• Приглашаем посетить наш сайт
    Кулинария (cook-lib.ru)
  • Павлова Г.Е., Федоров А. С.: Михаил Васильевич Ломоносов 1711-1765
    Педагогическая деятельность

    Педагогическая деятельность

    Яркую страницу в творческой биографии Ломоносова представляет его педагогическая деятельность. Более 20 лет он посвятил этому нелегкому труду, начав его в 1742 г. вскоре после получения звания адъюнкта. При этом он всегда руководствовался задачами, поставленными Петром I перед Академией наук: способствовать тому, чтобы не токмо слава сего государства для размножения наук нынешнем временем распространилась, но и чрез обучение и расположение оных польза в народе впредь была.1

    В первое десятилетие своей деятельности Петербургская академия, несмотря на отсутствие четких организационных форм гимназического и университетского образования, подготовила около 40 человек, которые пополнили как саму Академию, так и другие государственные учреждения России2.

    Однако неустойчивость внутреннего и внешнего положения страны частая смена царей на русском престоле, борьба господствующих группировок за власть, почти непрерывные войны-пагубно сказывалась на положении Академии, и в частности на развитии ее педагогической деятельности. Реакционное настроенное руководство препятствовало тому, чтобы Петербургская академия стала центром подготовки научных национальных кадров, видя в этом угрозу для своего дальнейшего существования. Прав был Ломоносов, когда писал, что Шумахеру было опасно происхождение в науках и произвождение в профессоры природных россиян, от которых он уменьшения своей силы больше опасался. Того ради учение и содержание российских студентов было в таком небрежении по которому ясно оказывалось что не было у него намерения их допустить к совершенству учения 3. Некоторые ученые Петербургской академии также заботясь о подготовке научных кадров неоднократно указывали на недостаток учеников и требовали привлечения их из других главным образом духовных учебных заведений России.

    С приходом в 1741 г. в Петербургскую академию Ломоносова состояние учебного дела стало заметно улучшаться. С первых шагов он начал борьбу за широкое развитие педагогической деятельности в стенах Академии, за подготовку национальных кадров.

    Став адъюнктом, Ломоносов наряду с научными исследованиями предложил обучать русское юношество химической теории и практике и при том физике и натуральной и минеральной истории со всяком возможным старанием. Однако в опубликованной программе публичных лекций, объявленных с 1 сентября 1742 г. , научная тематика лектора Ломоносова была весьма расширена: Михаила Ломоносов, адъюнкт Академии, руководство к географии физической, чрез г Крафта сочиненное, публично толковать будет, а приватно охотникам наставление давать намерен в химии и истории натуральной о минералах; таков обучать в стихотворстве и штиле российского языка после полудни с 3 до 4 часов5.

    Павлова Г.Е., Федоров А. С.: Михаил Васильевич Ломоносов 1711-1765 Педагогическая деятельность

    Здание, в котором помещались Академический университет и гимназия.

    Акварельный рисунок XVIII в.

    Ломоносов серьезно и глубоко готовился к предстоящим занятиям. Ученый составлял различные учебные пособия, некоторые из которых затем были переработаны в большие труды. Так, на базе своего руководства Первые основания горной науки, или Горная книжица, разработанного в 1742 г. и предназначенного для обучения М. Клейнфсльда, Ломоносов создал большой труд Первые основания металлургии, или рудных дел, изданный в 1763 г. 6 Чтение лекций побудило Ломоносова подумать над пособием по риторике. В 1743 г. , находясь под арестом, он написал Краткое руководство к риторике, на пользу любителей сладкое чия сочиненное. Это была первая попытка создания учебника риторики, в котором утверждались некоторые основные начала русской литературной речи. Переработанный учебник по риторике был издан в 1747 г. 7

    Отсутствие пособий на русском языке по экспериментальной физике заставило Ломоносова обратиться к переводу книги ученика Вольфа Людвига Тюммига. Отличный педагог, Вольф поощрял своих воспитанников и последователей к созданию научно-популярных сочинений, пробуждавших интерес к науке. Обстоятельный учебник Тюммига на латинском языке, составленный по трехтомному изданию труда Вольфа, был наилучшим и наиболее точным изложением всего учения немецкого философа и математика. Ломоносов, читая в 1744 г лекции по физике студентам А. П. Протасову и С К Котельников руководствовался шестым разделом этого учебника посвященным экспериментальной физике. В 1745 г он перевел это раздел на русский язык и издал под названием Вольфианская экспериментальная Физика. Книга предназначалась не только для академических студентов и учащейся молодежи но и для широкого круга лиц интересующихся естественными науками.

    Эта книга как писал Ломоносов в предисловии " только для того сочинена и нвне переведена на российский язык, чтобы по ней показывать и толковать физические опыты; и потому она на латинском языке весьма кротко и тесно писана, чтобы для удобнейшего употребления учащихся вместить в ней три книги немецких" 8

    Ученый от всего сердца желал, чтобы по мере обширного сего государства высокие науки в нем распространились и чтобы в сынах российских к оным охота и ревность равномерно умножилась 9

    Вольфианская экспериментальная физика в переводе Ломоносова была первым учебником по экспериментальной физике на русском языке. Этим учебником несколько десятилетий пользовались студенты гимназисты и другие учащиеся в России10.

    В указе об издании этого перевода Сенат предписал Ломоносову начать чтение публичных лекций по экспериментальной физике на русском языке. Такое в практике Академии наук случилось впервые. Ломоносов придавал предстоящим лекциям большое значение, понимая, что они значительно расширят подготовку отечественных ученых. Обращаясь в марте 1746 г. в Академическое собрание с просьбой разрешить ему пользоваться при демонстрации опытов физическими инструментами, находящимися в распоряжении Рахмана, он писал: Хоть я и не сомневаюсь, что мои лекции будут посещаться многими, однако же предвижу, что состав слушателей будет непостоянный и неопределенный: Поэтому считаю целесообразным, чтобы из числа студентов было назначено два или три человека, которые неотступно посещали бы мои физические лекции и, усвоив основы естественных наук, могли бы затем приступить к химии и заниматься под моим руководством химической практикой в Химической лаборатории которая в этом году будет несомненно учреждена11

    20 июня 1746 г. в аудитории Физического кабинета Академии наук Ломоносов прочитал первую публичную лекцию по физике на русском языке. Интерес к лекции был чрезвычайно большой. В кратком отчете, опубликованном в Санкт-Петербургских ведомостях, сообщалось, что лекция прошла с великим успехом.

    Еще в своем мартовском обращении в Академическое собрание Ломоносов предлагал увеличить число учащихся Академии за счет студентов из Невской, или даже из Новгородской семинарии. В том же 1746 г. он составил и передал на рассмотрение Представление в Академическое собрание о привлечении семинаристов в Университет и об увеличении числа учеников гимназии.12 В нем русский ученый призвал ходатайствовать перед Сенатом о новом пополнении Академии, считая, что если мы. . . получим студентов из семинарий и, обучая их и академическими упражнениями поощряя к большим успехам, приобретем для Академии наук звание подлинного Петербургского университета. Об этом труде нам не придется сожалеть.13 По его мнению, гимназия, пополненная достаточным количеством учеников, могла бы стать хорошим полспопьем для университета Однако члены Академической собрания решили отложить обсуждение Представления до принятия нового устава Академии.

    Согласно Регламенту 1747 г. Петербургская академия наук была-разделена на Академию собственно и на Университет. Отныне в Академии имелись особливые академики, которые никого не обучают, кроме преданных им адъюнктов и студентов, и профессора, читающие лекции в Университете 14. По штату Университет мог иметь шесть профессоров, ректор одновременно был историографом. Университету ежегодно выделялось 7, 5 тыс. руб. , часть этой скромной суммы предназначалась для содержания студентов. Первых слушателей Университета было решено выбрать из училищ российских, где президент за лучшее усмотрит, тридцать учеников, способных и знающих уже латинский язык, и оных определить при Академии, дав им жалование и квартиру такую, чтоб они все могли быть в одном доме 1516.

    Представителям демократических слоев доступ в Университет и Гимназию был закрыт. Согласно Регламенту разрешалось принимать в Университет из всяких чинов людей, смотря по способностям, кроме положенных в подушный оклад17. Ломоносов горячо возражал против подобного ограничения. Другие европейские государства, пиал он, наполнены людьми учеными всякого звания, однако ни единому человеку не запрещено в университетах учиться, кто бы он ни был, и в университете там студент тот почетнее, кто больше научился, а чей он сын, в том нет нужды. . . что Российскому государству великая будет тягость, ежели оно 40 алтын в год потеряет для получения ученого россиянина 18.

    В 1747 г. Синод дал согласие отобрать из Славяно-греко-латинской академии, Новгородской семинарии и семинарии при Александро-Невской монастыре в Петербурге по десять учеников. Отбор будущих студентов Университета был поручен профессорам Академии наук М. В. Ломоносову, И. А. Брауну и В. К. Тредиаковскому. В первых двух духовных заведениях Тредиаковский беспрепятственно выбрал двадцать учеников.

    Ломоносов и Браун, проводившие экзамены в семинарии Александро-Невского монастыря, в апреле 1748 г. отобрали только пятерых учеников из класса пиитики и риторики. А месяц спустя после новой проверки в Академический университет были зачислены лишь трое: С. Шумовский, И. Лесовиков и Ф. Тама-ринский19.

    Состав вновь принятых казеннокоштных студентов Академического университета был весьма демократическим по своему социальному положению: это были представители мелкого духовенства и разночинцев.

    Ломоносов деятельно участвовал и в обсуждении университетского Регламента, составленного в 1748 г. Миллером. В письме на имя В. К. Тредиаковского секретаря Исторического собрания, где обсуждался Регламент, он изложил свое мнение относительно специализации студентов и деления Университета на факультеты. Кратко объявляю и думаю, писал он, что в Университете неотменено должно быть трем факультетам: юридическому медицинскому и философскому богословский оставляю синодальным училищам, в которых бы производились в магистры лиценциаты и дикторы. А ректору при нем не быть особливому но все то знать эфору или надзирателю, что в внесенном в Историческое собрание регламенте на ректора положено ибо ректор в Университете бывает главный командир а здесь он только будет иметь одно имя Не худо чтобы Университет и Академия имели по примеру иностранных какие-нибудь вольности а особливо чтобы они освобождены были от полицейских должностей.20 Спустя некоторое время Ломоносова в новом письме еще раз подчеркнул необходимость специализации студентов Университета. Теперь он уже понимал, что на введение факультетов рассчитывать не приходатся. поэтому он предложил разделить студентов на три класса: " первого класса студенты ходят на все лекции, для того чтобы иметь понятие о всех науках и чтобы всяк мог видеть, к какой кто науке больше способени охоту имеет; второго класса студентыдолжны ходить на лекции только того класса, в котором их наука; третьего класса студенты те, которые определены уже к одному профессору и упражняются в одной науке" 21

    В начале 1749 г. мнения профессоров были представлены в Москву, где в то время находился президент Академии. На этом дело замерло, и Регламент так и не был утвержден.

    Постройка Химической лаборатории позволила Ломоносову в начале 50-х годов приступить к чтению курса химии. Он назвал его Истинной физической химией. Это была новая научная дисциплина, созданная русским ученым. Сохранившиеся варианты планов и программ курса физической химии свидетельствуют о тщательном его построении. Свои лекции Ломоносов сопровождал демонстрацией физико-химических опытов. В отчете о занятиях в 1752 г. он писал: . . ." 3) для ясного понятия и краткого познания всей химии диктовал студентам и толковал сочиненные мною к физической химии пролегомены на латинском языке" 22.

    Анализ химических работ Ломоносова позволяет считать его первым методистом в области преподавания химии23.

    Первыми слушателями его лекции были студенты В. Климентьев, И. Барыковский, И. Федоровский, С. Шумовский. В. Климентьев, прослушав курс лекций Ломоносова по химии, продолжил свою работу в Химической лаборатории, где выполнил опытную часть диссертации по физической химии. Деятельность ученика Ломоносова, оставившего заметный след в истории отечественной химии XVIII в. , является важным свидетельством плодотворного творчества великого русского ученого.

    Помимо естественных наук, Ломоносов давал наставления в стихотворстве и красноречии. Среди его учеников были Н. Н. Поповский, А. И. Дубровский, А. А. Барсов, И. С. Барков и др. В феврале 1753 г. ученый, сообщая руководству Канцелярии об успехах обучавшихся у него студентов, писал: Николай Поповский задаванные ему от меня разные материи стихами сочинял и переводил весьма изрядно и ныне имеет опыт своего искусства в переводе стихами, который уже по соизволению Канцелярии Академии наук к печатанию отдан 24 Н. Поповский прославился своим переводом философской поэмы выдающегося английского поэта А. Попа Опыт о человеке.

    Чтение лекций приносило Ломоносову большое удовлетворение. В одном из своих сочинений он отмечал, что, преподавая наставления учащимся, с радости чувствуем являющиеся плоды трудов наших 25.

    В 1754 г. Ломоносов выступил инициатором создания русского университета, первую причину подал к основанию помянутого корпуса26. Пользуясь поддержкой известного русского мецената графа И. И. Шувалова, Ломоносов предложил оригинальный проект создания русского университета с учетом особенностей общественного строя России и состояния научной мысли того времени. Защищая демократические основы развития отечественной науки, ученый выдвинул требования, чтобы к обучению в университете допускались представители податных сословий. Он предполагал возможность поступления в университет и лиц крепостного состояния, которые должны иметь увольнительное письмо от помещика. Естественно, что большего в условиях крепостнической России середины XVIII в. требовать было невозможно.

    К середине 50-х годов Гимназия и Университет Академии наук только набирали силу. Однако Ломоносов, составляя проект основания Московского университета, сумел учесть опыт деятельности этих учебных заведений, и в частности трудности, связанные с набором студентов из лиц недворянского происхождения. Поэтому вместе с созданием университета Ломоносов предусмотрел. организацию гимназии, считая, что без нее Университет как пашня без семян27. При установлении количества университетских кафедр, по мнению Ломоносова, следовало исходить не из числа имеющихся кандидатов, способных заместить профессорские должности, а из потребностей университета, с тем чтобы план Университета служил во все будущие годы 28.

    Глубоко продумал он и систему обучения в Московском университете. Так, Ломоносов предусматривал организацию трех факультетов: философского, юридического и медицинского, что соответствовало состоянию науки того времени. Демократический характер Ломоносовского проекта ярко выразился в смелом отказе от включения в число факультетов богословского, хотя в университетах Западной Европы его существование было обязательным. Ломоносов вообще требовал невмешательства церковных властей в преподавание и обсуждения научных трудов профессоров университета, а также запрещения духовным лицам вести в народе агитацию против науки не ругать наук в проповедях29 .

    Проект Ломоносова предусматривал создание научно-экспериментальной базы преподавания: лабораторий, кабинетов, анатомического театра, библиотеки и т. д. По мысли ученого, основой подготовки научных кадров в Московском университете должны стать широкое внедрение эксперимента в учебный процесс и его связь с практикой. Он требовал гласности преподавания, предусматривал чтение публичных лекций профессорами университета для пропаганды научных знаний.

    Большое значение придавал Ломоносов организации при университете типографии для публикации работ профессоров п. других ученых.

    Распространение науки и просвещения, привлечение в науку разночинных слоев- русского общества должны были, согласно общественно-политическим воззрениям Ломоносова, привести к экономическому и культурному прогрессу России, к улучшению положения народных масс. Важную роль в осуществлении этой программы Ломоносов отводил Московскому университету будущему центру передовой демократической мысли в России.

    руководством Ломоносова.

    На официальном открытии Московского университета, которое состоялось 26 апреля 5 мая 1755 г. , с речами выступили Поповский и Барсов. Они пропагандировали Ломоносовскую программу деятельности университета. Барсов отметил большое значение философии как науки, которая приучает разум к твердому познанию истины. Поповский решительно высказался за устранение той преграды на пути в науку, которую ставил латинский язык для представителей из демократических слоев населения. Продолжая идеи своего учителя о красоте и величии русского языка, он заявил, что нет такой мысли, кою бы на российском языке изъяснить было невозможно 30.

    Павлова Г.Е., Федоров А. С.: Михаил Васильевич Ломоносов 1711-1765 Педагогическая деятельность

    Первое здание Московского университета на Красной площади

    Московский университет с первых дней своего существования пошел по пути, намеченному его основателем, В его стенах творчески развивались и пропагандировались передовые научные и общественно-политические взгляды Ломоносова, здесь трудились его ученики и последователи, которые превратили университет в центр передовой отечественной науки и культуры, в один из Центров антикрепостнической и революционной мысли.

    Став в 1757 г. советником Академической канцелярии, Ломоносов особое внимание обратил на состояние академических учебных заведений. В марте 1758 г. он возглавил учебную часть Академии. Однако те большие надежды, которые он возлагал в связи с этим назначением, оказались не вполне осуществимы. Педагогическая деятельность ученого постоянно находилась под контролем как самого президента, так и других членов Академической канцелярии. Демократические устремления смелого помора были чужды большинству членов Академии и высокопоставленным вельможам. Поэтому многие его радикальные предложения по улучшению учебной деятельности встречали сопротивление со стороны реакционное настроенных правящих кругов России и руководства Академии. Но ученый верил, что его усилия не напрасны. Мое единственное желание, писал он И. И. Шувалову в 1760 г. , состоит в том, чтобы привести в вожделенное течение Гимназию и Университет, откуда могут произойти многочисленные Ломоносовы31. Мысль о том, что академические учебные заведения представляют собой главное дело и самое основание и начало к происхождению ученых россиян, обусловила все направление учебной деятельности Ломоносова.

    Основным нововведением Ломоносова в области учебного дела было учреждение российских классов, т. е. циклов занятий по изучению русского языка и русской истории, чего, как справедливо подчеркивал ученый, с начала Гимназии до него не бывало32 . Введенные им уроки русского красноречия посещал И. И. Лепехин, ставший затем одним из лучших отечественных стилистов XVIII в. Ломоносов стремился расширить круг просветительской деятельности Академии наук путем привлечения к слушанию профессорских лекций большего числа молодежи. Так, он рекомендовал читать курс астрономии на русском языке, чтобы его могли посещать, кроме академических студентов, учащиеся Морской академии и Кадетского корпуса 33.

    Многие предложения Ломоносова, особенно касающиеся демократизации учебного дела, не были осуществлены. По своей идейной направленности они были диаметрально противоположны как правительственным установкам, так и ориентации реакционного академического руководства. Русский ученый смело выступал за демократизацию Академии, отстаивал право на занятия наукой для всех сословий.

    Огромное значение имели проекты Ломоносова, относящиеся к совершенствованию системы подготовки специалистов. Ломоносов считал одним из существенных недостатков Академического устава 1747 г. узаконение постоянного приглашения иностранных ученых. Замещение иностранцами ученых должностей в Петербургской академии он рассматривал как временную и вынужденную меру. Сию статью, указывал он, исполнять до времени, пока из природных россиян ученые умножатся и не будет нужды чужестранных выписывать.

    Однако для администрации Академии было весьма удобно приглашать иностранных ученых по контрактам: по истечении срока от неугодных легко было освободиться. Поэтому академическое руководство всеми силами противилось увеличению числа русских ученых. Ломоносов недаром писал: "Шумахер неоднократно так отзывался: я-де великую прошибу в политике своей сделал, что допустил Ломоносова в профессоры. И недавно зять его (И. И. Тауберт. - Авт.) имения и дел и чуть не Академии наследник, отозвался в разговоре о произведении российских студентов: Разведи нам десять Ломоносовых надобно И один-де нам в тягость" 35.

    Для подготовки отечественных специалистов Ломоносов разработал последовательную систему, состоящую из трех ступеней: Гимназия, Университет, Академия. Первым этапом этой системы являлась Гимназия. Свое мнение о начальном и среднем образовании Ломоносов изложил в проекте устава Гимназии Петербургской академии, составленном им в 1758 г. По его определению, гимназия является первой основой всех свободных искусств и наук. . . молодые люди должны приучаться там к правильному образу мышления и добрым нравам36. Он рассматривал гимназию и как фундамент университетского образования и как самостоятельное среднее учебное заведение. Ломоносов делил учащихся на две категории: обучающихся за казенный счет и за собственный. Именно первая категория учащихся, как наиболее заинтересованная в получении образования, должна была пополнять Университет. Казеннокоштные ученики, писал ученый, должны основательно проходить все школьное обучение, чтобы стать исправными студентами и приобрести возможность слушать высшие науки у университетских профессоров 37.

    Главное место в подготовке ученых. Ломоносов отводил Университету. Высшая школа представлялась ему как автономное учреждение, имеющее свои научные и общественные права. Основной принцип организации университетов, по мнению Ломоносова, заключался в том, что при определении числа университетских кафедр, преподавателей и студентов нужно иметь в виду потребности страны. Этим он руководствовался при составлении проекта Московского университета в 1754 г. и при разработке основ Петербургского университета в начале 60-х годов.

    Потребность открытия в Петербурге высшего учебного заведения, как полагал Ломоносов, диктовалась не только наличием здесь Академии наук, но и другими благоприятными обстоятельствами: столица государства, многолюдный торговый центр, крупный морской порт и т. д.

    На Петербургский университет как на источник научных кадров для Академии Ломоносов возлагал большие надежды. По его определению, Петербургский университет, друг, более того единокровный брат Академии наук, который составляет с нею едина плоть и будет заодно с нею трудиться на пользу отечества 38.

    Ломоносов разработал структуру и систему управления Петербургского университета. Он расширил программу университетского образования, ввел новые предметы: химию, ботанику, анатомию, восточные языки и др. Вместо существовавших в Академическом университете классов он предложил ввести по примеру западноевропейских высших школ деление на факультеты.

    Необходимым условием успешной деятельности Университета Ломоносов считал автономное его правление во главе с проректором, который ежегодно избирается из числа профессоров. Он полагал, что полезным для университета будет совмещение академиками научной и преподавательской работы. Это, по его мнению, улучшит научную подготовку студенческой молодежи, уменьшит расходы, а профессора смогут с лучшей стороны показать Отечеству свое рвение 39.

    уведомить о предстоящем событии, были включены издатели знаменитой французской Энциклопедии, Парижская и Шведская академии наук, Мадридский и Эдинбургский университеты, Лондонское королевское общество и другие учебные и научные учреждения Европы.

    В 1760 г. Ломоносов, готовясь к открытию Петербургского университета, составил публичное выступление, в котором показал значение науки для развития страны и наметил грандиозный план использования отечественных ученых. Вступив в полемику с академическими чиновниками, упрекавшими его в наборе большого числа студентов университета он перечислил огромные государственные задачи, для решения которых требовались специалисты различных профессий. Это и освоение неисчерпаемых богатств Сибири, и изучение Северного морского пути, и развитие горного дела, и строительство фабрик, и совершенствование земледелия, и расширение внутренней и внешней торговли, и забота о безопасности страны и т. д.

    Однако все усилия Ломоносова создать новое учебное заведение в стране оказались тщетными. Императрица Елизавета, а позднее Екатерина II не спешили осуществить смелые планы ученого. Только в 1819 г. , через 54 года после смерти Ломоносова, состоялось открытие Петербургского университета.

    Несмотря на то что Ломоносову не удалось воплотить в жизнь свои обширные планы, связанные с подготовкой отечественных ученых, он осуществил значительную организационную перестройку Гимназии и Университета Академии. Регулярно читались лекции, заметно увеличилось количество русских преподавателей, было улучшено материальное положение учащихся и усовершенствован учебный процесс. Ярким свидетельством высокого уровня преподавания в Академическом университете являлся тот факт, что студенты Московского университета направлялись в Петербург для усовершенствования в науках. Ломоносов имел все основания в 1761 г. заявить: Порученные мне единственно департаменты Университет и Гимназия, не взирая на великие соперников противления и хулу, состоят в хорошем порядке40 .

    университета, руководимого Ломоносовым, вышли многие отечественные ученые, которые, оказали глубокое влияние на экономическую, политическую и культурную жизнь страны. Ведущее положение в науке и культуре заняли такие воспитанники ученого, как С. К. Котельников, С. Я. Шумовский, А. П. Протасов, П. Б. Иноходцев, И. И. Лепехин, В. Ф. Зуев и многие другие.

    Идея непрерывности начального, среднего и высшего образования, выдвинутая Ломоносовым, способствовала тому, что в конце XVIII в. высшее правительственное учреждение страны-Сенат признало создание гимназии и начальных училищ за весьма полезное обществу. Но только в начале XIX в. была осуществлена последовательная система образования от начальной ступени до высшего учебного заведения в масштабе всей страны.

    Примечания

    1. Уставы Академии наук СССР. М. , 1974, с. 32.

    2. Кулябко Е. С. М. В. Ломоносов и учебная деятельность Петербургской Академии наук. М. ; Л. , 1962, с. 36.

    4. Там же. М. ; Л. , 1955, т. 9, с. 10.

    5. Летопись жизни и творчества М. В. Ломоносова. М. ; Л. , 1961, с. 67.

    6. Ломоносов М. В. Полн. собр. соч. , 1954, т. 5, с. 397-631.

    7. Там же. М. ; Л. , 1952, т. 7, с. 89-378.

    9. Там же.

    10. Популярность перевода Ломоносова Вольфианской эксперименттельной физики, вышедшего в свет в марте 1746 г. , была настолько велика, что его тираж 600 экз. уже в начале 1747 г. был допечатан до 1200 экз. . Второе издание книги было оссущестелено в 1760 г.

    11. Ломоносов М. В. Полн. собр. соч. , т. 9, с. 324.

    12. Там же, с. 437-439.

    14. Уставы Академии наук СССР. с. 41.

    15. Там же.

    16. Там же, с. 49.

    17. Там же, с. 50.

    19. Там же, т. 9, с. 849.

    21. Там же, т. 9, с. 441.

    22. Там же, т. 10, с. 389.

    24. Ломоносов М. В. Полн. собр. соч. , т. 9, с. 442.

    25. Там же. М. ; Л. , 1959, т. 8, с. 252.

    26. Там же, т. 10, с. 312.

    27. Там же, с. 514.

    29. Там же, т. 9, с. 539.

    30. Ежемесячные сочинения, 1755, авг. , с. 172.

    31. Ломоносов М. В. Полн. собр. соч. , т. 10, с. 539.

    32. Там же, с. 403.

    34. Там же, т. 10, с. 46.

    35. Там же.

    36. Там же, т. 9, с. 477.

    37. Там же, с. 481.

    39. Там же, т. 9, с. 552.

    40. Там же, т. 10, с. 80.

    Разделы сайта: