНЕЕ ИЮЛЯ 1. ВЕДОМОСТЬ О РАБОТЕ ФАБРИКИ
Государственной Манифактур-коллегии в Контору
Ведомость о состоянии фабрики делания разноцветных стекол
и из них бисеру, пронизок и стеклярусу и всяких
галантерейных вещей и уборов
После поданной от меня в помянутую Контору последней ведомости и после осмотру моей фабрики от г. асессора Шмита происходило следующее:
1) Совершены начатые прежде два мозаичные портрета блаженныя памяти государя императора Петра Великого и государыни цесаревны Анны Петровны, а после оных начаты и совершены два образа бога-отца, а в деле находятся: портрет е. и. в., история о Давиде и Уриной, ландшафт с рудерами.
2) Большая стеклянная печь с поправлением к лучшему переставлена, в которой принятый на мое содержание со стеклянных заводов подмастерье Некрасов выдувает всякую разноцветную посуду.
3) К приведению стеклярусу в лучшее состояние найдены лучшие прежнего способы.
1 оправлять в перстни и в серьги.
5) Для вящего размножения фабрики выбраны молодые крестьянские дети к разным мастерствам 13 человек, из которых понятные останутся при фабрике.
6) Разных художеств пробы при сем взносятся. Притом мозаичный образ по осмотре прошу возвратить для продажи с фабрики.
Коллежский советник Михайло Ломоносов
№ 1. Два карафина бирюзовых светлых.
№ 2. Кружка бирюзовая с крышкою.
№ 3. Чернильница и песочница бирюзовые.
№ 4. Три блюдечка конфектные: одно синее, два бирюзовых.
5. Набалдашник бирюзовый.
№ 6. Две чарки: одна бирюзовая, другая белая.
№ 7. Проба резанья на стекле гранильщика Григорья Ефимова.
№ 8. Разных сортов запонки.
№ 9. Алый стеклярус.
10. Проба бисера, начатого делать новым способом скорее прежнего.
Примечания
Печатается по подлиннику, писанному писарской рукой и подписанному Ломоносовым; приложенный к доношению реестр написан Ломоносовым собственноручно (ЦГИАЛ, ф. 2, оп. 2, № 60, лл. 598—599).
Впервые напечатано — „Ломоносов“, I, стр. 140—141.
Датируется предположительно по канцелярской помете о подаче публикуемого документа в Мануфактур-контору 1 июля 1757 г.
„Последней ведомостью“ Ломоносов называет, очевидно, свой репорт в Мануфактур-контору от 5 октября 1755 г. (документ 72).
Упоминаемый Ломоносовым осмотр фабрики был произведен 20 июня 1756 г. по распоряжению Мануфактур-конторы от 17 того же июня („Ломоносов“, III, стр. 434) „присутствующим во оной Конторе асессором Иваном Шмитом“, которому было поручено осмотреть все „фабрики, и манифактуры, и пильные мельницы, состоящие около Санкт-Петербурха и в Нарве“. Шмит нашел, что мозаичные портреты Петра и цесаревны Анны делаются „изрядною работою“, что „материалов и инструментов имеется довольное число“ и что „фабрика находится в хорошем состоянии“ („Ломоносов“, I, стр. 138).
О портретах Петра и императрицы Елизаветы см. примечания к документу 72.
Под названием „Истории о Давиде и Уриной“ (т. е. о жене Урии) Ломоносов разумеет, вероятно, ту же мозаичную картину, которую в своем репорте от 5 октября называл „Библейской историей о Давиде и Вирсавии“ (см. там же).
Портрет цесаревны Анны, дочери Петра I и матери Петра III, находится в Музее М. В. Ломоносова Академии Наук СССР. Из двух „образов бога-отца“ один находится в Государственном Историческом музее, другой не отыскан. Не отыскан и „Ландшафт с рудерами“, т. е. с руинами (Макаров, стр. 145—149).
„подать обстоятельную ведомость: 1) сколько какого фабричного строения и инструмента, 2) сколько сделано каких вещей и из них продано по цене и за продажею нынешнего 1757 г. июля к 1-му числу в остатке, 3) капиталу коликое число в фабрику употреблено, и при той ведомости имеющимся на фабрике мастерам и работным людям сообщить реестр“. Соответствующий указ Мануфактур-конторы был послан Ломоносову, судя по канцелярской помете, 9 июля 1757 г., но, видимо, не дошел до него, так как 30 того же июля был отправлен ему „дупликат“, т. е. копия этого указа („Ломоносов“, I, стр. 141—142).
1 — химически окрашенное стекло.