• Приглашаем посетить наш сайт
    Высоцкий (vysotskiy-lit.ru)
  • Павлова Г.Е., Федоров А. С.: Михаил Васильевич Ломоносов 1711-1765
    Введение

    Введение

    Жизнь и творчество великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова составили целую эпоху в истории отечественной и мировой науки и культуры. Ломоносов был одним из образованнейших людей своего времени, человеком большого и многогранного таланта. Его разносторонняя научная и общественная деятельность оказалась необыкновенно плодотворной. Трудно назвать хотя бы одну отрасль современной ему науки и культуры, в которую Ломоносов не внес бы свой весомый вклад, не способствовал бы ее прогрессивному развитию. Страстно и исключительно эффективно работал замечательный ученый-энциклопедист в области широкого круга естественных наук и техники, с увлечением занимался философией и историей, языкознанием и сложнейшими физико-химическими экспериментами, поэтическим творчеством и созданием высокохудожественных произведений изобразительного искусства. Научно- творческая деятельность М. В. Ломоносова всегда была тесно связана с жизненными потребностями России, вступившей на путь промышленного и культурного развития. Все творчество ученого непосредственно определялось экономическими и социальными задачами, вставшими перед его Родиной в эпоху преобразований, начатых в петровское время.

    М. В. Ломоносов с полным основанием считается основоположником отечественной науки, крупнейшим ее организатором. Вся его сознательная жизнь, научное творчество были безраздельно связаны с деятельностью Петербургской академии наук, в которой он неустанно трудился почти три десятилетия, пройдя тернистый путь от студента Академического университета до академика. Научно-организаторская деятельность Ломоносова, проникнутая идеей беззаветного служения Родине, была не менее разнообразна, чем его исследовательская работа. Создание первой в России научной химической лаборатории, организация астрономических и метеорологических исследований, снаряжение географических и геологических экспедиций, подготовка плаваний с целью изучения и освоения Северного морского пути, разработка многочисленных проектов переустройства Петербургской академии наук, основание Московского университета вот далеко не полный перечень заслуг Ломоносова как организатора науки. Великий русский ученый нанимал, что четкая организация научной работы будет способствовать росту отечественной науки, признанию и распространению достигнутых ею результатов.

    В Ломоносове гармонично сочетались качества гениального ученого теоретика и выдающегося экспериментатора. Он видел цель науки в тесном единстве теории и практики. Свои теоретические работы ученый никогда не отрывал от потребностей жизни, прикладных и экспериментальных исследований, Из наблюдений установлять теорию, чрез теорию исправлять наблюдения есть лучший всех способ к изысканию правды, писал он в одной из своих работ.1

    М. В. Ломоносов был первым русским ученым, в котором с огромной силой и выразительностью раскрылись характерные особенности научного гения: широта взглядов, большой круг и исключительная значимость решаемых научных задач, необыкновенная реальность поставленных целей, смелость и простота в подходе к сложным научным проблемам и их осуществлению.

    Ломоносов боролся за оригинальность и самобытность отечественной науки. В те времена, когда в силу сложившихся обстоятельств было еще мало русских ученых, он неустанно доказывал, что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать 2. Ученый многое сделал для подготовки отечественных научных кадров, для развития просвещения и образования в России.

    Научные труды М. В. Ломоносова прокладывали пути современной ему науки, но одновременно они были устремлены в будущее. Его передовые идеи в течение двух столетий способствовали прогрессу науки, развивались многими поколениями ученых всех стран мира, вошли в сокровищницу мирового знания.

    Почему же именно в России первой половины XVIII в. вырос крупнейший ученый Почему именно в то время русская наука впервые обратила на себя внимание, вышла на мировую арену, обогатила человечество важными открытиями, предприняла первые решительные шаги по изучению и освоению природных богатств родной земли Чтобы ответить на все эти вопросы, остановимся кратко на первых этапах развития науки и культуры в России. 

