1752 СЕНТЯБРЯ 15. РЕПОРТ В КАНЦЕЛЯРИЮ АН О НАЗНАЧЕНИИ
УЧЕНИКА ПО МОЗАИЧНОМУ ДЕЛУ
В Канцелярию Академии Наук
Репорт
Сего сентября 4 дня имел я высочайшую милость поднести е. и. в. собственный мною мозаичный образ богоматере, который ея освященными руками с оказанием удовольствия всемилостивейше принят. Составлен помянутый образ с оригинала славного римского живописца Солимена. Всех составных кусков поставлено больше четырех тысяч, все моими руками, а для изобретения составов делано две тысячи сто восемьдесят четыре опыта в стеклянной печи. А чтобы сие дело, будучи мною толь далече произведено при Академии, на том не окончалось, для того Канцелярия Академии Наук да соблаговолит дать мне в научение достойного ученика, ибо я изобрел к сему делу все способы и показать могу довольно, но сам всегда в том не могу упражняться, желая служить отечеству другими знаниями и науками.
Советник Михайло Ломоносов
Сентября дня
1752 году
Примечания
Печатается по подлиннику, писанному писарской рукой и подписанному Ломоносовым (ААН, ф. 3, оп. 1, № 169, л. 36).
Публикуется впервые.
День написания устанавливается предположительно по канцелярской помете о подаче публикуемого документа в Академическую канцелярию 15 сентября 1752 г.
4 сентября 1752 г. Ломоносов „взносил“ упомянутый в публикуемом репорте мозаичный образ в Академическую канцелярию и заявил И. -Д. Шумахеру о своем намерении поднести это свое произведение императрице (ААН, ф. 3, оп. 1, № 521, л. 342), что Ломоносов и выполнил в тот же день, о чем довел до сведения Канцелярии 9 того же сентября (там же, л. 345). Это была первая собственноручная мозаичная работа Ломоносова. Она до нас не дошла. Размер мозаики — около 300 квадратных дюймов. Она набиралась в Химической лаборатории на Васильевском острове, близ Боновского дома (см. документ 32).
Ломоносов окончил образ в пять с половиной месяцев, но он считал, что этот срок велик и, если бы его не отвлекали лекции и другие занятия, то набор мозаики указанного выше размера занял бы, по его мнению, не более двух месяцев (Пекарский, II, стр. 909).
идущие за ним „Нерукотворный Спас“ Исторического музея и эрмитажный портрет Петра I.
„Для объявленного научения мозаического выбрать ему, г. советнику и профессору Ломоносову самому, лучших и способных к тому делу двух человек из рисовальных учеников из ведомства мастера Гриммеля“ (Билярский, стр. 179). Ломоносов выбрал Матвея Васильева и Ефима Мельникова.