• Приглашаем посетить наш сайт
    Добычин (dobychin.lit-info.ru)
  • Павлова Г.Е., Федоров А. С.: Михаил Васильевич Ломоносов 1711-1765
    Детские годы

    Жизненный путь

    Ломоносов был великий человек. . .

    Он создал первый университет.

    Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом.

    А. С. Пушкин Путешествие из Москвы в Петербург, 1833-1834 гг.

    Детские годы

    Павлова Г.Е., Федоров А. С.: Михаил Васильевич Ломоносов 1711-1765 Детские годы

    На рисунке деревня Мишанинская, ныне с. Ломоносово

    Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 19 ноября 1711 г. в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангельской губернии в семье крестьянина-помора Василия Дорофеевича и дочери Просвирницын погоста Николаевских Матигор Елены Ивановны урожденной Савковой Ломоносовых1. Деревня Мишанинская позже в XIX в. она слилась с соседней деревней Денисовкой находилась на Курострове, против города Холмогор на одном из девяти островов дельты Северной Двины, примерно в 140 км от места ее впадения в Белое море. С давних времен эти острова были густо заселены. Здесь имелись хорошие пахотные земли богатые выгоны для скота а главное-открытый выход в море.

    Упоминание о поморской семье Ломоносовых восходит к XVI в. , ко временам Ивана Грозного. Дед будущего ученого, Дорофей Леонтьевич, его отец, Василий Дорофеевич, и многие родственники были жителями КуростроваТ Как и большинство куростров-ских крестьян-поморов, они занимались хлебопашеством, но их основным делом были рыбная ловля и зверобойный промысел.

    В начале XVIII в. семья Ломоносовых имела средний достаток. Она располагала сравнительно крупным земельным наделом около 67 кв. сажен, но главным источником ее благосостояния являлся морской промысел. Холмогорский уезд и Куростров издавна славились своими мореходами, многие из них принимали участие в полярных плаваниях. Поморы проплыли вдоль берега Ледовитого океана от Архангельска до Камчатки, открыли Сибирь, составили описания ее рек и горных хребтов и нанесли эти огромные пространства на чертежи.

    Плавания в суровых северных морях были нелегким делом. Поморы объединялись в артели. Почти все Ломоносовы деревни Мишанинской до начала 20-х годов XVIII в. жили одной семьей, мужчины сообща выходили в море. Семья Ломоносовых принадлежала к опытным мореходам. Документы свидетельствуют, что еще в 1710 г. Лука Ломоносов, двоюродный дед будущего ученого, был кормщиком старшим в промысловой артели. А это значит, что он хорошо знал морские пути, умел управлять судами, т. е. знал навигационное дело 2. В 1722 г. отец Ломоносова, Василий Дорофеевич получил 34 кв. сажени пашни, построил собственный дом и стал жить самостоятельно по-прежнему занимаясь в основном морским промыслом. Позже, в 1753 г. , Ломоносов писал, что отец довольство. . . кровавым потом нажил3.

    Годы, проведенные Ломоносовым в Поморье, сыграли большую роль в формировании его мировоззрения, наложили свой отпечаток на интересы и стремления юноши, в значительной степени определили направление его дальнейшего творчества.

    Историческое развитие русского Севера имело свои особенности. Еще в начале XIII в. новгородцы проникли на берега Белого моря и долгое время Европейский Север находился под властью Новгорода. В конце XV в. Беломорский край был присоединен к единому Русскому централизованному государству во главе с Москвой. В середине XVI в. был открыт морской путь к устьям Северной Двины, и Москва вступила на широкую дорогу международной торговли. Сначала в Холмогоры, а с 1584 г. в Архангельск, основанный при впадении Северной Двины в Белое море, начали прибывать иностранные торговые корабли.

    Русский Север в отличие от центральной и южной России почти не знал крепостного права. Собственником земли на Севере считалось государство, а крестьяне, жившие на этой земле, назывались черносошными4. Государство регулярно получало от них денежную подать. Правительству было невыгодно раздавать феодалам земли на далеком Севере, где пригодные для обработки земельные участки были разбросаны на огромных пространствах среди болот и лесов, добраться до которых было крайне трудно. Крестьяне на Севере объединялись в самоуправляющиеся миры, которые пытались противостоять произволу бояр и помещиков. Отсутствие крепостной зависимости, сковывавшей предприимчивость крестьян, создавало более благоприятные условия для экономического и культурного развития населения поморского края.

    Уже в XVII в. в Поморье началось расслоение крестьянства. Особенно оно усилилось в начале XVIII в. , когда Петр I ввел здесь подушный оклад. Если раньше налогом облагалось только хозяйство, так называемый двор, то с 1718 г. налог взимался с каждой души. Податью стало облагаться все мужское население, включая младенцев, стариков, калек и даже умерших и беглых, вплоть до новой ревизии, т. е. до очередной переписи населения. Многоземельным крестьянам уплатить налог было легче, чем малоземельным и многодетным. Обнищавшие крестьяне уходили из поморских деревень на Урал и в Сибирь, где занимались различными промыслами, главным образом охотой.

    Павлова Г.Е., Федоров А. С.: Михаил Васильевич Ломоносов 1711-1765 Детские годы

    План мест, прилегающих к Куростровской волости родине Ломоносова

    В XVIII в. происходило разложение натурального хозяйства. Северная деревня втягивалась в торговые отношения, Развивались ремесла, продукция которых поступала на рынок. Поморье становилось неотъемлемой частью всероссийского рынка. Большое значение для развития русского Севера имела оживленная торговля. Еще до основания Петербурга 1703 г. на протяжении многих десятилетий Архангельск являлся единственным портовым городом России, который связывал страну с западноевропейскими рынками. Сюда ежегодно прибывали иностранные корабли из многих государств Европы: Англии, Голландии, Дании, Франции, Испании, а также шел поток товаров с УралаГпо Волге из Персии. Торговые связи способствовали росту высокой культуры русского Севера.

    В XVI-XVII вв. в Поморье велись разработки месторождений полезных ископаемых: железной руды, меди, серебра. Здесь уже были развиты разнообразные промыслы: добыча соли, производство смолы и дегтя, канатное, бондарское, гончарное, кузнечное, шорное и другие производства. На Двинской земле было немало искусных мастеровых: медников, кузнецов, котельников и др. , которые изготовляли разнообразные изделия. Это и якоря для строившихся судов, и котлы для варки соли, и оружейные замки, и колокола для церквей, и всевозможная хозяйственная утварь. Интенсивное развитие получили монастырское солеварение и крупное соляное производство Строгановых в Сольвычегодске. Одним из важнейших промыслов Поморья было смолокурение.

    резьба по дереву и кости, шитье золотом и жемчугом, чернение по серебру и т. д. К началу XVIII в. Холмогоры приобрели первенство в косторезном мастерстве. Художественная резьба по кости и по сей день является традиционным мастерством поморов.

    Особенность русского Поморья заключалась и в том, что этот край был пристанищем гонимых и непокорных правительству людей. Сюда ссылались опальные бояре и вельможи; здесь же в отдаленных от центра местах находили себе убежище крестьяне, холопы и солдаты, бежавшие из России от помещичьего произвола и тягостных поборов.

    В конце XVII- начале XVIII в. русский Север оказался средоточием старообрядцев, стремившихся сохранить в неприкосновенности бытовой уклад феодальной Руси. На Северную Двину ссылались сторонники старой веры, нередко целыми семьями. Раскол, как называли старообрядческое движение церкви, захватил на севере России широкие слои народа. Он отражал классовые противоречия русского общественного развития. Если в период своего возникновения старообрядчество заключало в себе элементы антифеодальной борьбы, народного протеста против растущего гнета крепостнического государства, то впоследствии, замкнувшись в рамках старой феодальной культуры Московской Руси и пытаясь сохранить исторически обреченный строй жизни, оно стало выразителем отсталости и темноты.

    Заметная роль в культурной жизни Беломорского края в начале XVIII в. принадлежала Холмогорскому архиепископскому дому, который являлся церковно-административным центром обширного края и крупной феодальной вотчиной. Здесь имелась обширная библиотека книг и рукописей не только церковного, но и светского содержания. Переводились и переписывались многие русские и иностранные книги, в том числе и учебные пособия. Архиепископский дом обладал коллекцией карт и географических пособий. В 20-х годах XVIII в. здесь было немало воспитанников Киево-Могилянской и Московской славяно-греко-латинской академий: Иван Каргопольский, Лаврентий Волох и др.

    Отец Ломоносова, Василий Дорофеевич, находился в деловых контактах с архиепископским домом: возил туда товары, исполнял различные поручения по покупке продуктов. Его сын, стремившийся к знаниям, по-видимому, был хорошо знаком с этим культурным центром в Холмогорах и с уважением относился к просвещенным его обитателям. Известно его письмо к архиепископу архангелогородскому и холмогорскому Варсонофию от 19 ноября 1747 г. С 1727 по 1740 г. Варсонофий был архимандритом Соловецкого монастыря. Посещая этот остров, любознательный юноша познакомился с Варсонофием, который слыл как умножитель наук и школ любитель5. Ломоносов-академик. посылая адресату в 1747 г. вместе с письмом свой перевод Вольфианской экспериментальной физики, изданный в Петербурге в 1746 г. , отмечал, что приятное воспоминание моего отечества никогда не проходит без представления особы вашего преосвященства6. Несмотря неотрицательное отношение ученого к церковникам связь с Варсонофием он поддерживал до конца своей жизни.

    В конце XVII и в начале XVIII в. русское Поморье трижды в 1693, 1694 и в 1702 гг. посетил Петр I. Он был поражен богатством и культурой этого края. Здесь нашел он немало умелых и трудолюбивых мастеровых. По его указанию были основаны медеплавильные и железоделательные заводы, в 1713 г. в Олонце создана Горнозаводская школа, где обучалось немало поморов, построены верфи, заложена Новодвинская крепость. Познакомившись со смелыми и искусными северянами, Петр стал комплектовать из них боевые экипажи Балтийского флота, которые одержали блестящие победы над шведами под Гангутом и Гренгамом. Мастерство поморов Петр I использовал на кораблестроительных верфях Петербурга и других городов страны, а также при возведении новой столицы Петербурга. Жители русского Севера отчетливо ощущали благоприятное воздействие петровских реформ шло быстрое развитие судостроения, создавались заводы, оживилась хозяйственная и торговая жизнь края. Местное крестьянство Поморья в отличие от крепостных других районов России меньше испытывало тяготы петровских преобразований.

    На Севере еще долго жили воспоминания и легенды о царе-преобразователе. Образ Петра с детства запечатлелся в сознании Ломоносова. Во многих произведениях ученого Петр I фигурирует как выдающаяся личность Российского государства. В поэме Петр Великий, написанной им в начале 60-х годов XVIII в. , он не забыл отметить то большое влияние, которое русский Север оказал на Петра I. Именно на берегах Белого моря, по мнению автора поэмы, утвердилась мысль Петра о создании отечественного флота. Прибыв к берегам полночных белых вод, писал Ломоносова больше к плаванию в нем жажда воспалилась. А великая Двина

    Сливаясь в сонм един со безднами морскими,
    Открыла посреди играющих валов
    Других всех прежде струи пучине зрак Петров7.

    Ломоносов сожалел, что ему не довелось встретиться с Петром I. Но он понимал, что в значительной мере Петровские реформы определили его жизненный путь.

    В первой четверти XVIII в. Беломорский край, где родился л провел детство и юность будущий ученый, был одним из передовых как в культурном, так и в экономическом отношении центров Русского государства. Деятельное население Поморья быстро впитывало в себя экономические и культурные новшества. Это обстоятельство в значительной степени определило развитие природных дарований талантливого помора.

    Отмечая условия, способствовавшие Ломоносову стать великим ученым, Г. В. Плеханов писал: Ему чрезвычайно помогло то обстоятельство, что он был, именно, архангельским мужиком, мужиком-поморцем, не носившим крепостного ошейника. 8.

    Ломоносов гордился своим поморским происхождением. Разнообразная и неповторимая природа Севера, его богатый животный и растительный мир обогащали и расширяли кругозор мальчика, а суровый климат и житейские невзгоды делали его упорным и выносливым. С большим уважением относился Ломоносов к своим землякам-поморам, а их энергия, настойчивость, трудолюбие запечатлелись в его памяти на долгие годы. В 1749 г. в торжественной обстановке в публичном заседании Петербургской академии наук ученый-академик выступил с речью, в которой не забыл отдать должное отважным мореплавателям-труженикам. Искусный мореплаватель, говорил он, не токмо в страшное волнение и бурю, но и во время кротчайшая тишины бодрствует, укрепляет орудия, готовит паруса, наблюдает звезды, примечает перемены воздуха, смотрит на восстающий тучи, исчисляет расстояние от берегов, мерит глубину моря и от потаенных водою камней блюдется 9.

    На всю жизнь сохранил русский ученый воспоминания о красоте и богатстве родного края, о его величии и необъятности. После тридцати с лишним лет разлуки с родными местами он в 1764 г. при составлении проекта научной экспедиции в Северный Ледовитый океан с удивительной точностью по памяти вычертил схематическую карту Курострова и прилегающих к нему окрестностей Холмогор.

    Воспоминания далекого детства можно найти во многих сочинениях и документах ученого. Так, в 1756 г. , заказывая грамоту документ на владение землей, на которой он построил фабрику цветного стекла, ученый изобразил на ней мачты галиота, дельфина с человеческой головой и атрибут морского царя трезубец. Все это олицетворяло морскую стихию, с которой были связаны детство и юность ученого10.

    Сведений о ранних годах жизни М. В. Ломоносова не сохранилось. Но известно, что в поморских семьях детей воспитывали в большой строгости, в почтении к старшим. Поморы с малых лет развивали в детях ловкость, силу, выносливость качества, столь необходимые в будущей жизни.

    Известно, что в девятилетнем возрасте Ломоносов лишился матери. Дом помора-крестьянина не мог оставаться без хозяйки. В 1721 г. отец женился на Федоре Михайловне Исковой, дочери крестьянина соседней Ухтостровской волости. Однако со второй женой Василий Дорофеевич прожил недолго, летом 1724 г. она умерла. Через несколько месяцев, возвратившись с промыслов, отец женился в третий раз на вдове Ирине Семеновне в девичестве Карельской из вотчины Антониево-Сийского монастыря Николаевской Матигорской волости11. Для тринадцатилетнего Ломоносова третья жена отца оказалась злой мачехой, которая была с ним в постоянной вражде. Злую и завистливую мачеху особенно ожесточала страсть пасынка к книгам.

    М. В. Ломоносов рано познал трудовую жизнь. С десятилетнего возраста он начал помогать отцу. Ранней весной они отправлялись на промыслы и возвращались поздней осенью. Отец был неграмотный, но умный, волевой и предприимчивый человек. К началу 20-х годов он уже имел свой промысел. А когда по распоряжению Петра I на Севере вместо ладей, кечей или обычных рыбачьих сойм началось строительство псовых морских судов, опытный полярный мореход Василий Дорофеевич одним из первых в своем крае построил и по-европейски оснастил укор двухмачтовый корабль с широким носом, круглой кормой и плоским днищем. В те годы на Белом море это было крупнейшее по грузоподъемности судно.

    берегу и в других поморских местах для лову рыбы трески и палтосины на своих судах, из коих в одно время имел немалой величины гукор с корабельного оснасткою12.

    Павлова Г.Е., Федоров А. С.: Михаил Васильевич Ломоносов 1711-1765 Детские годы

    Поморское судно-гукор.

    Модель

    Кроме морских промыслов, Василий Дорофеевич перевозил товары по всему побережью Белого моря и Ледовитого океана, по Северной Двине от города Архангельска в Пустозерск, Соловецкий монастырь, Колу, Кильдин, по берегам Лапландия, Самояди и на реку Мезень.

    Почти десять лег делил юноша вместе с отцом его трудную и опасную профессию, совершая далекие морские переходы. Хотя в то время поморские мореплаватели уже имели компасы, а с помощью угломерного прибора умели находить широту и высоту полюса, требовались большая сноровка и огромный опыт, чтобы справиться с морской стихией. Во время плаваний юный помор учился познавать природу, различать направление ветра, определять приближение земли, предвидеть возникновение штормов и бурь, предсказывать погоду.

    Путь от Холмогор до Мурманских берегов и островов Ледовитого океана был хорошо известен молодому Ломоносову. Он знал все особенности этих переходов. В 1763 г. , составляя Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию, ученый, основываясь на личном опыте, писал: Ветры в поморских двинских местах тянут с весны до половины мая по большой части от полудни и выгоняют льды на океан из Белого моря; после того господствуют там ветры больше от севера, что мне искусством пять раз изведать случилось. Ибо от города Архангельского до становища Кекурского, всего пути едва не семьсот верст, скорее около оного времени не поспевал как в четыре недели, а один раз и шесть недель на оную езду положено за противными ветрами от норд-оста. Около Иванова дни и Петрова дни по большой части случаются ветры от полудни и им побочные и простираются до половины июля, а иногда и ли Ильина дни; а после того две. три. а иногда и четье недели дуют полуночные ветры от восточной стороны, на конец лета западные и северно-западные. Сие приметил я и по всему берегу Нормандского моря, от Святого носу до Кильдина острова 13 .

    Вместе с отцом Ломоносов ходил как в дальние плавания в Северный Ледовитый океан- к Новой Земле и Шпицбергену, так и в ближние до Соловецких островов, где стоит Соловецкий монастырь, тогда важный военно-стратегический и культурный форпост России на Белом море. Трудные морские походы физически закалили юношу, развили его ум и наблюдательность, обогатили разнообразными сведениями. От своих земляков-поморов Ломоносов воспринял морские традиции и получил много ценных данных, которые успешно использовал в дальнейшей своей деятельности. Так, в 1763 г. , составляя описание путешествий по северным морям, он со знанием дела рассматривал проблему приливов и отливов. На примере Мезенской губы, которую он неоднократно проходил, отправляясь на промыслы с отцом, ученый доказывал, что в открытом океане вода много меньше подымается нежели в узких местах, где прохода пишут: напротив того, в тесных местах и во встречных водах куда движение океана свободнее досягает подымаются воды несравненно выше как в океане Примером служить может Мезенская губа где прилив подымается иногда до семи сажен 14.

    Любознательный юноша познакомился на родном Севере с жизнью многих народов: ненцев, коми- зырян, лопарей. Он узнал их обычаи и язык. Через тридцать с лишним лет, в 1760 г. , исправляя ошибки, допущенные Ф. Вольтером в первом томе Истории Российской империи при Петре Великом, Ломоносов отмечал: Лопари отнюдь не черны и с финнами одного поколения, равно как и с карелами и со многими сибирскими народами. Язык имеют одного происхождения и разнятся друг от друга, как немецкий от датского и шведского или итальянский от французского, а отличаются лопари только одною скудости возраста малость роста. Лет. и слабости сил, затем что мясо и хлеб едят редко, питаясь одною почти рыбою. Я, будучи лет 14-ти, помарывал и перетягивал тридцатилетних сильных лопарей. И далее ученый сообщал, что женщины-лопарки поражали его своей белизной, которою он самую свежую треску превосходят, свою главную и повседневную пищу 15.

    Ломоносов был хорошо осведомлен и о богатстве недр своего края. В последующие годы работы в Петербургской академии наук он доказывал, что и в северных земных недрах пространно и богато царствует натура, он рассказывал о сланцах, о северных шаферах, о месторождениях карельской слюды, о залежах руд близ берегов Белого моря, об иловых отложениях на оз. Луче близ Каргополя, об янтарях у Чуйской губы, о находках мамонтовой кости в Пустозерске, о чистом самородном серебре Медвежьего острова и т. д. 16

    Особенно хорошо Ломоносов был знаком с разнообразными промыслами Северного края. Поморье с давних времен славилось самой лучшей солью в Московском государстве. По берегам Белого моря было немало соляных варниц, которые часто посещали поморы, в том числе и Ломоносовы. На поморских солеварнях у Белого моря, писал ученый в специальной справке о его работах по соляному делу в 1765 г. незадолго до своей кончины, бывал многократно для покупки соли к отцовским рыбным промыслам и имел уже довольное понятие о выварке 17. Свои практические знания о процессе получения соли ученый расширил во Фрейбурге.

    По его свидетельству, этот процесс он обстоятельно в Саксонии высмотрел, а затем успешно занимался аналитическими исследованиями образцов соли в Петербургской академии наук. Справедливо считаясь одним из крупнейших знатоков соляного дела в России, Ломоносов писал, что о соли издал в публику ясные понятия в Слове о рождении металлов и во втором прибавлении к Металлургии (Первые основания металлургии, или рудных дел-Авт.) 18.

    С детства узнал Ломоносов и такой распространенный на русском Севере в то время промысел, как ловля жемчужных раковин. В районе Колы в устье небольших северных рек поморы доставали мелкозернистый синеватый жемчуг, который обрабатывался в Архангельске и шел на украшения и отделку женских нарядов. Проявил интерес к этому промыслу любознательный помор и во время своего обучения в Германии, где, по его словам, недалече от Регенсбурга, в некоторой речке раковины лежат одна возле другой ребром так тесно, как на мостовой камни сплочены. Они отворяются в ясную погоду, а особливо на нутряной росе, в которое время можно приметить, что животное, которое сидит в раковине, жемчужину во рту имеет и ею играет. И когда в 1745 г. Сенат обратился в Петербургскую академию наук с просьбой дать заключение о жемчуге, обнаруженном в Ливонии в Дерптском уезде, Ломоносов в течение трех дней составил обстоятельную записку Мнение Академии наук о жемчуге, сысканном в Ливонии в Дерптском уезде, рассказав в ней со знанием дела и с большими подробностями о том, как ловят раковины в Германии и его родном Поморье. Недалече от Кольского острога, в маленькой речке, писал он, ловят жемчужные раковины в глубоких местах, где бродить нельзя, с небольших плотов, опускаясь вниз по речке на веревке, которую человек или два за конец держат с одного или с обоих берегов и вниз помалу опускают. Раковины, которые для светлости воды глубже сажени видеть можно, вынимают долгим шестиком, на конце расщепленным, увязивши раковину в расщеп острым краем 19.

    В юности Ломоносов постиг трудный и опасный промысел морского зверя: тюленя, нерпы, моржа, морского зайца.

    На родном Севере любознательный юноша наблюдал многие явления природы, которые, став ученым, пытался научно объяснить. Это красочные северные сияния, движения полярных льдов, морские приливы и отливы, сильные штормы, разрушительная сила ветра, рек и морей. Позднее в своем труде Первые основания металлургии, или рудных дел, где сконцентрирован огромный научный и практический материал, Ломоносов с большой достоверностью и некоторым лиризмом вспоминал: Обитатели по берегам больших рек тому свидетели, коль великие перемены в берегах и стражах их течение воды, наипаче вешнее, причиняет. . . Нередко видны набережные горы части, опустившиеся на самый берег, где стоят, как некоторый прилавок прямо с лесом Инде беспорядочная осыпь опрокинулась Висят великие дубы и ели вниз вершинами держась только за крутизну некоторыми кореньями Иные деревья торчат горизонтально и то еще дивно что остаются немалое время зелены Таким образом открываются слои земные повсягодио разными цветами и разными свойствами отличные. . . Много подземных тайностей открывает сим образом натура 20.

    Наблюдательность, восприятие породы, развившееся еще с детских и юношеских лет, сопутствовали Ломоносову в течение всей его жизни.

    Свой путь в большую науку поморский юноша начал с изучения грамоты. В то время это было нелегким делом. Сперва заучивались буквы, которые имели свои непростые названия аз, веди, глаголь, добро и т. д. Затем переходили к составлению слогов и, наконец, к чтению слов. Как сообщают современники, будущий ученый начал постигать грамоту в одиннадцать-двенадцать лет. Вероятно, когда Ломоносовы еще жили одной большой семьей, любознательный мальчик пристрастился к чтению. Многие его родственники были грамотными. Родной дядя, Иван Дорофеевич, служил писцом известного на Севере России Антониево- Сийского монастыря, расположенного недалеко от Холмогор, а троюродные братья, с которыми Михаил Васильевич жил вместе до начала 20-х годов, хорошо читали и писали. Оба они стали подьячими- один в портовой таможне Архангельска, а дру-гой-в одной из Канцелярий Петербурга Тесные связи семьи Ломоносовых с такими культурными центрами России, как Петербург и Архангельск благотворно сказывались на развитии пытливого мальчика и, вероятно, пробудили в нем интерес к книгам к знанию.

    Немало грамотных людей было на Курострове. Сосед Ломоносовых, Иван Шубный, отец будущего известного русского скульптора Федота Ивановича Шубина, хорошо знал грамоту, а местный дьяк, один из воспитанников Холмогорского архиепископского дома, Семен Никитич Сабельников, обучил мальчика писать и читать. От него Ломоносову стало известно, что для приобретению большого знания и учености требуется знать язык латинский, а этому можно обучиться только в Москве, Киеве и Петербурге21.

    Обладая пытливым умом и прекрасной памятью, юный Лома носов быстро освоил грамоту и вскоре мог уже переписывать церковные книги, а в приходской церкви громким голосом читать Жития святых, псалмы и каноны и в том был проворен, а при том имел у себя природную глубокую память22. Поэтому он считался лучшим чтецом в деревне. В то время обучение грамоте означало освоение церковнославянского языка и было первым шагом к образованию. Хотя церковные книги и послужили началом общего образования Ломоносова, но они не увлекли его.

    В четырнадцать лет юный помор грамотно и четко писал. Сохранились автографы Ломоносова, которые относятся ко второй половине сентября-началу октября 1725 г. В делах Архангельской таможни на ряде документов имеется роспись М. В. Ломоносова. Так, на документе, датированном 29 сентября 1725 г. , написано: По велению отца своего Василь Ломоносова сын его Михайло Ломоносов руку приложил. В тот же день он расписался за камского посадского Григория Еремеев, занимавшегося доставкой и продажей хлеба, и за Григория Вершинина23.

    Выговская пустынь, где имелась своеобразная старообрядческая школа. В этой школе преподавались логика и риторика на схоластическом средневековом уровне. Однако Ломоносов быстро убедился, что в старообрядческом кругу ему не удастся найти объяснений тайн природы, загадок мироздания. Среди старообрядцев царили темнота и невежество, суеверие и изуверство, нетерпимость ко всякой свободной мысли. На всю жизнь сохранил Ломоносов презрение к раскольникам. В 1749 г. он писал о бедах которые приносят религиозные распри: Коль великая нестроения, брани и человекоубийства в народах единой крови и единого языка от разделения вены происходят.24 В сатирическом стихотворении Гимн бороде 1757 он высмеял старообрядчество и православное духовенство как представителей реакционного мировоззрения. И не случайно в числе заслуг царя Алексея Михайловича наряду с государственными преобразованиями он отметил истребление ереси.25

    На Курострове М. В. Ломоносов впервые познакомился со светской литературой. В одной из первых биографий ученого, предпосланной к его собранию сочинений, изданному Петербургской академией наук в 1784 г. , сообщается: В доме Христофора Дудина увидел он в первый в жизни своей раз недуховные книги. То были старинная славянская грамматика и арифметика, напечатанная в Петербурге, в царствование Петра Великого для на-вигатских учеников26. По предположению позднейших биографов Ломоносова, это были Грамматика Мелется Смотрицкого, Арифметика Леонтия Магницкого27 и Псалтырь Сименона Полоцкого. Книги очень заинтересовали подростка, и он неоднократно обращался с просьбой к владельцу взять их хотя бы на несколько дней домой. Однако книги в то время были слишком дороги и Дудин не соглашался расстаться с ними даже на короткое время. Только после смерти Хр. Дудина летом 1724 Г оказав немало услуг сыновьям покойного любознательныи юноша стал обладателем этих сокровищ. С тех пор он не расставался с книгами в течение многих лет выучил их наизусть, называя их вратами своей учености28. Книги, которые получил Ломоносов от семьи Дудиных, были одними из лучших пособий для изучения русской грамматики, стихосложения и математики.

    Павлова Г.Е., Федоров А. С.: Михаил Васильевич Ломоносов 1711-1765 Детские годы

    Образцы почерка Ломоносова в разном возрасте

    Павлова Г.Е., Федоров А. С.: Михаил Васильевич Ломоносов 1711-1765 Детские годы

    Юноша Ломоносов за книгой.

    Барельеф работы П. П. Забелло, 1892 г.

    Позднее, будучи уже академиком и советником Академической канцелярии, М. В. Ломоносов оказал Дудиным немаловажную услугу. В 1758 г. внук Хр. Дудина, Петр Дудин, обратился в Петербургскую академию с просьбой о зачислении в Академическую гимназию и был принят туда, несмотря на то что дети крестьян, положенных в подушный оклад, учиться в гимназии не имели права. Несомненно, Дудину помог Ломоносов, который При этом руководствовался Регламентом для Академической гимназии Один из параграфов этого составленного Ломоносовым Регламента предусматривал возможность приема в гимназию детей крестьян, положенных в подушный оклад29. Определив П. Дудина в гимназию, Ломоносов в дальнейшем следил за его учением.

    Но вернемся на Куростров, где будущий ученый постигал основы знания по Грамматике М. Смотрицкого, которая к тому времени уже выдержала два издания 1618, 1648. Написанная на церковнославянском языке, она отражала в основном грамматический строй этого языка. Несмотря на элементы схоластики, книга давала основу для понимания языка, сообщала грамматические правила и общие сведения о стихосложении. Это было особенно важно для Ломоносова, который с детства проявлял большой интерес к живому народному языку. Он прислушивался к говору поморов и различал особенности произношения. В 50-х годах, работая над Российской грамматикой, он сделал такую пометку: Что не во всяком языке те же слова, то же произношение. О коренных жителях в Коле30. Ученый ценил народный язык родного Севера поморский диалект, который, по его мнению, ближе к старому славянскому и великую часть России занял. Впоследствии он определил в поморском диалекте один из источников образования общерусского языка.

    По свидетельству Н. И. Новикова, составителя Словаря российских писателей, Ломоносов еще на родине познакомился с выдающимся произведением русского стихосложения Псалтырью рифмотворной Сименона Полоцкого. Эта книга, изданная в 1680 г. в Москве, представляла собой значительное достижение поэтической мысли конца XVII в. и была хорошо известна на русском Севере. Псалтырь С. Полоцкого позволила любознательному юноше соприкоснуться с книжной поэзией, получить представление о рифме и стихотворной речи.

    Арифметика, сиречь наука числительная в течение многих лет была основным учебным пособием по математике. Кроме арифметики, учебник излагал сведения по алгебре, геометрии, тригонометрии, астрономии, геодезии, физике, навигации, а также давал необходимые навыки для решения различных вопросов естествознания и техники.

    При изучении грамоты Ломоносов не мог не познакомиться с рукописными местными хрониками, а также печатными изданиями петровского времени: ведомостями, реляциями, указами и т. д. , широко известными в то время в Поморье.

    Знакомство с книгами убедило Ломоносова в необходимости учиться, чтобы познать окружающий мир. При архиепископском доме в Холмогорах в 1723 г. была открыта так называемая словесная школа для подготовки низших священнослужителей сельских приходов. Но в эту школу принимали только детей священников, и юный помор попасть туда не мог, да и к тому же он не имел склонности стать священнослужителем.

    Жизнь в родном доме делалась невыносимой, наполненной постоянными ссорами с мачехой. И чем шире становились интересы юноши, тем безысходнее казалась ему окружающая действительность.

    Павлова Г.Е., Федоров А. С.: Михаил Васильевич Ломоносов 1711-1765 Детские годы

    Путь Ломоносова из Холмогор в Москву

    "Имеючи отца хотя по натуре доброго человека, однако в крайнем невежестве воспитанного, и злую и завистливую мачеху, которая всячески старалась произвести гнев в отце моем, предвставляя, что я всегда сижу попустому за книгами. Для того многократно я принужден был читать и учиться, чему возможно было, в уединенных и пустых местах и терпеть стужу и голод, пока я ушел в Спасские школы" 31. Если учесть, что одаренный и настойчивый юноша мог читать и учиться только в зимние, холодные и короткие дни, а с наступлением весны до поздней осени вместе с отцом находился на промыслах, то можно представить, каким трудным был его путь к знаниям.

    Отец, Василий Дорофеевич, надеялся разрешить семейные неурядицы женив сына.

    притворил себе болезнь, и потому того совершенно не было 32.

    Страсть к знаниям, тяжелая обстановка в семье заставили Ломоносова принять решение оставить родной дом и отправиться в Москву. Это произошло в конце 1730 г. , когда ему исполнилось девятнадцать лет. Уход из дома Ломоносов тщательно продумал. Он узнал, что только в трех городах России в Москве, Киеве и Петербурге можно овладеть высшими науками. Свой выбор он остановил на древней русской столице. Об этом городе северяне знали хорошо. Многие часто отправлялись туда с рыбными обозами, а иные оставались там на постоянное жительство. В Холмогорах в доме архиепископа служило немало воспитанников Московской славяно-греко-латинской академии. От них молодой помор мог узнать все подробности об этом учебном заведении, а также и о других школах Москвы.

    в Париже в знаменитой Сорбонне: В 1730 г, незадолго до ухода Ломоносова из дома, И. Каргопольский прибыл в Холмогоры, чтобы учительствовать в словесной школе при архиепископском доме. Здесь с ним и познакомился любознательный помор.

    Ломоносов серьезно готовился к уходу из родной деревни. С помощью земляков он получил на руки паспорт от Холмогорской воеводской канцелярии. В волостной книге Курострова сохранилась запись о том, что 1730 года декабря 7-го дня отпущен Михайло Васильев сын Ломоносов к Москве и к морю до сентября месяца предбудущего 1731 года, а порукою по нем в платеже подушных денег Иван Банев расписался 33.

    Все приготовления к отъезду Ломоносов осуществил без участия отца, который, как справедливо предполагал юноша, воспротивился бы осуществлению его намерений. Дело осложнялось тем, что Михайло был единственным сыном в семье, и отец надеялся, что в скором времени он передаст все хозяйство и промыслы сыну. Однако юноша имел другое намерение овладеть высшими науками и ждал удобного случая, чтобы осуществить свои замыслы. В конце 1730 г. Ломоносов узнал, что очередной караван с рыбой отправляется в Москву. Собираясь в далекий путь, смелый помор запасся деньгами, которые ему одолжил сосед.

    9 декабря 1730 г. он, выпросив у соседа Фомы Шубного китаечное полукафтанье и взаимообразно три рубля денег, не сказав своим домашним, ушел в путь. Не забыл он и паспорт, а также и полученные от Дудиных книги.

    Его ожидала долгая и нелегкая зимняя дорога. Примерно в ста верстах от Холмогор юноша задержался в Антониево- Сийском монастыре, где на монастырском подворье служил его родной дядя, Иван Дорофеевич Ломоносов. Вероятно, на его помощь рассчитывал племянник. Однако ожидаемой материальной поддержки он не получил, и тогда пришлось заложить крестьянину из села Емцы недавно полученное им от Фомы Шубного полукафтанье. Затем с рыбным обозом юный помор отправился в Москву.

    Василий Дорофеевич Ломоносов и после ухода сына в Москву продолжал заниматься морским промыслом. Так, летом 1734 г. , совершая плавание в район Новой Земли, он встретил экспедицию, снаряженную Адмиралтейств-коллегией для описания и картографирования берегов Ледовитого океана от Архангельска до Камчатки. Этот отряд вышел из Архангельска весной 1734 г. на двух кечах Экспедицион и Обь. Возвратившись в сентябре в Архангельск, В. Д. Ломоносов сообщил важные сведения о местонахождении отрядов экспедиции. Столь ожидаемые вести были переданы в Петербург в Адмиралтейств-коллегию.

    Жизнь Василия Дорофеевича закончилась трагически. В 1741 г. в возрасте 60 лет он погиб во время очередного плавания.

    Примечания

    1. Документальных сведений о дате рождения М. В. Ломоносова не сохранилось. 8(19) ноября 1711г. принято считать официальной датой его рождения.

    3. Ломоносов М. В. Полн. собр. соч. ,т. 10, с. 479.

    4. Слово "черный" в Древней Руси означало никому не принадлежавший, общий, мирской.

    5. Ломоносов М. В. Полн. собр. соч. ,т. 10, с. 799.

    6. Там же, с. 435.

    8. Плеханов Г. В. Соч. М; Л, 1925 т. 21, с. 141.

    9. Ломоносов М. В. Полн. собр. соч. , т. 8, с. 247.

    10. Станюкович Т. В. Усть-Рудицкая грамота Ломоносова как исторический источник. В кн.: Ломоносов. М. ; Л. , 1960, т. 4, с. 161.

    11. Около 1730 г. в семье Ломоносовых родилась дочь Мария, сводная сестра М. В. Ломоносова.

    13. Ломоносов М. В. Полн. собр. соч. М. ; Л. , 1952, т. 6, с. 478.

    14. Там же, с. 441.

    15. Там же, с. 361-362.

    16. Там же. М. ; Л. , 1954, т. 5, с. 596, 620.

    18. Там же.

    19. Там же, т. 5, с. 270.

    20. Там же, с. 565-566.

    21. М. В. Ломоносов в воспоминаниях и характеристиках современниковСост. Г. Е. Павлова. М. ; Л. , 1962, с. 43.

    23. Коньков Н. Л. Неизвестные ранние автографы М. В. ЛомоносоваВести. МГУ. Сер. 8, История, 1978, 2, с. 8487.

    24. Ломоносов М. В. Полн. собр. соч. , т. 8, с. 241.

    25. Там же, с. 240.

    26. М. В. Ломоносов в воспоминаниях и характеристиках современников, с. 50.

    М. В. Ломоносов и Арифметика Л. Ф. Магницкого. В кн.: Историко-астрономические исследования. М. , 1976, выпи. 21, с. 233239.

    28. М. В. Ломоносов в воспоминаниях и характеристиках современников, с. 50.

    29. Ломоносов М. В. Полн. собр. соч. М. ; Л. , 1955, т. 9, с. 481-482.

    30. Там же. М. ; Л. , 1952, т. 7, с. 690.

    31. Там же, т. 10, с. 481-482.

    33. Пекарский П. История им. Академии наук в Петербурге. СПб. , 1873, т. 2, с. 278.