• Приглашаем посетить наш сайт
    Культурология (cult-lib.ru)
  • Павлова Г.Е., Федоров А. С.: Михаил Васильевич Ломоносов 1711-1765
    В Спасских школах

    В Спасских школах

    В 1731 г. начался новый период в жизни молодого помора его трудный путь к овладению знаниями. Никто не ожидал в древней столице юношу Ломоносова с далекого Севера. В первую ночь в большом незнакомом городе ему пришлось спать в розвальнях, на которых он добрался до Москвы. Затем его выручили земляки-куростровцы. Один из них, подьячий Сыскного приказа Иван Бутиков, взял Ломоносова к себе домой, где он прожил почти месяц. Односельчане приняли горячее участие в устройстве юного земляка. С их помощью он познакомился с большим городом и стал выбирать учебное заветтение где можно получить образование А таких заведений в Москве в то время уже было немало.

    Несмотря на то что с начала XVIII в. столицей Российской империи стал Петербург, Москва по-прежнему оставалась важнейшим экономическим и культурным центром государства. Здесь находилось много для того времени высших и средних учебных заведений: Славяно-греко-латинская академия, которая в просторечии называлась Спасские школы, Артиллерийская и Инженерная школы, Медицинская школа при Московском госпитале, Цифирные школы и др. В Москве было несколько крупных книгохранилищ при Печатном дворе, при Славяно-греко-латинской академии, Публичная библиотека Василия Киприанова и ряд других библиотек.

    Первоначально свой выбор Ломоносов остановил па Мате-матико-навигацкой школе, именно в ней он решил начать свое образование. Школа размещалась в здании Сухаревой башни. До 1715 г. Навигацкая школа была высшим учебным заведением, в которой готовились русские навигаторы и геодезисты. После основания в Петербурге в 1715 г. Морской академии туда были переведены многие преподаватели, а н. Москве остались только приготовительные классы под надзором одного из первых учителей этой школы, Л. Ф. Магницкого.

    В начале 30-х годов XVIII в. в Навигацкой школе насчитывалось примерно сто учеников. Здесь их обучали грамоте, арифметике, геометрии, , тригонометрии с их практическими приложениями к геодезии, мореплаванию и астрономии. Но Ломоносову этой науки показалось мало1. Он понимал, что для приобретения большого знания и учености необходимо овладеть латинским языком, который в то время был международным научным языком. А это можно было сделать в Славяно-греко-латинской академии. В середине января 1731 г. Ломоносов подал прошение о зачислении в это высшее духовное учебное занедспие, которое, однако, готовило не только служителей русской православной церкви, но и чиновников для государственных учреждений страны.

    Павлова Г.Е., Федоров А. С.: Михаил Васильевич Ломоносов 1711-1765 В Спасских школах

    Вид Москвы.

    Гравюра XVIII в.

    Славяно-греко-латинская академия сыграла большую роль в развитии русской культуры. Она была основана в 1685 г. при Заиконоспасском монастыре на Никольской улице (ныне ул. 25 Октября), где спустя два года для нее было построено каменное здание. Инициатором создания Спасских школ был известный писатель и педагог XVII в. Сименон Полоцкий. Он составил учредительную грамоту для этого учебного заведения, в которой определил ее задачи и права. Целью академии являлась подготовка образованных людей не только для церкви, но и для государства. Ученые монахи братья Иоапникий и Софроний Лихулы, получившие образование в Падуанском университете, стали руководителями этой академии. Опытные преподаватели, они своих воспитанников обучали греческому и латинскому языкам, а также знакомили их с естественнонаучными сочинениями Аристотеля, с его учением. Несмотря на то что в 1694 г. братья Лихулы, обвиненные в самовольном преподавании латинского языка, а также физики и философии, были уволены, академия продолжала развиваться. Среди воспитанников ее было много видных деятелей петровского времени. Здесь с 1685 по 1692 г. обучался известный ученый и государственный деятель П. В. Постников, который завершил свое образование в Падуе, Париже и Лейдене. Он имел степень доктора философии и медицины. Как приближенный Петра I сопровождал его во время поездки в Англию, а с 1698 г. стал дипломатом, успешно отстаивая интересы России за рубежом

    Наивысшего расцвета Славяно-греко-латинская академия достигла в петровское время, когда она стала крупнейшим просветительным центром страны, средоточием литературно- художественной пропаганды реформ Петра I. Во время торжеств, которые устраивались в Москве в честь петровских побед, учителя и воспитанники академии разрабатывали красочные иллюминации и вывешивали огромные транспаранты, прославляющие деятельность царя-преобразователя и ратные подвиги русского народа.

    Бурное развитие государства, его промышленности и культуры требовали знания достижений зарубежной науки и техники. Поэтому Петр I поручал преподавателям Спасских школ переводы иностранных книг разнообразного содержания.

    Наступившая в стране после смерти Петра I общая реакция особенно пагубно сказалась на просвещении, и в том числе на деятельности учебных заведений. Противники петровских преобразований стремились превратить Славяно-греко-латинскую академию в исключительно духовное учебное заведение, разрешив принимать туда лишь детей священнослужителей. Указом Синода от 7 июня 1728 г. предписывалось отчислять из академии помещиковых людей и крестьянских детей. . . и впредь таковых не принимать 2. В результате в начале 30-х годов число воспитанников академии резко сократилось, и ректор был вынужден снова пополнить ее состав за счет детей низшего духовенства, мастеровых солдат и посадских В гол поступления Ломоносова в академию она насчитывала 236 учеников Почти весь преподавательский состав академии был укомплектован ее бывшими воспитанниками а также выпускниками Киево-Могилянской духовной академии.

    Павлова Г.Е., Федоров А. С.: Михаил Васильевич Ломоносов 1711-1765 В Спасских школах

    Заиконоспасский монастырь, где помещалась Славныо-греко-латинская академия. Гравюра XIX в.

    Прохождение полного курса в Спасских школах было рассчитано на тринадцать лет. Обучение было разделено на восемь классов, или, как тогда называли, на восемь школ, которые включали в себя четыре низших класса: фара, интима, грамматика, синтаксема, два средних: пиитика и риторика, два высших: философия и богословие. Из низших классов учащиеся могли переходить в средние через полгода, курс средних классов продолжался по году, а риторики и философии по два, для изучения богословия отводилось четыре года. Обучение велось круглый год.

    Прежде чем стать учеником Славяно-греко-латинской академии Ломоносов побывал на приеме у ее ректора Германа Кон-цевича. Зная о строгих порядках приема в это учебное заведение, он во время беседы с ректором скрыл свое крестьянское происхождение и назвался сыном холмогорского дворянина. Вероятно, юноша произвел благоприятное впечатление на ректора, так как был зачислен учеником академии.

    Хотя Ломоносов умел читать и писать, знал основы арифметики, он был определен в самый низший класс фара, ибо основным предметом четырех младших классов являлся латинский язык, которого не знал и так стремился изучить девятнадцатилетний юноша. Одновременно здесь велось преподавание церковнославянского языка, начал географии, истории, арифметики и нотного пения.

    Много горечи и обид пришлось испытать в первые годы учения в Спасских школах гордому помору. Позже он вспоминал: Школьники, малые ребята, кричат и перстами указывают: смотри- де, какой болтан лет в двадцать пришел латыни учиться 3. Но природный ум, большой талант и огромное трудолюбие позволили будущему ученому к концу первого года окончить курс трех младших классов и перейти в четвертый.

    Учиться в Спасских школах Ломоносову было чрезвычайно трудно. При школе жили только ректор и учителя. Ученики селились по всему городу. При мизерном казенном содержании они могли снимать лишь угол. На всю жизнь сохранил Ломоносов тяжелые воспоминания о бедствиях, которые испытал в годы учения. Жалованья в шести нижних школах получал по 3 копейки на день. А в седьмой 4 копейки на день, писал он в 1754 г. 4 Не случайно, составляя в 1755 г. проект Регламента московских гимназий, Ломоносов в черновом наброске главы О приеме в Гимназию, имея в виду свое прошлое вставил следующий параграф (правда, в текст Регламента он не вошел) "Ежели случится что представлен будет в ученики на жалованье уже в совершенном возрасте лет около двадцати который окажет к учению великое желание без принуждения, ниже идучи себе нужного пропитания, таковых принимать за комплект на две трети и, ежели способен явится и надежду покажет, то принять в комплект на жалованье" 5.

    В сентябре 1731 г. истек срок паспорта, и с того времени ученик Спасских школ в родном Поморье стал считаться в бегах. Через земляков-поморов юноша установил связь с отцом, и подушный налог за него платил отец, а после его смерти с 1741 г. крестьяне Куростровской волости из общей мирской суммы. Отец настаивал на возвращении сына домой, уговаривал его бросить учение, обзавестись хозяйством и семьей. В доме Василия Дорофеевича нужна была хозяйка: его третья жена скончалась в 1732 г. , а по церковным законам он не мог жениться в четвертый раз. Однако никакие уговоры, испытания и трудности не могли поколебать твердого решения юноши получить образование, познать тайны науки. В 1753 г. ученый писал о том периоде своей жизни: Обучаясь в Спасских школах, имел я со всех сторон отвращаюшие от наук пресильные стремления. которые в тогдашние лета почти непреодоленную силу имели. С одной стороны отерц, никогда детей кроме меня не имея говорил что я будучи один, его оставил оставил все довольство по тамошнему состоянию которое он для меня кровавым потом нажил и которое после его смерти чужие расхитят. С другой стороны несказанная бедность: имея один алтын в день (3 коп. -Авт.) жалования нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку (0,5 коп. - Авт.) хлеба и на денежку квасу прочее на бумагу на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил.7 раз по три рубля.8

    Тяжелое материальное положение испытывали не только ученики, но и учителя Славяно-греко-латинской академии. Об этом свидетельствуют многие документы. В 1732 г. учителя академии, , обращаясь в Синод с жалобой на длительную задержку жалованья, писали: На нынешний 1732 год не токмо на майскую, , но и на генварскую треть жалования как учителям, так и ученикам не выдано, и за долговременного невыдачею жалования многие ученики претерпевая глад и хлад, от школ поотставали9 .

    Удивительная целеустремленность была присуща Ломоносову. В то время как многие его товарищи по Спасским школам свободные от занятий часы проводили беззаботно, он читал летописи, книги духовного и светского содержания в библиотеке Заико носпасского монастыря. До 1731 г. эта библиотека располагала ограниченным числом книг. Но в тот год она пополнилась богатым книжным собранием одного из образованнейших деятелей петровского времени архиепископа Гавриила Бужинского. По Регламенту Славяно-греко- латинской академии ученики в определенные дни могли пользоваться монастырской библиотекой. Помимо этого, воспитанники академии посещали Синодальную типографскую библиотеку. Являясь хранительницей древних русских легописеп, она имела немало издании новой гражданской печати. По свидетельству биографа М. В. Ломоносова М. И. Веревкина, юноше сверх летописей, сочинений церковных отцов и других богословских книг попалось в руки. , малое число философских, физических и математических книг.

    Знакомство с древней славянской литературой раскрыло Ломоносову величие и красоту родного языка. Впоследствии, заботясь об организации учебного дела в Петербургской академии наук, он рекомендовал студентам прилежно читать славянские книги церковного круга и их держаться как великого сокровища, из которого знатную часть великолепия, красоты и изобилия великороссийский язык заимствует.11

    По мере перехода из класса в класс интерес Ломоносова к наукам все возрастал. Он усвоил латинский язык, читал по-гречески, хотя этот язык во время обучения Ломоносова в академии не преподавался, изучал арифметику, географию, историю, постигал латинскую и русскую поэзию, знакомился с лучшими образцами античной литературы. Греческие и римские писатели открыл ему красоту поэзии научили пониманию природы, изображению простых человеческих мыслей п. чувств показали совершенство художественного слова. Традиция античной художественной и по преимуществу ораторской прозы воспринятая Ломоносовым в Спавяно-греко-латинской академии послужила одним из источников латинского стиля ученого.

    Пиитику, или стихотворное учение, преподавал Федор Кветницкий, воспитанник Спасских школ. В 1732 г. он составил на латинском языке рукописный учебник пиитики, по которому обучался стихотворству молодой Ломоносов. Учебник знакомил учащихся с правилами построения поэтических произведений, сообщал сведения о значении и Полн поэзии, ее видах, а также особенностях латинской и славянской поэзии. В классе пиитика Ломоносов под руководством Ф. Кветницкого постигал основы снхосложения и упражнялся в поэзии К тому времени относитея первое из известных ученических стихотворений будущего реформатора отечественной литературы "Стихи на туесок" 12.

    Имеются сведения, что Ломоносов в Спасских школах писал стихи и на латинском языке.

    Среди преподавателей Славяно-греко-латинской академии было немало талантливых и хорошо подготовленных педагогов. Особого уважения заслуживает Карасий Постников, который в 1731 г. , т. е. в год поступления Ломоносова в академию, начал преподавать в младших классах латинский язык. Бывший ученик Спасских школ, он завершил свое образование во Франции. По возвращении в академию Постников отказался стать монахом и по существовавшим канонам не мог преподавать в старших классах. С большим интересом занимался Ломоносов риторикой у П. Иранского, ученика Феофана Прокоповича. Райский познакомил его с приемами ораторского искусства, с правилами составления проповедей и торжественных речей. Ораторское мастерство изучалось по лучшим сочинениям античных авторов: Демосфена, Цицерона, Тита Ливия, Тацита и др. Ломоносов принимал участие в риторических диспутах, на которых в присутствии учеников других школ Москвы произносились проповеди на русском славянском и латинском языках Увлеченный красноречием он переписал обширный курс риторики-246 страниц большого формата прочитанный П. Райским Этот курс содержал теоретические и практические сведения. Здесь сообщались цели и средства красноречия как избирать и развивать тему как разнообразить и украшать речь каким образом упражнять память и т д. Судя по дальнейшей работе ученого над своей Риторикой и Российской грамматикой он хорошо усвоил многие наставления Райского Например Записывай что вычитал достойного замечаний у ораторов историков и поэтов чем можешь воспользоваться в свое время и в моем месте 13.

    Изучение пиитики и риторики в Славяно-греко-латинской академии способствовало развитию филологических и исторических интересов будущего ученого. Знания ораторского искусства, полученные в академии в годы обучения и освобожденные от схоластических и религиозных ухищрений, он положил в основу строго научной системы, которую изложил в Кратком руководстве к риторике на пользу любителей сладкоречия, написанном в 1744 г. Риторическая выучка, составлявшая основу школьного преподавания латинского языка была превосходно усвоена Ломоносовым и дошедший до нас образец его латинских речей стоит на уровне лучших произведений новолатинского красноречия 14.

    У античных писателей и поэтов будущий естествоиспытатель учился не только поэзии и красноречию. Он находил у них оп исания явлений природы, мысли и наблюдения, пробуждавшие в нем естественнонаучные интересы. Он усваивал знания, которые открывала перед ним новая наука в борьбе со средневековым восприятием мира.

    Шло время, и Ломоносов все чаще задумывался о своем будущем. Он видел, как воспитанники Спасских школ, не закончив полного курса обучения, определялись на службу в различные государственные учреждения. Юноша, с детства привыкший к труду, стремился приложить свои силы и знания к практической деятельности.

    Павлова Г.Е., Федоров А. С.: Михаил Васильевич Ломоносов 1711-1765 В Спасских школах

    Книги, по которым учился Ломоносов в Славяно-греко-латинской академии

    На пятом году обучения в Спасских школах внимание Ломоносова привлекла экспедиция в Киргиз-кайсацкие и Каракалпакские земли, которую готовил известный русский географ, обер- секретарь Сената И. К. Кирилов. Этот широко образованный государственный деятель в начале 30-х годов XVIII в. разработал проект экспедиции, которая затем получила название Оренбургской. Целью экспедиции являлось не только изучение закаспийских степей, но и освоение природных богатств этих земель Россией, что, в свою очередь, обеспечивало защиту народов Средней Азии от постоянных набегов и разорений, а также установление торговых связей с Индией и другими странами. Идеи Кирилова о необходимости распространения экономического и Полнтического влияния России на страны Средней Азии являлись продолжением преобразовательской деятельности Петра I.

    Значимость проекта экспедиции Кирилова была настолько очевидной, что в мае 1734 г. он получил одобрение правительства. В число участников экспедиции, кроме офицеров, артиллерийских, инженерных и морских служителей и других разных чинов людей, должен был войти и ученый священник15. Однако в далекую и опасную экспедицию священнослужители по своему желанию ехать не хотели. Поэтому Канцелярия Московского синодального правления предписала Славяно-греко-латинской академии отобрать на эту должность достойного воспитанника.

    Участие студентов академии во многих государственных мероприятиях того времени составляло ее большую культурную заслугу. В 1735 г. ректор академии сообщал Синоду: Немногие доходят до богословия; ибо иные посылаемы бывают в С. Петербург для обучения ориентальных (восточных-Авт.) диалектов и для камчадальской экспедиции, иные в Астрахань для наставления калмыков и их языка познания, иные в Сибирскую губернию с действительным штатским советником Василием Татищевым, иные в Оренбургскую экспедицию с штатским советником Иваном Кириловым, иные же берутся и в Московскую типографию и в Монетную контору, многие же и бегают, которых и сыскать невозможно16 . Воспитанниками Спасских школ постоянно пополнялась и Медицинская школа при Московском госпитале.

    Несмотря на предстоящие трудности, Ломоносов охотно согласился отправиться в далекую экспедицию. В сентябре 1734 г. ректор академии сообщил в Канцелярию Московского синодального правления, что ученик класса риторики Михайло Ломоносов примет участие в экспедиции Кирилова в качестве священника.

    Видимо, потребность к самостоятельной деятельности заставила двадцатитрехлетнего студента принять сан священника и поехать в далекий путь. Состоялась встреча руководителя экспедиции с будущим священником. После беседы с Ломоносовым Кирилов сообщил в Канцелярию Московского синодального правления, что этим школьником по произведении его в священство будет он доволен.17 И хотя сам Кирилов вскоре покидал Москву, он оставил офицера для оформления всех дел, связанных с отъездом нового священника.

    Теперь Ломоносову предстояло получить духовный сан. Для этого он был приглашен в Канцелярию Московского синодального правления, где дал сведения о своем происхождении. Юноша сообщил, что отец у него города Холмогорах церкви Введения пресвятая богородицы поп Василий Дорофеев, а сам он освобожден от подушного налога и здоров. Ломоносов согласился, что в случае ложных показаний он священного чина будет лишен, и пострижен, и сослан в жестокое подначальство в дальний монастырь 18. Однако узнав, что сведения о его происхождении будут проверяться в Камер-коллегии, Ломоносов сам явился в Канцелярию Московского синодального правления и признался в обмане. Он рассказал, что является сыном крестьянина Василия Дорофеевича из Кур-Островской деревни, где он проживает и поныне, и что отец его положен в подушный оклад. Юноша поведал историю своего ухода из дома и поступления в Славяно-греко-латинскую академию. Он признался, что дать ложные сведения о себе с простотой своей его побудили желание поехать в экспедицию И. К. Кирилова и боязнь, что крестьянское происхождение помешает осуществлению этого замысла. Он просил разрешить ему продолжить занятия в Славяно-греко- латинской академии.19

    академии. Некоторые биографы Ломоносова объясняют благополучный исход этой истории покров-. жительством талантливому помору со стороны Феофана Прокоповича, сподвижника Петра I в делах науки и просвещения России.

    преподавал в Киево-Могилянской духовной академии, поощряя там изучение естественных наук. Вероятно, Ломоносову было известно, что Феофан Прокопович, будучи ректором этой академии, расширил круг учебных дисциплин. взял на себя преподавание геометрии и Физики, а сам успешно занимался математикой и наблюдательной астрономией. В 20-30-х годах XVIII в. существовало мнение о хорошей постановке преподавания естественных наук в Киеве.

    Павлова Г.Е., Федоров А. С.: Михаил Васильевич Ломоносов 1711-1765 В Спасских школах

    Киев. Общий вид на Подол.

    Гравюра XVIII в.

    После неудачной попытки начать самостоятельную жизнь Михайло Ломоносов решил отправиться в Киев, чтобы пополнить свои знания в области философии, физики и математики: в московской академии преподавание этих наук не удовлетворяло любознательного юношу. В то время когда в учебных и научных центрах России и Западной Европы широко распространялось новое естествознание и гелиоцентрическое учение Коперника, в Славяно-греко-латинской академии процветала схоластика, а картина мироздания излагалась согласно взглядам Аристотеля и Птолемея. В схоластическом изложении учение Аристотеля теряло свою научную ценность, исчезали его живые мысли о природе, искажались естественнонаучные воззрения древнегреческого философа.

    одному Аристотелю последовали и его мнения за неложные почитали. Отдавая должное заслугам этого известного античного философа и естествоиспытателя, Ломоносов вместе с тем указывал: Я не презираю сего славного и в свое время отменитого от других философа, но тем не без сожаления удивляюсь, которые про смертного человека думали, будто бы он в своих мнениях не имел никакого погребения, что было главным препятствием к приращению философии и прочих наук, которые от ней много зависят. Чрез сие отнято было благородное рвение, чтобы в науках упражняющиеся, один перед другим старались о новых и полезных изобретениях20.

    В Славяно-греко- латинской академии Ломоносов понял, что путь к вершинам науки ему раскроет не религиозно- схоластическое толкование явлений, а познание достижений современного естествознания.

    Он надеялся, что в Киево-Могилянскои академии, старейшем учебном заведении Русского государства, он сможет расширить свой научный кругозор.

    Однако надежды Ломоносова снова не оправдались. Скоро он убедился, что и в Киевской духовной академии преподавание естественных наук поставлено не лучше, чем в Москве. Против чаяния своего, писал его биограф XVIII в. , нашел пустые только словопрения Аристотелевой философии: не имея же случая успеть в физике и математике, пробыл там меньше года, упражняясь в чтении древних летописцев и других книг, писанных на славянском, греческом и латинском языках 21.

    Необходимо отметить, что библиотека Киево-Могилянской академии в XVIII в. обладала огромным собранием духовной и светской литературы. Здесь Ломоносов мог познакомиться с книгами по философии, поэзии, с богатым собранием исторических материалов. До недавнего времени эта страница в биографии Ломоносова не была подтверждена документально. Несколько лет назад советскому литературоведу Г. Н. Моисеевой удалось отыскать в киевских собраниях рукописей, хранящихся в Государственной публичной библиотеке АН УССР, книги и рукописные издания с приписками и пометками Ломоносова, относящиеся ко времени пребывания его в этом городе 22.

    Павлова Г.Е., Федоров А. С.: Михаил Васильевич Ломоносов 1711-1765 В Спасских школах

    Большое впечатление произвели на М. В. Ломоносова архитектурные памятники Древней Руси. В 1760 г. Ломоносов, предлагая послать в старинные города художников, чтобы снять копии с имеющихся в церквах изображений государских, иконописного и фрескового работою на стенах, среди многих городов назвал и Киев23.

    В 1735 г. Ломоносов снова в Москве в Славяно-греко-латинской академии. В июле он сдал экзамены за второй средний класс и был переведен в ученики предпоследнего класса философии. В этом классе ему предстояло изучить три курса: логику, физику и метафизику. Физика преподавалась как часть философии, а новое естествознание - учение Коперника, идеи Декарта - оставалось вне программы преподавания. Но любознательный ученик, вероятно, уже в Спасских школах познакомился с некоторыми книгами, которые утверждали необходимость исследования окружающего мира с помощью человеческого разума. В 1746 г. Ломоносов, высоко ценя учение Декарта, писал о нем: Славный и первый из новых философов Картезий осмелился Аристотелеву философию опровергнуть и учить по своему мнению и вымыслу. Мы, кроме других его заслуг, особливо за то благодарны, что тем ученых людей одобрил против Аристотеля, против себя самого и против прочих философов в правде спорить, и тем самым открыл дорогу к вольному философствованию и к вящему наук приращению 24.

    После прохождения последнего класса богословия Ломоносов должен был стать священнослужителем. Но духовная карьера его мало привлекала. По-прежнему главное место в его планах на будущее занимали только научные интересы. Вскоре обстоятельства сложились так, что ему удалось осуществить свои заветные чаяния.

    В конце 1734 г. президент Петербургской академии И. А. Корф, недавно назначенный на эту должность, обратился в Сенат с прошением, в котором напомнил, что по замыслу Петра I Академия наук должна готовить отечественных ученых. Он просил Сенат направить в Академию наук из Шляхетного корпуса в Петербурге 30 юношей для обучения, чтоб они со временем государству полезные услуги оказывать могли.25 духовных училищ. Вскоре последовал сенатский указ Синоду, чтобы из Спасских школ выбрать 20 наиболее способных учеников для дальнейшего обучения их в Петербургской академии наук. В ноябре 1735 г. ректор Славяно-греко-латинской академии получил это распоряжение Синода. После тщательной проверки знаний было отобрано только 12 воспитанников, остроумия, по нашему мнению не последнего, как сообщал ректор Спасских школ президенту Академии наук И. А. Корфу26. В числе этих воспитанников был и ученик из класса философии Михайло Ломоносов.

    Пять лет, проведенные в Москве в Спасских школах, оставили заметный след в формировании мировоззрения будущего естествоиспытателя. Эти годы сыграли огромную роль в подготовке его как будущего филолога, историка и поэта.

    В конце декабря 1735 г. 12 воспитанников Славяно-греко-латинской академии в сопровождении служителя Чудова монастыря Василия Попова выехали из Москвы. Около недели добирались они до Петербурга. И в первый день нового 1736 г. Ломоносов вместе с товарищами переступил порог высшего научного учреждения страны.

    Примечания

    2. Летопись жизни и творчества М. В. Ломоносова. М. ; Л. , 1961, с. 23.

    3. Ломоносов М. В. Полн. собр. соч. М. ; Л. , 1957, т. 10, с. 479.

    4. Там же, с. 348.

    возвращался, а потому и полагаю что с ним случился несчастие.(М. В. Ломоносов в воспоминаниях и характеристиках современников, с. 56. )

    7. Ломоносов М. В. Полн. собр. соч. , т. 10, с. 479.

    8. Летопись жизни и творчества М. В. Ломоносова с. 25,26,28. Летом 1736 г. перед отъездом студета Ломоносова в Германию ему было выдано на дорожные расходы и первое время проживания в Марбурге 300 руб. В Петербурге он встретился с Ф. Пятухиным и возвратил взятые у него взаймообразно в 1732-1735 гг. деньги до семи рублей (Там же, с. 38.)

    9. Летопись жизни и творчества М. В. Ломоносова, с. 24.

    10. М. В. Ломоносов в воспоминаниях и характеристиках свовременников с. 44

    12. Там же. М. ; Л. , 1959, т. 8, с. 7.

    13. Воскресенский И. А. Законодательные акты Петра I. М. ; Л. ,1945, т. 1 с. 58

    14. БоровскийяМ. Латинский язык Ломоносова. В кн.: Ломоносов: Сб. ст. и материалов. М. ; Л. , I960, т. 4, с. 208.

    15. Летопись жизни и творчества М. В. Ломоносова, с. 27.

    17. Летопись жизни и творчества М. В. Ломоносова, с. 27.

    18. Белокуро С. А. О намерении Ломоносова принять священство и отправиться с И. К. Кирилловым в Оренбургскую экспедицию в 1734 г. - В кн.: Ломоносовский сборник. СПб. 1911 г. с. 70

    19. Ломоносов М. В. Полн. собр. соч. , т. 10, с. 322-323.

    20. Там же. М. ; Л. , 1950, т. 1, с. 423.

    22. Моисеева Г. Н. Ломоносов и древнерусская литература. 1971, с. 74-76.

    23. Ломоносов М. В. Полн. собр. соч. , т. 9, с. 406-407.

    24. Там же, т. 1, с. 423.

    25. Материалы для истории им. Академии наук. СПб. , 1885, т. 2, с. 7.

    Разделы сайта: