• Приглашаем посетить наш сайт
    Бальмонт (balmont.lit-info.ru)
  • Биография (вариант 12, автор неизвестен)

    Ломоносов Михаил Васильевич

    (08-11-1711 г. - 04-04-1765 г.)

    Не существует, пожалуй, такого человека, которому не знакомы имя и фамилия этого знаменитого ученого-универсала. Михаил Васильевич Ломоносов — первый русский ученый-естествоиспытатель, чьи труды до сих пор имеют мировое значение, химик, физик, энциклопедист. Он первый дал наиболее близкое к современному определение физической химии, разработал основные фундаментальные законы молекулярно-кинетической теории тепла и начала термодинамики, заложил основу науки о строении и физико-химических свойствах стекла.

    Ломоносов прославился как астроном, географ, металлург, геолог, инженер-приборостроитель, поэт. Он смог произвести революцию в области русского языка, приблизив его к современному, изменил привычный для его современников стихотворный строй на более совершенный, который уже в его время признали и нарекли свободным русским слогом. Кроме того, Ломоносов сделал ряд открытий в таких областях, как история, педагогика (называвшаяся в XVIII веке развитием отечественного просвещения) и экономика.

    Широта и размах знаний, умений и способностей Ломоносова поражают своей уникальностью. Не случайно исследователи и библиографы сравнивают Ломоносова с Леонардо да Винчи: количество и значимость их изобретений и открытий примерно равны.

    Михаилу Ломоносову удалось объединить в своем творчестве и научной деятельности основные области знаний, их фундаментальные проблемы. Он настолько глубоко смог проникнуть в сущность непонятных и пугающих в его время явлений, что и сейчас, в XXI веке, слова В. И. Вернадского о Ломоносове как о нашем современнике «по тем задачам и целям, которые он ставил научному исследованию» не являются преувеличением.

    Сам Ломоносов считал основной областью своей научной деятельности химию, однако, как показывает анализ его творческой и научной деятельности, эта дисциплина была тесно связана со всеми исследованиями ученого. Это говорит о четком понимании Ломоносовым единства природы и фундаментальных законов мироздания, лежащих в многообразии явлений.

    Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в деревне Мишанинская (по другим источникам — Денисовка).

    Отец знаменитого ученого занимался морским уловом, а мать умерла, когда сыну едва исполнилось 9 лет. Мачеха очень не любила пасынка и считала его страсть к книгам бесполезной тратой времени. Будучи еще десятилетним мальчиком, Ломоносов стал помогать отцу добывать улов. Вместе с ним он совершал дальние морские путешествия, что безусловно закаляло его характер, развивало наблюдательность, обогащало все новыми и новыми знаниями.

    Михайло был единственным сыном в семье, и поэтому отец надеялся завещать сыну свое дело. Однако безудержная тяга к знаниям звала Ломоносова к другим высотам. И в девятнадцатилетнем возрасте мальчик ушел из дома и отправился в Москву получать образование. Так начался трудный путь продвижения Ломоносова в науку.

    Одним из вкладов Ломоносова в мировую науку является так называемая молекулярно-кинетическая (или корпускулярно-кинетическая) теория тепла, ставшая прообразом современной теории термодинамики.

    Ломоносов обратил внимание научного общества на следующую проблему: ни расширение тела при нагревании, ни увеличение массы при обжиге, ни фокусировка солнечных лучей с помощью линзы не дают ответов на вопрос, откуда в каждом конкретном случае берется тепло и каким образом оно передается от среды к предмету или от предмета к предмету? На тот момент существовала теория так называемого теплорода, наличие которого в окружающей среде косвенно доказывал случай с увеличением массы нагреваемого тела. Но подобная теория моментально разбивалась о вопрос, который задал Ломоносов: почему же тогда при охлаждении теплород остается, хотя сила тепла предмета теряется?

    Полностью отвергнув теорию теплорода, Ломоносов выдвинул свою. Таким образом ученый смог доказать, что причиной движения тела, выделяемого объектами или средой, является бесконечное и неупорядоченное движение частиц внутри материи среды или предмета в зависимости от того, с какой скоростью — большей или меньшей — движутся эти частицы, иными словами, нагревается или охлаждается тело.

    В результате сенсационные выводы Ломоносова были подвергнуты строгой критике со стороны научной общественности. Дело в том, что они оказались слишком инновационными для весьма консервативного общества того времени.

    Окончательное принятие теории, разработанной Ломоносовым, про-изошло лишь через 10 лет после ее первого опубликования, после того как сам создатель привнес в нее ряд изменений и дополнил «теорией коловращения», в которой раскрыл сущность частиц, названных им корпускулами.

    Самым большим достижением Ломоносова в области наук можно назвать открытие межнаучных связей, которые сам ученый-энциклопедист описывал следующим образом: «Нет сомнения, что науки наукам много весьма взаимно способствуют, как и физика химии, физике математика, нравоучительная наука и история стихотворству».

    Эта теория вместе с дополнениями послужила предшественницей многих предположений и гипотез в области атомистики и теории строения материи. В его тезисах много аналогий, ставших актуальными лишь век спустя: в частности, теперь не вызывает сомнения шарообразная форма атомов, вращение атомов и молекул, а также тепловое вращение (термодинамика).

    В 1740-х годах Ломоносов заявил о зарождении новой науки, существующей на стыке двух дисциплин — физической химии. Пред-посылками для ее оформления послужили две работы Ломоносова: «Введение в истинную физическую химию» и «Начало физической химии, потребное молодым, желающим в ней совершенствоваться». Окончательное формирование дисциплины произошло в 1751—1752 годах, после того как ее создатель записал на 30 листах более сотни основополагающих тезисов.

    Понимание необходимости выведения новой самостоятельной дисциплины из области межнаучных знаний пришло после того, как Ломоносов попытался описать химические законы с помощью постулатов механической физики и заметил не просто общность, а единство рассматриваемых им понятий.

    оригинальный метод для выявления интересующих исследователя связей химических и физических явлений.

    Теоретические изыскания он подтверждал на практике с помощью экспериментов, однако здесь важен даже не сам эксперимент, а практика как таковая, в которой Ломоносов считал наиболее важным понимание закономерностей процессов и явлений.

    Эти закономерности проистекали из четкого и скрупулезного анализа физического, химического и молекулярного строения предмета, что является с точки зрения теории познания если не единственным, то одним из наиболее достоверных и правильных способов изучения явлений окружающей действительности. Методологический круг, выведенный ученым-универсалом, по сути, «оживлял» теоретические изыскания и делал «зрячим» практический эксперимент.

    к опытам в более прикладной, чем ранее, области науки — стеклодувной дисциплине.

    Им было проведено свыше 4000 опытов, оказавшихся более чем плодотворными. Ломоносов выработал технологию придания стеклу цвета, как прозрачного, так и непрозрачного матового — смальты. Методика окраски стекла стала применяться им как во время простой варки стекла, так и уже при создании из него сложных дутых и отливных стеклянных изделий.

    — технологии, открытые Ломоносовым, оказались чрезвычайно своевременными и полезными: российская стекольная промышленность XVIII века переживала не лучшие времена: из-за ограниченного числа доступных и используемых реактивов было возможно получение очень скудной палитры окрашенного стекла: изготавливаемые Санкт-Петербургским стеклянным заводом изделия были либо совершенно бесцветными, либо окрашенными в зеленый или синий цвета. А ведь это был крупнейший российский завод того времени!

    В Германии уже 100 лет как существовал секрет выплавки рубинового стекла — «золотого рубина», имеющего очень сложный состав, включающий в том числе и золото. Известный еще в Древнем Риме секрет изготовления красного стекла перешел в руки Иоганну Кугелю, который, так и не рассекретив рецепт, унес его с собой в могилу. Михаил Ломоносов смог разгадать рецептуру, которая казалась уже безвозвратно утерянной, вернув тем самым Санкт-Петербургскому заводу былую славу.

    Такие успехи в области стекольного дела объясняются тем, что в стекольщики шли мастеровые и ремесленные люди, которые хорошо справлялись с тонкой и довольно тяжелой ручной работой, но при этом не обладали никакими научными знаниями и навыками. Ломоносов следовал своему проверенному методу соединения практического и теоретического познания окружающего мира: умение обращаться с расплавленным стеклом вкупе с теоретическим пониманием стоящей перед ним проблемы помогло ученому создать широкую — более чем в 200 цветов — палитру декоративного стекла.

    Именно тогда многим стеклоделам стало ясно, что без элементарных теоретических знаний многого в стекольном производстве добиться не получится. Тогда же Ломоносов доказал на практике и необходимость лабораторного и производственного персонала на заводах и в мастерских.

    С опытами со стеклом и изделиями из него, но при этом и затрагивая другие дисциплины — физику, оптику и приборостроение — перекликаются работы Ломоносова в области астрономии и оптомеханики. В 1761 году, 26 мая, Михаил Ломоносов сделал открытие, после которого астрономия как наука стала совершенно иной и на ступень приблизилась к современному уровню освоения этой науки. Наблюдая за прохождением Венеры по солнечному диску, Ломоносов обнаружил наличие атмосферы у этой планеты.

    планетой и Солнцем и дальнейшими расчетами размеров системы. При этом наблюдения должны были вестись с разных, заранее выверенных географических точек земного шара. В итоге расчеты были произведены в 40 пунктах 112 учеными, в том числе и Ломоносовым.

    В обязанность Ломоносова в этом мероприятии входило наблюдение соприкосновения краев дисков Венеры и Солнца. Именно в этот момент он и заметил узкую светящуюся полоску, окружающую темный дик Венеры. Этот эффект, являющийся доказательством наличия воздушной оболочки у планеты видели многие астрономы — участники эксперимента. Однако только Ломоносову удалось верно объяснить явление рефракции солнечных лучей, проходящих сквозь газообразную среду. Этот феномен рассеяния света — его отражение при скользящем падении — в астрономии получил название его первооткрывателя: «явление Ломоносова».

    Свои наблюдения за небесными явлениями Ломоносов записал. В 1761 году труд был издан под названием «Явление Венеры на Солнце, наблюденное в Санкт-Петербургской Императорской Академии наук Майя 26 дня 1761 года» и в этом же году переведен на немецкий язык. Таким образом, об открытии Ломоносова европейское научное общество узнало в довольно короткий срок и практически из первых рук. Интересен тот факт, что сам Ломоносов не придавал своему открытию большого значения: оно даже не было включено в составленном им самим списке работ, которые считал наиболее важными в своем научном творчестве.

    Кроме того, Ломоносов является автором целого ряда оптических приборов, он создал русскую школу научной и прикладной оптики. В число его достижений входят такие приборы, как катоптрико-диоптрическая зажигательная система, прибор «для сгущения света», названный им «ночезрительной трубой» и предназначавшийся для того, чтобы «различать в ночное время скалы и корабли», целый ряд приспособлений для наблюдений и анализа эффекта рефракции. Ученый сконструировал также оптический батоскоп или новый «инструмент, которым бы много глубже видеть можно дно в реках и в море, нежели как видим просто. Коль сие в человеческой полезно, всяк удобно рассудить может». Большое значение имеет другое его изобретение, которое сам создатель назвал горизонтоскопом — перископ с механизмом, делающим возможным горизонтальный обзор местности. Подобные этой системы до сих пор применяется в танковой технике.

    В 1762 году Ломоносов предложил принципиально новую конструкцию телескопа — инструмента, от правильного устройства которого зависела (да и до сих пор зависит) судьба всей астрономии. Новая конструкция в своем строении предполагала только одно вогнутое зеркало, установленное под небольшим углом к оси телескопа. Окуляр был установлен сбоку, таким образом, что это единственное зеркальце, собирая за счет своей вогнутости лучи, концентрировало их именно в области окуляра, увеличивая тем самым плотность и яркость светового потока. К сожалению, в связи с тем, что на авторство подобной системы претендовал ученый У. Гершель, который вел свои разработки параллельно с Ломоносовым и который получил схожие результаты практически одновременно с ним, изобретение оставалось неопубликованным более полувека.

    рассуждения в живую, интересную и самобытную форму. В те моменты, когда он зачитывал свои наблюдения и сопутствующие им выводы членам научной комиссии в Академии художеств, он представлял собой оратора, естествоиспытателя, популяризатора научного знания и литератора в одном лице. Ломоносов сам говорил, что «дает указания, выражает надежды, вырабатывает планы новых снарядов и опытов, приводит... результаты собственных изысканий в лаборатории и кабинете».

    В 1748 году Ломоносов создал научный труд под названием «Риторика», который практически сразу же получил признание и стал первой в своем роде российской хрестоматией мировой литературы, куда были включены и произведения русских авторов. Несмотря на традиционность определения, которое Ломоносов давал риторике как дисциплине, его труды стали настоящим руководством для обучения красноречию, воспользоваться которым мог не только дворянский сын или студент академии, но и любой, мало-мальски грамотный и заинтересованный в дальнейшем образовании человек.

    Мнение, гласящее, что до Ломоносова в России риторикой никто не интересовался является в корне ошибочным: в то время риторика являлась одной из обязательных дисциплин для дворянских детей, преподавалась в академиях и университетах. Писались и учебники, но все они по негласной традиции создавались либо на старославянском языке, употребление которого ограничивалось церковными службами, либо на латыни — официальном языке науки.

    «Риторика» Ломоносова состояла из трех основных глав: «Об изобретении» (создание новых слов и словоформ), «Об украшении» (описание большинства известных на то время поэтических приемов и тропов) и «Об расположении слов». Помимо собственно риторики, в своем труде Ломоносов выделяет такие прикладные дисциплины, как ораторию — сочинение прозаических речей, поэзию — сочинение и чтение поэтических произведений, словорасположение — основу современных синтаксиса и пунктуации. На основе «Риторики» Ломоносова впоследствии создавались первые учебники по русскому красноречию.

    Еще один трактат, имеющий огромное значение для русского языка и по сей день, — «Российская грамматика» Ломоносова. В нем были собраны известные в то время основы и нормы русского языка, к которым Ломоносов присовокупил разработанную им самим теорию частей речи. В труд были включены первые орфоэпические (правильное произношение того или иного слова) и грамматические нормы и рекомендации.

    «Российская грамматика» опиралась на московское наречие, особо отмеченное автором труда: «Московское наречие не только для важности столичного города, но и для своей отменной красоты прочим справедливо предпочитается». Им же было введено понятие художественно-выразительных приемов речи, поэтических тропов.

    Вместе с В. К. Тредиаковским Михаил Ломоносов совершил, по сути, революцию в области русского стихосложения, кардинальным образом изменив считавшуюся на тот момент традиционной систему ритма и рифм. Дело в том, что до реформы Ломоносова стихотворения российской поэзии строились по примеру стихотворений польских и литовских, в которых ударение ставится, как правило, на предпоследний слог.

    Для русского уха такое построение стихотворных строк было неприемлемым: строки выходили слишком длинные, и, кроме того, поэту зачастую приходилось ставить ударение в несвойственном для этого слова месте, чтобы подогнать его под привычную систему.

    До сих пор созданные Ломоносовым литературные произведения — оды, сатиры и стихотворения — признают лучшими образцами поэтического искусства эпохи классицизма.

    В мае 1764 года Михаил Ломоносов подвел итоги своей научной деятельности, выбрав из всех своих достижений те, которые он считал наиболее важными.

    — к физической химии и теории растворов, остальные принадлежат к изучению электричества, минералогии и геологии, гравиметрии.

    Недоброжелатели из Академии, которые только и ждали подходящего момента, смогли добиться его отставки Екатериной II. Однако императрица вовремя осознала свою ошибку.

    Последний год своей жизни Ломоносов не выходил из дома и скончался 15 апреля 1765 года.

    Раздел сайта: