• Приглашаем посетить наш сайт
    Гумилев (gumilev.lit-info.ru)
  • Павлова Г.Е., Федоров А. С.: Михаил Васильевич Ломоносов 1711-1765
    Основатель мозаичного искусства в России

    Основатель мозаичного искусства в России

    В многогранной деятельности Ломоносова видное место занимало его художественное творчество. Об этом свидетельствуют не только выполненные им или под его руководством мозаичные портреты и картины непревзойденные образцы русского мозаичного искусства XVIII в. , но и его проекты памятников Петру I, Елизавете Петровне, мавзолея Петру I, монумента Екатерине II, а также художественные образцы оформления общенародных торжественных празднеств иллюминаций и фейерверков. Талант рисовальщика и архитектора Ломоносов проявил и при строительстве Химической лаборатории Академии наук и при создании фабрики по производству цветного стекла, и при возведении жилого дома на Мойке, и в ряде других случаев Хорошо известны рисунки и чертежи которыми Ломоносов дополнял свои научные работы.

    Еще в период обучения в Германии Ломоносову и его товарищам, как известно, были предписаны занятия рисованием. Уроки рисования, которые брали русские студенты в Марбурге, не преследовали общеобразовательную цель, а скорее должны были привить им навыки к изображению различных предметов при изучении естественной истории и горного дела. В течение двух лет Ломоносов систематически упражнялся в рисовании, заложив тем самым прочную основу для дальнейшего развития своих способностей в изобразительном искусстве.

    Ломоносов и его товарищи изучали основы рисования по книге немецкого художника И. Д. Прейслера Основательные правила или краткое руководство по рисовальному художеству. Популярность этого Руководства была настолько велика, что напечатанное в России впервые в 1734 г. , оно еще в XVIII в. выдержало четыре издания1. Не случайно, когда в 1748 г. студент Петербургской академии А. П. Протасов перевел на русский язык Анатомические термины из книги Прейслера, просмотр и редактирование перевода взял на себя Ломоносов2.

    Подлинный талант Ломоносова-художника раскрылся в мозаичном искусстве, где слились воедино его естественнонаучные и художественные дарования.

    В середине 40-х годов внимание ученого привлекло древнее искусство составлять из цветных стеклянных сплавов (смальт) картины и портреты. В 1745 г. канцлер М. И. Воронцов привез из Рима несколько мозаичных картин. Неоднократно бывавший в его доме Ломоносов особенно заинтересовался мозаичным изображением Плачущего апостола Петра, работы неизвестного итальянского мастера с оригинала художника Гвидо Рении. Эта мозаика отличалась богатством оттенков, что напоминало масляную живопись. Но итальянские мозаичисты хранили в тайне способы приготовления смальт.

    Ломоносов знал, что еще в Киевской Руси было распространено мозаичное искусство. Позднее, в годы княжеских междоусобиц, а затем татаро-монгольского нашествия, секреты изготовления мозаик на Руси были утеряны. Ученый поставил перед собой задачу возродить в России это забытое искусство.

    Постройка в 1748 г. Химической лаборатории позволила Ломоносову начать большие исследования по химии и технологии силикатов, а также по теории цветов. Итак, писал ученый, сколько испытание физических причин, разные цветы производящих, столько ж, или еще больше, примеры римской мозаики. . . побудило меня предпринять сникание мозаичного художества 3.

    Уже в мае 1749 г. Ломоносов сообщал в Канцелярию, что в числе других работ он делал химические опыты, до крашения стекол надлежащие4 (в то время цветные стекла ввозились в Россию из-за границы). В январе 1750 г. ученый писал президенту Академии: По регламенту Академии наук профессорам должно не меньше стараться о действительной пользе обществу, а особливо о приращении художеств, нежели о теоретических рассуждениях, а сие больше всех касается до тех, которые соединены с практикою, каково есть химическое искусство. Того ради за благо я рассудил, во-первых, изыскивать такие вещи, которые художникам нужны, а выписывают их из других краев и для того покупают дорогою ценою. И далее: . . . прилагаю я возможное старание, чтобы делать стекла разных цветов. . . и в том имею нарочитые прогрессы. При всех сих практических опытах записываю и те обстоятельства, которые надлежит до химической теории5.

    Разработку практических проблем по созданию рецептуры цветных прозрачных и непрозрачных стекол Ломоносов старался увязать с вопросами теоретической физики и химии. Стремясь избежать теории эфира для семи цветов, он исходил из собственного понимания физической природы света. Ученый полагал, что белый свет состоит из трех основных цветов: красного, желтого и голубого, из них на практике он надеялся получить бесконечное разнообразие цветов. Живописцы, писал Ломоносов, употребляют цветы главные, прочие чрез смешение составляют; то в натуре ли положить можем большее число родов эфирной материи для цветов, нежели она требует и всегда к своим действиям самых простых и коротких путей ищет.6

    Природой света и теорией цветов Ломоносов заинтересовался с самого начала своей научной деятельности. Но только в 1756 г. он изложил итоги своих многолетних теоретических и экспериментальных изысканий, связанных с изучением природы света, в Слове о происхождении света, новую теорию о цветах представляющее, которое он произнес на русском языке в публичном собрании Академии наук 1 июля 1756 г. Хотел бы я изъяснить все, что о цветах чрез пятнадцать лет думал, между другими моими трудами, говорил Ломоносов. Но сие требует, во-первых, весьма долгого и больше, нежели для публичного слова позволенного, времени7 .

    Но даже в небольшом по объему Слове ученый сумел высказать много интересных идей, связанных с природой света: о единой природе световых и электрических явлений, о явлениях теплового излучения и их связи между собой, об электрической природе света, о существовании резонанса между светом и веществом. Оригинальными были и его суждения о справедливости волновой теории света, а также его теория цветов. По словам советского исследователя К. С. Ляликова, анализируя развитие цветоведения, мы должны признать, что именно с опубликованием Ломоносовского Слова начало складываться цветоведение в современном понимании этой науки 8.

    Ученый для получения цветных стекол провел многочисленные опыты. Он постепенно усложнял составы смальт, устанавливал влияние температуры плавки на физические свойства стекла, изучал прозрачность получаемых стекол, их цвет и т. д. Работы Ломоносова шли успешно. В январе 1750 г. он демонстрировал изготовленные им цветные стекла в Академическом собрании9. Но только через три года, полных напряженного труда, он добился желаемых результатов. В феврале 1754 г. в письме к Л. Эйлеру Ломоносов так рассказывал о своих работах: В течение трех лет я был весь погружен в физико-химические испытания, предпринятые для разработки учения о цветах. И труд мой оказался не бесплодным, так как кроме результатов, полученных мною при различных растворениях и осаждениях минералов, почти три тысячи опытов, сделанных для воспроизведения разных цветов в стеклах, дали не только огромный материал для истинной теории цветов, но и привели к тому, что я принялся за изготовление мозаик 10.

    При помощи окисей меди и других металлов Ломоносов получил стекло превосходное зеленое, травяного цвета, весьма похожее на настоящий изумруд, зеленое, приближающееся по цвету к аквамарину, цвета печени, красное берилловое, очень похожее на превосходную бирюзу, хрустальное синеватое, сине-зеленое и т. д. Окись железа дала Ломоносову в стекле желтые тона, золото рубиновое стекло11. Достойно вас писал Л. Эйлер русскому коллеге в Петербург что вы в состояний придать стеклу всевозможные цвета. Наши химики это изобретение считают за великое дело 12 .

    Ломоносов был весьма увлечен изготовлением рецептур цветных стекол. Ученый видел перспективы их практического применения и рассчитывал, что его труды будут по достоинству оценены правительством и он получит необходимую помощь и поддержку. Через М. И. Воронцова и И. И. Шувалова он пытался заинтересовать императрицу развитием мозаичного дела в масштабе государства, а также добиться более благоприятных условий для своей научной работы, чтобы удобнее было производить в действие мои в науках предприятия, ибо хотя голова моя и много зачинает па руки лоне и хотя во многих случаях можно бы употребить чужие да приказать не имею власти 13 Однако никаких милостей ни от императрицы, ни от ее приближенных ученый не получил.

    признанию поэма является выдающимся произведением поэтического искусства, подлинным гимном науке:

    Неправо о вещах те думают, Шувалов,
    Которые Стекло чтут ниже Минералов. . .
    Пою перед Тобой в восторге похвалу
    Не камням дорогим, ни злату, но Стеклу 14.

    Так начинает свое послание Ломоносов, раскрывая далее неоценимые достоинства и огромную пользу стекла. Это мозаики, которые веками хранят геройских бодрость лиц, и многочисленные изделия из стекла, что наш дух веселят, полезно молодым и старым помогают. В красочной поэтической форме поведал ученый об областях применения стекла в научных целях. Изготовление телескопов, микроскопов, барометров, термометров, очков-все это, по его мнению, способствует познанию тайн природы: невидимых частиц, движения светил, предсказанию погоды, изучению грозовых явлений и т. д. Научное по своему содержанию Письмо не только показывало неисчислимые достоинства, которыми обладает стекло, но и утверждало огромную пользу, какую несет человечеству развивающаяся наука

    В начале 50-х годов ученый разработал методы отливки и шлифовки смальты, из которой предстояло набирать мозаичные портреты и картины, а также нашел состав мастики, с помощью которого смальта скреплялась с медным подносом. Уже в сентябре 1752 г. он закончил первую художественную мозаичную работу образ богоматери по картине итальянского живописца Ф. Солимены. Сравнительно небольшая по размерам мозаика 2 фута X19 дюймов, или 60, 96X48, 26 см оказалась чрезвычайно трудоемкой в изготовлении. Всех составленных кусков, писал Ломоносов, поставлено больше четырех тысяч, все моими руками, а для изобретения составов делано две тысячи сто восемьдесят четыре опыта в стеклянной печи 15.

    Ломоносов неукротим в стремлении воплотить в жизнь результаты своей научной деятельности. Он вновь и вновь обращался к правительству с Предложениями организовать производство смальт для. мозаик, художественных и бытовых вещей из цветного стекла, уверяя, что качество изобретенных им мозаичных составов ничем не уступает римским, а ценой они будут дешевле. Но правители России были глухи к призывам ученого. И тогда он решил сам наладить это производство. В октябре 1752 г. Ломоносов просил Сенат разрешить ему к пользе и славе Российской империи зависть фабрику делания изобретенных мною разноцветных стекол и из них бисеру, пронизок и стеклярусу и всяких галантерейных вещей и уборов, чего еще поныне в России не делают, а привозят из-за моря великое количество ценою на многие тысячи 16. С этой целью он просил выделить ему в Коморском уезде, недалеко от Петербурга, участок, где есть глина, песок и дрова Поскольку у Ломоносова не было средств на строительство фабрики, ему необходим был кредит. Ученый просил выдать 4 тыс. руб. без выплаты процентов Спорком на пять лет. в течение которых он рассчитывал наладить прибыльное производство товаров в таком количестве, сколько из других государств вывозят.17 Просьба Ломоносова была удовлетворена. 15 марта 1753 г. был подписан указ о передаче в ведение Ломоносова для работ на Фабрике в Коморском уезде 9 тыс. десятин земли, богатой лесом и песком, необходимым для производства стекла, о мая того же года близ деревни Усть-Рудицы состоялась закладка фабрики Присутствующий на церемонии Ломоносов писал: . тем оканчиваются все мои великие химические труды, в которых я три года упражнялся и которые бесплодно потерять мне будет несносное мучение 18.

    Место для фабрики цветного стекла Ломоносов выбрал очень удачно-на слиянии двух небольших речек: Рудницы и Куваши. Первая из речек имела быстрое течение, и это обстоятельство ученый использовал для механизации стекольного производства. Здесь были возведены плотина, каменная дамба, шлюзы и ворота, а затем построена водяная мельница, предназначенная для различных целей. Ломоносов установил на мельнице три колеса: . . . первое для двух рам пильных, чтобы пилить доски к фабричному строению и впредь для пристроек, починок и ящиков под материалы; второе колесо для машин, которыми молоть, толочь и мешать материалы, в стекло потребные, и шлифовать мозаику, для которых кругов в мельнице два покоя особливые; третьим колесом ходят жернова для молоться хлеба, на котором содержат фабричных людей 19.

    Ломоносов непосредственно руководил строительством фабрики и прилегающих к ней построек, которое велось по разработанному им плану. Помимо здания фабрики, названного ученым лабораторией, где находилось девять различных печей, были возведены мастерская, мельница, кузница. Недалеко от фабричных построек располагался дом с хозяйственными строениями, в котором жила семья Ломоносовых, главным образом в летнее время. В 1754 г. Ломоносов писал в Берлин Эйлеру о том, что кроме дома и уже построенного стеклянного завода, я сооружаю плотину, мельницу и лесопилку, над которой возвышается самопишущая метеорологическая обсерватория 20. Строительство завершилось к весне 1755 г.

    Археологические раскопки в Усть-Рудице, проведенные в 1949-1953 гг. под руководством советского исследователя В. В. Данилевского, показали огромный объем производственной деятельности Ломоносовской фабрики цветного стекла единственного в своем роде промышленно-художественного предприятия. Ученый решал здесь обширный комплекс производственных задач и, кроме того, вел научно-исследовательские работы, производил метеорологические наблюдения, изучал атмосферное электричество и т. д.

    Создавая новую для того времени область промышленности изготовление цветного стекла и изделий из него, Ломоносов показал себя не только опытным химиком-экспериментатором и выдающимся организатором, но и талантливым конструктором станков и приспособлений для стекольного производства. Сконструированные им различные машины, станки, инструменты ускоряли и облегчали труд рабочих. Изготовленный Ломоносовым станок для формовки четырехгранных стеклянных брусков имел не одну, а несколько сменных пресс-форм, позволявших формировать квадратные бруски различных сечений, причем такие пресс-формы выдавали сразу не одно, а несколько изделий. Случаи применения многоместных пресс-форм при формовке стеклянных брусков для мозаики до Ломоносова в литературе не встречаются 21.

    Многие машины и инструменты изготовлялись по. чертежам и рисункам Ломоносова в Инструментальной палате Академии наук опытными мастерами: Ф. Н. Кирютиным, И. И. Беляевым и др. В мае 1753 г. Ломоносов обратился в Канцелярию с просьбой сделать за его счет для Усть-Рудицкой фабрики некоторые инструменты, мною вновь изобретенные для ускорения работ, а особливо станок для формовки стеклянных четырехгранных брусков к мозаике и другие машины, которые нигде купить нельзя, затем, что их нигде нет, а инструментальные художники при Академии наук оные инструменты по моему указанию могут способно делать22. .

    Возродив в России утраченное древнерусское искусство мозаики, Ломоносов одновременно создал и собственную технику мозаичного набора. В отличие от западноевропейских мозаичистов, набиравших мозаики преимущественно тонкими пластинками смальты, русский ученый разработал свою методику набора мозаичных картин четырехгранными брусками палочками различного сечения, длина которых в несколько раз превышала размер бруска. Это обеспечивало прочность набора.

    Ломоносову пришлось не только заниматься строительством Усть-Рудицкой фабрики и ее оснащением, но и заботиться о подготовке специалистов. Крестьяне, которые были приписаны к фабрике, совсем не знали производства, а отсутствие опытных мастеров тормозило развертывание работ. Поэтому обучение большого числа людей разным специальностям стало постоянной заботой Ломоносова.

    Главными специалистами на Усть-Рудицкой фабрике стали М. Васильев и Е. Мельников, которые получили навыки в наборе мозаик еще в Химической лаборатории Ломоносова и обладали уже солидным опытом в работе. Они, помимо своего основного занятия набора мозаик, обучали и других этому ремеслу.

    Терпеливо и постоянно готовил Ломоносов мастеров многих специальностей для нового производства из жителей окрестных деревень. Он учил молодых крестьян изготовлению бисера, стекляруса, пронизок, гончарному, слесарному, столярному и другим ремеслам. Ломоносов на свои средства направил в Новгородскую губернию на стекольные заводы одного крестьянина для обучения мастерству жжения осиновой золы, необходимой при производстве стекла.

    Ломоносов послал его для обучения в Инструментальную палату Академии наук к опытному мастеру И. Беляеву, а затем в Рисовальную палату к известному рисовальщику И. Гриммелю. Все расходы ученый взял на себя23.

    Иногда Ломоносову приходилось приглашать специалистов с других заводов. Так, в 1757 г. он сообщал, что принятый на мое содержание со стекольных заводов подмастерье Некрасов выдувает всякую разноцветную посуду.24 На Усть-Рудицкой фабрике было немало мастеров высокой квалификации. Гранильщик Григорий Ефимов, помимо своего дела, умел вырезать фигуры на стеклянной посуде и химически окрашенное стекло флюсы оправлять в перстни и серьги.

    Однако основную часть рабочих составляли усть-рудицкие крестьяне. Они принимали участие в изготовлении смальт и изделий из цветного стекла, набирали мозаичные картины, исполняли подсобные работы на фабрике в Усть-Рудице, а с начала 60-х годов и в мозаичной мастерской, возведенной около дома Ломоносова в Петербурге на набережной р. Мойки.

    Сам выходец из простого народа, Ломоносов по своему мировоззрению был просветителем, сторонником демократических тенденций. В. В. Данилевский, исследуя работу Усть-Рудицкой фабрики, отмечал, что Ломоносов часто трудился вместе с приписными крестьянами.25Он неоднократно вставал на защиту интересов усть-рудицких крестьян от посягательства на их земли соседних владельцев. В течение всех лет владения фабрикой ученый заботился о своих крестьянах, предоставляя им не только работу, но и необходимые средства для нормальной жизни, защищал их от бесчинств дворцовой и местной администрации. Несмотря на то что массовые побеги крепостных крестьян в то воема было обычным явлением, нет ни одного свидетельства об ; уходе кого-либо из крестьян Усть-Рудицы26.

    Начиная строительство фабрики цветного стекла, Ломоносов рассчитывал на большие государственные заказы. Он надеялся широко развернуть мозаичное искусство, готовить монументальные картины, которые бы прославляли величие России, боевые ; подвиги и исторические свершения русского народа. Он считал, что налаженное им производство цветного стекла и изделий из него освободит страну от импорта многих товаров, а фабрика послужит примером для других предприятий. Поэтому он продолжал совершенствовать технологию. В ноябре 1760 г. он писал: . . . сыскался надежный способ делать бисер, пронизи и стеклярус скорым образом, так что могу удовольствовать будущего 1761 года оным здешнюю внутреннюю коммерцию 27.

    Но уже к 1757 г. Усть-Рудицкая фабрика оказалась в тяжелом финансовом положении. Ученый, не имея опыта и коммерческих способностей, терпел убытки. Продукция не находила сбыта, расходы на содержание фабрики покрывать было нечем, а Мануфактур-коллегия требовала возврата выданной ссуды. За два года и восемь месяцев доход фабрики составил всего 500 руб. , а на ее постройку, оборудование и содержание было уже израсходовано более 9 тыс. руб. 28

    Ломоносова волновал вопрос сбыта изделий своей фабрики. Удаленность ее от Петербурга затрудняла реализацию готовой продукции, ассортимент которой был весьма разнообразен. Поэтому Ломоносов решил открыть в столице лавку для продажи изделий из цветного стекла: посуды, бисера, стекляруса и т. д. Но разрешения не получил. Тогда он обратился в Сенат с просьбой обеспечить фабрику государственными заказами на изготовления мозаик. Ссылаясь на то, что в 1756 г. ему рекомендовали расширить мозаичное производство, ученый подчеркивал, что теперь может делать мозаичные картины для украшения церквей и других публичных зданий.

    В октябре 1757 г. была создана комиссия из членов Академии художеств, которая высоко оценила деятельность Ломоносова и его мастеров в искусстве мозаики. В отзыве комиссии отмечалось: . . . со удивлением признавать должно, что первые опыты мозаики без настоящих мастеров и без наставления в самое малое время столь далеко доведены, то Российскую империю поздравляем с тем, что между благополучными успехами наук и художеств. . . и сие благородное художество изобретено и уже столь далеко произошло, как и в самом Риме и в других землях едва в несколько сот Тл происходить могло 29. Получив столь благоприятное заключение о мозаичных работах Ломоносова, Сенат предписал всем учреждениям и ведомствам, занимающимся возведением публичных зданий, предоставлять ученому заказы на изготовление мозаичных картин для украшения новых сооружений. Прошел год, за ним другой, но никаких заказов на мозаичные картины от государственных учреждений Ломоносов не получил. В 1758 г. ученому, уже известному не только в России, но и за рубежом, приходилось изыскивать разные способы, чтобы расплатиться с долгами, связанными с расходами по Усть-Рудиц-кой фабрике. Стремясь добыть необходимые суммы, ученый вынужден даже торговать дровами. В письме к своему кредитору академику Я. Штелину он писал: Я имею четыреста сажень дров на берегу Каравалдая, но не могу еще никого найти, кто бы купил у меня из них 300 сажень и кто перевез бы сюда в Петербург-Лег. , как делалось это прежде30.

    Ученый продолжал неутомимо трудиться над созданием мозаичных картин и портретов, считая, что это искусство в конце концов найдет всеобщее признание. В середине 50-х годов в мастерской Ломоносова, при его непосредственном участии, были созданы великолепные мозаичные портреты Елизаветы Петровны, Петра I, Анны Петровны, картины История о Давиде и Уриной, Ландшафт с брудерами (руинами. - Авт.) и др. Два мозаичных портрета Елизаветы Ломоносов выполнил по заказу И. И. Шувалова для Московского университета и для Академии художеств. Помимо больших мозаичных картин, Ломоносов изготавливал и мозаичные миниатюры, к сожалению до нас не дошедшие. Качество Ломоносовских мозаик было очень высоким. . . . Все материалы, указывал ученый, имеют такую же прочность и качество, как и римские, а краски их не изменяются ни от воздуха, ни от солнца, ни вследствие истечения времени, так как они изготовляются на сильном огне31. Время подтвердило правоту этих слов Ломоносова. Сохранившиеся мозаичные поотпиты. изготовленные им или пол его руководством, украшают многие наши музеи, в том числе Государственный Эрмитаж Русский музей в Ленинграде, Исторический музей в Москве, Музей Ломоносова32 и др. Раскрывая значение деятельности Ломоносова в области создания мозаик как одного из крупнейших явлений русского искусства XVIII в. , советский исследователь В К Макаров подчеркивал- Ни одна европейская мозаичная мастерская не выполнила столько портретов, как Ломоносовская к тому же с большой уверенностью в трудной, непривычной технике 33.

    В начале 1758 г. Ломоносов разработал проект грандиозного мозаичного монумента в честь Петра I, который предлагал воздвигнуть в Петропавловском соборе столицы. В мозаичных панно Ломоносов хотел отразить знатнейшие дела историческим образом 34, подразумевая под ними начало правления Петра, избавление от стрельцов, историю создания флота, взятие Азова, пребывание Петра I за границей, основание Петербурга, Кронштадта, Петергофа, Левенгауптскую битву, т. е. сражение

    Петра I при деревне Лесной, Полтавскую баталию и т. д.35 Ломоносов разработал и план осуществления этого обширного мозаичного и художественного предприятия, составив предварительную смету отдельных видов мозаичных и живописных работ. Правда, вскоре ученый отказался от этого проекта, представив другой, более дешевый. В нем по-прежнему сохранялась идея украсить стены собора мозаичными панно на темы, отражающие различные этапы жизни и деятельности Петра I.

    работу Ломоносов намечал выполнить за шесть лет.

    Павлова Г.Е., Федоров А. С.: Михаил Васильевич Ломоносов 1711-1765 Основатель мозаичного искусства в России

    Мозаичный портрет Анна Петровны, дочери Петра I.

    Работа выполнена в мастерской М. В. Ломоносова

    под сомнение художественные достоинства мозаичного искусства36. В Трудолюбивой так называемой пчеле, жаловался Ломоносов И. И. Шувалову, напечатано о мозаике весьма презрительно. Сочинитель того Тредиаковский совокупил свое грубое незнание с подлою злости, чтобы моему рачению сделать помешательство. Здесь видеть можно целый комплот. Тредиаковский сочинил, Сумароков принял в Пчелу, Тауберт дал напечатать без моего уведомления в той команде3738 В июне 1761 г. после долгих проволочек Сенат окончательно утвердил предложенный Ломоносовым проект о сооружении монумента в Петропавловском соборе в честь Петра I. Однако двухлетняя задержка с началом работ над монументом оказалась роковой для этого грандиозного предприятия. В декабре 1761 г. скончалась императрица Елизавета, а с середины 1762 г. сошли один за другим с политической арены покровители Ломоносова И. И. Шувалов, М. И. Воронцов и другие сановники елизаветинского времени. Все это осложняло работу ученого, к тому же здоровье его сильно пошатнулось.

    Несмотря на многочисленные трудности, в мае 1762 г. Ломоносов с помощниками приступил к работе над мозаичным панно Полтавская баталия. Набор этой грандиозной мозаики проходил в мозаичной мастерской на набережной Мойки. Смальты для панно были изготовлены в Усть-Рудице под руководством И. А. Цильха. В декабре 1764 г. мозаика Полтавская баталия была закончена, а в начале следующего гопав отшлифована, отполирована и вставлена в медную раму. Ломоносов сам составил описание Полтавской баталии.

    Сюжет мозаики окончание исторической битвы русских войск со шведами под Полтавой. Основной замысел картины сражение еще не закончено, но стойкость шведских войск уже поколеблена и победа над ними уже предрешена. На первом плане изображен Петр 1 на скачущей лошади с поднятой шпагой в руке, в окружении генералов и охраняющих его свиту солдат. Обстановка еще достаточно опасная для жизни Петра и его окружения, поскольку сражение еще продолжается и враг еще не сломлен. Позади трупы солдат, лошадей, стрелковое оружие. За Петром следуют его соратники Шереметьев, Меншиков, Голицын и др. Изображен и раненый Карл XII, сидящий в простой коляске и пытающийся сдержать наступление русских войск. Но приближенные Карла, поняв бессмысленность сопротивления, поворачивают его коляску, предлагая ему спасаться бегством.

    Ломоносов- историк весьма правдиво изобразил Полтавское сражение, оказавшее огромное влияние на судьбу России первой четверти XVIII в.

    Отдавая дань художественному творчеству Ломоносова, высоко оценивая созданные им произведения мозаичного искусства, Академия художеств 10 октября 1763 г. избрала его своим почетным членом. На торжественном собрании, отвечая на приветственную речь директора этой Академии архитектора А. Ф. Ко-коринова, Ломоносов заявил, что он приложит все усилия, чтобы показать себя достойным такового присвоения, особливо по наукам, которые, с художествами тесным союзом сродства соединяясь всегда требуют друг от друга взаимного вспомоществования. С гордостью за своих соотечественников говорю ученый об их похвальном подвиге ревностного учения, об их возможностях показать просвещенной Европе проницательное остроумие твердое рассуждение и ко всем искусствам особливую способность нашего народа 39.

    В апреле 1764 г. Ломоносов был единогласно избран членом Болонской академии наук. С его достижениями в области мозаичного искусства итальянских ученых познакомил М. И. Воронцов. Благодаря его хлопотам в Флорентийских ученых ведомостях была напечатана заметка о мозаичных работах Ломоносова. Русский перевод этой заметки вскоре был опубликован в Петербурге в журнале Ежемесячные сочинения и известия о ученых делах 40.

    Ломоносов гордился избранием в почетные члены Болонской академии наук. В письме на имя ее секретаря он сердечно благодарил членов Академии за почет и уважение, подчеркивая, что человеку, преданному науке, ничто не бывает столь приятно, как одобрение людей, чьи великие и славные заслуги в науке всему миру и ученой среде так известны. В качестве свидетельства своих научных достижений русский ученый направил Болонской академии сочинения, которые отражали все главные области его научных интересов41.

    Получив признание своих заслуг как незаурядного художника, Ломоносов был полон творческих планов и замыслов. Но напряженная работа над Полтавской баталией наряду с огромной научной деятельностью в других областях окончательно подорвала его здоровье. Тяжелобольной Ломоносов сильно переживал за судьбу мозаичного дела в России, которому он отдал много знания, сил и творческих поисков. В 1764 г. Ломоносов, составляя сов последнее публичное выступление по случаю официального открытия Академии художеств, еще раз указал на необходимость дальнейшего развития отечественного мозаичного искусства. О коль великое удивление и удовольствие, подчеркивал ученый, произвести может Россия помощи художеств в любопытном свете, которой едва уже не до отвращения духа чрез многие веки повторяет древний Греческий и Римская, по большой части баснотворныя деяния. Украсятся Домы вашего величества и другие здания не чужих, но домашних дел изображениями. . . Коль сладко вкушение плодов собственного насаждения Коль приятно удовольствие, устроенное своими трудами 42 он назвал своим преемником Ивана Пильна который но рог словам пошел в сем искусстве толь довольного совершенства что никто в Европе лучших успехов показать не может имеет учеников уже далече знающих. 43 Другим своим продолжателем он назвал мастера Матвея Силаева.

    Тревога Ломоносова о судьбе мозаичного искусства была не напрасной. Вскоре после его смерти проект убранства Петропавловского собора мозаичными панно был отвергнут. В 1766 г. зять Ломоносова Алексей Константинов хотел продолжить производство мозаичных картин. Он обратился в правительство с просьбой разрешить ему заняться изготовлением мозаичной картины Азовская баталия. Эту мозаику, писал Константинов, велено при жизни вдовы Ломоносова докончить Канцелярии от строения. Токмо оная работа и поныне не начата 44.

    Вероятно, предложение Константинова не нашло поддержки ни в правительстве, ни у Екатерины II, на имя которой было направлено прошение. В 1768 г. Усть-Рудицкая фабрика была закрыта. Талантливые художники-мозаисты, воспитанные Ломоносовым, были направлены в другие ведомства, где они не смогли передать свое мастерство. Так заглохло замечательное творческое начинание великого русского ученого, которому он отдал многие годы жизни.

    Только в наше время осуществилась мечта Ломоносова о декоративном убранстве мозаиками огромных публичных строений. Стены многих общественных зданий Дворцов и Домов культуры, метрополитена и т. д. Москвы, Ленинграда, Киева и других городов нашей страны украшают монументальные мозаики, изготовленными советскими художниками, которые продолжают славные Ломоносовские традиции.

    1. Модзалевский Л. Б. Рисунки Ломоносова. В кн.: Ломоносов: Сб. ст. и материалов. М. ; Л. , 1946, т. 2, с. 282.

    2. Летопись жизни и творчества М. В. Ломоносова. М. ; Л. , 1961, с. 116.

    3. Ломоносов М. В. Полн. собр. соч. М. ; Л. , 1952, т. 3, с. 432.

    6. Там же, т. 3, с. 335.

    7. Там же, с. 342.

    8. Ляликов К. С. Роль Ломоносова в развитии цветоведения. В кн.: Ломоносов. М. ; Л 1961, т. 5, с. 123.

    9. Протоколы заседаний Конференций ими. Академии наук с 1725 по 1803 г. СПб. , 1899, т. 2, с. 217 218.

    11. Там же, М. ; Л. , 1951, т. 2, с. 372-438.

    12. Пекарский П. История им. Академии наук в Петербурге. СПб. , 1873, т. 2, с. 544.

    13. Ломоносов М. В. Полн. собр. соч. , т. 10, с. 470.

    14. Там же. М. ; Л. , 1959, т. 8, с. 508.

    16. Там же, с. 79-80.

    17. Там же, с. 82.

    18. Там же, т. 10, с. 475.

    19. Там же, т. 9, с. 114-115.

    21. Ченакал В. Л. Станок Ломоносова для формовки четырехгранных стеклянных брусков. В кн.: Ломоносов. М. ; Л. , 1960, т. 4, с. 125.

    22. Ломоносов М. В. Полн. собр. соч. , т. 9, с. 89.

    23. Там же, с. 100.

    24. Там же, с. 112.

    26. Паина Э. С. М. В. Ломоносов и усть-рудицкие крестьяне. В кн.: Ломоносов. М. ; Л. , 1977, т. 7, с. 142.

    27. Ломоносов М. В. Полн. собр. соч. , т. 9, с. 147.

    28. Там же, с. 699.

    29. Билярский П. Материалы для биографии Ломоносова. СПб. , 1865, с. 353.

    31. Там же, с. 529

    32. В Государственном Эрмитаже находится мозаика Ломоносова Апостол Петр плачущий; в Русском музее - портреты Петра I, Елизаветы Петровны; в историческом музее - "образ бога отца"; в Музее Ломоносова - портреты Петра I, Анны Петровны, Г. Г. Орлова

    33. Макаров В. К. Художественное наследие М. В. Ломоносова: Мозаики М.; Л. 1950, с. 11.

    34. Ломоносов М. В. Полн. собр. соч. , т. 9, с. 127.

    36. Тредиаковский В. К. О мозаике. Трудолюбивая пчела, 1759, июнь, с. 360.

    37. Ломоносов как и Тауберт, был советником Канцелярии, которая давала разрешения на печатание книг и журналов в Академической типографии.

    38. Ломоносов М. В. Полн. собр. соч. , т. 10, с. 534.

    39. Там же, т. 8, с. 786-787.

    41. Ломоносов М. В. Полн. собр. соч. , т. 10, с. 585-586.

    42. Там же, т. 8, с. 809.

    43. Там же, т. 9, с. 180.

    44. ЦГАДА, Госархив, ф. 17, д. 25, л. 1-1 об.