    Формирование отечественной науки началось еще в раннефеодальный период. Древняя Киевская Русь IX-XII вв. обладала высоким для того времени уровнем развития материальной и духовной культуры. Оригинальная литература Руси отличалась идейной насыщенностью и высоким художественным уровнем. В начале XII в. монах Киево-Печерского монастыря Нестор написал первую русскую летопись Повесть временных лет, основываясь на более ранних летописных сводах, посвященных прошлому русской земли. Автор Повести живо и образно рассказал о возникновении Руси и связал ее историю с историей других стран3. К XII в. относится и создание другого памятника древнерусской литературы Слова о полку Игореве. Неизвестный автор этого глубоко патриотического произведения призывал русских князей объединиться для отпора кочевникам. В тот же период на Руси появились первые школы, возникла славянская оригинальная и переводная литература, не только богослужебная, но и историческая. В Киеве, Новгороде и ряде других городов начали воздвигаться замечательные архитектурные сооружения, развивались искусства и ремесла при монастырях накапливались библиотеки, возросли естественнонаучные знания, особенно в области математики и астрономии4.

    Нашествие на русскую землю в середине XIII в. татаро-мон-тольских завоевателей на длительное время приостановило экономическое, Полнтическое и культурное развитие населяющих ее народов и явилось одной из главных причин отставания Руси от ряда западноевропейских государств. Татаро-монгольское иго при вело к упадку ремесленного производства, разрушению городов, гибели многих культурных ценностей.

    Освобождение от чужеземных завоевателей и создание на рубеже XVXVI вв. централизованного Русского государства оказали благоприятное влияние на развитие производительных сил и культуры. В Москве, Пскове, Туле и других крупных городах быстро росло ремесленное производство. Поселки ремесленников возникли и в сельских местностях. Экономический и Полнтический центр многонационального Русского государства Москва прославилась своими кузнецами, литейщиками, бронниками, ювелирами. В районе Тулы, Устюжны Железнопольской, Белогорья и в других местах возникло кустарное производство железа, основанное на использовании легковосстановимых болотных руд, добываемых крестьянами. Быстро развивалась внутренняя торговля и торговые связи с зарубежными странами.

    Развитие экономики и ликвидация феодальной раздробленности сопровождались в Московском государстве распространением естественнонаучных знаний, общим подъемом культуры. Уже в XVXVI вв. были написаны и переведены первые медицинские книги лечебники, сочинения по математике, астрономии, космографии. Интересы землеустройства, архитектуры и строительства, военного дела требовали развития механико-математических знаний. Возникла необходимость в прогрессе химии, анатомии, медицины, ботаники лекарственных растений. Русский народ внес свой вклад в великие географические открытия второй половины XV в. Тверской купец Афанасий Никитин первым среди европейцев побывал в Индии, оставив о своем знаменитом путешествии обстоятельные записи Хоженее за три моря. Величественные сооружения были возведены в XVI в. в Москве и ее окрестностях, в Киеве, Новгороде. Владимире и других городах. Среди них церковь Вознесения в с. Коломенском, одна из самых высоких, в Европе того времени, колокольня Ивана Великого в Кремле, храм Василия Блаженного на Красной площади и другие памятники архитектуры.

    Высоким совершенством отличались изделия русских литейщиков и кузнецов. В течение двух столетий ведущим центром пушечного производства был знаменитый Московский пушечный двор, возникший в начале XVI в. Здесь в 1586 г. замечательный русский мастер Андрей Чохов отлил знаменитую царь-пушку уникальное произведение литейного искусства. Крупные предприятия по изготовлению пушек и колоколов существовали также в Туле и Новгороде.

    Развитие научно- технических знаний способствовало созданию различных механических устройств и расширению сферы их применения. Высокого уровня достигла и строительная техника. Был усовершенствован водяной двигатель, который использовался не только для мельниц, но и в кузнечном деле для приведения в действие воздуходувных мехов и тяжелых молотов. Были созданы самопрялка с конным приводом и горизонтальный ткацкий станок.

