• Приглашаем посетить наш сайт
    Мамин-Сибиряк (mamin-sibiryak.lit-info.ru)
  • Летопись жизни и творчества М. В. Ломоносова.
    1731 г.

    1731

    Января, после 1. Пришел в Москву, где познакомился с земляком-куростровцем, который взял его к себе в дом.

    Академическая биография, стр. V.

    Января, после 1. Принял решение поступить в Математико-навигацкую школу, помещавшуюся в Сухаревой башне.

    Путешествия Лепехина, ч. IV, стр. 300.

    Января, после 1. Перешел на жительство к подьячему Сыскного приказа Дутикову.

    ЦГАДА, ф. 1183, оп. 1, № 245, лл. 16 об. — 17.

    Января, до 15. Принял решение перейти в Московскую славяно-греко-латинскую академию.19

    Путешествия Лепехина, ч. IV, стр. 300; ЦГАДА, ф. 1183, оп. 1, № 245, лл. 16 об. — 17.

    Января, до 15. Подал прошение о зачислении его в Славяно-греко-латинскую академию.

    ЦГАДА, ф. 1183, оп. 1, № 245, лл. 16 об. — 17.

    Января, до 15. Был принят ректором Славяно-греко-латинской академии архимандритом Германом Копцевичем20 и имел с ним беседу, во время которой выдал себя за сына холмогорского дворянина.21

    ЦГАДА, ф. 1183, оп. 1, № 245, лл. 16 об. — 17.

    Января 15. Зачислен в Московскую славяно-греко-латинскую академию, в первый низший класс — «фару».22

    ПСС, т. 10, стр. 348.

    Января, после 15. Начал изучать латинский язык у преподавателя Лещинского.

    Смирнов, стр. 103, 218; Воскресенский, стр. 15; ЦГАДА, ф. Заиконоспасского монастыря, № 2, лл. 21—21 об.; Академическая биография, стр. VI.

    Март, конец месяца. Окончил курс первого низшего класса — «фары».

    Март, конец месяца. После экзамена переведен во второй нижний класс — «инфиму», где продолжал изучать латинский язык и начал заниматься славяно-русским языком.

    Академическая биография, стр. VI; Смирнов, стр. 109, 182, 184, 218; Воскресенский, стр. 15.

    Июля 1. Начал сдавать экзамен за второй нижний класс — «инфиму».

    Смирнов, стр. 182, 184; Воскресенский, стр. 15.

    Июля 15. После экзамена переведен в третий нижний класс академии — «грамматику».

    Смирнов, стр. 182, 184; Воскресенский, стр. 15.

    Июля, после 15. Начал обучаться в третьем нижнем классе академии — «грамматике», где продолжал изучать грамматические правила латинского языка23 и закончил изучение славянской грамматики; получил основные, знания по географии, истории, арифметике и катехизису. В этом классе занятия вели вначале Постников (до 6 ноября), а затем Лещинский.

    ЦГАДА, ф. Заиконоспасского монастыря, № 2, лл. 60—61, 69; Смирнов, стр. 109, 115, 182; Воскресенский, стр. 15.

    Декабря, после 15. Начал сдавать экзамены за третий нижний класс — «грамматику».

    Смирнов, стр. 182; Воскресенский, стр. 15.

    После экзаменов переведен в четвертый нижний класс академии — «синтаксиму».

    Смирнов, стр. 110, 182; Воскресенский, стр. 15.

    Примечания

    19 Славяно-греко-латинская академия была высшим духовным учебным заведением, готовившим «служителей» для русской православной церкви, а также различных чиновников для государственных учреждений России. В Академии было 4 низших класса («фара», «инфима», «грамматика», «синтаксима»), 2 средних («пиитика» и «риторика») и 2 высших («философия» и «богословие»). Курс богословия продолжался четыре года, философии и риторики — по два года, пиитики и синтаксимы — по одному, из низших классов могли переходить в средние через полгода или треть (4 месяца). Обучение в академии велось круглый год. В летние месяцы (с 15 июля по 31 августа) учащимся разрешались два раза в месяц, на один день, «рекреации» (перерывы для отдыха). В регламенте рекомендовалось, чтобы в эти дни «гулянье было с играми честными и телодвижными, чтоб ученики прогуливались по полям и местам веселым и к дворам загородным, ибо сие и здравию полезно и скуку отгоняет». Регламент позволял также ученикам игру на музыкальных инструментах и разыгрывание религиозных представлений. После окончания академии студенты получали свидетельство «искусства их», и тогда, как сказано в Духовном регламенте, «можно было их презентовать царскому Величеству и, по его Величества указу, определять оных на разные дела» (Смирнов, стр. 16—17, 181, 188—189, 224—225).

    20 1731 г. по 16 августа 1732 г. — Софроний Мегалевич, с 30 августа 1732 г. по 12 декабря 1733 г. — Феофилакт Журавский и с 12 декабря 1733 г. — Стефан Калиновский (М. Заринский. Иерархи архангельские и холмогорские. Справочная книжка Архангельской губернии на 1852 год. Архангельск, 1852, стр. 170; Смирнов, стр. 197—198; Описание документов и дел, хранящихся в Архиве св. Синода, т. XI, СПб., 1903, стлб. 199—200, 546).

    21 Указом Синода от 7 июня 1728 г. предписывалось от академии «помещиковых людей и крестьянских детей, также непонятных и злонравных ... отрешить и впредь таковых не принимать». В результате этого указа число учеников в академии в последующие годы резко сократилось. В сентябре 1730 г. ректор академии сообщал Синоду, что духовенство не отдает своих детей в академию, а из других сословий запрещено принимать по указу 1728 г., из-за чего «число учеников во всей Академии зело умалилося и учения распространение пресекается» (Описание документов и дел, хранящихся в Архиве св. Синода, т. X, СПб., 1901, стлб. 621—622; Смирнов, стр. 179—180; П. Знаменский. Духовные школы в России до реформы 1808 г. Казань, 1881, стр. 292).

    22 В автобиографической записке 1754 г. о прохождении службы Л. писал: «В Московских Спасских школах записался 1731 года генваря 15 числа. Жалованья в шести нижних школах по 3 копейки на день. А в седьмой 4 копейки на день» (ПСС, т. 10, стр. 348).

    23 В это время Л. уже мог говорить по-латыни и делать переводы с латинского языка.