    В XVXVI вв. на Руси получили распространение начальные школы, создававшиеся, как правило, при монастырях. Уже в тот период грамотность среди населения была относительно высокой. В первой половине XVI в. среди землевладельцев Европейского Севера было более 80 грамотных людей. На рубеже XVI-XVII вв. процент обученных грамоте среди новгородских помещиков составлял не ниже 55, при дворе не менее 78. Среди посадских людей было 20 грамотных, среди крестьян 15. В кругу образованных людей XVII в. широкое распространение получило знание богословской литературы, греческого и латинского языков6. Развитие культуры и повышение грамотности вызвали потребность в книгах. Уже в 50-х годах XVI в. на Руси появились первые печатные издания. В начале 60-х годов в Москве была построена первая типография так называемый Печатный двор, где в 1564 г. под руководством основоположника отечественного книгоиздательства Ивана Федорова издана первая русская печатная книга Апостол. Десять лет спустя Иван Федоров в организованной им во Львове типографии выпустил в свет первый на Руси печатный букварь, Азбуку, для начального обучения грамоте.

    Павлова Г.Е., Федоров А. С.: Михаил Васильевич Ломоносов 1711-1765 Введение

    Московская синодальная типография. Акварельный рисунок XVIII в.

    появились первые небольшие заводы, расширилась внутренняя и внешняя торговля, установились постоянные связи с многими странами Западной Европы. Наиболее интенсивно развивалось в то время заводское производство железа. В феврале 1632 г. голландский купец А. Виниус получил государственную грамоту, дозволяющую ему строить на реках близ Тулы и Серпухова вододействующие заводы и железо на всякие статьи плавить и лить и ковать пушки и ядра и котлы и доски и разное прутья и всякое железное дело делать7. Вслед за этим железоделательные предприятия стали возникать в других районах центральной части страны, на севере и северо-западе, а также на Урале и в Сибири. Характерно, что доменные печи новых русских заводов превосходили лучшие заграничные агрегаты по высоте в полтора, а по суточному производству чугуна в два раза. В XVII в. в России созданы первые медеплавильные заводы, предприятия по выплавке серебра и свинца. Велись интенсивные разведки железных, медных, серебросвинцовых и оловянных руд, а также месторождений золота.

    Укрепление экономики России, рост ее международного престижа послужили хорошей базой для крупных социальных преобразований конца XVII-начала XVIII в. , повлекли за собой развитие науки и расширение возможностей для получения-образования. Стране требовалось все больше грамотных людей. Наряду с монастырскими открылись государственные и частные школы. В них изучались латинский и греческий языки, а также грамматика, риторика и философия. Одной из таких школ было училище, учрежденное в 1648 г. государственным и культурным деятелем России Ф. М. Ртищевым, где преподавались словесные науки и греческий язык. В 1680 г. аналогичное училище возникло при Московском Печатном дворе. В училище поступили 30 учеников, а через пять лет их стало больше 200.

    В 1687 г. в Заиконоспасском монастыре было открыто первое в Москве высшее общеобразовательное учебное заведение Славяно-греко-латинская академия. В ней обучались дети не только знатных людей, но и служителей церкви, купечества, представляющие многие национальности в России. Сначала число слушателей достигало 100 человек, однако уже в первые годы XVIII в. возросло до 600. Наряду с изучением классических языков в академии преподавались естественные науки, логика и психология. В этой школе-академии много лет спустя обучался М. В. Ломоносов.

    Академия сыграла большую роль в развитии образования в России, в подготовке отечественных специалистов высокой квалификации. Из стен академии вышли видные деятели русского просвещения и науки. В. Постников, первый из русских, получивших ученую степень доктора медицины в зарубежном университете; Л. Ф. Магницкий, автор знаменитого учебника арифметики, который по существу являлся краткой энциклопе дией прикладных математических знаний; В. К. Тредиаковский, в последующем писатель и академик. В этой же академии учился С. П. Крашенинников, известный путешественник, исследователь Камчатки, впоследствии академик, сподвижник М. В. Ломоносова; создатель русского фарфора Д. И. Виноградов; поэт-сатирик и дипломат А. Д. Кантемир, а также другие представители отечественной науки и культуры.

    Во второй половине XVII в. расширилась деятельность Московского Печатного двора: наряду с церковно-богослужебными изданиями чаще стали выходить книги светского содержания: букварь, грамматика, военные пособия, переводная иностранная литература. Помимо Печатного двора, в Москве существовали типографии в Киеве и Чернигове. В царском дворце и у некоторых светских и духовных лиц имелись крупные по тому времени библиотеки, насчитывавшие до 300 книг, среди которых была не только церковная литература, но и издания по разным отраслям знаний, причем на русском и иностранных языках8.

    В XVII в. в России возник театр, стало развиваться реалистическое художественное творчество, высокого уровня достигло прикладное искусство: художественная вышивка, декоративная резьба по дереву и т. д. Мастера Оружейной палаты создали прекрасные образцы ювелирного искусства9.

    Развитие в России горно-металлургического производства, архитектуры, артиллерии, медицины, химической технологии и других отраслей хозяйственной деятельности настоятельно требовало прогресса в области научных знаний. Центрами развития русской науки стали правительственные учреждения, так называемые приказы: Аптекарский, Пушкарский, Посольский и др. Старейшим из них являлся Аптекарский приказ, ведавший в XVIXVII вв. всем медицинским и аптечным делом. Здесь занимались также организацией производства химических веществ и необходимого для них сырья. Вопросами создания вооружения и работами по технике ведал Пушкарский приказ. В Сибирском приказе были сосредоточены геолого-географические исследования. Приказ каменных дел ведал вопросами строительства. Работы по переводу иностранных текстов осуществлял Посольский приказ и т. д.

    Россия XVII в. располагала значительным количеством предприятий по производству и обработке металлов, солеварению, изготовлению бумаги, тканей, пороха, красок, по обработке дерева и кожи. В то время уже применялись некоторые оптические и геодезические инструменты: микроскопы, подзорные трубы, угломерные приборы. Для их дальнейшего усовершенствования тре бовалось развитие физики, прикладной механики и других наук. Определенных успехов достигла отечественная техника. Все больше производственных предприятий мануфактурного типа и даже мелких ремесленных мастерских применяли водяные колеса. На московских, тульских, каширских и других заводах гидроэнергия использовалась для работы кузнечных молотов, сверлильных станков и других механизмов. Русские мастера создавали искусно украшенное, добротное оружие. Уже в то время они изготовили крупные казнозарядные пушки, отлили уникальные колокола, оснастили ряд городских башен, в том числе Спасскую башню Московского Кремля, уникальными часами.

    Русские землепроходцы XVII в. внесли большой вклад в географические исследования. Казацкие отряды Ивана Реброва и Ильи Перфильева в 1633 г. прошли по р. Лене. В 1643-1646 гг. В. Д. Поярков исследовал берега Охотского моря. Двумя годами позже С. И. Дежнев и Ф. А. Попов проплыли из Ледовитого океана в Тихий, подтвердив предположение, что Азия и Америка отделены проливом. В. Д. Поярков и Е. П. Хабаров исследовали течение Амура. Отважные русские путешественники собрали интересные сведения о животном и растительном мире, полезных ископаемых Сибири, Дальнего Востока, побережья Ледовитого океана, сделав первый шаг на пути их практического освоения. В то же время были составлены первые карты России так называемые чертежи: Большой Чертеж, Книга Большому Чертежу и др. Эти карты чертежи имели широкое познавательное значение, содержали перечни городов, причем основные географические сведения постоянно дополнялись новыми данными. В 1668 г. житель Тобольска Семен Ремезов изготовил чертеж Сибири, а в 1701 г. завершил работу над этнографической картой Сибири, снабдив ее соответствующим описанием. Следует отметить, что западноевропейские географы широко использовали в своих работах материалы русских землепроходцев и картографов.

    В XVII в. усилилось внимание к отечественной истории и языку. Созданы исторические повествования, посвященные событиям крестьянской войны и польско-шведской интервенции начала XVII в. Вышли в свет популярные пособия по истории России: История Ф. И. Грибоедов, Хроника Ф. Сафановича, Синопсис И. Гизели и др. Большим событием в становлении филологии явилось издание в 1648 г. славянской грамматики М. Г. Смотрицкого, в которой систематизировано и полно освещены вопросы орфографии, морфологии, синтаксиса, стилистики и стихосложения. Грамматика Смотрицкого долгое время служила основным пособием для изучения славянского языка. По этой книге учился, а потом высоко оцепил ее М. В. Ломоносов.

    На рубеже XVII- XVIII вв. в России расширилось число крупных библиотек. Среди них большой известностью пользовалась библиотека Посольского приказа, Московской синодальной типографии, царская библиотека, а также библиотеки ряда частных лиц: книжные собрания крупных государственных деятелей XVII в. А. Л. Ордын-Нащокина, А. С. Матвеева, князя В. В. Голицына, патриарха Никона и др. Одновременно возрос приток иностранных книг: географических, медицинских, исторических, философских и т. д. Некоторые из них были переведены и изданы на русском языке. Среди них известная книга Данцигского астронома Я. Гевелия Селенография, излагающая гелиоцентрическую систему Н. Коперника.

    В XVII в. были созданы первые практические руководства по ремеслам, медицине, военному делу, подготовленные русскими авторами. Это различные травники и лечебники, обобщавшие опыт народной медицины. Широкую известность приобрел Устав ратных, пушечных и других дел Анисима Михайлова, в котором приведены элементарные сведения по математике, физике, механике, баллистике, и другие аналогичные издания.

    Павлова Г.Е., Федоров А. С.: Михаил Васильевич Ломоносов 1711-1765 Введение

    Страница учебника Арифметика Л. Магницкого

    Однако процесс накопления знаний, поступательное движение науки и техники в России тормозились в то время из-за недостатка специалистов, отсутствия глубоких теоретических научных знаний, из-за схоластики, господствовавшей в большинстве школ, находившихся под влиянием церкви. Образованность, как правило доступная лишь представителям привилегированных классов, также сохраняла средневековый схоластический характер и была оторвана от практических задач овладения силами природы и ее естественными ресурсами. Для дальнейшего про гресса науки и культуры необходимы были создание светских учебных и научных учреждений, организация новой системы просвещения.

    времени было многое сделано для преодоления экономической, Полнтической и культурной отсталости. Быстро развивалась промышленность, были созданы хорошо вооруженные армия и флот, появились централизованные учреждения, светские учебные заведения, начался подъем науки и культуры.

    В первой четверти XVIII в. в стране велось интенсивное промышленное строительство. В центральных районах, на Урале, в Карелии созданы железоделательные и оружейные заводы. Непрерывно росло производство металлов. В начале XVIII в. в России ежегодно выплавлялось около 150 тыс. пудов чугуна.

    В 1725 г. производство чугуна составило 1165 тыс. пудов, увелиучившись за четверть века почти в восемь раз10. При Петре I Урал стал основным горно-металлургическим районом страны.

    Туда направлялись рабочие и специалисты с тульских и других старых заводов; выписывались опытные заграничные мастера.

    армии и флота. Так, только Каменский завод с 1702 по 1709 г. выпустил 854 артиллерийских орудия и свыше 27 тыс. пудов снарядов11, что помогло России одержать победу над шведами в решающем сражении под Полтавой.

    В первой четверти XVIII в. Российская империя вышла на первое место в мире по производству чугуна и железа, оставив позади Англию, Францию, Германию и другие страны. Русский металл широко экспортировался в западноевропейские государства, прежде всего в Англию, вступившую в то время на путь создания крупной машинной индустрии. На русских заводах расширялось производство меди, серебра и других цветных металлов. В стране создавались судостроительные верфи, предприятия легкой промышленности: суконные, полотняные кожевенные и др. Осваивались новые сельскохозяйственные угодья в Поволжье Сибири, пристанной полосе южных районов. Широко распространились более прогрессивные трехпольные севообороты, вошли в обиход посевы кормовых трав, лекарственных растений льна, конопли и табака. Возникли конные заводы, выводились новые породы скота. В значительной степени расширилась внутренняя и внешняя торговля.

    Государственные реформы Петра I потребовали коренных преобразований в области науки и просвещения. Их целью было создание условий для развития отечественной науки и техники и наиболее целесообразного использования научно-технических достижений Западной Европы. Все это настоятельно требовало расширенной подготовки национальных кадров для различных областей материальной и духовной культуры. В начале XVIII в. были осуществлены широкие просветительные мероприятия, установлено новое летосчисление, введен упрощенный гражданский шрифт вместо старого, церковного для облегчения книгопечатания. Созданы новые типографии. Расширена тематика книжных изданий. Вместо церковных произведений из печати все больше стало выходить книг по географии, астрономии, математике и другим естественным наукам а также по истории и философии Переведены на русский язык классические работы крупнейших западноевропейских ученых того времени В 1703 г. начала выходить первая в России печатная газета Ведомости. Ее читатели получали довольно подробную инсЬоомапию о жизни своей страны и зарубежных государств.

    Большое внимание уделялось подготовке специалистов. Одно за другим организовывались гражданские и военные специализированные училища. В 1701 г. в Москве открылась Школа математических и навигацких наук для подготовки моряков, артиллеристов, инженеров, геодезистов, архитекторов. В 1715 г. эта школа была переведена в Петербург и преобразована в Морскую академию. Созданы Адмиралтейская, Артиллерийская, Инженерная школы.

    и Петербурга возникли медико-хирургические училища. С 1716 г. в разных городах русского государства учреждены цифирные школы для обучения основам грамоты, арифметике, географии и тригонометрии. Закон божий в этих школах не преподавался, и церковь почти не имела на них влияния. В цифирных школах обучались дети всех сословий, за исключением крепостных крестьян.

    Павлова Г.Е., Федоров А. С.: Михаил Васильевич Ломоносов 1711-1765 Введение

    Сухарева башня в Москве, где находилась Навигацкая, а затем и Цифирная школа

    В 1721 г. известный русский историк и крупный деятель горнозаводского производства В. Н. Татищев положил начало горнозаводским школам на Урале-на Кунгурском, Алапаевском, Уктусском, а потом и других заводах. Эти школы были для своего времени передовыми учебно-производственными заведениями. Элементарная общеобразовательная подготовка сочеталась в них с производственным обучением. В горнозаводские школы принимались дети нижних чинов и рабочих горного ведомства в возрасте от 7 лет. Эти школы сыграли важную роль в подготовке квалифицированных рабочих и техников для отечественной промышленности. В числе воспитанников, например, екатепинбувг-ской школы, открытой в 1724 г. , были выдающиеся творцы феской техники И. И. Ползунов К. Д. Фролов А М. Карамышева впоследствии член-корреспондент Академии наук и др.

    В 1714 г. в Петербурге был создан Аптекарский огород, который вскоре стал крупным ботаническим садом. В том же году была основана Кунсткамера первый в России естественнонаучный музей. Интенсивно развертывалось изучение обширных территорий государства. Велись исследования полезных ископаемых в европейской и азиатской частях страны: сибирских, уральских, олонецких месторождений каменного угля, металлов и т. д. Проводилась геодезическая съемка многих пунктов для составления карты России. В 1721 г. под руководством Ф. И. Соймонова завершена работа над уникальной картой Каспийского моря.

    Все перечисленные выше и многие другие замечательные события в развитии экономики, науки и культуры в России конца XVII-начала XVIII в. настоятельно требовали объединения научных сил, создания единого центра, направляющего развитие науки в пределах всей страны. В развитых европейских государствах такие научные корпорации к тому времени уже были созданы. В 1660 г. было основано Лондонское королевское общество, одно из старейших в мире научных учреждений. Шестью годами позже учреждена Парижская академия наук. В 1700 г. создана Прусская академия наук. В 1603 г. образована Национальная академия наук Италии12.

    годам XVII в. , когда русский царь в беседе с патриархом Андрианом завел речь о необходимости распространения просвещения в России13.

    Уже в ранний период своей государственной деятельности Петр I высоко оценивал возможности практического приложения науки к выполнению намечаемых им планов экономического и культурного преобразования России. В 1697-1698 гг. он организовал так называемое Великое посольство, одной из целей которого являлось ознакомление с успехами зарубежной науки и техники. В составе посольства инкогнито, под именем Петра Михайлова, находился и сам царь. В Амстердаме он знакомился с конструкцией кораблей, изучал астрономию и основы навигации, посещал музеи и научные лекции. В Лейдене Петр интересовался университетом, бывал в ботаническом саду и анатомическом театре, в Дельте вместе с Левенгуком разглядывал под микроскопом мельчайшие организмы.

    Три месяца Великое посольство находилось в Англии. Время Петра I было заполнено работой на верфях, осмотром фабрик и мастерских; дважды он посетил Гринвичскую обсерваторию, где в телескоп наблюдал Венеру, три раза побывал на Монетном дворе, знакомился с новым способом чеканки монет. По всей видимости, здесь он встретился с Ньютоном. В Оксфорде русскому царю показывали исторические научные документы. На обратном пути, находясь в Галле и Лейпциге, Петр осматривал университеты, в Дрездене и Вене посещал библиотеки и музеи. По указанию царя приобретались медицинские книги, научные инструменты, глобусы, географические карты14 .

    Во время своих поездок по странам Западной Европы Петр I не раз возвращался к идее создания в России Академии наук.

    Об этом он беседовал во время своих встреч с президентом Прусской академии наук Г. В. Лейбницем. О желании учредить Академию русский царь писал в 1719 г. видному немецкому ученому Хр. Вольфу, у которого в последующие годы обучался М. В. Ломоносов. Академия, говорил Петр I, должна приобрести нам в Европе доверие и честь, доказав на деле, что у нас работают для науки и что нора перестать считать нас за варваров, пренебрегающих наукой. Открытие Академии наук в Петербурге должно было завершить ряд преобразовательных реформ в России и придать ее столице значение не только Полнтического и военного центра страны, но и одного из центров европейской науки15.

    Петербург. 28 января 8 февраля н. с. 1724 г. после рассмотрения Петром I проекта положения об Академии Сенат издал указ об основании Петербургской академии наук. Она создавалась не только как исследовательское учреждение, но и как учебно-образовательный центр, включавший гимназию и университет. Академия должна была заботиться о развитии науки, а также и об удовлетворении научных и технических потребностей страны, об организации образования. Это во многом предопределило ее своеобразие как научного учреждения, одновременно выполнявшего широкую программу подготовки квалифицированных кадров для научной и хозяйственной деятельности.

    Уже в первые годы своей работы Академия имела обсерваторию, физический и минералогический кабинеты, Ботанический сад, Анатомический театр. В особые подразделения были выделены картографы и переводчики. В состав Академии вошли Кунсткамера, богатая библиотека, инструментальные мастерские, типография и книжная лавка.

    До середины XVIII. в. Петербургская академия наук по существу являлась единственным научным центром России. Она поддерживала связи с практиками, работавшими в разных районах страны, собирая с их помощью разнообразные научные материалы: сведения о растениях и животных, минералах и полезных ископаемых. Исследования, проводившиеся в Академии в области математики, механики, астрономии, физики, химии, минералогии, выдвинули ее в ряды самых авторитетных научных корпораций мира. Особенно интенсивное развитие в Академии получили математические и естественные. науки. Исключительное значение имела научная деятельность Леонарда Эйлера, крупнейшего математика XVIII в. Его труды ознаменовали важнейший, после Ньютона и Лейбница, этап в развитии математического анализа и его приложений к задачам механики и астрономии.

    С именем Л. Эйлера связано становление ряда новых математических дисциплин: вариационного исчисления, теории дифференциальных уравнений, начала теории функций комплексных переменных и др. Характерным для Л. Эйлера было единство теоретических и прикладных исследований, которые касались математической физики, механики, баллистики, теории упругости, кораблестроения и кораблевождения, теории водяных турбин, оптической техники и т. д. Важную роль в развитии отечественной науки XVIII в. сыграла деятельность выдающихся русских изобретателей, ученых-практиков А. К. Нартова, И. П. Кулибина, И. И. Ползунова и многих других.

    Видное место в естествознании того времени заняли труды Д. Бернулли, особенно его классическая Гидродинамика, физические работы Г. Б. Бюльфингера, Г. В. Крафта, Г. В. Рахмана и др. Благодаря деятельности Ж. Н. Делила широкий размах приобрели астрономические исследования. С 1726 г. Академия начала проводить метеорологические наблюдения в масштабе страны.

    экспедиция, в составе которой находились многие ученые Академии наук. Результаты экспедиции имели огромное практическое и научное значение. Они были изложены во многих трудах ученых: в капитальном исследовании И. Гмелинка Флора Сибири или история сибирских растений, в работе С. П. Крашенинникова Описание земли Камчатки и др. Участники экспедиции собрали и изучили большое количество документов по истории Сибири. Итогом многолетнего труда ученых явился Атлас Российский, изданный в 1745 г.

    С первых лет деятельности Академии проводились исследования в области ботаники, анатомии и физиологии. В. Е. Адодуров и В. К. Тредиаковский делали первые шаги в разработке основ русского литературного языка. С 1741 г. в Петербургской академии наук началась славная деятельность великого русского ученого М. В. Ломоносова, жизни и творчеству которого посвящена эта книга.

    Итак, практические потребности Русского государства, вышедшего на рубеже XVIIXVIII вв. на мировую арену, настоятельно потребовали развития всех отраслей экономики, просвещения, науки и культуры. Жизненные интересы огромной страны Симулировали прогресс в области научных исследований, становления научных учреждений и учебных заведении подготовке отечественных кадров для хозяйственной деятельности, науки и культуры. Такие каппы в короткие исторические сроки были созданы Выросла плеяда выдающихся русских ученых многие из которых обессмертили свое имя замечательными свершениями. Среди них наиболее почетное место принадлежит Михаилу Васильевичу Ломоносову.

    Примечания

    1. Ломоносов М. В. Поля. собр. соч. М. ; Л. , 1955, т. 4, с. 163.

    3. Всемирная история. М. , 1957, т. 3, с. 262.

    4. Развитие естествознания в России XVIII начало XIX в. . М. , 1977, с. 78.

    5. Всемирная история. М. , 1958, т. 4, с. 502.

    6. История Академии наук СССР. М. т. 1 с. 15

    8. История СССР. М. , 1967, т. 3, с. 166.

    9. Всемирная история. М. , 1958, т. 5,с. 185-187.

    10. Струмилин С. Г. История черной металлургии в СССР. М. , 1954,т. 1 с. 184

    11. Данилевский В. В. Русская техника. Л. , 1948, с. 38.

    13. История Академии наук СССР, т. 1, с. 30.

    14. Копелевич Ю. X. Основание Петербургской академии наук. Л. ,1977, с. 21

    15. Комков Г. Д. , Левшин Б. В. . Семенов Л. К. Академия наук СССР: Крат. ист. очерк. М. , 1974, с. 17.

    Разделы сайта: